Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различия житейской и научной психологии




Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Если объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями, если существует в специфических формах житей­ская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыден­ной жизни. Ведь называем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного ока­зывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо зна­ем — психологического образования он не имеет. Нередко зна­токи человеческой природы вовсе не знакомы ни с теоретиче­скими основами, ни с практическими методами психологии.

Особый смысл вопрос о взаимоотношениях житейской и на­учной психологии приобретает в антроповедческих профессиях. Тот или иной уровень психологической культуры педагога, вра­ча, управленца сказывается на физическом и психическом здоро­вье, продуктивности деятельности многих людей. В педагогиче­ской литературе постоянно отмечается, что талантливый педагог отличается от своих коллег, в первую очередь, психологической компетентностью. Так можно ли стать талантливым педагогом, мастером педагогической деятельности, уповая на свои житей­ские психологические знания? Ответить на этот вопрос можно лишь зафиксировав различия между житейской и научной пси­хологией. В психологических работах выделяют целый ряд раз­личий; укажем на основные из них [20].

Существуют различия в объекте житейской и научной пси­хологии, т.е. различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Объектом житейской психологии все­гда выступают конкретные люди, с которыми мы непосредствен­но соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в ос­новном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим окружением. Объект научной психологии историче­ски изменялся и включал в себя многообразные проявления че­ловеческой психики.

Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии — различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало обобщены и ситуативны. За­частую они выражаются образно, метафорически. Знания науч­ной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на существенные и постоянные свойства че­ловеческой психологии.

Житейские и научные психологические знания различаются также и в способах их получения. Житейские знания о психоло­гии человека приобретаются путем непосредственного наблюде­ния за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для получения новых знаний и их логического структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное наблюде­ние, эксперимент, тесты, интерпретацию текстов, методы прак­тической психологии и т.д.

Многообразие методов получения знаний научной психоло­гии приводит к еще одному существенному ее отличию от жи­тейской психологии — к наличию обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогран­ной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен, систе­матизирован, представлен в логически непротиворечивых конст­рукциях, понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологиче­ской реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу.

Существенно различны пути и способы передачи знаний жи­тейской и научной психологии. Возможности трансляции обыден­ных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опы­те и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выра­жения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой - присутствует определенного рода недоверие к истин­ности сообщаемых сведений. Сказанное легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших, когда подрастающее поколение не признает общезначимости цен­ностей, норм взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.

Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют соци­ально отработанные и закрепленные способы и формы пополне­ния и сохранения, воспроизводства и передачи научно-психоло­гических знаний: исследовательские институты, учебные заведе­ния, научная литература и др.

Сопоставление возможностей житейской и научной пси­хологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаи­модействия с другими нужны фундаментальные психологиче­ские знания, которые обобщали бы соответствующий опыт все­го человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо прене­брежительное отношение к житейской психологии. Обобщен­ный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельно­сти людей получает свою значимость, когда он «пропущен» через внутренний опыт, когда он превратился в личное дос­тояние.

Понимание другого возможно, если человек способен вооб­разить себя другим, пережить его состояние как свое. Не случай­но говорят, что хорошие родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания, и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная педагогическая дея­тельность необходимо основывается на научной психологии, но педагог, помимо этого, должен быть хорошим житейским психо­логом, следующим своей интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного психологического знания — на­родная мудрость, художественные произведения и т.д. — облада­ют одним несомненным достоинством — они достоверно и об­разно отражают реальные жизненные ситуации, целостность че­ловеческой жизни, затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о своей душевной и духовной жизни.

Понятия и концепции научной психологии влияют на жи­тейские представления людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые опи­сывают динамику и напряженность психической жизни, такие, как «комплекс», «стресс», «компенсация», «замещение» и др. Большое влияние на обыденное сознание оказали, например, работы известного психолога и врача, основателя психоанали­за — З.Фрейда. Люди, познакомившиеся с его учением о нев­розах, стали объяснять свое поведение, свои внутренние пере­живания терминами и конструкциями психоаналитической теории, вследствие этого практикующие психотерапевты за­фиксировали существенный рост соответствующих неврозов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных