Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выдача лиц для уголовного преследования и (или) исполнения приговора. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации.




В соответствии со ст. 56 Конвенции СНГ выдача странами-участницами правонарушителей для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашиваемой и запрашивающей договаривающихся сторон являются наказуемыми (принцип двойной криминальности) <*> и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание. Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством обоих государств являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Направление Российской Федерацией запроса иностранному государству о выдаче лица, находящегося на его территории, для уголовного преследования или исполнения приговора производится на основании международного договора с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством России. Направление запроса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодательством обоих государств деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, является уголовно наказуемым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание - в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев - в случае выдачи для исполнения приговора (ч. 1 и ч. 2 ст. 460 УПК).

Российская Федерация в соответствии с заключенным ею международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории России, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по УК и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача (ч. 1 и ч. 2 ст. 462 УПК).

Выдача Россией лица, находящегося на ее территории, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации (ч. 3 ст. 462 УПК).

Выдача не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином России. В силу ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 1 ст. 13 УК граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в России в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права (ст. 63 Конституции РФ) <*>;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории России за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу (см. п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

4) в соответствии с российским законодательством уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию (ст. ст. 78, 83 УК; ст. ст. 24, 27 УПК);

5) имеется вступившее в законную силу решение российского суда о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории России или против интересов России за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения (см. ч. 2 ст. 20 УПК; ч. 2 ст. 464 УПК). Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура РФ уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа (ст. 464 УПК).

В Конвенции СНГ предусмотрено, что выдача не производится (ст. 57), если:

а) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства <*>;

б) на момент получения требования о выдаче уголовное преследование согласно законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию (см. ст. ст. 78, 83 УК; ст. ст. 24, 27 УПК);

в) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства были вынесены приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившие в законную силу (см. ч. 1 ст. 50 Конституции РФ; ч. 2 ст. 6 УК; п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

г) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего и запрашиваемого государства преследуется в порядке частного обвинения - по заявлению потерпевшего (например, см. ч. 2 ст. 20 УПК).

Кроме того, в выдаче может быть отказано, если преступление, в связи с которым требуется выдача, совершено на территории запрашиваемого государства (п. 2 ст. 57 Конвенции СНГ), а также если удовлетворение просьбы о выдаче может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемого государства либо противоречит его законодательству (ст. 19 Конвенции СНГ).

Если просьба о выдаче включает ряд отдельных преступлений, каждое из которых наказуемо в соответствии с законодательством как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны лишением свободы или подпадает под постановление об аресте, однако некоторые из них не отвечают условию в отношении срока наказания, которое может быть установлено, запрашиваемое государство также имеет право осуществить выдачу за остальные преступления. При этом данное право распространяется также на преступления, наказуемые лишь денежными санкциями (ч. 2 ст. 2 Европейской конвенции о выдаче в редакции Второго дополнительного протокола 1978 г.).

Ратифицировав Европейскую конвенцию и принимая на себя обязательство производить выдачу правонарушителей, Российская Федерация оставила за собой право отказать в выдаче, когда:

а) выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах <*> и в ст. ст. 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод <**>. При этом в понятия "чрезвычайный суд" и "порядок упрощенного судопроизводства" не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

б) имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в ст. ст. 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

в) исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

г) выдача конкретных лиц может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации, ее безопасности, общественному порядку и другим существенно важным интересам. При ратификации Россией Европейской конвенции было отмечено, что преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом <*>.

Статья 3 Европейской конвенции предусматривает, что выдача не осуществляется, если преступление, в отношении которого она запрашивается, рассматривается запрашиваемой стороной в качестве политического преступления или в качестве преступления, связанного с политическим преступлением. Это же правило применяется тогда, когда запрашиваемая сторона имеет достаточные основания считать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица в связи с его расой, религией, национальностью или политическими убеждениями, или что положению этого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. Запрет выдачи в данном случае продиктован необходимостью охраны прав и свобод человека, гарантированных международным правом.

В Европейской конвенции специально оговорено, что обвинение в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не рассматривается в качестве политического преступления для целей Конвенции, т.е. не препятствует выдаче.

Если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемого государства или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающее государство не предоставит таких гарантий, что смертный приговор не будет приведен в исполнение, которые запрашиваемое государство считает достаточными (ст. 11 Европейской конвенции о выдаче) <*>.

Европейская конвенция не содержит запрета на выдачу государством собственных граждан, предоставляя, однако, договаривающейся стороне право отказать в выдаче (п. 1а ст. 6). Ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация сделала оговорку о применении ею в рассматриваемом случае ч. 1 ст. 61 Конституции РФ.

Европейская конвенция предусматривает также и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче:

а) если предъявлено требование о выдаче лица в связи с преступлением, которое в соответствии с законом запрашиваемого государства считается совершенным полностью или частично на его территории или в месте, рассматриваемом в качестве его территории. При этом в тех случаях, когда преступление, в отношении которого запрашивается выдача, было совершено за пределами территории запрашивающего государства, в выдаче может быть отказано только в том случае, если закон запрашиваемого государства не предусматривает судебного преследования за ту же категорию преступлений в случае совершения за пределами территории последнего или не допускает выдачи за указанное преступление (ст. 7);

б) если компетентные органы запрашиваемого государства ведут в отношении лица судебное преследование в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается его выдача (ст. 8);

в) когда запрашивающее государство просит выдать лицо для целей приведения в исполнение приговора или постановления об аресте лица в соответствии с решением, вынесенным в отношении него в его отсутствие, если, по мнению запрашиваемого государства, судебное разбирательство, повлекшее за собой указанное решение, не удовлетворяло минимальным правам на защиту, признанным за любым лицом, обвиняющимся в совершении преступления. Однако выдача осуществляется, если запрашивающее государство представляет заверения, считающиеся достаточными, чтобы гарантировать лицу, в отношении которого имеется просьба о выдаче, право на повторное судебное разбирательство, обеспечивающее соблюдение прав на защиту. Это решение даст право запрашивающему государству либо обеспечить выполнение упомянутого приговора, если обвиняемое лицо против этого не возражает, либо, в случае возражений с его стороны, осуществить судопроизводство против выдаваемого лица (ст. 3 Второго дополнительного протокола 1978 г. к Европейской конвенции о выдаче).

Выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением или преступлениями, по поводу которых запрашивается выдача. В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемого государства вынесли решение не осуществлять или прекратить судебное преследование в отношении того же преступления или преступлений (п. 1 ст. 9 Европейской конвенции о выдаче). Дополнительным протоколом 1975 г. в Европейской конвенции о выдаче правило non bis in idem было детализировано применительно к случаям, когда государство запрашивает выдачу лица, которое находится на территории запрашиваемого государства, однако судебное решение по делу этого лица в связи с преступлением или преступлениями, в отношении которых запрашивается выдача, было вынесено в третьем государстве, являющемся участником Европейской конвенции о выдаче.

При этом выдача не производится, если:

а) вышеупомянутое судебное решение освобождает его от ответственности;

b) срок заключения или другая мера наказания, вынесенная в его отношении:

1. была полностью применена;

2. стала полностью или в отношении непримененной части предметом помилования или амнистии;

c) суд осудил преступника без наложения санкций (п. 2 ст. 9).

Вместе с тем в рассматриваемых случаях решение о выдаче может быть принято, если:

a) преступление, в отношении которого было вынесено судебное решение, было совершено против лица, учреждения или любого субъекта, имеющего государственный статус в запрашивающем государстве;

b) лицо, в отношении которого было вынесено судебное решение, имело государственный статус в запрашивающем государстве;

с) преступление, в отношении которого было вынесено судебное решение, было совершено полностью или частично на территории запрашивающего государства или в месте, рассматриваемом как его территория (п. 3 ст. 9).

Выдача не производится в случае преступления, в отношении которого в запрашиваемом государстве была объявлена амнистия и по которому это государство обладало компетенцией возбуждать уголовное преследование согласно собственному уголовному законодательству (ст. 4 Второго дополнительного протокола 1978 г. к Европейской конвенции о выдаче), а также когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности (ст. 10 Европейской конвенции о выдаче).

В целях защиты прав и свобод выданного лица в законодательстве устанавливаются пределы его уголовного преследования со стороны запрашивавшего государства.

Лицо, выданное России иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче (за исключением случаев, когда преступление совершено лицом после его выдачи). Однако согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию России (в этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло покинуть территорию России не по своей вине);

2) выданное лицо покинуло территорию России, но затем добровольно возвратилось в Россию (ст. 461 УПК).

Без согласия запрашивавшегося государства выданное лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть наказанию за совершенное до его выдачи преступление, за которое оно не было выдано. Кроме того, без согласия запрашивавшегося государства лицо не может быть выдано также третьему государству (ст. 66 Конвенции СНГ; п. 1 ст. 14, ст. 15 Европейской конвенции о выдаче). Правило о пределах уголовного преследования (правило конкретности) установлено для того, чтобы исключить случаи злоупотребления доверием запрашиваемого государства при решении вопроса о возможности выдачи. Например, выдача запрашивается в связи с обвинением в общеуголовном преступлении, а на самом деле лицо хотят привлечь к ответственности за политическое преступление, обвинение в совершении которого исключает выдачу (см. п. 2 ст. 3 Европейской конвенции о выдаче).

Если выданное лицо до истечения одного месяца после окончания уголовного производства, а в случае осуждения - до истечения одного месяца после отбытия наказания или освобождения от него не покинет территорию запрашивавшего государства или если оно туда добровольно возвратится, то согласия запрашивавшегося государства на привлечение данного лица к уголовной ответственности за преступление, совершенное до его выдачи, не требуется. В месячный срок не засчитывается время, в течение которого выданное лицо не могло покинуть территорию запрашивавшего государства не по своей вине, например, в случае болезни, эпидемии и обусловленных ею карантинных мероприятий, отсутствия транспортного сообщения и т.п. (п. 3 ст. 66 Конвенции СНГ). По Европейской конвенции о выдаче рассматриваемый срок равен 45 дням (п. 1(b) ст. 14), при этом запрашивавшему государству предоставлено право принять любые меры, необходимые для выдворения соответствующего лица за пределы своей территории (п. 2 ст. 14).

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

1. Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

2. Согласия иностранного государства не требуется, если:

1) выданное им лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации. В этот срок не засчитывается время, когда выданное лицо не могло не по своей вине покинуть территорию Российской Федерации;

2) выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию.

3. Требования части первой настоящей статьи не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом после его выдачи.

Окончание уголовного дела с обвинительным заключением. Порядок ознакомления с материалами уголовного дела.

Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением — это заключительный этап стадии предварительного расследования, на котором фор­мулируется окончательное обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Данная форма окончания расследования отличается от других форм принятием решения о направлении дела в суд для привлечения обвиняемого к уголовной ответствен­ности. Предварительное следствие завершается вынесением обвинительного за­ключения, а дознание — обвинительного акта.

При окончании предварительного расследования в данной форме решаются следующие задачи:

проверка качества проведенной досудебной подготовки материалов для фор­мирования окончательного обвинения или отказа от него;

обеспечение права сторон на ознакомление с материалами дела и заявление связанных с этим ходатайств;

в необходимых случаях — дополнение материалов уголовного дела по хода­тайствам сторон.

Основанием для окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения уголовно-процессуальный закон называет производство всех следственных действий и достаточность доказательств (ч. 1 ст. 215 УПК). Однако эти основания требуют расширительного толкования. Для передачи дела в суд требуется его всесторонняя предварительная подготовка, поэтому основание окончания следствия с составлением обвинительного заключения возникает при одновременном соблюдении следующих требований:

1. Наличие достаточных доказательств, для рассмотрения дела в суде.

Доказательств достаточно для направления дела в суд при соблюдении следующих условий:

— обстоятельства дела, лежащие в основе обвинения, достоверно (по мнению следователя) установлены доказательствами;

— наряду с виновностью обвиняемого в совершении преступления установлены все иные обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК): обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

— удовлетворены обоснованные ходатайства стороны защиты о собирании оправдательных доказательств. В обвинительном заключении должен быть указан перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, а также список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны не только обвинения, но и защиты (п. 6 ч. 1, ч. 4 ст. 220 УПК).

2. Обвиняемый не скрылся от следствия и суда. В противном случае предварительное следствие должно быть продолжено для преодоления этого препятствия или приостановлено.

3. Обеспечены процессуальные права сторон. Так, должно быть обеспечено участие в деле защитника обвиняемого, когда оно является обязательным (ст. 51 УПК). При наличии существенных процессуальных нарушений основных процедур (прежде всего предъявления обвинения, ознакомления соответствующих участников процесса с материалами уголовного дела и т.д.) предварительное следствие не может быть закончено. Оно должно быть продолжено для восстановления нарушенных прав, а при невозможности прекращено. Например, нарушение процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого препятствует направлению дела в суд даже при достаточных доказательствах (отсутствует постановление о привлечении в качестве обвиняемого; обвинение не предъявлено или предъявлено без защитника, когда его участие было обязательным; обвиняемый не допрошен; не участвовал в деле переводчик, а обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство). Процессуальный порядок окончания предварительного следствия составлением обвинительного заключения включает в себя следующие этапы:

1) систематизация материалов уголовного дела (приведение их в «подшитый

и пронумерованный» вид — ч. 1 ст. 217 УПК);

2) уведомление сторон об окончании предварительного следствия и разъяснение им права на ознакомление с материалами дела (ч. 1, 2 ст. 215 УПК);

3) ознакомление с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей при наличии соответствующего ходатайства (ст. 216 УПК);

4) ознакомление обвиняемого и его защитника, законного представителя с материалами уголовного дела (ст. 217 УПК);

5) составление обвинительного заключения (ст. 220 УПК) и направление дела прокурору (ч. 6 ст. 220 УПК);

6) действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 221, 222 УПК).

Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами уголовного дела
Часть вторая завершающего этапа предварительного расследования может состояться тогда, когда в деле участвуют потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, т.е. лица, имеющие свои особые интересы, связанные с производством по делу. Предоставление информации о собранных по делу доказательствах и установленных или опровергнутых обстоятельствах, имеющих значение для принятия правильного итогового решения, - весьма эффективное средство, обеспечивающее этим участникам судопроизводства возможность активно отстаивать свои законные интересы.
Объем предоставляемой информации закон ставит в прямую зависимость от содержания интереса конкретных участников.

За потерпевшим и соответственно его представителем, согласно общему предписанию п. 12 ч. 2 ст. 42 и ч. 3 ст. 45 УПК, признано право знать материалы дела полностью. Они могут знакомиться с ними вместе или порознь.
Гражданскому истцу, гражданскому ответчику, их представителю материалы дела предоставляются для ознакомления частично - "лишь в той части, в которой они относятся к гражданскому иску" (ч. 1 ст. 216 УПК). Конкретно количество таких материалов определяется следователем или дознавателем.
Существенный момент: закон разрешает следователю или дознавателю допускать к ознакомлению с определенными им материалами дела либо гражданского истца, либо его представителя, а равно либо гражданского ответчика, либо его представителя. Это не поддающееся логичному объяснению положение прямо вытекает из содержащегося в ч. 1 ст. 216 УПК предписания, что с материалами дела вправе знакомиться "гражданский истец, гражданский ответчик или их представители.

Факт отказа от ознакомления с материалами дела такого рода участника либо не заявления ходатайства об этом должен быть документально зафиксирован в материалах дела. Это делается путем соответствующей записи в протоколе уведомления, если он имеется, либо путем составления лицом, ведущим расследование, письменной справки, хранящейся, естественно, в материалах дела.
Для ознакомления с материалами дела участников данной группы предусмотрен практически тот же порядок, что и для ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника. Для лучшей его организации лицо, расследующее дело, может составить график, определяющий последовательность ознакомления, время, фактически затраченное на него. Результаты ознакомления оформляются протоколом ознакомления с материалами дела (см. приложение 150 к ст. 476 УПК). В протоколе должно быть указано, кому и в каком объеме были предъявлены для ознакомления материалы дела, когда и где происходило ознакомление, сколько оно длилось, какие ходатайства были заявлены и какое решение по ним принял следователь. Письменные ходатайства приобщаются к уголовному делу. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленного ходатайства следователь выносит мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство.

Если следователь удовлетворил ходатайство потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика или их представителей и выполнил какие-либо дополнительные процессуальные действия, то все вновь полученные материалы (протоколы и иные документы) приобщаются к делу. Естественно, участники уголовного процесса данной группы должны иметь возможность ознакомиться и с новыми материалами.

Важно иметь в виду, что по делам, по которым расследование производилось в форме дознания, вопрос о порядке ознакомления с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, четко решен лишь в отношении потерпевшего и его представителя: в ч. 4 ст. 225 УПК говорится, в частности, что потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в порядке, который должен соблюдаться по делам такого рода при ознакомлении обвиняемого и его защитника. Другими словами, эти участники судопроизводства при окончании расследования в форме дознания тоже получают доступ к материалам дела, но после того как дознавателем составлен итоговый документ - обвинительный акт.

Возможность ознакомления гражданского истца, гражданского ответчика или их представителя по делам такого рода прямо не предусматривается. Но это не должно восприниматься как обстоятельство, препятствующее их ознакомлению с материалами дела, поскольку в соответствии со ст. 44, 45, 54, 55 и 119 УПК они вправе знакомиться с материалами дела по окончании расследования и заявлять ходатайства о их дополнении. К примеру, в п. 9 ч. 2 ст. 54 УПК предусмотрено, что гражданский ответчик имеет право знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному гражданскому иску, и делать из уголовного дела соответствующие выписки, снимать за свой счет копии с тех материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска, в том числе с использованием технических средств.

Ознакомление обвиняемого, его защитника и законного представителя с материалами уголовного дела
В ходе третьей части завершающего этапа предварительного расследования происходит ознакомление обвиняемого и его защитника, законного представителя (если он участвует) с материалами дела, а также выполнение ряда других процессуальных действий, обеспечивающих права обвиняемого, а также нормальное продвижение дела в целом.

Предъявление обвиняемому для ознакомления материалов дела является существенной гарантией обеспечения его права на защиту. До этого момента он не располагает сведениями о всех процессуальных действиях и полученных доказательствах. Он обычно знает лишь о тех, которые выполнялись с его участием (очная ставка, осмотр места происшествия, освидетельствование, проведение экспертизы, следственный эксперимент и др.). Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела является также одним из процессуальных средств проверки полноты, всесторонности и объективности состоявшегося предварительного следствия либо дознания.

Осуществляется оно после того, как с материалами дела ознакомятся потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и (или) их представители, а также после того, как по их ходатайствам, если они будут заявлены и удовлетворены, должностное лицо, ведущее расследование, выполнит необходимые следственные действия. В соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК для ознакомления предъявляются, как правило, все материалы дела, а также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника фотографии, материалы аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий.

Важным средством, обеспечивающим надлежащее выполнение всего комплекса процессуальных действий, связанных с ознакомлением обвиняемого с материалами дела, являются правила, регламентирующие права и обязанности защитника на данном этапе предварительного расследования. Одним из основных положений этих правил является положение о том, что обвиняемый и его защитник должны знакомиться с материалами дела, как правило, совместно. Это дает защитнику возможность активно помогать обвиняемому, анализировать все доказательства, которые станут предметом судебного разбирательства. Однако по совместному ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами дела и раздельно.
Если обвиняемый не владеет языком, на котором проводилось расследование, ознакомление осуществляется с помощью переводчика. В этом случае на язык, которым владеет обвиняемый или который он свободно избрал в качестве языка общения, материалы переводятся устно и, как правило, в полном объеме, а не выборочно, как это иногда практикуется. Участие переводчика при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела не исключает участие и защитника.
По групповым уголовным делам материалы уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления отдельно каждому из обвиняемых. Последовательность ознакомления в таких случаях устанавливается следователем в утверждаемом им графике. В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Если по каким-либо причинам защитник не может участвовать при ознакомлении с материалами дела (участие в другом деле, болезнь и т.д.), а обвиняемый ходатайствует о том, чтобы он все же принимал участие, следователь откладывает это процессуальное действие до явки защитника, но не более чем на 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника в указанный срок следователь вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принять меры для обеспечения явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением большинства случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным (см. ч. 3 ст. 50 и п. 2-7 ч. 1 ст. 51 УПК). На практике бывает, что обвиняемый отказывается от участия защитника, а затем в ходе ознакомления с делом приходит к выводу, что ему все же нужна помощь защитника. В связи с этим он заявляет соответствующее ходатайство. Такое ходатайство следователь обязан удовлетворить - обеспечить участие защитника и предоставить ему возможность вместе с обвиняемым или раздельно знакомиться с материалами уголовного дела.

Обвиняемого и его защитника нельзя ограничивать во времени, необходимом для ознакомления с материалами дела. Если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. В случае если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомятся с материалами дела в установленный судом срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

Иначе решается вопрос тогда, когда обвиняемый, подвергнутый заключению под стражу, не успевает в рамках срока, установленного для такой меры пресечения (см. ст. 109 УПК), завершить ознакомление по уважительным причинам. В таком случае следователь с согласия прокурора соответствующего уровня вправе обратиться в суд с ходатайством о продлении срока заключения под стражу. При определенных в законе условиях продление возможно и сверх предельного срока, но не более чем на 6 месяцев.

После ознакомления с материалами дела следователь выясняет у обвиняемого и защитника, нет ли у них ходатайств. Ходатайства могут быть заявлены как устно, так и письменно. Их содержание заносится следователем в протокол. Письменные ходатайства, помимо этого, приобщаются к делу. Следователь обязан принять решение по каждому из них. Ходатайства о выяснении обстоятельств, имеющих отношение к делу, подлежат обязательному удовлетворению.
Если следователь отказывает полностью или частично в удовлетворении заявленных ходатайств, он выносит по этому поводу мотивированное постановление. Обвиняемый и его защитник не лишены права повторять свои ходатайства в ходе судебного рассмотрения уголовного дела. Отказывая в удовлетворении заявленных ходатайств, следователь обязан разъяснить обвиняемому и защитнику их право обжаловать его решение прокурору, а равно и судье, который будет рассматривать дело в суде первой инстанции.
Удовлетворение ходатайств, заявленных обвиняемым и его защитником, во всех случаях влечет за собой выполнение следователем дополнительных процессуальных действий. Об удовлетворении ходатайств не требуется вынесения следователем специального постановления, хотя некоторые следователи полагают необходимым выносить такие постановления. Это не является нарушением закона.

При выполнении дополнительных процессуальных действий следователь может допустить к участию в них обвиняемого или его защитника, если они ходатайствуют об этом. По выполнении таких действий следователь уведомляет об этом обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей и предоставляет им возможность ознакомления с дополнительными материалами (ч. 2 ст. 219 УПК).
Завершается ознакомление с материалами дела выполнением двух групп процессуальных действий: во-первых, разъяснением обвиняемому его права заявить ходатайства, связанные с организацией производства по делу, когда оно поступит в суд; во-вторых, составлением протокола ознакомления с материалами дела.

В связи с тем, что после поступления уголовного дела в суд ряд важных вопросов производства по делу должен будет решаться с учетом волеизъявления обвиняемого, следователь обязан разъяснить ему его право заявить соответствующие ходатайства. К ним относятся следующие ходатайства (см. ч. 5 ст. 217 УПК): о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, когда по делу допускается образование данного состава суда.
Разъясняя возможность заявления такого ходатайства, следователь должен рассказать обвиняемому об особенностях рассмотрения уголовных дел судом присяжных, о правах обвиняемого при разбирательстве дела в таком суде и порядке обжалования выносимых им решений;

Если по групповому делу один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство (см. ст. 154 УПК). При невозможности принятия подобного решения дело в отношении всех обвиняемых, - в том числе тех, которые не согласны с рассмотрением их дела таким судом передается в суд с участием присяжных заседателей; о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции - в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК (подробнее о таком составе суда см. § 3 и 4 гл. 15 учебника); о применении особого порядка судебного разбирательства - в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК; о проведении предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК.
Вполне понятно, что принятие обвиняемым осознанного и взвешенного решения о целесообразности заявления такого рода ходатайств, требует того, чтобы он был в достаточной мере проинформирован о юридических последствиях, к которым может привести заявление того или иного ходатайства. Поэтому следовало бы исходить из того, что должностное лицо, осуществляющее ознакомление обвиняемого с материалами дела, должно сделать соответствующие разъяснения не только о последствиях изъявления им (обвиняемым) желания о рассмотрении дела судом присяжных. Обвиняемому нужно знать, к примеру, и о том, к чему приведет избрание им особого порядка судебного разбирательства, о том, что означает предварительное слушание уголовного дела, когда и для чего оно может быть проведено и т.д. Чтобы осмыслить, как следует информацию такого рода, и принять решение должным образом, обвиняемому нужно иметь время и возможность проведения соответствующих консультаций с защитником.

При характеристике части третьей завершающего этапа предварительного расследования следует учитывать, что в случаях, когда расследование производится по правилам, установленным для дознания, ознакомление с материалами дела осуществляется в условиях, специфичных для данной формы расследования. К ним можно было бы отнести следующие: порядок выполнения процессуальных действий такого рода уголовно-процессуальный закон практически не регламентирует. Он лишь декларирует их необходимость (см. ч. 2 ст. 225 УПК); лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, по делам данной категории приобретает статус обвиняемого незадолго до того, как происходит его ознакомление с материалами дела, т.е. с момента "вынесения обвинительного акта" (п. 2 ч. 1 ст. 47 УПК); для ознакомления обвиняемому предъявляются не только собранные в ходе дознания материалы, но и подготовленный дознавателем обвинительный акт (ч. 1 и 2 ст. 225 УПК); из предъявленных для ознакомления материалов и обвинительного акта лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, впервые узнает официальную формулировку обвинения.

В связи с тем, что данное лицо к началу ознакомления уже стало обвиняемым, его, разумеется, нельзя лишать права "возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний" (п. 3 ч. 4 ст. 47 УПК). Во всяком случае, у него есть право в ходе ознакомления сделать соответствующее заявление по поводу собранных материалов и изложенного в обвинительном акте обвинения. И такое заявление должно быть отражено в протоколе ознакомления с материалами проведенного дознания. Равным образом его нельзя лишать права заявлять ходатайства (п. 5 ч. 4 ст. 47 УПК), в том числе о том, чтобы допросили его (обвиняемого). И ходатайство о допросе в качестве обвиняемого в соответствии с правилом, закрепленным в ч. 2 ст. 159 УПК, должно быть удовлетворено.

Составление протокола ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела завершает третью часть окончания предварительного расследования. К нему предъявляются общие требования, установленные в ст. 166 и 167 УПК. В нем должны быть зафиксированы данные обо всем, что происходило в ходе ознакомления с материалами дела названных участников судопроизводства, а именно о том, в каком объеме были представлены для ознакомления материалы, в течение какого времени шло ознакомление с ними, какие при этом сделаны заявления и какие ходатайства возбуждены, какие решения приняты по ним следователем. Особо в протоколе должны быть отмечены ответы обвиняемого, данные им в связи с разъяснением ему его права заявить отмеченные выше ходатайства (см. ч. 2 ст. 218 УПК).

Если по уголовному делу привлечено несколько обвиняемых, протокол ознакомления с материалами дела составляется отдельно в отношении каждого из обвиняемых.

Протокол подписывается следователем или иным лицом, расследовавшим данное уголовное дело, обвиняемым и его защитником.

В случае отказа обвиняемого по каким-либо причинам знакомиться с материалами дела (отрицание своей вины в предъявленном обвинении, отказ в удовлетворении заявленных им ходатайств и т.д.) либо подписать составленный протокол следователь, руководствуясь правилами, предусмотренными ст. 167 УПК, делает в протоколе соответствующую запись. При этом, естественно, обвиняемому предоставляется возможность объяснения причин отказа от ознакомления с материалами дела и (или) подписания протокола. Такое объяснение заносится в данный протокол.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных