ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог.Философия базировалась на 2 основных идеях: - творения - откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Высшей фазой развития средневековой философии является схоластика, которая начинается с IХ в. и продолжается до конца XV в. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу. Схоластическая философия сосредоточилась на двух проблемах: 1. на доказательстве существования бога и 2. на споре номинализма и реализма. Вновь вспыхнул спор по вопросу: существуют ли реально универсалии или нет? Проблема универсалий уходит корнями в философии Платона и Аристотеля. Философской основой спора между реализмом и номинализмом был вопрос об отношении единичного и общего. Реализм приписывал существование лишь общему. Общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Номиналисты не допускали реального существования универсалий – общее существует лишь после вещей. Крайние номиналисты считали общее пустым звуком, умеренные номиналисты отрицали реальность общего в вещах, но признавали его, как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании. Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Номинализм и реализм (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей.
Приложение 2 к теме 2.3. Иоанн Скот Эриугена.
Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма. Реализм (в средневековой философии) - учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума. Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Приложение 3 к теме 2.3. Уильям Оккам.
Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский.
Номинализм содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри и готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания. Вопросы для СРС 1. Объясните, почему философия в средние века стала «служанкой» теологии? 2. Объясните значение понятия «креационизм». 3. Почему в определенные периоды возникают вырожденные формы философии: перерождение ее в богословие, теологию, в специально-научные вопросы или моральные доктрины? 4. В чем различие позиций номиналистов и реалистов?
План семинарского занятия 1. Специфика христианской средневековой философии. 2. Философия Августина Блаженного. Соотношение человеческой свободы и божественного предопределения. 3. Проблема гармонии веры и разума. Космологическое доказательство бытия Бога в философии Фомы Аквинского. 4. Полемика реализма и номинализма по вопросу об универсалиях. Тест-задание
1. Основная черта мировоззрения человека средневековья: а) космоцентризм; б) антропоцентризм; в) теоцентризм. 2. Систематизатор средневековой философии: а) Августин Аврелий; б) Фома Аквинский; в) Н. Кузанский. 3. Термин «креационизм» переводится с латинского как… а) сотворение; б) Бог; в) провидение. 4. Кто из средневековых философов разработал учение о двух Градах: а) Августин; б) Ориген; в) Фома Аквинский. 5. Кто из средневековых философов обосновал основные принципы христианской теологии: а) Августин; б) Бонавентура; в) Фома Аквинский.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|