Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог.




Философия базировалась на 2 основных идеях:

- творения

- откровения

Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей.

Главный источник знаний и откровений Библия.

Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.

Схоластическая философия сосредоточилась на двух проблемах:

1. на доказательстве существования бога и

2. на споре номинализма и реализма.

Вновь вспыхнул спор по вопросу: существуют ли реально универсалии или нет? Проблема универсалий уходит корнями в философии Платона и Аристотеля.

Философской основой спора между реализмом и номинализмом был вопрос об отношении единичного и общего.

Реализм приписывал существование лишь общему.

Общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их.

Номиналисты не допускали реального существования универсалий – общее существует лишь после вещей. Крайние номиналисты считали общее пустым звуком, умеренные номиналисты отрицали реальность общего в вещах, но признавали его, как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании.

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

 

Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии.

Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей.

Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме.

Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования.

Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей.

 

Приложение 2 к теме 2.3. Иоанн Скот Эриугена.

 

Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

 

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии) - учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны.

Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме.

Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

 

Приложение 3 к теме 2.3. Уильям Оккам.

 

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский.

 

Номинализм содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри и готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания.

Вопросы для СРС

1. Объясните, почему философия в средние века стала «служанкой» теологии?

2. Объясните значение понятия «креационизм».

3. Почему в определенные периоды возникают вырожденные формы философии: перерождение ее в богословие, теологию, в специально-научные вопросы или моральные доктрины?

4. В чем различие позиций номиналистов и реалистов?

 

План семинарского занятия

1. Специфика христианской средневековой философии.

2. Философия Августина Блаженного. Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения.

3. Проблема гармонии веры и разума. Космологическое доказательство бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

4. Полемика реализма и номинализма по вопросу об универсалиях.

Тест-задание

 

1. Основная черта мировоззрения человека средневековья:

а) космоцентризм;

б) антропоцентризм;

в) теоцентризм.

2. Систематизатор средневековой философии:

а) Августин Аврелий;

б) Фома Аквинский;

в) Н. Кузанский.

3. Термин «креационизм» переводится с латинского как…

а) сотворение;

б) Бог;

в) провидение.

4. Кто из средневековых философов разработал учение о двух Градах:

а) Августин;

б) Ориген;

в) Фома Аквинский.

5. Кто из средневековых философов обосновал основные принципы христианской теологии:

а) Августин;

б) Бонавентура;

в) Фома Аквинский.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных