Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ мира с точки зрения даосизма




В даосизме в это время возродились древние божества, заново выстроилась их иерархия. Не замедлили появиться и новые учители, которые в очередной раз по-своему истолковали древние предания и открыли новых богов. Характер происходивших изменений, отражённый в философской и жизнеописательной литературе той поры, можно обобщить приблизительно следующим образом.

 

Мир Неба начинает стремительно приближаться и обживаться. Там появляются дворцы и сады; между Небом и Землёй снуют гонцы; ладья-дракон пересекает границу между Небом и Землёй — Небесный океан; боги и духи заселяют небесное пространство.

Это уже не абстрактное Небо, а девятислойный полуводяной-полувоздушный оазис, в котором есть свой ландшафт — горы, реки, озёра, дома, улицы и переулки, а в них — хозяева и управители. Боги проявляют вполне человеческие чувства: они испытывают любовь и ненависть, им знакомы радость и печаль, усталость и гнев, их обуревают страсти и желания.

 

Боги отличаются от людей тем, что живут долго, по нескольку тысяч лет, и не стареют, парят в небесах, пьют нектар, едят персики, дающие долголетие, ведают судьбами людей, хранят тайны искусства бессмертия в недоступных простому смертному книгах. Они светозарны, облачены в прекрасные лёгкие одежды и обладают чарующей внешностью. Однако они могут карать нарушителей традиций не менее грозно, чем древние боги.

Открыв, что Небо не есть нечто бесконечно далёкое и что существуют проводники туда, человек обращается к богам за помощью в житейских делах.

 

На первый план в средневековом даосизме выходят некоторые персонажи древнекитайской мифологии. Прежде всего, это Хуанди, которого стали почитать как первого бессмертного, основателя даосизма, а также богиня Сиванму, обладательница плодов бессмертия. Особенно почитались и восемь бессмертных, творивших чудеса и покровительствовавших различным искусствам и ремёслам. Популярностью пользовалось также древнекитайское предание о трёх мифических островах-горах, плавающих в океане: Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу, где обитали бессмертные.

 

Древние мифы рассказывали, что первый человек Паньгу умер, и только тогда из его тела родилась Вселенная. Теперь космос представляется человеком, новым Паньгу, а человек — космосом с бушующими стихиями, с особым внутренним ландшафтом. Ещё Чжуан-цзы полагал, что Небесное царство зеркально отображается на земле. Во II в. до н. э. эта мысль развивается в «Хуайнань-цзы».

 

Автор древнего трактата рассуждал следующим образом: «Во мне, как в капле воды, — весь мир, я — микрокосм, Паньгу — макрокосм. Если я буду шириться, я познаю ширь Паньгу; если я буду сокращаться, я растворюсь в Паньгу. Я подобен Дао, которое может быть широким и узким, великим и малым, сильным и слабым, объединять в себе все противоположности и при этом оставаться самим собой. Если оно Бог, я тоже искра Божья, если оно мать всех вещей, то все мы его дети. Надо искать его внутри себя и вовне — ведь частица его живёт в каждом его творении. Природа озарена Божественным светом, а я — часть её».

 

Наряду с этим наблюдался противоположный ход мысли. Небо слишком высоко и далеко, оно правит свою волю независимо от людей. Счастлив ты, если попадёшь в унисон с ней, а нет — погибнешь со всеми своими талантами. Ведь человеческий век — лишь миг в сравнении с вечностью, составляющей миг Дао.

 

Помимо всех этих перемен важно и то, что в первые века новой эры в Китай пришёл буддизм.

История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них повествует о «золотом сне». Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это Будда. Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой версии, начало буддизма в Китае относится к I в. н. э. Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае первых буддийских храмов в конце II — начале III в.

 

Ранние переводы буддийских текстов были выполнены индийскими и среднеазиатскими миссионерами. Переводчики хорошо изучили собственно китайские учения, в первую очередь даосизм. При переводе терминов они широко использовали словарь даосов, примешивая к нему слова из буддийского лексикона, порой просто добавляя их к китайскому термину. Буддисты проявляли большую гибкость, вводя в свой пантеон китайские божества, а свои «перекодируя» в китайские. Так, культ бодхисаттвы Авалокитешвары слился с народным культом китайской Великой (или Нерождённой) Матери, и Авалокитешвара превратился в женское божество — богиню милосердия Гуаньинь, спасительницу и заступницу, ныне очень популярную в китайском буддийском пантеоне.

 

Даосизм первых веков новой эры проявил не меньшую гибкость и приспособляемость, впитав в себя элементы буддизма. Не без влияния буддизма даосы начали размышлять о новых условиях жизни, задачах и целях человека. Новое богостроительство было обращено к простым людям. В результате, конечно, снизились его высокий пафос и требования (они остались прежними для избранных и приобщённых к закрытым школам даосизма).

 

Афоризмы Лао-Цзы

Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.

 

Безграничная добродетель похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похоже на ее расхищение.

 

Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков.

 

Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.

 

Воздержание - это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства.

 

Все в мире растет, цветет и возвращается к своему корню. Возвращение к своему корню означает успокоение, согласное с природой. Согласное с природой означает вечное; поэтому разрушение тела не заключает в себе никакой опасности.

 

Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.

 

Достойный муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаруживать свою мудрость.

 

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень.

 

Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой.

 

Закон достойных - творить добро и не ссориться.

 

Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная красота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее.

 

Знающий людей разумен, а знающий себя самого прозорлив.

 

Знающий меру доволен своим положением.

 

Истинно просвященный человек никогда не воюет.

 

Когда все люди узнают, что доброе является добром, возникает и зло.

 

Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.

 

Когда нет врагов, то не бывает и войны.

 

Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобие правды и начало всякого беспорядка.

 

Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

 

Первым шагом к официальному признанию даосской религии считается состоявшееся в 165 г. жертвоприношение новому божествуЛао-цзы, торжественно совершённое на государственном уровне.

 

Впоследствии Лао-цзы стал восприниматься как Лао-цзюнь, что означает «Господь Лао» (обычно слово «цзюнь» переводят как «господин», но здесь уместнее именно «господь»). В более поздней даосско-буддийской литературе он выступает как божество, принимающее в разные времена различные обличья и даже, по одной из версий, облик отца Будды. Так или иначе, Лао-цзы в новом качестве прочно вошёл в даосский пантеон.

 

Параллельное существование даосизма и буддизма рядом с конфуцианством создавало в образе мышления китайцев биполярную структуру: рационализм конфуцианства и мистика даосов и буддистов, находящиеся в состоянии динамического равновесия.

 

Вопросы для СРС

 

1. Какой смысл придавали индийские отшельники-философы аскетической практике?

2. Какие первые пять обетов принимает человек, вступивший в буддийскую общину?

3. Какие два основных направления существуют в буддизме?

4. Население каких стран преимущественно исповедует буддизм?

5. Что означает принцип ахимсы?

6. В чем отличие древнекитайской философии от индийской?

7. Когда, по мнению Конфуция, существовало идеальное государство?

8. Что служило для Конфуция критерием разделения общества на «верхи» и «низы»?

9. Какой смысл несет в себе выражение «стена иероглифов»?

10. Какую роль играет конфуцианство в истории и жизни Китая?

11. Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

12. В чем Вы видите основное различие даосизма и конфуцианства?

13. Что говорили даосские мудрецы о достижении бессмертия?

14. В чем заключается специфика китайского буддизма?

Тест-задание

 

1. Какая страна является родиной буддизма?

а) Лаос;

б) Индия;

в) Китай;

г) Непал.

2. В первой проповеди Будды излагаются:

а) пять благородных истин;

б) сто восемь благородных истин;

в) четыре благородные истины;

г) две благородные истины.

3. Какое из качеств не входит в перечень качеств

«благородного мужа» (цзюнь-цзы)?

а) жэнь (гуманность);

б) вэнь (культура);

в) ли (законопослушность);

г) увэй (недеяние).

4. Как называется древнеиндийский принцип, запрещающий убийство живых существ?

а) мокша;

б) анитьята;

в) ахимса;

г) анапанасати.

5. Родиной каких из предложенных религиозно-философских доктрин, является Индия?

а) джайнизм;

б) даосизм;

в) зороастризм;

г) манихейство.

6. Что включает в себя концепция «инь-ян»?

а) диалектика добра и зла;

б) диалектика мужского и женского начала;

в) диалектика силы и слабости.

7. Как называется буддийская община?

а) дхарма;

б) сангха;

в) карма.

8. Идеальное состояние, к которому стремятся буддисты:

а) сансара;

б) нирвана;

в) пуруша;

г) атараксия.

9. Какое из этих направлений не является буддийским?

а) махаяна;

б) хинаяна;

в) миманса;

г) важраяна.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных