Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смерть Сталина и борьба за власть в партийном руководстве




5 марта 1953 г. казавшийся бессмертным “вождь всех времен и народов” отошел в вечность. К этому времени КПСС представляла собой огромный организм, объединявший в своих рядах около 7 миллионов коммунистов (с момента созыва XVII съезда ее численность выросла почти втрое). Но это никак не повлияло на ее структуру и партийную иерархию. Они оставались теми же, что и десятки лет раньше. По какому пути идти дальше партии и всей стране, по-прежнему зависело всего от нескольких человек на вершине партийной пирамиды. Отсутствие легитимного механизма передачи власти вызвало длительный ее кризис, острую борьбу в партийном руководстве. Члены президиума ЦК понимали, что существовавший на протяжении трех десятилетий культ Сталина делает невозможным чье-либо единоличное лидерство в партии после его смерти, ибо “равновеликой” фигуры просто не могло быть. Поэтому официально после смерти Сталина к власти пришло так называемое коллективное руководство в лице ближайшего окружения вождя: Г.М.Маленков, В.М.Молотов, Л.П.Берия, Н.С.Хрущев, Л.М.Каганович, А.И.Микоян, Н.А.Булганин, К.Е.Ворошилов и др. Однако на деле власть оказалась сосредоточенной в руках еще более ограниченного числа лиц. По существу речь шла о “дуумвирате” Маленкова и Берии. Именно они в последние дни жизни Сталина были инициаторами принимавшихся важных решений. Утром 5 марта, еще при живом вожде, Маленков и Берия решили созвать вечером этого же дня совместное заседание ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного совета СССР и выработали предложения о перестановках в высших эшелонах власти. Молотов с обидой вспоминал позже: “Смерть товарища Сталина. Мы стоим у постели больного человека, который умирает. Надо между собой переговорить, никто не говорит с нами. Здесь есть двое – Маленков и Берия. Мы сидим на втором этаже: я, Хрущев, Булганин, Ворошилов, Каганович, а они наверху. Они приносят готовые, сформулированные предложения, обращение ЦК, проекты Президиума Верховного Совета, состав правительства, министерства, такие-то министерства объединить и прочее. Все это принесено нам Берия и Маленковым”. [c.500]

5 марта Г.М.Маленков стал председателем Совета министров при сохранении поста секретаря ЦК. Его первыми заместителями стали Л.П.Берия, В.М.Молотов, Л.М.Каганович. Н.С.Хрущеву было предложено “сосредоточиться” на работе в качестве секретаря ЦК. Через два часа после окончания совместного заседания Сталин умер.

Особенностью организации власти в этих условиях стало начало перераспределения властных полномочий от ЦК КПСС к правительству. Все члены президиума ЦК КПСС (за исключением Хрущева, а также первых секретарей ЦК КП Украины Л.Мельникова и Азербайджана М.Багирова) получили назначения на посты министров. Одновременно из состава президиума ЦК было выведено двенадцать секретарей ЦК КПСС и региональных партийных комитетов. Председательствующим на заседаниях президиума ЦК, по сложившейся еще при Ленине традиции, стал глава кабинета Маленков. Таким образом, реальные властные функции принадлежали теперь президиуму Совета министров. Это не означало, конечно, умаления роли КПСС. Более того, “дуумвират” Маленкова и Берии вскоре стал “триумвиратом” – к ним присоединился партийный лидер Хрущев. Контроль же за центральным партийным аппаратом оставался по-прежнему в руках Маленкова, на которого замыкалась канцелярия Президиума ЦК.

Смерть Сталина поставила перед его наследниками в качестве главной задачи полномасштабное реформирование общества. Наследники вождя вовсе не претендовали на демонтаж Системы. Они лишь стремились отказаться от наиболее одиозных ее проявлений.

Лучше всех “болевые точки” Системы знал Берия, к которому через органы безопасности стекалась вся информация о том, против чего в первую очередь выступает население страны. Именно Берия должен был в первую очередь отмежеваться от массовых репрессий, чтобы сохранить влиятельные позиции в руководстве. Кроме того, переход к нему инициативы на начальном этапе реформирования Системы объективно делал его как бы фигурой номер один. Все это объясняет тот факт, что наиболее радикальные спонтанные меры по реформированию страны были предложены именно им.

Прежде всего Берия (как, впрочем, и Маленков) выступил против восхваления Сталина в печати. Прекратилось издание собрания его сочинений. В мае 1953 г. было принято постановление президиума ЦК, которое потребовало от низовых парторганизаций “отказаться от оформления портретами (руководителей партии. – Авт.) колонн демонстрантов, а также зданий” в дни всенародных праздников (показательно, что это постановление было отменено сразу после ареста Берии). Другим его шагом стала перестройка и смягчение сложившейся при Сталине репрессивной системы. По инициативе Берии, 27 марта 1953 г. был принят указ об амнистии, по которому освобождению подлежали 1.184.264 заключенных. В основном это были осужденные по указу “о колосках”, наказанные за “расхищение колхозной собственности” (в частности, за “прирезки” к приусадебным меткам земель колхозов в годы войны) и т.д. До 10% амнистированных составляли осужденные по политическим мотивам. Были сняты паспортные и режимные ограничения для проживания амнистированных [c.501] в 340 городах страны. В апреле по инициативе Берии было прекращено сфальсифицированное ранее “дело врачей”. В июне он внес предложение об ограничении прав особого совещания при МВД СССР. На следующий же день после смерти Сталина Берия отдал приказ о передаче ГУЛАГа в Министерство юстиции СССР. Как первый заместитель председателя правительства Берия высказывал свое мнение и по народнохозяйственным вопросам. В ряде своих выступлений он ставил под сомнение эффективность кооперативного производства в ГДР и предлагал отказаться от него. Возможно, это был “пробный шар”, чтобы в будущем поставить вопрос и в отношении колхозного строя в СССР. По его предложению было прекращено строительство не вызванных нуждами народного хозяйства крупных дорогостоящих объектов, ограничены ассигнования на развитие военно-промышленного комплекса, что позже было квалифицировано как “демагогическая игра в экономию”. Говоря о роли партии в новых условиях с венгерским лидером М.Ракоши и о разграничении функций правительства и центрального партийного аппарата в Венгрии, Берия заявил: “Пусть Совмин все решает, а ЦК пусть занимается кадрами и пропагандой”. Он же добился в мае-июне лишения партийной верхушки введенной Сталиным привилегии – ежемесячных “конвертов” с дополнительным денежным вознаграждением, не облагаемым не только налогами, но и партийными взносами.

Понимая пагубность сталинской национальной политики, приведшей к серьезному обострению межнациональных противоречий, Берия предложил вернуться к ленинской практике “коренизации” партийного и государственного аппарата республик. Кроме того, он предлагал установить республиканские ордена и другие награды, носящие имена национальных героев, выдающихся деятелей национальной культуры.

В области внешней политики Берия выступал за объединение ГДР и ФРГ и создание нейтрального демократического германского государства, а также за нормализацию отношений с Югославией и налаживание контактов с приверженцами идей “демократического социализма” в Финляндии. Все это было вменено затем в вину Берии как контакты с врагами дела социализма. Отрицательно оценивалась им и деятельность союзнических структур стран социализма – Совета экономической взаимопомощи и Координационного комитета, занимающегося вопросами обороны стран народной демократии. Берия предложил “иметь единый орган, состоящий из представителей руководства стран народной демократии и Советского Союза”. Интересно, что с созданием организации Варшавского договора именно эта идея Берии была реализована в деятельности Политического консультативного комитета стран-участниц. В вопросах партийного строительства Берия предлагал в короткий срок подготовить и провести съезд партии, на котором закрепить реформаторский курс внутри страны и за ее пределами.

Недовольство Н.С.Хрущева и других членов руководства монополией Маленкова и Берии на власть вскоре привело к заговору против всесильного министра внутренних дел. Возглавил его Хрущев. Как он [c.502] вспоминал позже, участники заседания президиума Совета министров СССР 26 июня не сумели выдвинуть против Берии каких-либо убедительных обвинений. Речь шла лишь о судьбе наркома здравоохранения Каминского, о неправильности принятых коллективно предложений Берии по национальному вопросу, об амнистии и др. Неудивительно, что никто не обвинил его в массовых репрессиях 30– 40-х гг., в узком кругу Берия вполне мог обвинить в том же каждого из присутствовавших. Уже после ареста добавилось обвинение в аморальном поведении. Однако на июльском пленуме ЦК прозвучало обвинение в умалении роли партийного руководства. Оно и стало основным на допросах Берии. Отвечая на вопрос, признает ли он факт противопоставления органов МВД партийному руководству, Берия отмечал: “Субъективно у меня не было никакой такой цели, но объективно партийные органы могли истолковать это, и это было правильно… Это была моя непростительная, политическая, роковая ошибка”.

Так или иначе падение Берии не просто усилило позиции Хрущева, но и изменило расстановку сил в высшем руководстве в его пользу. Оно повлияло и на выработку новых подходов во внутренней и внешней политике. [c.503]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных