Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аускультация легких и сердца.

Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, умение экзаменуемого проводить аускультацию легких и сердца в соответствии с приведенными ниже критериями.

Критерии оценки шагов Оценка в баллах
  Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить ему ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Попросить пациента принять удобное для него положение, лучше сидя на табурете с положенными на колени руками, либо стоя, но поддерживая больного свободной рукой с противоположной стороны (т.к. глубокое дыхание вследствие гипервентиляции может вызвать головокружение или обморок). 0,5 0,25  
  Аускультацию проводить по строго определенному плану: фонендоскоп ставить в строго симметричных точках правой и левой половин грудной клетки. Начинать выслушивание следует с верхушек легких: спереди над и под ключицами, постепенно перемещаясь вниз и в стороны. Затем в той же последовательности выслушать легкие сзади и в подмышечных областях. При аускультации поверхности межлопаточного пространства больной скрещивает руки на груди, отводя лопатки кнаружи от позвоночника. А для удобства выслушивания подмышечных областей пациент закладывает ладони за голову. 0,5 0,25  
  Указать места выслушивания бронхиального дыхания в норме (над щитовидным хрящом, над яремной ямкой, в проекции крупных бронхов, сзади – над 7-м шейным, 3-4-м грудным позвонками). Произвести графическое изображение везикулярного и бронхиального дыхания.   0,5  
  Назвать причины ослабления везикулярного дыхания: физиологическое (утолщение грудной стенки за счет мышц или подкожно жирового слоя), патологическое (инфильтрация легочной ткани, снижение эластичности альвеолярной стенки, гидро- и пневмоторакс, обтурация бронха инородным телом или опухолью), при воспалении дыхательных мышц, межреберных нервов, переломе ребер, адинамии больного, отсутствие дыхания. Произвести графическое изображение ослабления везикулярного дыхания. Указать причины усиления везикулярного дыханияв физиологических условиях: у лиц с тонкой грудной стенкой, у детей, при физической нагрузке. Ив патологических условиях (жесткое – при бронхитах, саккадированное – при поражении мелких бронхов, нервной дрожи, заболевании дыхательных мышц). Продемонстрировать графическое изображение усиленного везикулярного дыхания.   0,5  
  Указать причины выслушивания патологического бронхиального дыханиянад легочной тканью (уплотнение легочной ткани при заполнении альвеол экссудатом, кровью, транссудатом, прорастании соединительной тканью, опухолью, при компрессионном ателектазе, наличии полости, сообщающейся с бронхом (амфорическое дыхание)). Дать графическую характеристику. Указать дополнительные звуковые явления (хрипы, крепитация, шум трения плевры). Дать правильное диагностическое значение хрипам. Сухие хрипывозникают при сужении просвета бронха: спазм, воспалительная инфильтрация (бывают высокими, свистящими, дискантовыми и жужжащими, басовыми, низкими, в зависимости от калибра пораженных бронхов). Влажные хрипы возникают при наличии жидкого секрета в просвете бронха или в полостях легкого (каверна, абсцесс), в зависимости от калибра бронхов могут быть крупно-, средне- и мелкопузырчатыми.   0,5  
  Провести дифференцирование крепитации, мелкопузырчатых хрипов и шума трения плевры. Крепитация выслушивается при воспалении альвеолярной ткани и слышна на высоте вдохе, не изменяется после кашля. Хрипы возникают при поражении мелких бронхов, изменяются или исчезают после кашля, выслушиваются на вдохе и выдохе. А шум трения плевры возникает при воспалении плевральных листков (сухой плеврит) и слышен как на вдохе, так и на выдохе, усиливается при нажатии фонендоскопом на грудную стенку, не меняется после кашля, сохраняется при мнимом дыхании. Указать, что основные дыхательные шумы лучше выслушиваются при дыхании больного через нос при закрытом рте, а побочные – при более глубоком дыхании через открытый рот.   0,5  
  Установить с пациентом доверительные отношения, объяснить ему ход предстоящего обследования и его цели, получить соглашение на проведение аускультации сердца. Обратить внимание на условия проведения аускультации: в комнате должно быть тепло и тихо, пациент должен быть раздет по пояс. При удовлетворительном состоянии обследуемого аускультацию производят в разных положениях обследуемого: в вертикальном, горизонтальном, на левом боку, а также после физической нагрузки (10 приседаний). В процессе выслушивания сердца обследуемого просят периодически задерживать дыхание на выдохе. 1,0 0,5  
  Провести аускультацию по точкам выслушивания клапанов сердца в установленном порядке: 1 - верхушка сердца (митральный клапан), 2 - второе межреберье по правому краю грудины (клапан аорты), 3 - второе межреберье по левому краю грудины (клапан легочной артерии), 4 - основание мечевидного отростка (трехстворчатый клапан), 5 - точка Боткина-Эрба (дополнительная точка выслушивания клапана аорты). Закончив аускультацию сердца, правильно интерпретировать аускультативную картину: оценить ритм сердечной деятельности, определить частоту сердечных сокращений, определить количество выслушиваемых тонов и дать им характеристику 1,0 0,5  
  Оценить соотношение тонов (указать, что в норме на верхушке сердца громче выслушивается I тон, а на основании сердца - II тон). При обнаружении шума дать полную его характеристику: связь с фазой сердечной деятельности (систолический, диастолический), локализацию, иррадиацию, продолжительность и т.д. 3,0 1,5  
  Провести аускультацию крупных сосудов. Уметь выслушивать сонные артерии (при стенозе клапана аорты, при сужении самой аорты вследствие атеросклероза может выслушиваться систолический шум). Умет выслушивать бедренные артерии (при недостаточности клапана аорты может выслушиваться двойной тон Траубе и двойной шум Дюрозье). Уметь выслушивать яремные вены (при анемии может выслушиваться «шум волчка»). 2,0 1,0  
  Всего баллов      
           

Максимальное количество баллов – 10

Время выполнения навыка- 10 мин.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сухожильные рефлексы. | Осмотр и пальпация области сердца, осмотр области крупных сосудов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных