Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Назначение методов описательной психологии




В предыдущем изложении мы стремились показать, что ори­ентация психологии на естественнонаучную парадигму познания приводит к тому, что человек в ней рассматривается не как целое, а как совокупность определенных свойств, процессов, со­стояний, элементов и структур. Изучение человека при таком подходе состоит в абстрагировании какой-либо части и исследо­вании ее как самостоятельной и самоценной. Для этого в психо­логии используются приемы исследования, заимствованные из арсеналов естествознания, объективные методы, и в первую оче­редь наблюдение и эксперимент.

Такой подход к человеку не является вполне адекватным. Человек не только и не столько природное существо, сколько су­щество социальное и духовное. Он живет по законам общества, истории, морали. Способы и пути познания; природного мира, выработанные в естествознании, не могут быть прямо и целиком перенесены в науки, изучающие человека и общество, в котором он живет.

Гуманитарные науки (или гуманитарная парадигма в науке) возникли в XIX в., т.е. спустя два века после оформления естест­вознания. В представлении исследователей уже были выработа­ны образцы научности — это математика, физика, химия, биоло­гия и другие науки. От гуманитарного знания требовались ори­ентация на естествознание, рассматриваемое как всеобщая фор­ма научного знания, и на выработанные внутри него методы по­знания. Поэтому гуманитарные науки вынуждены были резко противопоставиться естественным наукам. В психологии это проявилось в различении В.Дильтеем «объяснительной» и «опи­сательной» психологии.

В.Дильтей обосновал специфический предмет описательной (понимающей) психологии и доказал, что такая психология долж­на выработать собственные способы и методы познания. Пред­метом описательной психологии является душевная жизнь чело­века в ее целостности и связи. Гуманитарная психология вы­являет структуру душевной жизни как целого, а не суммирует его из отдельных частей. «Необходима и возможна психоло­гия, — писал В.Дильтей, — кладущая в основу своего развития описательный и аналитический метод», нацеленный на пони­мание связности и целостности внутреннего мира человека, даю­щий основу «для постижения отдельных форм душевной жизни, различий полов, национальных характеров, вообще главных типов целевой человеческой жизни, а также типов индивидуаль­ностей» [59].

Таким образом, назначение методов описательной психоло­гии, в отличие от объяснительной, состоит не в построении при­чинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем много­образии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека — это не объяснение ее в терминах причинных зависи­мостей, а понимание ее целостности с последующим анализом и расчленением по законам самого этого целого. Объяснению в ес­тествознании гуманитарная психология противопоставляет по­нимание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных