Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






S1S1 – снижение предложения, S2S2 – рост предложения товаров

ТЕМА 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

3.1. Понятие и функции рынка.

3.2. Потребительский спрос и его факторы.

3.3. Предложение и его факторы.

3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена.

3.5. Эластичность спроса.

3.6. Эластичность предложения.

 

3.1. Понятие и функции рынка. С этой темы начинается изучение микроэкономики. Сущность микроэкономической теории состоит в изучении поведения отдельных хозяйствующих субъектов (фирм, домохозяйств) на рынках отдельных товаров. Объектом изучения являются рынки товаров, услуг и ресурсов. Целью изучения микроэкономики является формирование компетенции принятия эффективных решений по управлению на уровне хозяйствующего субъекта.

Существует много определений рынка. Рынок – это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок- это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических функциях.

Функции рынка

1. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

2. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

3. Ценообразующая. С помощью взаимодействия спроса и предложения определяется рыночная цена.

4. Функция регулирующая. Рынок отвечает на основные экономические вопросы:что, как и для кого производить.

5. Распределительная. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов.

Условия возникновения рынка это 1. общественное разделение труда (специализация) и 2. право частной собственности на средства производства.

Условия функционирования рынка:

1. Экономическая самостоятельность и имущественная ответственность за принимаемые решения всех участников рынка.

2. Свободное ценообразование

3. наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования.

4. Конкуренция.

5. полнота информации о состоянии рынка и доступ к ней всех хозяйственников.

6. открытость рынка, то есть внешнеэкономические связи.

В структуре рынка выделяют рынок товаров и услуг и рынок ресурсов.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актов купли- продажи, или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество; аукционы, ярмарки; коммерческие банки; информационные системы; страховые, рекламные и консультационные компании.

 

3.2. Потребительский спрос и его факторы. Спрос – это денежное выражение потребности, представленная на рынке и обеспеченная денежными средствами. Спрос – это то количество товаров и услуг, которое потребители желают и могут приобрести по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Желание потребителя купить товар определяется потребительскими предпочтениями, зависящими от предельной полезности блага. Полезность блага – это совокупность потребительских свойств товара, его способность удовлетворять потребности потребителей. Предельная полезность - это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы блага.

Различают индивидуальный спрос- спрос одного потребителя и рыночный спрос – это сумма индивидуальных спросов всех потребителей на рынке.

Главным фактором спроса является цена товара. Эту зависимость отражает закон спроса: при повышении цены товара спрос на него снижается, а при снижении цены спрос на данный товар растет. Закон спроса объясняется тремя эффектами. 1. Эффект дохода: при повышении цены товара потребителю не хватает дохода, чтобы покупать прежнее количество товара. 2. Эффект замещения: если цена данного товара растет, покупатель заменяет его другими товарами. 3. Эффект снижающейся предельной полезности: каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую полезность. Продажа каждой дополнительной единицы товара становится возможной лишь при снижающейся цене. Потребители осуществят дополнительную покупку данного товара или услуги лишь при условии, что цены на них снизятся.

закон спроса выражает:

– обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

– постепенное убывание спроса на данный товар или услугу.

Особый характер зависимости между ценой товара и количеством его продаж, а также постепенного убывания спроса показан на рис. 3.1

Рис 3.1 Изменение величины спроса

Если цена товара возрастает от точки В до точки А, то объем продаж снижается. Это показано стрелками на осях графика. Направление стрелок на осях графика изменится на противоположное, если цена снизится в направлении от точки А к точке В. Любой точке – А, B и т.д. – на кривой спроса DD соответствует определенное значение двух переменных – цены и объема продаж. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной, т.е. цены, вызывает обратное движение другой, т.е. объема продаж. Кривая спроса DD не изменилась, ее смещения в ту или иную сторону не произошло. Это означает, что спрос не изменился, он остался прежним: изменение цен меняет лишь объем продаж товаров, но не спрос.

Если изменяется цена товара, точка перемещается по кривой спроса. Помимо цены на спрос влияют следующие факторы, изменение которых вызывает сдвиг всей кривой спроса (см. рис. 3.2):

1. Вкусы потребителей

2. число потребителей на рынке

3. денежные доходы потребителей. С ростом доходов спрос на так называемы е «нормальные» товары растет, а на товары низшего качества (товары Гиффина) снижается.

4. потребительские ожидания

5. цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементы) товары

6. размеры рынка

7. реклама

 

На рис.3.2 пунктирной кривой спроса показано его увеличение под воздействием неценовых факторов. Рост спроса – это смещение всей кривой вправо и вверх, что означает увеличение объема продаж товара по той же, неизменившейся, цене.

 

Рис. 3.2. Рост спроса под влиянием неценовых факторов

На рис.3.3 показано уменьшение спроса: пунктирная кривая спроса сместилась влево и вниз. Это уменьшение спроса также вызвано неценовыми факторами и выражается в снижении объема продаж при неизменяющейся цене за единицу товара.

Рис. 3.3. Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов

3.3. Предложение и его факторы. Предложение – это то количество товаров и услуг, которое производители и продавцы желают и способны произвести, предложить к продаже на рынке по некоторой цене из ряда возможных цен в течении определенного периода времени.

Главным фактором предложения будет цена. Закон предложения: если цена повышается, то на рынке будет поступать в продажу больше товаров, а если цены на данный товар снижаются, его предложение тоже снижается. Этот закон выражающая прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. От уровня цен предлагаемых товаров зависит выручка, доход, прибыль. Чем они выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот.

Как видно на рис.3.4, предложение товаров имеет вид кривой с положительным наклоном, отражающей прямую зависимость между двумя переменными – ценой товара и его количеством, или объемом для продажи на рынке.

Рис.3.4. Изменение величины предложения

Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой иллюстрацию закона предложения, т.е. движения производства в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждающейся или опровергающейся рыночной ценой.

Двигаясь по кривой предложения от точки В к точке А, мы отмечаем рост объема (количества) товаров под влиянием возросших цен на них; движение вниз по кривой от точки А к точке В означает снижение товарного объема на рынках под влиянием снижающихся цен на эти товары.

Помимо цены товара на его предложение влияют следующие факторы, изменение которых вызывает смещение всей кривой предложения в ту или иную сторону (рис.3.5):

1. число производителей и продавцов на рынке

2. цены на ресурсы

3. технология производства

4. налоги и дотации для производителей

5. цены на другие товары (субституты и комплементы)

6. емкость рынка и его структура

7. ожидания производителя относительно изменения цен.

Рис. 3.5. Изменение предложения товаров при неизменной цене:

S1S1 – снижение предложения, S2S2 – рост предложения товаров

 

3.4. Рыночное равновесие и равновесная цена. Взаимодействие спроса и предложения на рынке представлено на рис. 3.6. Рыночное равновесие цен спроса и предложения – это ситуация на рынке, когда объем спроса равен объему предложения. Этот объем называют равновесным объемом.

Рыночная цена – это цена, по которой товар реализуется на рынке.

Равновесная рыночная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения. В этом случае на рынке нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара.

Точка пересечения кривых спроса и предложения Е соответствует определенному уровню цены РЕ, отмеченной на оси ординат, и количеству, или объему товара QЕ, продаваемому по этой равновесной цене (отмечено на оси абсцисс). Как показано на рис.3.6, любой избыток товара, т.е. товарный излишек, толкает цену товаров вниз, к точке равновесия Е. Любой товарный дефицит, нехватка товаров на рынке будет толкать цену товаров вверх, к точке равновесия спроса и предложения Е. В конечном итоге установится равновесная цена РЕ, по которой будет продаваться QЕ товаров на рынке.

Функции равновесной цены:сбалансирование потребительского спроса и предложения; обеспечение максимальной прибыли производителю и максимальной полезности потребителю; ликвидация дефицита и излишка товаров; эффективное распределение ресурсов; разорение неэффективных производств.

Если государство устанавливает верхнюю границу повышения цены, то ее называют ценой потолка. Если установлена нижняя граница цены, ее называют ценой пола.

Рис. 3.6. Рыночное равновесие цен спроса и предложения

Возможны разные виды достижения равновесия. Если при постоянном спросе предложение товара растет, то равновесие достигается за счет повышения объема продаж и понижения цены. Если при постоянном предложении спрос на товар повышается, то равновесие достигается за счет роста и цен и объема продаж. Если повышаются и спрос и предложение, то равновесие достигается за счет роста объема продаж.

3.5. Эластичность спроса. Термин “эластичность”, пришедший в экономику из физики, означает зависимость изменения одной переменной от изменения другой переменной: цен и объема продаж, дохода и объема продаж и других.

Эластичность спроса по цене – это отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены.

Измерение ценовой эластичности спроса осуществляют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж товаров вследствие однопроцентного изменения цены за единицу данных товаров. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1 % изменения цены. Представить это можно следующим образом:

где ЭР – ценовая эластичность спроса.

В практике могут иметь место по меньшей мере пять различных вариантов ценовой эластичности спроса:

– спрос эластичный, когда при незначительных повышениях цены объем продаж существенно возрастает, ЭР> 1

– спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров ЭР= 1;

– спрос неэластичен, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно ЭР< 1;

– спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например, инсулин для больных диабетом), ЭР= ∞;

– спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от цены ЭР= 0.

Все варианты эластичности спроса могут быть показаны на графиках (рис.3.7).

 

Рис. 3.7. Эластичность спроса

Например, если увеличение цены товара на 100 % приводит к сокращению продаж на 50 %, то эластичность спроса равна 50 %, поделив которые на 100 %, получаем коэффициент 0,5.

В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком “минус”, так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении (обратная зависимость переменных). Для простоты анализа коэффициент эластичности рассматривается как положительная величина, тем более, что реальную значимость эта величина приобретает в показателе объема выручки от продаж товаров, т.е. денежной торговой выручки.

Если спрос на товар неэластичен по цене, то повышение цены ведет к повышению выручки, а снижение цены вызовет снижение выручки. Если спрос на товар эластичен по цене, то повышение цены ведет к снижению выручки, а снижение цены вызовет повышение выручки

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, изменение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, поэтому не меняет выручку.

Рассмотрим, от каких факторов будет зависеть ценовая эластичность спроса. У предметов роскоши спрос эластичен, а у первой необходимости – неэластичен. Чем больше доля расходов на товар в доходах потребителя, тем выше эластичность спроса. Наличие товаров заменителей также повышает эластичность спроса по цене. В долгосрочном периоде спрос эластичен, а в краткосрочном – неэластичен.

 

3.6. Эластичность предложения. Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количества, предлагаемого к продаже. Эластичность предложения по цене – это отношение процентного изменения предложения к процентному изменению цены.

Интенсивность этих изменений также различна, и на практике могут иметь место следующие ситуации:

– эластичного предложения;

– предложения единичной эластичности;

– неэластичного предложения.

Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цены, и вызываемым им тем или иным процентным изменением объема предлагаемых к продаже товаров.

При единичной эластичности предложения 1 % увеличения цены товаров вызывает 1 % увеличения их предложения для продажи на рынке. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

В случае эластичного предложения, 1 % увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара, значительно превышающее 1 %. Коэффициент эластичности здесь больше единицы.

При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Теоретически можно предусмотреть и другой крайний случай, бесконечно эластичное предложение, которое на графике имеет вид абсолютно горизонтальной линии. Бесконечно эластичное предложение – это увеличение поставок товаров на рынок при крайне незначительном увеличении цен на эти товары.

Показатели эластичности предложения подтверждают весьма важную закономерность: в течение длительного периода времени, когда спрос уже приспособился к возросшей цене, эластичность предложения способствует установлению так называемой нормальной цены равновесия (в отличие от цен мгновенного и краткосрочного равновесия).

Главным фактором эластичности предложения является время на изменение объемов производства. В мгновенном периоде все факторы производства являются постоянными, времени на изменение объемов производства при изменении спроса нет. Поэтому равновесие на рынке будет достигаться только за счет изменения цен. Эластичность предложения равна нулю. В долгосрочном периоде все факторы производства становятся переменными. При изменении спроса равновесие на рынке будет достигаться только за счет изменения объемов продаж при почти неизменных ценах. Эластичность предложения будет стремиться к бесконечности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Имя ( список параметров) | Теоцентризм средневековой философии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных