Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА 5 страница




Автор процитированного высказывания Н.Джинджихашви-ли приводит афоризм американского философа Сантаны, срав­нившего искусство с женщиной: «Сначала она чарует, не замечая этого, затем прибегает к искусственным средствам, чтобы чаро­вать, наконец, наступает раскаяние и желание вернуть себе не­винность». Последнее, комментирует Н.Джинджихашвили, возможно «...лишь в том случае, если жизнь перестает быть по­шлым насильником» (там оке, с.234).

«Утрата искусством своей невинности» означает, прежде все­го, низкое качество восприятия его массовым реципиентом при общем увеличении количественных показателей его потребле-



Введение в психологию искусства


Искусство в социокультурной ситуации



 


ния. «Иногда можно выиграть в количестве зрителей, но проиг­рать в их качестве», — формулирует эту достаточно очевидную зависимость ВАбдрашитов". Такая же зависимость сформулиро­вана и для музыки (Цукерман, 1972, с.42), для других видов ис­кусства также нет оснований в ней сомневаться. Подчеркнем, что здесь речь идет уже не о квазиискусстве, а о том, что воспи­танный на нем зритель подходит с той же меркой к искусству настоящему, воспринимая его на уровне обыденного сознания. АЛ.Вахеметса и С.Н.Плотников (1968, с.177) утверждают, что такое восприятие характерно для большинства зрителей.

В силу сложности, многогранности и полифункциональнос­ти любого произведения искусства оно может оказывать воздей­ствие на реципиента на разных уровнях — и на глубинных, и на поверхностных. Как указывает А.Н.Сохор, произведение может оказать на человека воздействие даже при отсутствии понима­ния: «Картина — своим колоритом и экспрессией линий (даже если их предметное значение не будет воспринято), танец — внешней динамикой движений, музыка — тембром, громкос­тью, общим направлением мелодического движения, общим характером ритмики... Но эти эффекты будут аналогичны воз­действию на слушателя речи, произносимой на незнакомом языке. Оно ограничится уровнем физиологических реакций и низших, элементарных чувствований (ощущения приятного или непри­ятного, возбуждения или успокоения, напряжения или разряд­ки). Отсюда еще очень далеко до восприятия духовного — идейного, образного, эмоционального — содержания искусст­ва» (Сохор, 19806, с.47). Аналогичные вещи — факт воздействия литературного произведения на читателя невысокого уровня раз­вития — отмечает и Л.Жабицкая (1974, с.24), объясняя это тем, что читатель как бы «подстраивает» текст к своим «возможнос­тям». По сути, в любом произведении искусства заложена потен­циальная возможность взаимодействовать с ним и воспринимать его на разных уровнях. Оно способно отвечать на самые разные запросы, и одно и то же произведение может дать разное раз­ным читателям и зрителям. Как говорили в древности про Гоме­ра: «И мальчику, и мужу, и старику он дает то, что каждый в силах взять у него»5.

* Литературная газета. 1987. № 3. 14 января. С.8. 5 Дион Хрисостом // Идеи эстетического воспитания: В 2 т. М., 1973. Т. 1. С. 186.


Таким образом, полноценность эстетического восприятия зависит от зрителя в не меньшей степени, чем от произведения. В ситуации внехудожественного восприятия «...не искусство, не произведение воздействует на человека, а потребление заранее предопределено той или иной схемой сознания, контролирую­щей восприятие» (Стафецкая, 1984, с.96).

Эстетическая культура и проблемы ее формирования

С точки зрения социальной политики очень непростой со­циально-психологической проблемой выступает отношение к тем людям, которые — не по своей вине — застряли в своем разви­тии на уровне квазивосприятия. Что делать с тем, кто мало что в состоянии воспринять адекватно, «с человеком, который на дискотеке потанцевал, а в филармонию ходить не хочет?», как пишет Александр Иванов в своей статье в защиту «массовой культуры» (1988, с.75). А.Иванов предлагает оставить его в по­кое: «Ну давайте же хоть сейчас, в эпоху демократизации нашей жизни, позволим людям любить то, что им нравится, то, что им по душе... Будем надеяться, что это — пока. Глядишь, и дой­дут, вникнут, освоят, поймут, оценят, но добровольно, без унижений и насилия» (там же, с. 76). Ученые не разделяют та­кого оптимизма: «Представление о том, что возможно изменить его (человека. — Д.Л.) систему ожиданий, установок на искус­ство и ценностных ориентации в целом, если оставить его один на один с искусством, сейчас кажется слишком оптимистич­ным» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.247). Опыт западного «общества потребления», в котором человек располагает боль­шим выбором как истинного искусства, так и его эрзацев, сви­детельствует не в пользу идеи о самопроизвольном эстетическом воспитании оставленной на произвол судьбы публики. Апелля­ция к мнениям и вкусам широких масс людей оправдана тогда, когда им по меньшей мере есть о чем высказывать это мнение, то есть когда они могут со знанием дела сравнивать что-то, что-то хвалить, а что-то отвергать. Искусство должно активно стре­миться к тому, чтобы воздействовать на потребителя, «добиваться того, чтобы его понимали» (Брехт, 1965, с. 136). О неуместности ссылок на сформировавшиеся вкусы публики писал Карел Ча­пек еще 60 лет назад: «Каждый год кто-нибудь провозглашает,



Введение в психологию искусства


Искусство в социокультурной ситуации



 


что публика уже по горло сыта тем-то и тем-то и требует чего-то совершенно нового. Но потом обычно обнаруживается, что пуб­лика требует как раз чего-то отнюдь не нового. Отсюда один вывод: не следует вообще ссылаться на волю публики. Не столь важно, чего хочет публика. Важнее то, куда мы намерены увлечь ее, что можем ей дать с какой-то надеждой на понимание с ее стороны... Не стоит слишком заботиться о том, чего хочет пуб­лика. Спросим лучше, какой мы ее хотим и можем сделать» (Ча­пек, 1969, с.87).

Если некоторое время тому назад вопросы воздействия на широкие массы людей — эстетическое воспитание, культурная политика, «гармоническое развитие личности», «формирование нового человека» — были модными сюжетами, связанными с выраженным социальным заказом, и призыв А.Иванова оста­вить человека в покое имел конкретных и многочисленных ад­ресатов, то за последние несколько лет бывшая активная государственная политика в этой области полностью развали­лась и люди действительно оказались полностью предоставлены самим себе в их взаимоотношениях с искусством в самом широ­ком смысле этого слова. Хорошо ли это — вопрос неоднознач­ный, учитывая, что культура по определению нуждается в поддержке, пестовании, усилиях по ее сохранению и развитию, ибо она не адаптивна по отношению к внешним условиям, в которых она существует. Настоящая культура скорее контрадап­тивна; в отличие от житейской практики, она представляет со­бой пространство идеальных ориентиров развития и зону ближайшего развития последней. Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вернуться с социального на индиви­дуально-личностный уровень рассмотрения.

Звеном, связывающим эти два уровня в данном контексте рассмотрения, является понятие эстетической культуры лично­сти. Художественная или эстетическая культура личности высту­пает как неотъемлемый и важный аспект личностного потенциала, оказывающий несомненное влияние на другие лич­ностные качества.

Мы не считаем целесообразным различать эстетическую и художественную культуру личности, как это делает, например, Л.Н.Столович (1985, с.143—144). Первую он характеризует как способность эстетического переживания, эстетическую чуткость, вкус, а вторую — как художественную образованность и владе-


ние языком изобразительных средств. Нам эти два момента пред­ставляются в большой степени взаимозависимыми и более им­понирует интегративное понимание эстетической культуры личности, предложенное болгарским ученым И.Стефановым: «Эстетическая культура личности связана, прежде всего, с ин­дивидуальной способностью к персональному, конкретному и содержательному распредмечиванию искусства при посредстве аккумулированного художественного опыта. Эстетическая куль­тура представляет индивидуальную способность к созданию ин­тимного контакта с миром искусства, причем осуществляется извлечение скрытого, опредмеченного в художественных обра­зах человеческого смысла, его дальнейшего переживания как личностного смысла (в связи с индивидуальным опытом) и вклю­чение в духовную структуру индивида» (Стефанов, 1981, с.56).

Как отмечает И.Стефанов, человек, характеризующийся низким уровнем эстетической культуры, также участвует в куль­турной жизни, порой довольно интенсивно: ходит в кино, слу­шает радио, смотрит телевизор. Он отличается «...не негативным или безразличным отношением к эстетическим ценностям... а неспособностью ставить себе определенные цели по отношению к искусству, вследствие чего он приобщается к этой сфере слу­чайно и обычно с самого низкого слоя художественных ценно­стей» (там же, с.58). Как эстетически развитая, так и неразвитая личность характеризуется определенной избирательностью пред­почтений, однако, во-первых, у личности с низкой эстетичес­кой культурой самоограничение в сфере потребления культуры происходит часто за счет испытанных и проверенных художе­ственных ценностей, а во-вторых, высокая эстетическая куль­тура предполагает относительно гибкие ценностные критерии и границы, способность адекватно оценивать и воспринимать про­изведения в широком спектре жанрово-стилевых характеристик (там же, с.58—59).

Восприятие искусства эстетически развитой личностью в общем виде характеризуется целостностью, разноплановостью и вниманием прежде всего к содержанию произведения. Оценка формы при этом определяется тем, насколько она способствует проявлению и выражению конкретного содержания.

Существенной характеристикой эстетически развитой лич­ности является легкость вхождения в мир произведения. Дело в том, что вхождение в мир произведения — это не мгновенный



Введение в психологию искусства


Искусство в социокультурной ситуации


51


 


акт. Это деятельность, имеющая достаточно сложную структуру. Для человека, не обладающего большим опытом общения с тем или иным видом искусства, вхождение в мир нового, непри­вычного для него произведения требует немалых усилий. Ему приходится строить особую ориентировочную деятельность с тем, чтобы, опираясь на особенности эстетической структуры произ­ведения, уловить ее инвариантные характеристики и сформиро­вать адекватную установку, позволяющую без помех проникнуть в содержание произведения и испытать на себе его воздействие. Это же происходит и у эстетически развитого читателя, зрите­ля, слушателя, однако у него эта деятельность имеет свернутый характер, она стала автоматизированной в результате многократ­ного выполнения. Поэтому у него вхождение действительно осу­ществляется практически мгновенно и не требует напряженных усилий. Таким образом, получается, что при восприятии слож­ного произведения человеку эстетически недостаточно развито­му приходится преодолевать барьер вхождения в эту структуру. При адекватной мотивации этот человек сможет, предприняв необходимые усилия, преодолеть этот барьер. Если мотивация будет недостаточной, то необходимость напрягаться вызовет у него защитную реакцию отвержения. Эстетически же развитый человек в этой ситуации не будет испытывать существенных зат­руднений и сможет без особых усилий осуществить вхождение в структуру даже довольно сложного произведения, получив тем самым доступ к его содержанию. Некоторое различие, наблюдае­мое между разными видами искусства, связано с тем, что они требуют для полноценного восприятия разного уровня эстети­ческой подготовки. И человек, который без особого труда про­ходит сквозь форму произведения художественной прозы, может столкнуться с трудностями при восприятии, скажем, театраль­ного спектакля.

Мы уже предостерегали от предубежденности по отноше­нию к произведениям, далеким от высших эстетических образ­цов, ссылаясь на выполняемую ими важную рекреационную функцию. Но кроме этого, они выполняют еще одну, не менее важную функцию, существенным образом связанную с формиро­ванием эстетической культуры личности. Типичными образца­ми литературы «второго сорта» принято считать сентиментальную и приключенческую литературу. С нее, однако, по сути, начина­лось развитие самой литературы; и с нее же начинается и инди-


видуальное художественное развитие. Как считает Н.А.Хренов, процесс демократизации искусства приводит к такой парадок­сальной логике взаимоотношений искусства и публики, при которой расцвет «низкого» искусства предстает «...не только как следствие неравномерности высших потребностей, но и как эле­мент формирования и утверждения "высокого", без которого это "высокое" не было бы создано и воспринято» {Хренов, 1980, с. 106). Так же, как чтение по слогам предшествует беглому чте­нию, так и восприятие отчетливо выделенной сюжетной ли­нии, конкретных действий является одним из начальных «азбучных» этапов развития художественной грамотности, формирования способности воспринимать сложные произведения во всей их полноте6. Плохо, когда взрослый человек застревает на этом этапе, но пройти его необходимо, чтобы подняться на следующий. Сегодня социологи признают, что для кого-то и сен­тиментальная мелодрама может быть шагом вперед в художе­ственном развитии. Приоритет же здесь принадлежит, пожалуй, Н.М.Карамзину, который в 1802 году писал: «Не знаю, как дру­гие, а я радуюсь, лишь бы только читали! И романы, самые посредственные, — даже без всякого таланта писанные, спо­собствуют некоторым образом просвещению. Кто пленяется "Никанором, злосчастным дворянином", тот на лестнице ум­ственного образования стоит еще ниже его автора, и хорошо делает, что читает сей роман: ибо, без всякого сомнения, чему-нибудь научается в мыслях или в их выражении. Как скоро меж­ду автором и читателем велико расстояние, то первый не может сильно действовать на последнего, как бы умен он ни был. На­добно всякому что-нибудь поближе: одному Жан-Жака, друго­му - "Никанора"» {Карамзин, 1980, с. 121).

Из этого, конечно, не следует, что плохой детектив или любовный роман читатель невысокого уровня развития будет непременно предпочитать классике. Многие произведения оте­чественной и мировой классики обладают не только глубоким мировоззренческо-смысловым содержанием и изысканной фор-

6 Можно в качестве еще более предварительного, «нулевого» этапа художественного развития рассматривать «...распространение в широких массах представлений о престижности духовной ценности, не материализованной для ее обладателя ни в какой вещной форме...» (Человек в мире художественной культуры, 1982, с.53).



Введение в психологию искусства


Искусство в социокультурной ситуации



 


мой, но и чертами, привлекательными также для неискушен­ных читателей — динамизмом сюжета, эмоционально насыщен­ными эпизодами, запоминающимися образами. Все это облегчает вхождение такого читателя в смысловую ткань произведения, его приобщение к смыслам и ценностям, которые произведе­ние несет в себе, и восхождение благодаря этому на более высо­кий уровень освоения литературы как вида искусства.

Резюмируем, насколько это возможно, рассмотренную нами с разных сторон проблему формирования и развития индивидуаль­ной эстетической культуры. Признание права людей на искусство, соответствующее их вкусам, не означает одновременно признания любых вкусов нормальными и имеющими право на существование. «Лучше плохая книга, чем хорошая водка. Иными словами — лю­бое чтение лучше ничегонеделания или дурных поступков. Но... от плохой книги к водке легче перейти, чем от хорошей. А значит, необходимо четко различать, где вершина, а где — подножие» (Искандер, 1985, с. 14). Кроме того, публика не вполне однородна; она состоит из конкретных людей с достаточно разнообразным спектром запросов. Попытка приложить ко всем общую мерку не принесет ощутимого успеха. Необходимое и неизбежное, хотя и трудно реализуемое требование эстетического воспитания — ин­дивидуальный подход. «Эстетическое воспитание... только тогда будет действенным... когда оно будет говорить с каждым на его собствен­ном языке, находя при этом в нем особые связи с самим языком искусства. И только отталкиваясь от фактического состояния (со­держания) подготовленности человека к восприятию и понима­нию искусства, оно будет способно ввести его в мир ценностей подлинно прекрасного» (Дадамян, Дондурей, Невлер, 1979, с.247).

Подытожим содержание данной главы.

1. Для современной социокультурной ситуации характерна
многочисленность контактов людей с искусством вне адекват­
ной эстетической ситуации, в результате чего преимуществен­
ное распространение приобретает не специфическая развивающая
функция искусства, а его побочные функции.

2. В условиях снижения актуальности развивающей функции
искусства на передний план выступает массовое искусство или
квазиискусство, лишенное развивающей функции. В отличие от
истинного искусства, квазиискусство строится на принципе уз­
навания и минимизации интеллектуальных усилий реципиента.


 

3. Квазиискусство отвечает рекреационным и гедонистичес­
ким потребностям людей. Оно может оказывать на развитие лич­
ности негативное влияние, проявляющееся либо в торможении
личностного развития, либо во внедрении в сознание деструк­
тивных ценностей. Вместе с тем, на определенных этапах инди­
видуального художественного развития и в определенных
условиях, оно может способствовать восхождению на началь­
ные ступени приобщения к искусству.

4. Одновременно с дифференциацией аудитории искусства
по запросам и интересам имеет место нивелирование уровней
художественного развития (эстетической культуры) населения.
Тип квазичитателя (зрителя, слушателя), ориентированного на
квазиискусство, можно рассматривать как преобладающий.

5. В процессе восприятия искусства человеком, стоящим на
низком уровне художественного развития, происходит при­
способление художественной реальности к схемам, направляю­
щим ее восприятие, как правило ценой ее выхолащивания или
искажения.

6. Эстетическая (художественная) культура личности являет­
ся интегральной характеристикой личности, оказывающей оп­
ределяющее влияние на предпочтение и содержательные аспекты
активности личности в сфере потребления культуры. Люди с
различным уровнем эстетической (художественной) культуры
нуждаются в различных подходах для того, чтобы общение с
искусством выступило для них как фактор развития личности.

В следующей главе мы переходим к изложению и анализу существующих в литературе типологий аудитории различных видов искусства и к возрастной периодизации художественного развития личности.


Индивидуальные и возрастные особенности восприятия и потребления искусства

ТИПЫ И УРОВНИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ИСКУССТВА

В предыдущих главах мы постарались показать, что различия в качественных характеристиках восприятия искусства разными людьми не сводятся к диалектике «понятности» искусства и «по­нятливости» публики (Давыдов, 1968, с.32). Различные типы по­требления искусства характеризуются не столько степенью своей близости к эталонному, полноценному типу, сколько качествен­ным своеобразием. И различия в восприятии одного произведе­ния разными людьми «...обусловлены не недостатками текста (его неточностью или же непонятностью) и не недостатками аудитории, но коренными особенностями искусства...» (Виль-чек, 1978, с.7—8). Автор приведенной цитаты, правда, справед­ливо оговаривается, что существуют границы, в пределах которых различия в понимании и оценке произведения можно считать нормальными. Эти различия в восприятии связаны с различием не столько способностей проникновения в содержание произ­ведения, сколько потребностей человека и запросов, предъяв­ляемых к этому произведению.

Сам по себе факт различия предпочтений в области искусства у разных категорий публики достаточно очевиден и отмечался еще Платоном, наблюдения которого часто и охотно цитируются в нашей социологической литературе, «Если бы судили совсем ма­лые дети, то они высказались бы в пользу выступавшего с куколь­ным театром... Если бы судили подростки, то — в пользу выступавшего с комедиями; а в пользу трагедии — образованные женщины, молодые люди и, пожалуй, чуть ли не большинство зрителей... Мы же, старики, скорее всего присудили бы победу рапсоду, хорошо прочитавшему Илиаду или Одиссею, или что-либо из Гесиода; ведь нам, старикам, он доставит всего более на­слаждения»1.

Творения Платона. Том XIII, Законы. Пб., 1923. С.59.


Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 61

В 1960—1980 гг., пожалуй, ни одно исследование в области социологии искусства не обходилось без дифференциации пуб­лики по социально-демографическим параметрам. Следует, од­нако, отметить, что художественные предпочтения, выбор тех или иных видов искусства, каналов общения с ним, стилей, жанров, конкретных произведений, будучи следствием, пока­зателем «...уровня и характера отношений данной аудитории с художественной культурой» (Вильчек, 1978, с.24), отнюдь не определяется однозначно социально-демографической принад­лежностью реципиента, хоть она и оказывает на этот выбор оп­ределенное влияние. В рамках любой социально-демографической группы наблюдаются различия в художественных предпочтениях, оценках и характеристиках художественного восприятия, не ме­нее весомые, чем фиксируемые по этим параметрам различия между различными социально-демографическими группами. Осознание этого привело к созданию «эстетико -психологичес­ких» (В.С.Цукерман) типологий зрителей, читателей и слуша­телей. Для каждого из видов искусства, а также для восприятия искусства вообще создана не одна такая типология; мы рассмот­рим их несколько ниже.

Примером реализации эстетико-психологического подхода к дифференциации аудитории искусства является «социально-эстетическая» типология кинозрителей А.Л.Вахёметсы и Ю.Н.Се­менова (1971). Они выделяют восемь категорий кинозрителей на основании того, что зритель преимущественно ожидает от филь­ма, и на чем основывается его оценка фильма: нормативно ори­ентированный зритель, проблемно ориентированный зритель, зритель, ориентированный на престиж культуры, эстетически ориентированный зритель, патетический зритель, сентименталь­ный зритель, зритель, ориентированный на развлекательность, и зритель, ориентированный на приключения. Ю.Н.Давыдов (1968) сделал другую попытку выделить категории публики без­относительно к видам искусства. Он выделяет категории публи­ки, для которой эстетическое восприятие произведения связано с социально-познавательной или социально-публицистической функцией; с созданным в произведении миром «по ту сторону» реальной повседневной жизни; с эстетическим совершенством и «чистотой» произведения; с системой нравственных ценнос­тей, заложенных в произведении; с социально-престижным оре­олом, окружающим произведение. Трудно, впрочем, согласиться


 

Введение в психологию искусства

с тем, что во всех этих случаях мы имеем дело с эстетическим восприятием. Хотя эти две типологии построены, казалось бы, по принципиально несовпадающим основаниям — с одной стороны, это психологическая установка зрителей, а с дру­гой — функции искусства, — даже при беглом сопоставлении видно, что в них много общего. Действительно, типологии реципиентов во многом повторяют перечень психологических функций искусства. О.П.Лановенко обнаружил, что богатство духовного мира человека связано со специфичностью соци­альной функции, которую несет искусство для человека, и наоборот: «Чем беднее и однообразнее духовный мир челове­ка, тем более трафаретной, безликой, стереотипной выступа­ет для него функция искусства» (1983, с. 156—157). Целый ряд исследователей (например, Вильчек, 1978; Столовим, 1985) отмечают в той или иной форме, что если в полноценном художественном восприятии реализуется целый спектр функ­ций искусства, то различные неадекватные, редуцированные типы восприятия соответствуют гипертрофированному доми­нированию какой-либо одной функции при выпадении всех остальных. Полноценное художественное восприятие, пони­маемое как целостное, противопоставляется «частичному», не­полноценному восприятию искусства (Торшилова, Дукаревич, 1978; Тимченко, 1981).

Сделанный в конце 1960—начале 1970-х гг. шаг к дифферен­циации аудитории по эстетико-психологическим критериям привел к созданию первых типологий зрителей (читателей, слу­шателей), в основание которых легло то, что действительно имеет отношение к самому искусству: те пласты содержания — худо­жественного или нет — которые те или иные группы зрителей (читателей, слушателей) «вычерпывают» из произведения. Ста­ло ясно, что разные зрители ждут разного от общения с искусст­вом, и что с этим-то связаны известные, внешне парадоксальные и, на первый взгляд, необъяснимые данные о сравнительном успехе у разных групп публики тех или иных произведений. Бо­лее того, стало ясно, что потребности и ожидания, руководящие ими в ситуации выбора, потребления и оценки произведения, коренятся за пределами сферы общения с искусством, в много-образнейших особенностях жизни человека в обществе. Вместе с тем, хотя типологии, о которых идет речь, приближают к дей­ствительности представления о механизмах функционирования


Индивидуальные и возрастные особенности восприятия 63

искусства в обществе, в них сохраняется существенное упроще­ние реальной картины. Зритель (читатель, слушатель), обозначен­ный тем или иным ярлыком, предстает в них как тождественный самому себе во всех актах общения с произведениями искусст­ва, одинаково воспринимающий любое произведение. Это вер­но лишь отчасти. Конечно, набор психологических переменных, определяющих характер взаимодействия личности с искусством, достаточно устойчив и существенным образом характеризует лич­ность. «Читать самого себя — вот чего хочет читатель... Мы все — больные и умеем читать только те книги, которые рассказывают нам о наших болезнях» (Кокто, 1985, с. 16—17). С другой сторо­ны, абсолютизировать это утверждение было бы так же ошибоч­но, как и утверждать, к примеру, что структура произведения однозначно предопределяет особенности его восприятия. В зави­симости от самого произведения, с которым человек вступает в контакт, а также от ситуации, в которой это происходит, уста­новки и ожидания реципиента могут варьировать в определен­ных, часто довольно широких, пределах. По-видимому, большая гибкость в общении с искусством отличает более развитых чита­телей и зрителей. Они способны подойти к каждому произведе­нию со своей специфической меркой и получить от разных произведений разное. Осознание этого довольно быстро приве­ло к переориентации социологических исследований с типоло­гий зрителей (слушателей, читателей) на типологии процессов чтения, слушания, художественного восприятия или потребле­ния искусства. Последний термин представляется нам наиболее адекватным и удобным. Говоря о потреблении искусства, мы понимаем само искусство с точки зрения «социологического эм­пиризма»: «Предмет оценивается как произведение искусства, поскольку он воспринимается в качестве такового публикой, той или иной ее частью, наконец, отдельным человеком» (Ка-зин, 1986, с. 32), с тем уточнением, что в нашем понимании принятие предмета за произведение искусства не обязательно влечет за собой организацию процессов его восприятия по зако­нам художественного восприятия.

В отличие от типологий потребителя, типологии процессов потребления искусства должны обязательно учитывать особен­ности самой ситуации, в которой происходит контакт. Более того, «ситуация потребления искусства» (СПИ) может оказывать оп­ределяющее влияние на то, какая функция искусства будет pea-


 

Введение в психологию искусства

лизовываться при контакте личности с произведением искусства в данном конкретном «социальном поле». «Чисто механическое расположение человека в поле распространения художествен­ной информации еще не делает его реципиентом, еще не созда­ет СПИ» (Вахеметса, Плотников, 1968, с.16). И «...даже в том случае, если человек относится к произведению как к духовной ценности, СПИ может и не состояться» (там же, с. 17). А.Сохор (1975) перечисляет ряд различий между публикой концертно-театрального события и аудиовизуального события (музыкаль­ной радио- или телепередачи), от которых весьма существенным образом будет зависеть характер протекания деятельности восприятия концерта и соответственно, ее результат. На зна­чимость фактора ситуации указывают также факты, говорящие о большой роли случайности при выборе контактов с конкрет­ными произведениями искусства. Так, посетители театральных спектаклей или концертов в своем выборе, как оказалось, «...час­то руководствовались не предпочтением или устойчивой уста­новкой, а доступностью ("У знакомых оказался лишний билет"), конформистскими соображениями ("Спектакль посмотрели или книгу прочитали товарищи") или просто случайностью ("Не­чего было делать, поэтому решили пойти на какой-нибудь фильм"). Другими словами, действия... часто оказывались неце­ленаправленными и поэтому не могли быть сведены к проявле­нию эстетических способностей, взглядов или убеждений» (Суна, Петров, 1985, с.107).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных