Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоцентризм средневековой философии.




Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

План лекции

Теоцентризм средневековой философии.

2. Основные проблемы схоластики: отношения бога и мира, знания и веры; проблема универсалий.

 

План лекции

 

Основные понятия

 

Теоцентризм – основная черта философии средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог.

Патристика (от лат. patre – отец) – учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллиан и др. Форма философии раннего средневековья.

 

Апологетика (от лат. apology – защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья.

 

Схоластика (от лат. school – школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.

 

Томизм, неотомизм – официальная философская доктрина католического христианства, основанная на учении Фомы Аквинского.

 

Краткое содержание

Теоцентризм средневековой философии.

 

В античной философии началом всего являлась природа (космоцентризм). В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, который создает и определяет все сущее.

В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию и мышлению языческого (нехристианского) мира:

1. идея творения (креационизм) и

2. идея откровения (апокалипсис).

Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии.

Согласно христианскому догмату (Библии) Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Учение о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное (сверхъестественное) начало. Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентальным, находящимся за пределами этого мира, вне сознания.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26 - 1274).

 

Приложение 1 к теме 2.3. Фома Аквинский.

 

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных