Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава VII. О политическом или гражданском обществе




87. Че­ло­век рож­да­ет­ся, как бы­ло уже до­ка­за­но, имея пра­во на пол­ную сво­бо­ду и не­ог­ра­ни­чен­ное пользо­ва­ние все­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­ями ес­тествен­но­го за­ко­на в та­кой же ме­ре, как вся­кий дру­гой че­ло­век или лю­бые дру­гие лю­ди в ми­ре, и он по при­ро­де об­ла­да­ет властью не только ох­ра­нять свою собствен­ность, т. е. свою жизнь, сво­бо­ду и иму­щество, от пов­реж­де­ний и па­де­ний со сто­ро­ны дру­гих лю­дей, но так­же су­дить и на­ка­зы­вать за на­ру­ше­ние это­го за­ко­на дру­гих, как то­го зас­лу­жи­ва­ет, по его убеж­де­нию, дан­ное прес­туп­ле­ние, да­же смертью, в тех слу­ча­ях, ког­да гнус­ность пос­туп­ка, по его мне­нию, это­го тре­бу­ет. Но пос­кольку ни од­но по­ли­ти­чес­кое об­щество не мо­жет ни быть, ни су­щество­вать, не об­ла­дая са­мо пра­вом ох­ра­нять собствен­ность и в этих це­лях на­ка­зы­вать прес­туп­ле­ния всех чле­нов это­го об­щества, то по­ли­ти­чес­кое об­щество на­ли­цо там, и только там, где каж­дый из его чле­нов от­ка­зал­ся от этой ес­тествен­ной влас­ти, пе­ре­дав ее в ру­ки об­щества во всех слу­ча­ях, ко­то­рые не пре­пятству­ют ему об­ра­щаться за за­щи­той к за­ко­ну, ус­та­нов­лен­но­му этим об­ществом. И, та­ким об­ра­зом, вся­кий частный суд каж­до­го от­дельно­го чле­на исклю­ча­ет­ся, и об­щество ста­но­вит­ся тре­тейским судьей, ус­та­нав­ли­вая пос­то­ян­ные пра­ви­ла, беспристрастные и од­­ни и те же для всех сто­рон, и с по­мощью лю­дей, по­лу­чив­ших от об­ще­ства пол­но­мо­чия про­во­дить в жизнь эти пра­ви­ла, раз­ре­ша­ет все раз­ног­ла­сия, ко­то­рые мо­гут воз­ник­нуть меж­ду лю­бы­ми чле­на­ми это­го об­щества в от­но­ше­нии вся­ко­го пра­во­во­го воп­ро­са, рав­но как и на­ка­зы­ва­ет те прес­туп­ле­ния, ко­то­рые лю­бой член об­щества со­вер­шил по от­но­ше­нию к об­ществу, та­ки­ми ка­ра­ми, ко­то­рые ус­та­нов­ле­ны за­ко­ном. Вследствие это­го лег­ко раз­ли­чить, кто на­хо­дит­ся и кто не на­хо­дит­ся вмес­те в по­ли­ти­чес­ком об­ществе. Те, кто объеди­не­ны в од­но це­лое и име­ют об­щий ус­та­нов­лен­ный за­кон и су­деб­ное уч­реж­де­ние, ку­да мож­но об­ра­щаться и ко­то­рое на­де­ле­но властью раз­ре­шать спо­ры меж­ду ни­ми и на­ка­зы­вать прес­туп­ни­ков, на­хо­дят­ся в граж­данском об­ществе, но те, кто не име­ют та­ко­го об­ще­го су­ди­ли­ща, я имею в ви­ду на зем­ле, все еще на­хо­дят­ся в ес­тествен­ном сос­то­янии, при ко­то­ром каж­дый, ког­да нет ни­ко­го дру­го­го, сам яв­ля­ет­ся судьей и па­ла­чом, а это, как я уже по­ка­зал, и есть со­вер­шен­ное ес­тествен­ное сос­то­яние.

88. Та­ким об­ра­зом, го­су­дарство по­лу­ча­ет власть ус­та­нав­ли­вать, ка­кое на­ка­за­ние должно по­ла­гаться за раз­лич­ные на­ру­ше­ния, со­вер­шен­ные чле­на­ми это­го об­щества, и ка­кие на­ру­ше­ния то­го зас­лу­жи­ва­ют (это есть за­ко­но­да­тельная власть), так же как оно об­ла­да­ет властью на­ка­зы­вать за ущерб, на­не­сен­ный лю­бо­му из его чле­нов лю­бым из тех, кто не вхо­дит в это об­щество (это власть ре­шать воп­ро­сы войны и ми­ра), и все это для сох­ра­не­ния собствен­нос­ти всех чле­нов об­щества, нас­колько это воз­мож­но. Но хо­тя каж­дый че­ло­век, всту­пив­ший в граж­данское об­щество и став­ший чле­ном ка­ко­го-ли­бо го­су­дарства, тем са­мым от­ка­зал­ся от своей влас­ти на­ка­зы­вать прес­туп­ле­ния про­тив за­ко­на при­ро­ды и осу­ществлять свое собствен­ное частное пра­во­су­дие, все же вмес­те с пра­вом су­дить за прес­туп­ле­ния, ко­то­рое он пе­ре­дал за­ко­но­да­тельной влас­ти во всех слу­ча­ях, ког­да он мо­жет об­ра­титься к су­ду, он дал пра­во го­су­дарству упот­реб­лять его си­лу для ис­пол­не­ния при­го­во­ров го­су­дарства в тех слу­ча­ях, ког­да его к это­му при­зо­вут: ведь эти при­го­во­ры яв­ля­ют­ся его собствен­ны­ми, так как они вы­не­се­ны им са­мим или его предста­ви­те­ля­ми. И здесь мы име­ем пер­во­на­ча­ло за­ко­но­да­тельной и ис­пол­ни­тельной влас­ти граж­данско­го об­щества, ко­то­рой над­ле­жит оп­ре­де­лять на ос­но­ва­ния пос­то­ян­ных за­ко­нов, в ка­кой ме­ре должны на­ка­зы­ваться прес­туп­ле­ния, ког­да они со­вер­ше­ны внут­ри го­су­дарства, а так­же оп­ре­де­лять с по­мощью ре­ше­ний, при­ни­ма­емых в каж­дом от­дель­ном слу­чае на ос­но­ва­нии обсто­ятельств дан­но­го де­ла, в ка­кой ме­ре дол­жен воз­ме­щаться ущерб, на­не­сен­ный извне, и в обо­их этих слу­ча­ях упот­реб­лять си­лу всех чле­нов об­щества, ког­да это пот­ре­бу­ет­ся.

89. Сле­до­ва­тельно, ког­да ка­кое-ли­бо чис­ло лю­дей так объеди­не­но в од­но об­щество, что каж­дый из них от­ка­зы­ва­ет­ся от своей ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, при­су­щей ему по за­ко­ну при­ро­ды, и пе­ре­да­ет ее об­ществу, то тог­да, и только тог­да, су­ществу­ет по­ли­ти­чес­кое, или граж­данское об­ще­ство. И это про­ис­хо­дит, ког­да ка­кое-ли­бо чис­ло лю­дей, на­хо­дя­щих­ся в ес­тествен­ном сос­то­янии, всту­па­ет в об­щество, что­бы сос­та­вить один на­род, од­но по­ли­ти­чес­кое те­ло под властью од­но­го вер­хов­но­го пра­ви­тельства, или ког­да кто‑ли­бо при­со­еди­ня­ет­ся к ним и при­ни­ма­ет­ся в ка­кое-ли­бо уже су­ществу­ющее го­су­дарство. Тем са­мым он упол­но­мо­чи­ва­ет об­щество или, что все рав­но, его за­ко­но­да­тельную власть соз­да­вать для не­го за­ко­ны, ка­ких бу­дет тре­бо­вать об­ществен­ное бла­го; он дол­жен спо­собство­вать ис­пол­не­нию этих за­ко­нов (как сво­им собствен­ным ус­та­нов­ле­ни­ям). И это пе­ре­но­сит лю­дей из ес­тествен­но­го сос­то­яния в го­су­дарство, пос­кольку на зем­ле по­яв­ля­ет­ся судья, име­ющий власть раз­ре­шать все спо­ры и воз­ме­щать лю­бой ущерб, ко­то­рый мо­жет быть на­не­сен лю­бо­му чле­ну го­су­дарства; этим судьей яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тельная власть или наз­на­чен­ное ею должностное ли­цо. В тех же слу­ча­ях, ког­да есть ка­кое‑то чис­ло лю­дей, хо­тя бы и свя­зан­ных меж­ду со­бой, но не име­ющих та­кой при­ни­ма­ющей ре­ше­ния влас­ти, к ко­то­рой они мог­ли бы об­ра­титься, они все еще на­хо­дят­ся в ес­те­ст­вен­ном сос­то­янии.

90. От­сю­да оче­вид­но, что аб­со­лют­ная мо­нар­хия, ко­то­рую не­ко­то­рые счи­та­ют единствен­ной фор­мой прав­ле­ния в ми­ре, на са­мом де­ле не­сов­мес­ти­ма с граж­данским об­ществом и, сле­до­ва­тельно, не мо­жет во­об­ще быть фор­мой граж­данско­го прав­ле­ния. Ведь цель граж­данско­го об­щества сос­то­ит в том, что­бы из­бе­гать и воз­ме­щать те не­удобства ес­тествен­но­го сос­то­яния, ко­то­рые не­из­беж­но воз­ни­ка­ют из то­го, что каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся судьей в сво­ем собствен­ном де­ле. Это дос­ти­га­ет­ся пу­тем ус­та­нов­ле­ния из­вестно­го ор­га­на влас­ти, ку­да каж­дый член это­го об­щества мо­жет об­ра­титься, по­не­ся ка­кой-ли­бо ущерб или в слу­чае лю­бо­го воз­ник­ше­го спо­ра, и это­му ор­га­ну дол­жен по­ви­но­ваться каж­дый член это­го об­щества. В тех слу­ча­ях, ког­да су­ществу­ют ка­кие-ли­бо ли­ца, не име­ющие та­ко­го ор­га­на, к ко­то­ро­му они мог­ли бы об­ра­титься для раз­ре­ше­ния ка­ких-ли­бо раз­ног­ла­сий меж­ду ни­ми, эти ли­ца все еще на­хо­дят­ся в ес­тествен­ном сос­то­янии. И в та­ком сос­то­янии на­хо­дит­ся каж­дый аб­со­лют­ный го­су­дарь в от­но­ше­нии тех, кто ему подвлас­тен

93. В са­мом де­ле, в аб­со­лют­ных мо­нар­хи­ях, так же как и при дру­гих фор­мах прав­ле­ния, су­ществу­ющих в ми­ре, под­дан­ные име­ют пра­во об­ра­щаться к за­ко­ну, а судьи вольны раз­ре­шать лю­бые спо­ры и сдер­жи­вать лю­бое на­си­лие, ко­то­рое мо­жет про­явиться сре­ди са­мих под­дан­ных, меж­ду од­ним и дру­гим. По­доб­ное по­ло­же­ние вся­кий счи­та­ет не­об­хо­ди­мым и ве­рит, что тот, кто ре­шит унич­то­жить его, бу­дет отъяв­лен­ным вра­гом об­щества и че­ло­ве­чества.

Но про­ис­хо­дит ли это от под­лин­ной люб­ви к че­ло­ве­честву и к об­ще­ству и от то­го ми­ло­сер­дия, ко­то­рое мы должны про­яв­лять друг к дру­гу, – в этом мож­но сом­не­ваться: ведь это не больше, чем то, что каж­дый че­ло­век, ко­то­рый лю­бит свое мо­гу­щество, вы­го­ду или ве­ли­чие, мо­жет и, ес­тествен­но, дол­жен де­лать, – не да­вать вре­дить друг дру­гу или унич­то­жать друг дру­га тем жи­вот­ным, ко­то­рые тру­дят­ся и над­ры­ва­ют­ся только ра­ди его удо­вольствия и вы­го­ды; и по­это­му о них за­бо­тят­ся не из люб­ви, ко­то­рую хо­зя­ин яко­бы к ним пи­та­ет, но из люб­ви хо­зя­ина к са­мо­му се­бе и ра­ди той вы­го­ды, ко­то­рую они ему при­но­сят. Ведь сто­ит только спро­сить, ка­кая за­щи­та, ка­кое ог­раж­де­ние су­ществу­ет в по­доб­ном сос­то­янии про­тив на­си­лия и уг­не­те­ния со сто­ро­ны это­го аб­со­лют­но­го вла­ды­ки? Са­мый воп­рос уже вряд ли яв­ля­ет­ся до­пус­ти­мым. Они го­то­вы от­ве­тить вам, что за са­мую просьбу о бе­зо­пас­нос­ти по­ла­га­ет­ся смерть. Меж­ду под­дан­ным и под­дан­ным, сог­ла­сят­ся они, должны су­щество­вать пра­ви­ла, за­ко­ны и судьи ра­ди их вза­им­но­го ми­ра и бе­зо­пас­нос­ти. Но во всем, что ка­са­ет­ся пра­ви­те­ля,он дол­жен быть аб­со­лют­ным, и он вы­ше всех по­доб­ных обсто­ятельств; пос­кольку он об­ла­да­ет властью при­чи­нять больший ущерб и тво­рить больше зла, то, ког­да он это де­ла­ет, это спра­вед­ли­во, ес­ли вы спро­си­те, как мож­но за­щи­титься от вре­да или ущер­ба с той сто­ро­ны, от­ку­да тво­рит их эта са­мая сильная дес­ни­ца, то это соч­тут го­ло­сом кра­мо­лы и мя­те­жа. Как буд­то бы лю­ди, ос­та­вив ес­тествен­ное сос­то­яние и всту­пив в об­щество, сог­ла­си­лись, что все, кро­ме од­но­го, должны удер­жи­ваться за­ко­на­ми, но что он, этот один, дол­жен по‑преж­не­му сох­ра­нять всю сво­бо­ду ес­тествен­но­го сос­то­яния, уве­ли­чив­шу­юся вмес­те с властью и прев­ра­тив­шу­юся в рас­пу­щен­ность вследствие без­на­ка­зан­нос­ти.

Ни для од­но­го че­ло­ве­ка, на­хо­дя­ще­го­ся в граж­данском об­ществе, не мо­жет быть сде­ла­но исклю­че­ния из за­ко­нов это­го об­щества. Ведь ес­ли ка­кой-ли­бо че­ло­век мо­жет де­лать все, что ему заб­ла­го­рас­су­дит­ся, и на зем­ле не бу­дет мес­та, ку­да мож­но бы­ло бы об­ра­титься для исправ­ле­ния при­чи­нен­но­го им зла или для за­щи­ты от не­го, то, спра­ши­ваю я, не бу­дет ли та­кой че­ло­век все еще пол­ностью в ес­тествен­ном сос­то­янии; но тем са­мым он не мо­жет быть ни частью, ни чле­ном это­го граж­данско­го об­щества, ес­ли только кто‑ли­бо не ста­нет ут­верждать, что ес­тествен­ное сос­то­яние и граж­данское об­щество – это од­но и то же; но до сих нор я еще не на­шел ни од­но­го столь страстно­го при­вер­жен­ца анар­хии, ко­то­рый бы стал на этом нас­та­ивать…






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных