Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эсеровская эмиграция




Она сформировалась в 1918-1923 гг. Центрами ее были Париж, Берлин и Прага. Активную роль играли некоторое время эмигранты, временно пребывавшие в Ревеле. Здесь В.М.Чернов в 1920 г. начал издание центрального органа партии, журнала "Революционная [c.360] Россия”, через этот город осуществлялась связь эмиграции с эсеровским подпольем в советской России, переправлялась агитационно-пропагандистская литература, отсюда оказывалась помощь мятежному Кронштадту.

До первого съезда заграничных организаций партии эсеров, состоявшегося в ноябре 1923 г. в Праге, руководство эсеровской эмиграцией осуществлялось Заграничной делегацией партии, образованой еще в 1918 г. Съезд избрал областной комитет заграничных организаций партии эсеров, к которому и перешло руководство эсеровской работой за границей. За Заграничной делегацией были сохранены функции связи с Россией и Социалистическим Интернационалом. Деятельность эсеровской эмиграции, особенно в первые годы, финансировалась в значительной мере чехословацким правительством за счет той части золотого запаса России, которую чехословацкие легионеры вывезли из Сибири.

Эсеровская эмиграция, как и эсеры в России, не была однородной в идейно-политическом отношении. Представители разных течений – левого, центра и правого – были во всех эсеровских эмигрантских колониях. Но соотношение между ними было неодинаковым. В Париже явно преобладали правые эсеры во главе с Авксентьевым и Керенским. В Праге большинство было за левыми и центристами, хотя в численном отношении правые эсеры составляли меньшинство, однако, именно их влияние во многом определяло позицию эсеровской эмиграции.

Правые эсеры исходили из идеи, что в России не было предпосылок для социалистической революции, что борьба в ней шла не за социализм, а за утверждение цивилизованного демократического капитализма. Они не мирились с решениями партийного руководства о прекращении вооруженной борьбы с большевиками, считали их большим злом, чем белогвардейские правительства. По их мнению, последние еще могли эволюционировать в сторону демократии, а советская власть, воплощавшая диктатуру твердокаменных большевиков, на такую эволюцию была неспособна. До конца дней своих они не раскаивались в политике "коалиции" и необходимости иностранной интервенции.

По инициативе правых эсеров в январе 1921 г. в Париже состоялось частное совещание членов Учредительного собрания, находящихся за границей и представлявших разные политические силы, в том числе кадетов. ЦК ПСР был против участия в этом совещании членов партии и требовал их ухода из избранной совещанием коалицинной исполнительной комиссии. Однако правые эсеры протестовали против такого решения ЦК. Часть их во главе с Керенским играла ведущую роль в создании и деятельности так называемого "Внепартийного объединения", руководимого "Административным центром” Главной задачей этой организации было информирование западноевропейской общественности о положении дел в советской России. Документы из архива "Административного центра" советское правитeльcтвo использовало во время суда над эсерами для обвинения не только "Административного центра", подсудимых, но и партии в целом в шпионаже в пользу иностранных государств и в [c.361] подготовке восстания против советской власти. Идея коалиции лежала также в основе таких созданных усилиями, прежде всего правых эсеров, организаций, как объединение бывших деятелей земского и городского самоуправления и Российского общества в защиту Лиги наций. Представителем ЦК за границей являлся В.М.Чернов, но он не всегда твердо и последовательно проводил его линию. В частности он хотя и неофициально, но активно участвовал в работе Парижского совещания членов Учредительного собрания, пользовался деньгами "Внепартийного объединения" для издания "Революционной России", не соглашался с решением ЦК об исключении из партии некоторых лидеров правых эсеров.

По мере стабилизации обстановки в советской России политическая активность эсеров шла на убыль не только внутри страны, но и в эмиграции. Приглушались и разногласия в ее среде. Но в середине 20-х годов, когда борьба, начавшаяся в большевистской правящей верхушке, вновь актуализировала вопросы о судьбах большевистского режима и постсоветской России, разногласия в эсеровской эмиграции вновь обострились. В 1926 г. раскололась Заграничная делегация партии. Из нее вышла группа Чернова. Она создала Лигу Нового Востока, объединявшую представителей социалистических партий республик, входивших в состав СССР. Лига ставила своей целью создание особого объединения из самостоятельных национальных государств, которые образовались бы после распада СССР. В марте 1928 г. группа Чернова вышла из областного комитета заграничных организаций партии эсеров и образовала Заграничный союз партии социалистов-революционеров, численность которого составляла чуть более десятка человек. В руках этой организации оставался журнал "Революционная Россия", и она претендовала на роль единственного представителя партии эсеров за границей. Однако эти претензии не признавались большинством эмиграции, группировавшимся вокруг журнала "Современные записки" (Авксентьев, Руднев, Фондаминский и др.), газеты "Дни" (Керенский, Зензинов и др.), журналов "Воля России" и "Социалист-революционер" (В.В.Сухомлин, В.И.Лебедев и др.).

В конце 20-х – начале 30-х годов политическая деятельность эсеровской эмиграции почти полностью замирает, но она проявляла большой интерес к событиям, происходившим на родине и на международной арене. Их особое внимание привлекала коллективизация крестьянства. Отношение к ней было разным. Одни ее полностью отвергали, считая, что она не имеет ничего общего с кооперативным путем крестьянства к социализму, предлагавшимся их партией. Советская коллективизация называлась ими государственной барщиной, новым крепостным правом. Другие не соглашались лишь с теми варварскими методами, которыми она проводилась. Третьи склонны были видеть в ней больше положительного, чем негативного, но никто не признавал ее безоговорочно.

Эсеровская эмиграция не была единой и в вопросах обострявшихся в 30-х годах международных отношений. Большинство эсеров-эмигрантов выступало против единства с коммунистами в борьбе против фашизма. За такое единство выступал В.М.Чернов. В парижской [c.362] группе, тогда самой большой, по этому вопросу произошел раскол. По мере усиления угрозы нападения Германии и Японии на Советский Союз среди эсеров стали расти патриотические и оборонческие настроения. У некоторых из них они достигали такого уровня, что заглушали критическое отношение к сталинскому режиму. Большие надежды возлагались на создание антигитлеровского союза европейских стран с СССР. Заключенный последним договор с Германией большинством эсеровской эмиграции оценивался как предательство интересов России и мировой демократии.

Вторая мировая война внесла значительные изменения в "географию" эсеровской эмиграции. Перестали существовать ее пражская и парижская группы. Ряд ее видных представителей (Авксентьев, Зензинов, Чернов и др.) оказались в Нью-Йорке. Эта группа эсеров, собравшая представителей разных течений, стала единственным центром эсеровской эмиграции. Она издавала журнал "За свободу". С нападением Германии на Советский Союз группа заняла оборонческую позицию, но степень оборончества ее членов был неодинаков. Большинство их были "условными оборонцами", готовы были поддерживать Советский Союз лишь по военным вопросам, а полную его поддержку оговаривали условием, что советское правительство прекратит войну с собственным народом (первым шагом в этому должна была стать политическая амнистия). Меньшинство группы выступало не только за безоговорочную поддержку Советского Союза, но и за отказ от политической борьбы с советским правительством. В начале 1942 г. эти эсеры вышли из нью-йоркской группы.

Ряд деятелей партии, оставшихся во Франции, участвовали в движении Сопротивления. Некоторые погибли в фашистских концлагерях. Члены пражской группы, дожившие до освобождения Чехословакии советскими войсками, были доставлены на родину, где находились в заключении до 1956 года. Нью-йоркская группа прекратила свое существование в середине 60-х годов. Так закончилась многолетняя драматическая история эсеров.

Подведем краткие итоги. Ответим прежде всего на вопросы: каково было социальное содержание и исторический смысл теории эсеров, почему партия эсеров не только не восторжествовала, но и сошла с политической арены? Партия эсеров зародилась на рубеже ХIX-XX вв., когда международной обстановкой и внутренним развитием России был остро поставлен вопрос о ее модернизации. В обновлении страны были заинтересованы почти все классы и слои тогдашнего общества, но каждый из них хотел сделать это по-своему. Борьба, происходившая в России в начале XX вв., была борьбой за то, какой должна быть модель этого обновления. Социалистическая идеология социалистов-революционеров более всего отражала стремление модернизировать страну по-крестьянски, сохранив ее аграрный облик. Реальное содержание эсеровского социализма заключалось в том, чтобы лозунгами о свободе, равенстве и справедливости мобилизовать народ на последовательную ликвидацию остатков феодального строя. История России до 1917 г. показала несостоятельность консервативной и либеральной моделей модернизации страны. С 1917 г. борьба происходила в основном за торжество одного из вариантов [c.363] социалистической модели модернизации страны. В этой борьбе победа оказывается за большевиками не случайно, не благодаря только их особым плохим или хорошим личностным качествам, а главным образом потому, что их модель модернизации оказалалась в тех конкретных исторических условиях наиболее действенной. Действенность ее заключалась, прежде всего, в том, что она в основе своей имела индустриальную направленность и тем самым более соответствовала решению главной задачи, стоящей перед страной. Эсеровская же модель исходила из того, что Россия в силу сложившегося международного разделения труда останется и после обновления преимущественно аграрной страной. Надо также учитывать и то, что большевики, во-первых, пополнили свою модель заимствованиями из эсеровской доктрины (социализация земли, федерация, рабоче-крестьянское правительство, кооперация и т.п.); во-вторых, в отличие от эсеров, были "государственниками", понимали большую роль государства в деле восстановления страны, ее индустриализации и модернизации. [c.364]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных