ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы сбора данныхПсихологическая информация может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные, полученные из этих источников, обозначаются как «L»-, «Q»- и «Т»-данные (классификация Р. Б. Кеттела). «L»-данные. Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, принято называть « L »- данными (от «life record data») Идеально было бы иметь полное и подробное описание образа жизни исследуемого лица, однако на практике это неосуществимо. В лучшем случае удается получить информацию относительно отдельных периодов или сторон жизни испытуемого, например сколько раз ученик правильно отвечал на вопросы, сколько раз нарушал дисциплину, обращался к врачу и т. п. Поэтому чаще всего «L»-данные получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемого в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. С «L»-данных обычно начинаются предварительные исследования проблемы. В многомерных исследованиях очень важно достаточно полно охватить сферу исследования. Кэттелл считает, что «L»-данные идеальны для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. «L»- данные хороши также тем, что все виды поведения уже представлены в языковой форме. Это гарантирует не только лучший начальный выбор переменных, но и более легкую интерпретацию полученных факторов. «Q»-данные. Изучение личности с помощью опросников и других методов самооценок обозначается как «Q-данные (от «Questionnaire data»). Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации «Q-данные (опросники, самоотчеты, шкалы самооценок и т. п.) занимают центральное место в личностных исследованиях. Число методик для получения «Q-данных огромно. Из них наиболее известны Миннесотский многопрофильный личностный перечень (MMPI), шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF), опросники Айзенка (EPI, EPQ), Калифорнийский психологический тест. «Т»-данные – это сведения, получаемые от объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией (objective test data), а также от физиологических измерений. «T»- данные получают в результате объективного измерения поведения (вербального, невербального, социального и индивидуального) без обращения к самооценкам или оценкам экспертов. При всем многообразии объективных тестов во всех случаях создаются специальные микроситуации, способствующие проявлению основных измеряемых свойств. Наиболее полное собрание объективных тестов представлено в «компендиуме объективных тестов личности и мотивации», составленном Р. Б. Кэттеллом и Ф. В. Варбуртоном. В этом справочнике авторами собрано более 400 различных тестов, расклассифицированных на 12 групп. Например: - тесты способностей. Выяснилось, что некоторые тесты, первоначально созданные для исследования интеллектуальных функций, знаний и способностей, высоко коррелируют с личностными факторами, например показатели беглости речи, моторной ригидности высоко коррелируют с фактором «невротическая регрессия–мобилизация энергии». - тесты умений и навыков. К этой группе относятся тесты на зрительно-моторную координацию, координацию движений рук, точность прохождения лабиринта и т. п. - опросники. Это группа тестов, построенная в виде анкетного опроса о поведении, вкусах, привычках и т. п., например анкеты для опроса о состоянии здоровья, выполнении гигиенических требований и т. Д. - проективные тесты. Сюда относятся все виды формализованных проективных личностных тестов. - ситуационные тесты. Они предполагают создание определенной социальной ситуации. Например, одно и то же задание выполняется в одиночестве и перед всем классом, для личного зачета и для командного, в ситуации соревнования или кооперации и т. д. - игры. В игровых ситуациях хорошо проявляются индивидуальные особенности личности испытуемого. Поэтому многие игры включены в состав объективных тестов. - физиологические тесты. К ним относятся тесты, в которых регистрируются физиологические показатели: КГР, ЭКГ, ЭЭГ, тремор и т. п. - физические тесты. Их не всегда легко отличить от физиологических. Размер грудной клетки, удельный вес тела, тургор мышц, величина жировой складки и другие показатели относят к физическим тестам. Объективные тесты представляют собой истинно экспериментальный подход, полностью освобожденный от субъективных оценок. Большинство специалистов считают эту область наиболее перспективной, а Кеттелл сравнил переход к ним с «прохождением звукового барьера в авиации или с любым другим прорывом в науке в область новых принципов». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|