Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 9. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства 1 страница




Природа и функции денег. Денежная система: понятие, структура и эволюция. Денежные агрегаты и их общая характеристика. Количественная теория денег. Уравнение обмена.

Кредит, его функции и формы. Структура современной кредитно-денежной системы. Структура банковской системы. Коммерческие банки. Основные операции коммерческих банков. Банковская прибыль.

Возможности и пределы эмиссии платёжных средств. Функции центрального банка и его роль в экономике. Норма банковских резервов. Резервирование вкладов.

Монетарная политика. Денежная база и денежная масса. Основные направления и методы денежно-кредитной политики Центрального банка.

 


Планы семинарских (практических) занятий

СЕМИНАР № 1

Тема: «Предмет экономической теории. Экономические ресурсы и цели общества»

Вопросы для обсуждения:

1. Потребности человека, общества и их классификация

2. Потребности и экономические ресурсы общества

3. Пути разрешения противоречия между потребностями и экономическими ресурсами.

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие.- М.: Юрайт, 2000.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. - М.: Инфра - М, 2000.

3. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум - М.: Информ, 1999.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник / 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

6. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

 

СЕМИНАР № 2

Тема: «Рынок и его составляющие. Основы теории спроса и предложения»

Вопросы для обсуждения:

1. Структура рыночного механизма.

2. Спрос, объём спроса и его динамика. Детерминанты спроса.

3. Предложение, объём предложения и его динамика. Детерминанты предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке отдельного товара.

5. Изменение спроса и предложения

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -М.: Юрайт, 2000.

2. Гукасьян Г. М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. -М.: ИНФРА – М., 2000.

3. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум. - М.: Информ, 1999.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

СЕМИНАР № 3

Тема: «Процесс производства и его факторы. Издержки производства. Доход и прибыль фирмы»

Вопросы для обсуждения:

1. Издержки производства и подходы к их классификации.

2. Предельные издержки производства. Закон убывающего предельного продукта.

3. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы и классификация издержек.

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -М.: Юрайт, 2000.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. - М.: ИНФРА - М., 2000.

3. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум. - М.: Информ, 1999.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

СЕМИНАР № 4

Тема: «Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции»

Деловая игра «Равновесие монополии»

Цели игры:

1. Усвоить понятия «индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «монополия», «выручка», «издержки», «прибыль», «равновесие фирмы», «равновесная цена».

2. Осознать сущность закона спроса.

3. Изучить механизм ценообразования на монополизированном рынке.

4. Приобрести элементарные навыки выявления предпочтений по­требителей и рекламирования товара.

Понятия:

- Индивидуальный спрос – количество товара, которое желает и способен приобрести данный человек за некоторый промежуток времени.

- Рыночный спрос – сумма индивидуального спроса всех покупателей.

- Закон спроса – убывание объема спроса при увеличении цены.

- Монополия – единственный продавец.

- Монополия-перекупщик – монополия, которая покупает товар по фиксированной цене на одном рынке (цена покупки), а продает его по произвольной (монопольной) цене на другом рынке.

- Выручка – произведение цены и объема продаж.

- Прибыль – разность выручки и издержек.

- Равновесие фирмы – ситуация, когда ее прибыль максимальна.

- Равновесная цена – цена, которую должен установить монополист, чтобы максимизировать прибыль.

Теория

- Равновесная цена монополии-перекупщика определяется суммой зна­чений индивидуального спроса всех покупателей и ценой закупки. Рассмотрим пример.

- На рынке – два покупателя и монополия. При ценах 30, 25 и 20 единиц спрос первого покупателя равен 1,2 и 3, а спрос второго покупателя – соответственно 0,1 и 1. Цена закупки равна 9. Рыночный спрос Q найдем, сложив функции индивидуального спроса Q 1 и Q 2. Общие издержки ТС в данном случае пропорциональны объему продаж. Учитывая это, запишем данные в табл. 4.1 и выполним действия.

- Максимальная прибыль – 48 достигается при цене 25. Это – равновесная цена.

Таблица 4.1 Расчет равновесной цены монополии

Р Q 1 Q 2 Q TR ТС TPR
Q 1 + Q 2 P ∙ Q 1 9 ∙ Q TR - TC
             
             
             

Правила игры

Несколько студентов (2-3 чел.) выступают в роли монополии-пере­купщика (у каждого продавца свой уникальный товар).

1. Остальные студенты являются покупателями. Каждый студент может предъявить спрос только на один товар.

2. Фактически игра происходит между студентами-«монополистами». Победит монополист, получивший большую прибыль. Задача монополистов заключается в выборе и рекламировании товара с целью формирования высокого рыночного спроса на него.

3. Монополист устанавливает цену закупки товара, ориентируясь на сложившуюся цену на этот товар на реальном рынке. Эта цена существенно влияет на прибыль монополиста. Если цена закупки излишне высока, то монополия может оказаться в убытке. Однако цена закупки не должна быть неправдоподобно низкой.

4. Монополист сообщает цену закупки преподавателю конфиденци­ально, поскольку она не должна влиять на формирование индивидуального спроса покупателей (это «коммерческая тайна»).

5. Студенты-«покупатели» участвуют в игре, поддерживая того или иного продавца («голосуя рублем»). Каждый покупатель выби­рает один товар и предъявляет на него спрос.

6. Если покупатель предъявляет спрос, который не подчиняется закону спроса, то такой покупатель дисквалифицируется, а его за­явка в игре не участвует. Определенный продавец лишается под­держки этого покупателя.

7. Процедуре заполнения таблиц индивидуального спроса предше­ствует дискуссия в аудитории о возможном диапазоне изменения цены каждого товара. Итогом дискуссии должен стать набор воз­можных значений цены каждого товара (4-5 значений), в кото­рый, по мнению аудитории, входят максимально и минимально возможное значение цены.

8. В дискуссии о диапазоне цены товара не участвует его продавец, поскольку он заинтересован в повышении цены и установлении более высокой равновесной цены.

9. Преподаватель в этой игре выполняет организационные функции и осуществляет необходимые расчеты на доске (расчеты можно поручить студенту).

Подготовка игры

1. Установить количество возможных значений цены для каждого товара (у нас оно равно 4).

2. Подготовить «бланки» для записи индивидуального спроса (табл. 4.2).

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, необходимые для проведения игры. Решить на доске задачу из раздела «Теория».

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Среди активных студентов выбрать двух (или более) человек, которые будут выступать в роли продавцов (желательно добровольцев). Дать им время на обдумывание вопроса о том, какой товар в данное время в данной аудитории будет пользоваться наибольшим спросом.

Таблица 4.2 Бланк для предъявления индивидуального спроса

Ф. И. О.  
товар  
цена спрос
     
     
     
     

 

Примечание. Предлагаемые для продажи товары должны быть от­носительно недорогими: пирожки, мороженое, авторучки и т. п. Для большей определенности понятия «недорогие» надо условно предположить, что каждый из присутствующих студентов располагает одинаковой небольшой суммой денег (100-200 руб.). Это ограничение студенты-покупатели должны учитывать при предъявлении индивидуального спроса. Предполагаемые затраты покупателя на тот или иной товар при любой цене не должны пре­вышать данной суммы.

4. Предложить студентам-продавцам рекламировать свой товар перед аудиторией.

5. Взять у студентов-продавцов значения цен покупки соответствующих товаров, соблюдая при этом конфиденциальность.

Примечание. При дальнейшем обсуждении диапазона цены может случиться, что заявленная цена закупки окажется больше, чем максимальная цена диапазона. В этом случае прибыль про­давца отрицательна при любой цене диапазона, т. е. продавец терпит фиаско как предприниматель, поскольку он приобрел товар по слишком высокой цене.

6. Провести дискуссию о возможном диапазоне цены каждого това­ра. Разбить этот диапазон на три равные части, получить 4 возможные значения цены (округлить до целых рублей).

Пример. Студенты-покупатели сошлись на том, что цена мороженого «Холодок» может находиться в пределах 12-20 руб. Величина диапазона составляет 20 – 12 = 8 руб. Разница между соседними ценами равна 8: 3 = 2,7 руб. (округленно – 3 руб.). Тогда возможные значения цены будут: 12, 15, 18 и 21 руб.

7. Выдать всем студентам «бланки» индивидуального спроса.

8. Предложить студентам выбрать один товар и записать четыре значения индивидуального спроса, отвечающие установленным ранее четырем возможным значениям цены. Студент должен ста­раться дать максимально правдивую информацию о спросе, т. е. указать, сколько единиц понравившегося товара он купил бы по каждой цене, если бы вдруг сейчас в аудитории ему стали продавать данный товар. При этом необходимо учитывать действие закона спроса и ограниченность средств покупателя. Примечание. Продавцу запрещено выбирать свой товар, так как заявленный спрос на него, скорее всего, не будет объективным, поскольку по условию игры продавец заинтересован в максими­зации суммарного спроса на свой товар.

9. Собрать заполненные бланки и разложить их на две (или более — по числу продавцов) пачки.

10. Не рассматривать бланки, в которых нарушен закон спроса.

11. Произвести на доске необходимые расчеты для определения рав­новесной цены первого товара и максимальной прибыли первого продавца, предварительно «рассекретив» цену покупки.

12. Произвести аналогичные расчеты для определения параметров равновесия второго монополиста.

13. Определить монополиста, прибыль которого максимальна. Он является победителем игры.

Пример игры

1. Исходные данные: студентов – 6; товаров – 2; возможных цен – 4.

2. Студент Иван – продавец бубликов. Цена закупки бублика – 2 руб.

3. Студент Елена – продавец дискет. Цена закупки дискеты – 10 руб.

4. Возможные цены бублика: 4, 6, 8, 10 руб.

5. Возможные цены дискеты: 8, 11, 14, 17 руб.

6. Спрос на бублики предъявили Катя, Елена и Петр. Индивидуальный спрос каждого покупателя и необходимые расчеты представлены в табл. 4.3.

 

Таблица 4.3 Рынок бубликов: расчет равновесной цены

Цена Катя Елена Петр Q TR ТС П
               
               
               
               

 

* равновесная цена бублика – 6 руб.;

* равновесный объем продаж – 8 бубликов;

* равновесная прибыль Ивана – 32 руб.

7. Спрос на дискеты предъявили Иван, Надя и Миша. Значения спроса, представленные Мишей, не подчиняются закону спроса: при ценах 8, 11, 14 и 17 руб. они равны соответственно 0, 0, 5 и 0 штук. Поэтому заявка Миши не учитывается.

Индивидуальный спрос Ивана и Нади, а также необходимые расчеты представлены в табл. 4.4:

* равновесная цена дискеты – 14 руб.;

* равновесный объем продаж – 1 дискета;

* максимальная прибыль Лены – 4 руб.

8. Прибыль у Ивана больше, чем у Елены (32 против 4). Иван – по­бедитель игры.

Таблица 4.4

Рынок дискет: расчет равновесной цены

Цена Иван Надя Q TR ТС TPR
            -10
             
             
             

СЕМИНАР № 5

Тема: «Рынок ресурсов и формирование доходов. Рынок труда и заработная плата. Рынки имущественных факторов производства»

Вопросы для обсуждения:

1. Рынок труда в структуре рынка факторов производства. Спрос на труд и его предложение.

2. Заработная плата и формирование её уровня в условиях совершенно конкурентного рынка труда.

3. Прибыль и её экономическая природа.

4. Процент на капитал: природа, динамика, факторы.

5. Земельная рента как доход с земли и сё виды.

Литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. -М.: Юрайт, 2000.

2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. - М.: ИНФРА - М., 2000.

3. Гукасьян Г.М., Бородина Т.С. Экономическая теория. Практикум. - М.: Информ, 1999.

4. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

 

СЕМИНАР № 6

Тема: «Макроэкономические показатели. Совокупный спрос и совокупное предложение»

Вопросы для обсуждения:

1. Основные макроэкономические проблемы.

2. Расчёт основных макроэкономических показателей по упрощённой схеме.

3. Кейнсианская концепция потребления и сбережения.

4. Мотивация сбережений.

5. Средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению.

6. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

Литература:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000.

2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник. -М.: Палеотип, Дел. Лит., Логос,2002.

3. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

4. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

СЕМИНАР № 7

Тема: «Экономический рост и цикличность развития экономики. Государственное регулирование экономики и теория переходной экономики»

Вопросы для обсуждения:

1. Категории «экономический рост», «экономическое развитие» и их соотношение.

2. Типы экономического роста и его факторы.

3. Цикличность экономического развития: сущность и теории происхождения циклов.

4. Фазы промышленного цикла. Особенности современных циклов и кризисных спадов производства.

Литература:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000.

2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник. -М.: Палеотип, Дел. Лит., Логос,2002.

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. -М.: ИНФРА – М., 2000.

4. Современная экономика: Лекционный курс / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Щеглов А.Ф. Экономика. Основные категории и понятия теоретического курса. - Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та, 2002.

СЕМИНАР № 8

Тема: «Инфляция. Занятость и безработица»

Деловая игра «Безработные и предприниматели»

Цель игры

Привить убеждение, что получение доходной работы зависит от наличия знаний, что для избавления от безработицы и устройства на работу следует периодически повышать свою квалификацию. Обучение стоит денег, но одновременно дает возможность повысить шансы на получение работы с высоким заработком. Игра учит также проведению простейших экономических расчетов.

Подготовительный этап.

Перед началом игры подготавливаются бланки сертификатов о повышении разряда работников, образцы которых приведены далее. В игре, кроме учеников, выступающих в роли предпринимателей, работников и безработных, участвует преподаватель школы бизнеса и служащий банка, выдающий пособия по безработице, взимающей налоги и ведущий лицевые счета.

В процессе подготовки игры объясняется, что в начальной части игры они будут выполнять две основные роли. Половина студентов выступает в роли «Безработных», основная задача которых – устроится на работу и получать заработную плату. Вторая половина – выступает в роли «Предпринимателей», которые заинтересованы в приеме на работу «Безработных» с тем, чтобы увеличить число своих работников и размер годовой прибыли своей фирмы. Кроме того, предприниматель назначает из числа студентов преподавателя школы бизнеса и банковского служащего.

Начальное разделение на две группы можно осуществлять либо по ращению организатора игры, либо по желанию самих участников.

После распределения ролей необходимо разъяснить цели игры и задачи игры каждой группе участников, провести инструктаж. Для этого проще всего ознакомить участников с инструкциями для каждой их категории.

Инструкция «Безработным» и «Работникам».

У каждого безработного есть начальный, первый квалификационный разряд. Вы можете устроиться на работу к одному или нескольким предпринимателям, для чего надо заключить трудовой договор (или контракт). Контракт составляется письменно, в произвольной форме, но содержит следующие обязательные пункты:

- Вид работы и ее характер;

- Продолжительность рабочего времени в часах (в течение дня, недели, месяца);

- Вид и размер оплаты труда;

- Срок действия контракта;

- Подписи обоих договаривающихся сторон.

Предприниматель должен оплатить вашу работу сразу после подписания контракта за весь период, на который заключен контракт.

Чтобы заработать больше денег по контракту, надо повышать свою квалификацию, то есть свой разряд путем обучения в школе бизнеса. Переобучение с первого разряда на второй стоит 250 монет, со второго на третий – 500 монет, с третьего на четвертый – 1000 монет. Указанную сумму вы должны уплатить преподавателю школы бизнеса. Повысив разряд, вы имеете право договориться с предпринимателем о пересмотре контракта и повышении суммы заработной платы.

Если вы заработайте в течение одного года, то есть в течение одного цикла игры (который занимает 15 минут) более 15000 монет, то сможете сами стать предпринимателем, уплатив в банк налог в размере 10000 монет. Став предпринимателем, вы сможете в следующем цикле игры нанимать работников и получать прибыль.

Если в течение года (цикла игры) вы не смогли подписать ни одного контракта, то вы в праве обратиться в банк для получения пособия по безработице в размере 25 монет в месяц или 300 монет в год. Для получения пособия вам необходимо представить в банк хотя бы один письменный отказ предпринимателя в приеме на работу с указанием причин.

Получив годовое пособие по безработице, вы можете внести плату за обучение, получить более высокий разряд и еще раз попытаться устроится на работу в будущем году, подписав контракт с одним из предпринимателей.

Инструкция «Предпринимателю».

Вы – предприниматель. Ваш стартовый капитал составляет 10000 монет. Вы можете на эти деньги нанимать работников из числа безработных. Контракт составляется письменно в произвольной форме. Вы должны оплатить работу сразу после подписания контракта с вновь принятым работником за весь период, на который подписан контракт (но не более одного года). При этом следите за наличием денег на вашем лицевом счете в банке. Если у вас закончились деньги, вам нельзя нанимать других работников. Вам выгодно нанимать работников с более высоким разрядом, так как работник 1 разряда приносит вашей фирме 100 монет чистой прибыли в месяц, 2 разряда – 200 монет, 3 разряда – 300 монет, 4 разряда – 400 монет.

Если вы получите за год менее 10000 монет чистой прибыли, то вы объявляетесь банкротом и сами становитесь безработным, имеющим первый квалификационный разряд. При этом все ваши накопления конфискуются банком.

Работник, повысивший свой разряд, имеет право требовать от вас перезаключения контракта на новых условиях.

Если в течение одного цикла игры вы приняли на работу 5 или более работников, ваша общая прибыль увеличивается еще на 10%.

Инструкция преподавателю школы бизнеса.

Вы должны внимательно следить за тем, чтобы приходящие на ваши курсы повышать свою квалификацию работники имели деньги на своих лицевых счетах. Переобучение на второй разряд стоит 250 монет, на третий - 500 монет, на 4 - 1000 монет.

Вы снимаете эту сумму с лицевого счета обучающегося, после чего выписываете ему сертификат о повышении разряда.

Инструкция служащему банка.

Вы должны внимательно следить за тем, чтобы все работники и предприниматели правильно и аккуратно вели учет своих денежных средств посредством лицевых счетов. Вы имеете право проверить правильность заполнения и ведения лицевого счета любого участника. При обнаружении неточности, вы вправе оштрафовать участника, размер штрафа – от 2% до 10% общей суммы, имеющейся на лицевом счете данного участника в момент наложения штрафа.

После разъяснения целей, смысла и содержания игры, условий, содержащихся в инструкциях ее участникам, преподаватель отвечает на возникшие у участников игры вопросы.

Перед началом игры целесообразно провести «репетицию» или «разминку», для того, чтобы студенты попробовали провести первые переговоры. После проведения «разминки» педагог еще раз отвечает на вопросы учащихся, напоминает им о необходимости четко и аккуратно вести учет денежных средств с помощью лицевого счета.

Игра.

По сигналу преподавателя, который отмечает время начала финансового года, длящегося в течение 15–20 минут реального времени, участники игры начинают активно действовать в соответствии со своими игровыми ролями. Безработный стремится подписать контракт с предпринимателями на выгодных для себя условиях. Как только он подписывает контракт, он становится работником и начинает получать заработную плату, которая фиксируется в его лицевом счете.

Затем он может поступить на курсы повышения квалификации и повысить свой разряд. Предприниматель стремится принять на работу несколько работников, оговаривая в контракте размер заработной платы. Педагог следит за ходом игры и оказывает в случае необходимости помощь.

Промежуточный анализ результатов.

Через 15–20 минут преподаватель останавливает игровой процесс и предлагает участникам заняться экономическим анализом ситуации, то есть определить итоги прошедшего финансового года – первого цикла игры.

Итоги года подводятся по следующим показателям:

Предприниматель определяет, какое количество работников он принял на свою фирму, их квалификационный уровень и суммарную годовую прибыль фирмы, полученную от этих работников. При определении суммарной годовой прибыли предприниматель руководствуется теми экономическими нормами, которые даны в инструкции. То есть, каждый работник первого разряда, принятый предпринимателем на работу, приносит его фирме 100 монет в месяц; работник второго разряда – 200 монет в месяц; работник третьего разряда – 300 монет в месяц; работник четвертого разряда – 400 монет в месяц. Для определения годовой прибыли предприниматель должен сумму месячной прибыли умножить на число месяцев, на которые заключен контракт с данным работником. Напомним, что в случае. когда предприниматель принял на работу в течение года 5 или более работников, вся полученная прибыль увеличивается на 10%. А предприниматели, у которых сумма годовой прибыли окажется меньше 10000 монет, объявляются банкротами и переводятся в категорию «безработных».

Работник определяет, какое количество денег он заработал, то есть общую сумму в графе «Остаток» лицевого счета. Тот работник, который заработал в течение года сумму в 15000 монет и более, может переходить в разряд предпринимателей, уплатив в банк 10000 монет.

Безработный, то есть участник игры, не устроившийся на работу в течение одного года, не подписавший не одного контракта, предъявляет письменный отказ в приеме на работу и получает в банке пособие по безработице в размере 300 монет.

Когда все расчеты закончены и подведены итоги первого года, педагог обсуждает их с участниками игры и объявляет о начале следующего финансового года – следующего цикла игры. По истечении 15–20 минут объявляется окончание второго года, проводится анализ его результатов и объявляется новый финансовый год.

После 3-4 циклов игра заканчивается подведением окончательных итогов. Схема подведения конечных итогов не отличается принципиально от схемы подведения промежуточных итогов, только участники должны подытожить полученные и расходованные денежные суммы за все прошедшие годы, определив суммарный остаток на лицевом счете.

Победителем игры в каждой игровой группе объявляются участники, показавшие максимальные результаты, имеющие в остатке своего лицевого счета наибольшую сумму денег.

Послеигровое обсуждение.

После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результатов деятельности учеников. Для этого следует попросить выступить учеников, занявших первые места в игровых группах, со своими впечатлениями и анализом своих действий в ходе игры. Что они предпринимали, чтобы достичь такого результата? Что учитывали? Можно попросить выступить и тех учеников, у кого самый низкий результат, с разбором причин неудачи. В обсуждении хода игры и ее результатов могут принять участие все игравшие.

 

СЕМИНАР № 9

Тема: «Денежно-кредитная система и монетарная политика государства»

Вопросы для обсуждения:

1. Природа и функции денег.

2. Денежное обращение. Денежная масса.

3. Резервирование вкладов. Кредитный мультипликатор.

4. Структура современной кредитно-денежной системы.

Литература:

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000.

2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник. -М.: Палеотип, Дел. Лит., Логос,2002.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных