Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о практической психологии: ее предмете, задачах, методах




Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер — здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая, психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженер­ная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология. Эти от­расли психологии называются прикладными. Таким образом, од­но из определений практической психологииэто понимание ее как прикладной дисциплины.

Особенностью прикладных отраслей психологии является их ориентация на академическую исследовательскую психологию ес­тественнонаучного типа. Каждая из прикладных отраслей пси­хологии представляет собой научно-психологическое обеспече­ние и обслуживание соответствующей практической сферы. Прикладные отрасли психологии заимствуют у академической психологии объективно-научные методы: наблюдение, экспери­мент, тесты, опрос и т.д.

Другое понимание практической психологии связано с трак­товкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической дея­тельности, а создает особую сферу психологических услуг. Иначе говоря, психология формирует свою собственную психологиче­скую практику.

Практическая психология как психологическая практика ориентирована не на исследование психики, сознания, а на ра­боту с психикой, с сознанием; на способы воздействия психолога на сознание другого человека, на систему его представлений о ми­ре других, самом себе; на его ценностные ориентации, на формы общения, характер взаимоотношений. В психологической практи­ке по сути непригодны те методы, которые используются в ака­демической психологии. Здесь нужны методы не исследования психической реальности, а практической работы с этой реально­стью. Такие методы в практике непосредственной работы с че­ловеческой субъективностью были найдены, апробированы и описаны.

Еще одной особенностью психологической практики, отме­ченной ранее, является то, что человек в ней предстает целост­но, в единстве своих специфических процессов, качеств, способ­ностей. Поэтому психолог-практик вынужден использовать сово­купность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях психотерапевтической практики.

Во вступительной статье к книге известного американского психотерапевта К.Рудестама «Групповая психотерапия» Л.А.Петровская пишет: «Если же обратиться к ситуации оказания психо­логической помощи, то здесь человек предстает перед психологом целостно, в единстве своего поведения, когниций, мотива­ции и т.д. Это предъявляет особые требования к психологиче­ской компетентности практика. Он порой не может ограничить­ся строгими рамками одного подхода. И дело отнюдь не в мето­дологической беспринципности. Психолог здесь объективно ну­ждается в задействовании комплекса подходов и средств. Воз­можный выход — в обращении ко всему накопленному, но дос­таточно разрозненному потенциалу» [66].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных