Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава XVI. Цели правительства




1514. Ха­рак­тер воп­ро­са. По­ли­ти­чес­кие ин­те­ре­сы и раз­ног­ла­сия дос­ти­га­ют осо­бо­го обостре­ния в воп­ро­се о це­лях и обя­зан­нос­тях пра­ви­тельства. Это один из тех труд­ных воп­ро­сов, ко­то­рые до­пус­ка­ют мно­жество про­ти­во­по­лож­ных и оди­на­ко­во вер­ных те­орий. Труд­ность в том, что на этот воп­рос мож­но от­ве­тить лишь пос­ле здра­во­го и всес­то­рон­не­го об­суж­де­ния, строя вы­во­ды ин­дук­тив­но, на ос­но­ва­нии ре­зульта­тов го­су­дарствен­но­го опы­та во всех его фа­зах. По­доб­ное иссле­до­ва­ние по большей час­ти пре­вы­ша­ет спо­соб­нос­ти го­су­дарствен­ных де­яте­лей и мыс­ли­те­лей, и по­то­му воп­рос этот вы­зы­ва­ет на­ибо­лее ожес­то­чен­ную борьбу доктрин.

1515. Крайние те­ории. Ка­ко­ва должна быть роль пра­ви­тельства в об­ще­ствен­ных де­лах? Вот спор­ный воп­рос, о ко­то­рый ло­ма­ют­ся копья. Ка­ко­вы функции пра­ви­тельств? С од­ной сто­ро­ны, есть крайние те­оре­ти­ки, не­ус­тан­но пов­то­ря­ющие пра­ви­тельству: «Не вме­ши­вайтесь ни во что! La­is­sez fa­ire! La­is­sez pas­ser!» Они рев­ни­во и не­до­вер­чи­во от­но­сит­ся ко вся­ко­му действию пра­ви­тельства, не но­ся­ще­му чис­то по­ли­ти­чес­ко­го ха­рак­те­ра, смот­рят на не­го, как на не­из­беж­ное зло, и хо­тят ка­ким бы то ни бы­ло спо­со­бом устра­нить его вме­ша­тельство во все, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то частной ини­ци­ати­вой и частны­ми предпри­яти­ями. С дру­гой сто­ро­ны есть та­кие, ко­то­рые, бу­ду­чи то­же крайни­ми те­оре­ти­ка­ми, но в об­рат­ном смыс­ле, хо­те­ли бы, что­бы об­щество все­це­ло воз­ло­жи­ло на пра­ви­тельство уп­рав­ле­ние и ру­ко­водство во всех об­ществен­ных и жиз­нен­ных предпри­яти­ях. Их под­ку­па­ют опи­са­ния блес­ка и мо­гу­щества го­су­дарствен­но­го строя, вых­ва­чен­ные из стра­ниц древ­ней или сред­ней ис­то­рии, или из уто­пии о ко­опе­ра­тив­ных на­ча­лах хит­ро спле­тен­ной ве­ли­ки­ми вож­дя­ми со­ци­ализ­ма, и они ве­рят, что го­су­дарство мо­жет стать от­цом-кор­мильцем, за­бо­тя­щем­ся о каж­дом чле­не го­су­дарствен­ной семьи. Меж­ду эти­ми дву­мя крайнос­тя­ми мож­но встре­тить все сте­пе­ни и все от­тен­ки до­ве­рия или не­до­ве­рия по от­но­ше­нию к де­ятельнос­ти го­су­дарства.

1518. Го­су­дарство, как по­лез­ный и не­об­хо­ди­мый об­ществен­ный ор­ган. Из то­го, что го­су­дарство мо­жет сво­им вме­ша­тельством при­нес­ти вред частной жиз­ни от­дельных лиц, вов­се не сле­ду­ет, что оно должно быть при­ня­то, как не­из­беж­ное зло. Оно не бо­лее зло, чем са­мо об­щество. Оно яв­ля­ет­ся ор­га­ни­чес­кой частью об­щества; без не­го оно бы­ло бы не бо­лее как абстрак­ция. Ес­ли бы этот тер­мин не свел­ся к обоз­на­че­нию ог­ра­ни­чен­но­го кру­га те­оре­ти­ков с крайни­ми и лжи­вы­ми иде­ями, мы все, ве­ру­ющие в пользу и ес­тествен­ность по­ли­ти­чес­ко­го строя го­су­дарства, должны бы­ли бы приз­нать се­бя и действо­вать как со­ци­алис­ты. Ис­то­рия, преж­де все­го, до­ка­зы­ва­ет ес­тествен­ность воз­ник­но­ве­ния пра­ви­тельства, име­юще­го свою ос­но­ву в са­мой ду­ше че­ло­ве­ка, про­ис­хо­дя­щее из идеи родства и стар­шинства и под­ни­ма­ющие че­ло­ве­ка над все­ми дру­ги­ми зем­ны­ми су­щества­ми. Каж­дый че­ло­век в от­дельнос­ти пло­хо во­ору­жен для властво­ва­ния над дру­ги­ми жи­вот­ны­ми; его пер­венство ос­но­ва­но на ра­зу­ме, его си­ла – на со­еди­не­нии, его власть – есть власть спло­че­ния с рав­ны­ми ему. Вне об­щества ра­зум не мо­жет дос­та­вить пер­венство че­ло­ве­ку. А пра­ви­тельство есть внеш­нее воп­ло­ще­ние об­ществен­но­го строя. Ес­ли са­мо об­щество не есть зло, то, ра­зу­ме­ет­ся, пра­ви­тельство не мо­жет им быть, ибо пра­ви­тельство не­об­хо­ди­мый об­ществен­ный ор­ган.

1519. По этой при­чи­не сле­ду­ет тща­тельно изыс­ки­вать и при­ме­нять все воз­мож­ные спо­со­бы под­нять об­щество пос­редством пра­ви­тельства, все спо­со­бы урав­не­ния лич­ных прав с об­ществен­ны­ми обя­зан­нос­тя­ми и стре­миться вся­чес­ки к ин­ди­ви­ду­ально­му раз­ви­тию, спо­собству­юще­му со­ци­ально­му рос­ту го­су­дарства. Это­го тре­бу­ет со­ци­альное чувство, ко­то­рое дол­жен про­яв­лять каж­дый ис­тин­ный друг че­ло­ве­чества, при­ла­гая к это­му всю энер­гию, ка­кую зас­лу­жи­ва­ет ис­тин­но пра­вое де­ло. Та­ков со­ци­ализм, к ко­то­ро­му дол­жен при­со­еди­няться все­ми на­хо­дя­щи­ми­ся в его рас­по­ря­же­нии си­ла­ми вся­кий ис­тин­ный друг че­ло­ве­чества.

1520. Со­ци­ализм и сов­ре­мен­ная ин­дустри­альная ор­га­ни­за­ция. Нет­­руд­но по­нять и да­же до из­вестной сте­пе­ни раз­де­лить эн­ту­зи­азм то­го со­ци­ально­го клас­са аги­та­то­ров, ко­то­рых мы объеди­ня­ем под слиш­ком об­щим наз­ва­ни­ем со­ци­алис­тов. Про­ек­ты со­ци­альных ре­форм и пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые они так го­ря­чо отста­ива­ют, как бы оши­боч­ны они ни бы­ли, – а, без сом­не­ния, большая часть их спо­соб­на вы­зы­вать смех у де­тей, – име­ют в ви­де об­щее бла­го. Они пы­та­ют­ся соз­дать пол­ную гар­мо­нию меж­ду лич­ны­ми ин­те­ре­са­ми че­ло­ве­ка и об­ще­ствен­ны­ми ин­те­ре­са­ми всех. Они пред­ла­га­ют ко­опе­ра­ции, име­ющие целью усо­вер­шенство­вать вза­имо­по­мощь лю­дей. Они восста­ют про­тив сле­по­го, эго­ис­тич­но­го ин­ди­ви­ду­ализ­ма, и на­до соз­наться, что сов­ре­мен­ный ин­ди­ви­ду­ализм действи­тельно име­ет слиш­ком мно­го от­тал­ки­ва­юще­го, что­бы зас­ту­паться за не­го. Сов­ре­мен­ная ин­дустри­альная ор­га­ни­за­ция в не­ко­то­рых от­но­ше­ни­ях так не­со­вер­шен­на, что да­ет прос­тор про­из­во­лу и ти­ра­нии над це­лой мас­сой лиц и воз­мож­ность бо­га­тым и сильным при­тес­нять бед­ных и сла­бых. Она све­ла к уз­ко-ма­те­ри­аль­но­му зна­че­нию сле­ду­ющий ду­хов­ный за­кон: «иму­ще­му бу­дет да­но, у не­иму­ще­го же от­ни­мет­ся и то нем­но­гое, что он имел». Она уве­ли­чи­ла в лю­дях стрем­ле­ние к лич­ной вы­го­де, до­хо­дя­щее до эго­из­ма, и уби­ла не только лю­бовь и жа­лость, но от­час­ти и сво­бод­ную кон­ку­рен­цию. Ра­зу­ме­ет­ся, бы­ло бы же­ла­тельно, воскли­ца­ет со­ци­алист, унич­то­жить кон­ку­рен­цию прив­ле­че­ни­ем всех лю­дей оди­на­ко­во к ра­бо­те на об­ществен­ное бла­го и под­чи­не­ни­ем их за­ко­нам со­ци­альной ко­опе­ра­ции! Но со­ци­алист заб­луж­да­ет­ся: уби­ва­ет не кон­ку­рен­ция во­об­ще, а не­честная кон­ку­рен­ция, ко­то­рая по внеш­нос­ти сох­ра­ня­ет тот же вид, но не име­ет под со­бою ре­альной ос­но­вы.

1521. Сред­ний взгляд. Есть и сред­нее мне­ние. Об­щество не мо­жет при­нять про­ек­ты со­ци­алис­тов и жить на пред­ло­жен­ных ими ос­но­вах. Вся­кий про­ект, воз­ла­га­ющий на пра­ви­тельство пра­во контро­ли­ро­вать частную жизнь, бу­дет нем­но­гим луч­ше их пред­ло­же­ний. Нуж­но найти бо­лее вер­ную те­орию, даю­щую ин­ди­ви­ду­уму пол­ную сво­бо­ду са­мо­раз­ви­тия и в то­же вре­мя ох­ра­ня­ющую эту сво­бо­ду от ги­бельной кон­ку­рен­ции и сво­дя­щую к ми­ни­му­му ан­та­го­низм меж­ду со­ци­альным рос­том и раз­ви­ти­ем лич­нос­ти. Та­кая те­ория, не­сом­нен­но, мо­жет быть фор­му­ли­ро­ва­на бо­лее или ме­нее оп­ре­де­лен­но.

1522. Це­ли пра­ви­тельства яв­ля­ют­ся це­ля­ми об­щества. Пра­ви­тель­ство, как мы уже ска­за­ли, есть об­ществен­ный ор­ган, единствен­ное мо­гу­чее и уни­вер­сальное ору­дие об­щества. Сле­до­ва­тельно, его це­ли должны быть и це­ля­ми об­щества? Ка­ко­вы же стрем­ле­ния об­щества? Что та­кое об­щество? Это ас­со­ци­ация лю­дей, ор­га­ни­зо­ван­ная с целью вза­имо­по­мо­щи. Вза­и­мо­по­мо­щи в чем? В са­мо­раз­ви­тии. Об­щество стре­мит­ся к на­ибо­лее раз­­но­об­раз­но­му про­яв­ле­нию ин­ди­ви­ду­ума, к то­му, что­бы лю­ди име­ли ши­ро­кое сво­бод­ное при­ме­не­ние сво­их ин­ди­ви­ду­альных сил. Это воз­мож­но лишь с по­мощью ци­ви­ли­за­ции, име­ющей столько средств удов­лет­во­рять че­­ло­ве­чес­кие нуж­ды, смяг­чать стра­да­ния, уг­луб­лять мысль, вы­зы­вать к жи­­вой де­ятельнос­ти. Итак, цель пра­ви­тельства – бла­гоп­ри­ятство­вать дос­т­и­же­нию це­лей ор­га­ни­зо­ван­но­го об­щества. Под­держка, ока­зы­ва­емая пра­ви­тель­ством, пос­то­ян­но прис­по­саб­ли­ва­ет­ся к из­ме­ня­ющим­ся и рас­ту­щим зап­ро­сам со­ци­альной и про­мыш­лен­ной ор­га­ни­за­ции. Пра­ви­тельство не должно вме­ши­ваться во все; от не­го тре­бу­ет­ся лишь, что­бы оно бы­ло сильно и под­чи­ня­лось не­об­хо­ди­мос­ти ре­гу­ли­ро­вать об­ществен­ную жизнь. Ре­гу­ли­ро­ва­ние, о ко­то­ром мы го­во­рим, зак­лю­ча­ет­ся не во вме­ша­тель­стве, – это воз­мож­ное урав­не­ние ус­ло­вий и по­ло­же­ний во всех от­рас­лях че­ло­ве­чес­кой де­ятельнос­ти, а та­кое урав­не­ние яв­ля­ет­ся как раз об­рат­ным гру­бо­му втор­же­нию.

1523. Вся­кий за­кон, спо­собству­ющий прог­рес­су, идет навстре­чу пра­ви­тельству и прис­по­саб­ли­ва­ет его власть к «обсто­ятельствам дан­но­го слу­чая». Но сле­ду­ет пом­нить, что обсто­ятельства дан­но­го слу­чая, пос­кольку они ка­са­ют­ся пра­ви­тельства, не но­сят частно­го ха­рак­те­ра, а представ­ля­ют со­бой об­ществен­ное яв­ле­ние, об­щие ус­ло­вия со­ци­альной ор­га­ни­за­ции. Со­­ци­альная за­да­ча зак­лю­ча­ет­ся в сле­ду­ющем: ин­ди­ви­ду­уму должны быть дос­тав­ле­ны все ус­ло­вия, все воз­мож­нос­ти для пол­но­го са­мо­раз­ви­тия, ибо лишь этим пу­тем са­мо об­щество дос­тиг­нет раз­но­об­ра­зия и си­лы. Но од­но из важ­нейших ус­ло­вий раз­ви­тия мо­жет быть дос­тав­ле­но только пра­ви­тельством, как ру­ко­во­дя­щим об­ществен­ным ор­га­ном. Все ком­би­на­ции, соз­да­ющие мо­но­по­лии, дос­тав­ля­ющие все не­об­хо­ди­мое для со­ци­ально­го и про­мыш­лен­но­го раз­ви­тия ог­ра­ни­чен­но­го меньшинства, выб­ран­но­го не са­мим об­ществом, а слу­ча­ем и про­из­во­лом, должны на­хо­дит­ся под пря­мым или кос­вен­ным контро­лем об­щества. Од­но только об­щество име­ет пра­во да­ро­вать пре­иму­щества из из­вестных со­об­ра­же­ний. Оно не мо­жет до­пус­тить, чтоб один из чле­нов его, не­за­ви­си­мо от его ут­вержде­ния и наб­лю­де­ния, пользо­вал­ся этим пра­вом и извле­кал из не­го лич­ные вы­го­ды.

1526. Контроль не вле­чет за со­бой обя­за­тельной ад­ми­нистра­ции. Об­щество не име­ет пра­во ут­вер­дить по­лез­ное и про­из­во­ди­тельное предпри­ятие, не рег­ла­мен­ти­руя его, ра­ди од­ной вы­го­ды частных лиц и этим убить сво­бод­ную кон­ку­рен­цию. Опыт до­ка­зал, что лич­ный ин­те­рес сто­ящих во гла­ве та­ко­го де­ла и стре­мя­щих­ся по­лу­чить че­рез не­го лич­ную вы­го­ду, да­ле­ко не схо­ден с об­ще­ствен­ным ин­те­ре­сом. Да­же са­мый за­кон­ный лич­ный ин­те­рес лег­ко мо­жет изыс­кать спо­со­бы по­лу­чить не­за­кон­ные де­неж­ные вы­го­ды, де­лая неспра­вед­ли­вое раз­ли­чие меж­ду пот­ре­би­те­ля­ми про­из­водства. Но из то­го, что пра­ви­тельство должно контро­ли­ро­вать эти ши­ро­кие ка­пи­та­лис­ти­чес­кие предпри­ятия, вов­се не сле­ду­ет, что оно обя­за­но не­пос­редствен­но за­ве­до­вать их эко­но­ми­чес­кой ор­га­ни­за­цией, сос­тав­ля­ющей не­из­беж­но мо­но­по­лию. В та­ких слу­ча­ях, по сло­вам Фер­ре­ра, есть два вы­хо­да: или 1) собствен­ность и уп­рав­ле­ние пре­дос­тав­ля­ет­ся са­мо­му предпри­ятию и частно­му ка­пи­та­лу под рег­ла­мен­та­цией го­су­дарства, или 2) собствен­ность и уп­рав­ле­ние в ру­ках местной или центральной пра­ви­тельствен­ной влас­ти. В большинстве слу­ча­ев дос­та­точ­но од­ной рег­ла­мен­та­ции. Труд­нос­ти, воз­ни­ка­ющие, ког­да уч­реж­де­ния и со­дер­жа­ние предпри­ятия на­хо­дят­ся в ру­ках пра­ви­тельства, так ве­ли­ки, что же­ла­тельнее ог­ра­ни­читься пра­ви­тельствен­ным контро­лем во всех тех слу­ча­ях, ког­да он мо­жет быть действи­те­лен без не­пос­редствен­ной ад­ми­нистра­ции.

1528. Пре­иму­щество об­щества над пра­ви­тельством. Не сле­ду­ет за­бы­вать, что об­щество име­ет го­раз­до больше зна­че­ние, чем его ор­ган – пра­ви­тельство. Пра­ви­тельство слу­жит об­ществу, оно не должно ни уп­рав­лять им, ни властво­вать над ним. Пра­ви­тельство не име­ет це­ли в са­мом се­бе, – оно лишь средство, спо­собству­ющее раз­ви­тию луч­ших сто­рон со­ци­ально­го ор­га­низ­ма. Го­су­дарство су­ществу­ет для об­щества, а не об­щество для го­су­дарства.

1529. Ес­тествен­ный пре­дел го­су­дарствен­ной де­ятельнос­ти. Вся­кий, кто изу­чил стро­ение об­щества, не мо­жет сом­не­ваться в том, что су­ществу­ют нор­мальные ес­тествен­ные гра­ни­цы го­су­дарствен­ной де­ятель­нос­ти. Го­су­дарствен­ные функции кон­ча­ют­ся там, где кон­ча­ет­ся не­об­хо­ди­мость в ко­опе­ра­ции для об­щества в его це­лом, – гра­ни­ца, за ко­то­рой эта ко­опе­ра­ция пе­рес­та­ет быть не­об­хо­ди­мой для об­ществен­но­го бла­га и по­лез­на только для со­ци­альных и про­мыш­лен­ных предпри­ятий. Мы счи­та­ем ко­опе­ра­цию не­об­хо­ди­мой, ког­да она нуж­на для урав­не­ния ус­ло­вий кон­ку­рен­ции, для ус­та­нов­ле­ния рав­ных за­ко­нов для частных прав и для об­ществен­ных сно­ше­ний, так как ее от­сутствие по­ве­ло бы к зло­упот­реб­ле­ни­ям, к унич­то­же­нию од­них ин­ди­ви­ду­умов – во имя прог­рес­са, дру­гих – ра­ди бо­гатства и со­ци­ально­го мо­гу­щества.

1530. Су­ществу­ют воп­ро­сы, для раз­ре­ше­ния ко­то­рых лю­ди всег­да нуж­да­ют­ся друг в дру­ге; в та­ких слу­ча­ях не­об­хо­ди­ма ко­опе­ра­ция, хо­тя бы только ра­ди то­го, чтоб сде­лать жизнь воз­мож­ной. Од­на лишь уни­вер­сальная власть мо­жет под­дер­жать по­ря­док сре­ди лю­дей. Раз­де­ле­ние тру­да и ком­мер­чес­кие рас­че­ты мо­гут быть по большей час­ти оп­ре­де­ле­ны контрак­та­ми, сво­бод­ны­ми частны­ми до­го­во­ра­ми, но урав­не­ние прав не бо­лее, чем са­мая ор­га­ни­за­ция пра­ви­тельства, не мо­жет быть пре­дос­тав­ле­на частной ини­ци­ати­ве. Все цер­ков­ные со­юзы, кор­по­ра­ции, ас­со­ци­ации, братства име­ют свои це­ли, спо­собству­ющие раз­ви­тию, нравствен­но­му или ма­те­ри­ально­му бла­го­сос­то­янию че­ло­ве­ка. Все это бо­лее или ме­нее по­лез­но. Но об­щая цель семьи и го­су­дарства – усо­вер­шенство­ва­ние и урав­не­ние ус­ло­вий ин­ди­ви­ду­ально­го раз­ви­тия, – не только по­лез­на, но не­об­хо­ди­ма.

1531. Гра­ни­ца, за ко­то­рой об­ществен­ное учас­тие пе­ре­рас­та­ет быть не­об­хо­ди­мым, не мо­жет быть яс­но сфор­му­ли­ро­ва­на, но из это­го не сле­ду­ет, чтоб она бы­ла не­оп­ре­де­лен­на. Узы, свя­зу­ющие семью, впол­не яс­ны, хо­тя они из­ме­ря­ют­ся только ма­ло­летством де­тей, ро­ди­тельской и детской лю­бовью, – ве­ли­чи­на­ми, не под­ве­домствен­ны­ми за­ко­ну. За­кон, тре­бу­ющий, что­бы го­су­дарство не бра­ло на се­бя то, что мо­жет быть дос­тиг­ну­то при рав­ных ус­ло­ви­ях частной ини­ци­ати­вой, про­во­дит дос­та­точ­но точ­ную де­мар­ка­ци­он­ную ли­нию меж­ду пра­ви­тельством и кор­по­ра­ци­ями. Те, кто ви­дят в го­су­дарстве не бо­лее как про­из­вольный ус­лов­ный со­юз, слу­чайное еди­не­ние, – откры­ва­ют ши­ро­кий дос­туп опас­нейшим фор­мам со­ци­ализ­ма. Ес­ли сущ­ность го­су­дарства не дос­та­точ­но яс­но оп­ре­де­ля­ет­ся об­ществом, все чле­ны ко­то­ро­го не­из­мен­но, всес­то­рон­не за­ви­сят друг от дру­га бо­лее проч­ной за­ви­си­мостью, чем се­мейная, и узы, со­еди­ня­ющие их, сильнее уз семьи – у нас нет дру­го­го кри­те­рия, от­де­ля­юще­го сфе­ру го­су­дарствен­ной де­ятельнос­ти от про­из­во­ла. Из кри­те­рия ес­тествен­ной не­об­хо­ди­мос­ти го­су­дарствен­ных сно­ше­ний вов­се не вы­те­ка­ет с дру­гой сто­ро­ны, что го­су­дарство мо­жет вме­ши­ваться пов­сю­ду.

1532. Го­су­дарство не должно контро­ли­ро­вать частные мне­ния, по­то­му что они под­ле­жат лич­ной от­ветствен­нос­ти, а не вза­им­ной за­ви­си­мос­ти. Мысль и со­весть представ­ля­ют со­бой лич­ное дос­то­яние. Мне­ние – про­из­вольно. Го­су­дарство мо­жет вме­ши­ваться лишь, ког­да не­об­хо­ди­ма об­щая де­ятельность, об­щий для всех за­кон. Все, что ус­лов­но-сво­бод­но, и, сле­до­ва­тельно, не нуж­да­ет­ся в учас­тии го­су­дарства. Цер­ковь от­но­сит­ся к сфе­ре ду­хов­ной де­ятельнос­ти, ак­ци­онер­ные об­щества – ре­зультат до­го­во­ров ка­пи­та­лис­тов; но ког­да са­мо го­су­дарство соз­да­ет цер­ковь или тор­го­вую ас­со­ци­ацию, оно ут­вержда­ет мо­но­по­лию. Та­ким об­ра­зом, оно не должно про­я­в­лять се­бя, по­ка это­го не тре­бу­ет со­ци­альная или про­мыш­лен­ная жизнь, и по­ка нет на ли­цо ус­ло­вий соз­да­ния не­об­хо­ди­мой мо­но­по­лии.

1533. Семья и Го­су­дарство. Ес­тествен­ная цель семьи зак­лю­ча­ет­ся в вос­пи­та­нии лич­нос­ти, в нап­рав­ле­ние ее раз­ви­тия в ду­хе ре­ли­ги­оз­ной ве­ры, нрав­ствен­ных пра­вил и в ува­же­ние к дис­цип­ли­нам. Ког­да ми­ну­ет этот пе­ри­од под­чи­не­ния, лич­ность при­зы­ва­ет­ся к сво­бод­ной, са­мос­то­ятельной де­ятельнос­ти. Се­мейные при­вя­зан­нос­ти еще сдер­жи­ва­ют ее, но это лишь неж­ные узы, а не же­лез­ные це­пи. Че­ло­век всту­па­ет в пе­ри­од зре­лос­ти. Те­перь за­да­чей го­су­дарства яв­ля­ет­ся пре­дос­тав­ле­ние ему пол­но­го прос­то­ра, что­бы он, про­яв­ляя се­бя, мог внес­ти свой вклад в об­щую сум­му на­род­ной де­ятельнос­ти. Вос­пи­та­тельное зна­че­ние семьи зак­лю­ча­ет­ся в ее спо­соб­нос­ти при­ме­няться со­об­раз­но обсто­ятельствам; семья из­би­ра­ет, пред­пи­сы­ва­ет, она фор­ми­ру­ет и нап­рав­ля­ет че­ло­ве­ка. Го­су­дарство уже не должно де­лать это­го. Оно соз­да­ет ус­ло­вия су­щество­ва­ния, но не должно ока­зы­вать вли­яния на сво­бод­ное раз­ви­тие лич­нос­ти. По­ря­док го­су­дарства дол­жен быть не­из­мен­ным, еди­но­род­ным, без­лич­ным. В семье от­но­ше­ния и при­­емы вос­пи­та­ния опи­ра­ют­ся на не­ра­венство раз­но­об­ра­зие конкрет­ных ин­ди­ви­ду­альнос­тей. Го­су­дарство в сво­их ре­ше­ни­ях ос­но­вы­ва­ет­ся на ра­венстве всех пе­ред ли­цом об­щества. По­ря­док семьи постро­ен на пра­ве опе­ки, го­су­дарство же – на пра­вах и при­ви­ле­ги­ях лич­нос­ти.

1534. Го­су­дарство и об­ществен­ное об­ра­зо­ва­ние. Есть об­ласть, где го­су­дарство на пер­вый взгляд узур­пи­ру­ет пра­ва и обя­зан­нос­ти семьи, – это об­ласть на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко, на са­мом де­ле это не так. По двум при­чи­нам, вы­те­ка­ющим из ус­та­нов­лен­но­го вы­ше прин­ци­па, об­ра­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся за­кон­ной функцией го­су­дарства. Во‑пер­вых, в низ­шем об­ра­зо­ва­нии сле­ду­ет ви­деть не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие по­ли­ти­чес­кой и со­ци­аль­ной сво­бо­ды, без ко­то­рой не­воз­мож­но всес­то­рон­нее раз­ви­тие лич­нос­ти. И, во‑вто­рых, – ник­то дру­гой, по си­ле и ав­то­ри­те­ту ус­ту­па­ющий пра­ви­тель­ству, не мог взять на се­бя за­да­чу на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Од­ним сло­вом, лишь все об­щество в его це­лом мо­жет обес­пе­чить граж­да­нам на­род­ное об­ра­зо­ва­ние; а как уж ска­за­но, на­род­ное об­ра­зо­ва­ние не­об­хо­ди­мо для урав­не­ния ус­ло­вий жиз­ни и раз­ви­тия лич­нос­ти, ина­че го­во­ря, для то­го, что сос­тав­ля­ет ис­тин­ную цель об­щества. Кро­ме то­го, без на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния ни од­на пра­ви­тельствен­ная сис­те­ма, за­ви­ся­щая от на­род­ной во­ли, не мо­жет счи­таться проч­ной: нуж­но вос­пи­ты­вать на­род в соз­на­нии ос­нов, со­об­ща­ющих проч­ность и ра­зум­ность сво­бод­ным уч­реж­де­ни­ем, и, ес­ли воз­мож­но, при­ви­вать ему граж­данские доб­ро­де­те­ли. Ни од­на сво­бод­ная пра­ви­тельствен­ная сис­те­ма не сох­ра­нит­ся, ес­ли она ут­ра­тит ис­то­ри­чес­кие тра­ди­ции, – на­род­ная шко­ла мо­жет и должна бе­реж­но ох­ра­нять эти тра­ди­ции и при­ви­вать их соз­на­нию бу­ду­щих по­ко­ле­ний.

1536. Итог. Все­му ска­зан­но­му мо­жет быть в нем­но­гих сло­вах под­ве­ден итог: глав­ная за­да­ча пра­ви­тельства – спо­собство­вать об­ществу в дос­ти­же­нии его це­лей. Прин­ци­пом пра­ви­тельствен­ной де­ятельнос­ти по не­об­хо­ди­мос­ти яв­ля­ет­ся сов­местная ра­бо­та об­щества. Вер­нейший ме­тод по­ли­ти­чес­ко­го раз­ви­тия зак­лю­ча­ет­ся в пос­те­пен­ном прис­по­соб­ле­нии ста­рых форм к но­вым пот­реб­нос­тям в мед­лен­ном из­ме­не­нии жиз­нен­ных ус­ло­вий и при­вы­чек и в осу­ще­ств­ле­нии но­вых за­дач пос­редством пос­те­пен­но­го прев­ра­ще­ния ста­рых средств.

ГОББС Томас






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных