Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственной личности




Когда мы говорим об обществе как системе объективных социокультурных и экономических предпосылок и условий формирования и реализации ответственной личности, мы должны, прежде всего, избегать упрощенных схематизаций (типа узкого экономизма и социологизма) в интерпретации становления и осуществления личностных структур.

Хотя можно согласиться с тем, что всякое познание, имея дело с «интерпретационны­ми конструктами», схематично [11], методология социогуманитарного познания в данном случае должна строиться с обязательным учетом того, что индивидуальное становление и развитие лишь обусловлены объективными обстоятельствами, социокультурным и экономическим контекстом человеческой жизнедеятельности. Эти процессы носят личностный характер и в значительной своей части происходят автономно.

То есть объективные условия и наличные внешние воздействия, прежде чем обусловить конкретное человеческое состояние или поведение, опосредуются сознанием индивида, понимающей, интерпретирующей и принимающей решение работой его сознания.

В этом смысле все человеческие феномены (в т. ч. самореализации и отчуждения), включая в себя свободу, суть сложносоставной предмет философского познания, в котором следует, выделяя и разграничивая объективные и субъективные компоненты, изначально признавать их неразрывную бытийную связь. Применительно к проблеме ответственности как структуры сознания и поведения человека это означает следующее.

– Во-первых, признание того, что нет однозначной, прямой связи между этой структурой и социально-культурным и экономическим контекстом конкретной жизнедеятельности индивида. Общеизвестен факт разных человеческих состояний, выборов и поведений в одинаковых объективных обстоятельствах. В равно тяжких жизненных испытаниях и трудных социальных условиях одни люди способны не только выстаивать, но и быть счастливыми, другие же ломаются, делая несчастными самих себя и своих близких; одни способны к ответственному решению и действию, другие нет.

Верно и обратное: самые благоприятные объективные материальные, социально-культурные, экономические и другие жизненные условия сами по себе – автоматически – не могут защитить человека от чувства неприкаянности и бессмысленности собственной жизни, не могут гарантировать ответственного поведения и ощущения личностной самореализованности. (Поэтому справедливо утверждение С. Кьеркегора: «Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь – тогда их можно было бы отворить бурным напором – а изнутри, и потому ничего не поделаешь!»).

– Во-вторых, отсутствие механической, прямой связи между личностными структурами и объективными обстоятельствами жизни человека свидетельствует о невозможности однозначных и строгих предсказаний относительно человеческих состояний и поведений как принципиально «некалькулируемых», что должно предостерегать нас от наивного, упрощенного подхода к проблемам воспитания ответственной личности. «Нельзя предвидеть, что пробудится в новых условиях, в новых ситуациях. Никому не дано вынести окончательный приговор человеку, вычислить, что является для него возможным и что невозможным» [1, с. 256].

Тем не менее, нельзя и недооценивать огромную роль объективных структур общества (социально-экономических, правовых, политических; структур повседневности с ее обычаями, моральными нормами, традициями; структур гражданского общества и др.) в формировании и реализации ответственности как личностной структуры.

Следовательно, социальные детерминанты, не будучи автоматически и однозначно определяющими ответственность как личностную структуру, но действуя опосредованно, через их преломление в сфере субъективности, являются необходимыми и важными элементами системного и комплексного анализа феномена личной ответственности. Обращение к ним позволяет исследовать объективные факторы, способствующие (или препятствующие) формированию и практической реализации ответственности через связывание начальной детерминации целеполагающей деятельности человека, в которой имплицирована деятельность его смыслообразования и самоопределения, с реализацией его проекта в социокультурном поле.

Без этого проблемного ракурса нельзя построить целостное онтологическое обоснование ответственности личности: он соединяет плоскость объективных социальных детерминаций человеческой жизнедеятельности с субъективными условиями ответственности, исследуемыми в рамках онтологии субъективности (сознания, переживания, самопонимания и самоопределения человека). То есть социальные детерминанты – не только начальный, но и конечный пункт анализа ответственности, ибо этот феномен требует выходить за пределы субъективных состояний, устремлений, проектов и переходить на уровень анализа объективных параметров реализации индивида в социуме.

Поскольку общество как сфера реализации прав и свобод человека есть структурированное пространство его возможностей самоопределения и самоосуществления, система гарантий его прав и свобод, от того, какие гарантии и возможности самоопределения и самореализации индивид в нем реально видит и может использовать, зависят его мироощущение и самоощущение, его готовность и умение сознательно и ответственно определять свою жизненную стратегию, принимать и реализовывать жизнезначимые решения, его уверенность в том, что он, его труд и творческий потенциал востребованы в мире.

В этом контексте очевидно, что к важнейшим объективным предпосылкам и условиям, способствующим формированию и реализации ответственной личности, относятся:

– уровень жизни, позволяющий человеку вырваться за рамки постоянного «выживания» и обеспечения исключительно материальных потребностей;

– определенный уровень образования и информированности, дающий возможность видеть действительность (хотя бы в некоторой мере) «объективно», вне границ своей узкой партикулярной ситуации [12];

– строго выстроенное правовое поле, обеспечивающее правовую защищенность индивида, его деятельности и ее результатов;

– наличие гарантированного социального «пространства» для проявления индивидуальной и групповой инициативы («разрешено все, что не запрещено»).

И, соответственно, их отсутствие можно отнести к основным факторам, препятствующим формированию и реализации ответственности как личностной структуры сознания и поведения человека.

Более того, их отсутствие можно отнести к факторам, способным деструктивным образом воздействовать на ответственность как личностную структуру даже в случае ее сформированности у субъекта действия.

Это объясняется тем, что без этих объективных условий нельзя создать атмосферу надежности, уверенности человека в своих силах и в своем будущем. Ее отсутствие или утрата может разрушить даже уже имеющуюся развитую структуру ответственности, например, у человека, неожиданно потерявшего свою высококвалифицированную работу и не имеющего возможности найти другую с тем, чтобы обеспечить своей семье, своим маленьким детям возможность нормально жить и учиться и т. п. Отца семейства как субъекта действия и ответственности (каким он ощущал себя раньше, когда был «добытчиком», хозяином и «ответчиком» в своем доме) такое разрушение привычного уклада жизни и семейных взаимоотношений может буквально раздавить. Его может морально уничтожить возникшее чувство бессилия в силу ощущения своей невостребованности на рынке труда, своей «ненужности никому», полной «выброшенности из жизни».

Этот пример может послужить и для иллюстрации индивидуации как механизма формирования личной ответственности. В описанной ситуации возможно разное поведение: кто-то ищет возможность переквалификации или соглашается на неквалифицированный труд или готов к перемене места жительства ради работы, а кто-то «опускает руки» и деградирует, разрушая себя как личность. (Это еще и один из примеров поливариантности развития конкретной ситуации и индивидуальной жизни.)

В этом примере очевидна и важная роль социально-экономических факторов в формировании и развитии ответственности личности: ощущение своей востребованности в обществе и реальная возможность ее реализовать стимулируют активность и саморазвитие человека в профессиональной сфере и др. Отсутствие этого может постепенно приучить человека к пассивной самоуспокоенности, безразличию и выстраиванию для себя «алиби» («все равно ничего не получится», «обстоятельства сильнее меня», «не я один оказался в такой ситуации», «пусть все идет как идет» и т. п.). Индивидуация в данном примере представляет тот конкретный способ, каким человек воспринимает и оценивает объективные обстоятельства своей жизни, свою ситуацию и возможности своего действия в ней. Иными словами, индивидуация выражается в том конкретном способе, каким человек выбирает себя в данных обстоятельствах и действует.

И именно поэтому мы называем ответственность структурой сознания, поведения и реальности. Для того, чтобы ответственность могла стать структурой реальности (ситуации), нужно, чтобы она из структуры сознания превратилась в структуру действия, которое, реализуясь, объективируясь в мире, вписывает себя в порядок данного, объективных явлений и отношений.

Это лишний раз проливает свет на важное место анализа объективных условий ответственности в структуре ее философского обоснования, на наше утверждение, что социальные детерминанты должны выступать не только начальным, но и конечным пунктом анализа ответственности. Одного намерения или желания поступать ответственно, в соответствии с тем, как дóлжно, – мало; нужно, чтобы это намерение имело возможность получать и получало свою практическую реализацию.

Атмосфера надежности, уверенности человека в своих силах и в своем будущем очень нужна для того, чтобы человек мог научиться свободно и сознательно принимать решения и осуществлять их, осознавая и с готовностью принимая ответственность за свои действия («научиться жить в длительности», как было отмечено в предыдущей главе).

Наличие указанных объективных предпосылок формирования и реализации ответственности как структуры сознания и поведения человека способствует становлению духовно развитой, инициативной и ответственной личности, знающей и реализующей свой творческий потенциал, свои свободы, свои права и обязанности.

Все эти объективные условия взаимосвязаны, взаимно предполагают друг друга; и тем не менее, в этом контексте важно подчеркнуть большое значение развитых структур гражданского общества для создания такой атмосферы уверенности и такого пространства движения индивидуальной деятельности в социуме. Структуры гражданского общества, возможные и эффективные только в условиях четко выстроенного правового поля, связаны с общественной активностью и самодеятельностью граждан. (Не случайно гражданское общество называют лабораторией инициатив и проектов.) Являясь важной частью системы реализации и гарантий прав и свобод гражданина, структуры гражданского общества создают и артикулируют разнообразные конкретные формы и способы участия людей в жизни общества, развития их инициативы и тем самым расширяют внешнее, объективное пространство формирования и реализации ответственности как личностной структуры.

В этих формах осуществляется становление личности как субъекта инициативы, самостоятельного решения и действия, а следовательно, и как субъекта ответственности.

Так как связь между социальными детерминациями и феноменом ответственности опосредована индивидуальным стремлением к творческой самореализации (реализации самости), важное значение в исследованиях ответственности имеет анализ социально-экономических структур, в которых человек практически реализует себя как самость. Ибо свобода и судьба человека и духа «теряется как в одной только зависимости, так и в воображаемой недействительности» [1, с. 357].

На наш взгляд, идеал самости и стремление к полноте его реализации связывают в целостную систему объективные и субъективные компоненты феномена ответственности личности, его параметры в качестве обусловленного и свободного. Именно ощущение самости позволяет индивиду осознать свою близость с социумом, узнать себя в социальном, чем, в свою очередь, обусловливается и жизнеспособность самого социума.

Таким образом, феномен личной ответственности – не просто психологический вопрос индивидуального существования, но важный вопрос современной социальной философии. Он требует повышения уровня внимания общества к качеству жизни индивида и расширения возможностей личностной самореализации в социальных формах деятельности и общения, в современных социальных коммуникациях.

Социальное значение ответственности в том, что она – одно из важных условий не только психологической устойчивости индивида, но и социальной стабильности в обществе. Только такая личность, которая хочет и умеет ответственно распоряжаться собственной жизнью, самореализуясь, способна становиться носителем универсальных нравственных норм и духовных идеалов, воплощать социально значимые цели и ценности.

Проблема объективных онтологических условий ответственности личности как основывающейся на ее способности к свободному самоопределению, имеет еще один важный аспект, а именно вопрос о свободе воли в контексте анализа соотношения индивидуального действия с типическими действиями, к которым можно подходить статистически. Этот вопрос для нас важен в силу того, что философская идея свободы человека (свободы воли, свободы выбора), на которой основывается наше обоснование ответственности, в истории философской мысли оспаривалась не только концепциями так наз. психологического детерминизма, о которых мы говорили выше, но и некоторыми концепциями объективных закономерностей жизни общества, обнаруживаемых статистическими исследованиями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных