ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теоцентризм средневековой философии.Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. План лекции Теоцентризм средневековой философии. 2. Основные проблемы схоластики: отношения бога и мира, знания и веры; проблема универсалий.
План лекции
Основные понятия
Теоцентризм – основная черта философии средневековья, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является не природа и не человек, а Бог. Патристика (от лат. patre – отец) – учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллиан и др. Форма философии раннего средневековья.
Апологетика (от лат. apology – защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья.
Схоластика (от лат. school – школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.
Томизм, неотомизм – официальная философская доктрина католического христианства, основанная на учении Фомы Аквинского.
Краткое содержание Теоцентризм средневековой философии.
В античной философии началом всего являлась природа (космоцентризм). В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, который создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию и мышлению языческого (нехристианского) мира: 1. идея творения (креационизм) и 2. идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии. Согласно христианскому догмату (Библии) Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Учение о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное (сверхъестественное) начало. Если античные боги были родственны природе, Бог христианства стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентальным, находящимся за пределами этого мира, вне сознания. Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был теолог, монах Фома Аквинский (1225/26 - 1274).
Приложение 1 к теме 2.3. Фома Аквинский.
Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|