Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод Маркса Глава 17. Правовая и социальная система




Те­перь мы в сос­то­янии по­дойти, на мой взгляд, к клю­че­во­му пункту на­ше­го ана­ли­за и всей на­шей кри­ти­ки марксиз­ма, а имен­но – к марксо­вой те­ории го­су­дарства и, как ни па­ра­док­сально это мо­жет зву­чать для не­ко­то­рых, его те­ории бес­си­лия лю­бой по­ли­ти­ки. Марксо­ву те­орию го­су­дарства мож­но из­ло­жить, объеди­няя ре­зульта­ты двух пос­лед­них глав. Пра­во­вая, или юри­ди­чес­ко-по­ли­ти­че­ская сис­те­ма, – сис­те­ма пра­во­вых инсти­ту­тов, соз­дан­ная го­су­дарством и на­вя­­зан­ная им об­ществу, – должна, сог­лас­но представ­ле­ни­ям Маркса, рассмат­ри­ваться как од­на из надстро­ек, воз­ник­ших над су­ществу­ющи­ми про­из­во­ди­тельны­ми си­ла­ми эко­но­ми­чес­кой сис­те­мы и вы­ра­жа­ющих эти си­лы. Маркс го­во­рит в свя­зи с этим о «юри­ди­чес­кой и по­ли­ти­чес­кой надстройке». Это, ко­неч­но, не единствен­ная фор­ма, в ко­то­рой эко­но­ми­чес­кая или ма­те­ри­альная действи­тельность и со­от­вет­ству­ющие ей от­но­ше­ния меж­ду клас­са­ми про­яв­ля­ют­ся в ми­ре иде­оло­гий и идей. Дру­гим при­ме­ром та­кой надстройки мо­жет слу­жить, по Марксу, гос­подству­ющая сис­те­ма мо­ра­ли. Она, в про­ти­во­по­лож­ность пра­во­вой сис­те­ме, не на­вя­за­на го­су­дарствен­ной властью, а санкци­они­ро­ва­на иде­оло­гией, соз­дан­ной и контро­ли­ру­емой пра­вя­щим клас­сом. Раз­ли­чие меж­ду эти­ми фор­ма­ми надстройки, гру­бо го­во­ря, есть раз­ли­чие меж­ду убеж­де­ни­ем и при­нуж­де­ни­ем (как ска­зал бы Пла­тон), и имен­но го­су­дарство, т. е. его пра­во­вая и по­ли­ти­чес­кая сис­те­ма, ис­пользу­ет при­нуж­де­ние. У Эн­гельса го­су­дарство есть не что иное, как «осо­бая си­ла для по­дав­ле­ния», для при­нуж­де­ния уп­рав­ля­емых уп­рав­ля­ющи­ми. «По­ли­ти­чес­кая власть в собствен­ном смыс­ле сло­ва, – го­во­рит­ся в «Ма­ни­фес­те Ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии», – это ор­га­ни­зо­ван­ное на­си­лие од­но­го клас­са для по­дав­ле­ния дру­го­го». Ана­ло­гич­ное опи­са­ние ро­ли го­су­дарства да­ет­ся и Ле­ни­ным: «По Марксу, го­су­дарство есть ор­ган клас­со­во­го гос­подства, ор­ган уг­не­те­ния од­но­го клас­са дру­гим, есть соз­да­ние «по­ряд­ка», ко­то­рый уза­ко­ни­ва­ет и уп­ро­чи­ва­ет это уг­не­те­ние…». Ко­ро­че го­во­ря, го­су­дарство яв­ля­ет­ся только частью ме­ха­низ­ма, при по­мо­щи ко­то­ро­го пра­вя­щий класс ве­дет свою борьбу.

Преж­де чем пе­рейти к следстви­ям та­ко­го по­ни­ма­ния го­су­дарства, сле­ду­ет от­ме­тить, что в нем вы­ра­жа­ют­ся час­тич­но инсти­ту­ци­она­листские, а час­тич­но эс­сен­ци­алистские эле­мен­ты те­ории го­су­дарства. Это по­ни­ма­ние но­сит инсти­ту­ци­она­листский ха­рак­тер в той ме­ре, в ка­кой Маркс пы­тал­ся ус­та­но­вить, ка­кие прак­ти­чес­кие функции вы­пол­ня­ют пра­во­вые инсти­ту­ты в жиз­ни об­щества. Од­на­ко оно яв­ля­ет­ся и эс­сен­ци­алистским, пос­кольку Маркс во­об­ще не иссле­до­вал раз­но­об­ра­зия це­лей, ко­то­рым эти инсти­ту­ты мо­гут в прин­ци­пе слу­жить (или соз­да­ют­ся для это­го), и не рассмат­ри­вал, ка­кие инсти­ту­ци­ональные ре­фор­мы не­об­хо­ди­мы, что­бы зас­та­вить го­су­дарство слу­жить тем це­лям, ко­то­рые он сам счи­тал же­ла­тельны­ми. Вмес­то выд­ви­же­ния тре­бо­ва­ний или пред­ло­же­ний-про­ек­тов по по­во­ду функций, ко­то­рые, по его ожи­да­ни­ям, должны вы­пол­нять го­су­дарство, пра­во­вые инсти­ту­ты и пра­ви­тельство, Маркс спра­ши­вал: «Что та­кое го­су­дарство?» Ина­че го­во­ря, он пы­тал­ся раскрыть сущ­ностную функцию пра­во­вых инсти­ту­тов. Ра­нее бы­ло уже по­ка­за­но, что на та­кой ти­пич­но эс­сен­ци­алистский воп­рос нельзя от­ве­тить удов­лет­во­ри­тельным об­ра­зом. И, тем не ме­нее, этот воп­рос, без сом­не­ния, хо­ро­шо сог­ла­су­ет­ся с пред­ло­жен­ным Марксом эс­сен­ци­алистским и ме­та­фи­зи­чес­ким под­хо­дом, в со­от­ветствии с ко­то­рым об­ласть идей и норм ин­терпре­ти­ру­ет­ся как про­яв­ле­ние эко­но­ми­чес­кой ре­альнос­ти.

Ка­ко­вы же следствия та­кой те­ории го­су­дарства? На­ибо­лее важ­ным следстви­ем яв­ля­ет­ся то, что вся по­ли­ти­ка, все пра­во­вые и по­ли­ти­чес­кие инсти­ту­ты, рав­но как и вся по­ли­ти­чес­кая борьба, не име­ют пер­вос­те­пен­но­го зна­че­ния в жиз­ни об­щества. По­ли­ти­ка на са­мом де­ле бес­сильна. Она ни­ког­да не мо­жет ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­нить эко­но­ми­чес­кую ре­альность. Глав­ная, ес­ли не единствен­ная, за­да­ча лю­бой прос­ве­щен­ной по­ли­ти­чес­кой де­ятельнос­ти сос­то­ит в наб­лю­де­нии за тем, что­бы из­ме­не­ния в юри­ди­чес­ко-по­ли­ти­чес­кой сфе­ре шли в но­гу с из­ме­не­ни­ями в со­ци­альной ре­альнос­ти, т. е. в средствах про­из­водства и от­но­ше­ни­ях меж­ду клас­са­ми. По­это­му тех труд­нос­тей, ко­то­рые должны воз­ник­нуть, ес­ли по­ли­ти­ка пле­тет­ся по­за­ди ре­альных эко­но­ми­чес­ких со­бы­тий, сог­лас­но Марксу, мож­но из­бе­жать. Го­во­ря дру­ги­ми сло­ва­ми, по­ли­ти­чес­кая де­ятель­ность ли­бо но­сит по­верх­ностный ха­рак­тер, она не обус­лов­ле­на бо­лее глу­бо­кой ре­альностью со­ци­альной сис­те­мы – и в этом слу­чае об­ре­че­на на лег­ко­вес­ность и ни­ког­да не смо­жет ока­зать уг­не­тен­ным и эксплу­ати­ру­емым ре­альную по­мощь, ли­бо она вы­ра­жа­ет из­ме­не­ния в эко­но­ми­чес­ком ба­зи­се и клас­со­вой си­ту­ации – и в этом слу­чае при­об­ре­та­ет ха­рак­тер из­вер­же­ния вул­ка­на, нас­то­ящей ре­во­лю­ции. Та­кую ре­во­лю­цию мож­но пред­ви­деть, пос­кольку она воз­ни­ка­ет из со­ци­альной сис­те­мы, и пер­во­на­чаль­ную жес­то­кость поз­же мож­но смяг­чить, ес­ли не соп­ро­тив­ляться ее вул­ка­ни­чес­кой мо­щи, но ре­во­лю­цию нельзя ни выз­вать, ни по­да­вить по­ли­ти­чес­ким действи­ем.

Эти следствия еще раз де­монстри­ру­ют нам единство марксо­вой ис­то­ри­цистской сис­те­мы мыш­ле­ния. Од­на­ко, ес­ли учесть, что нем­но­гие нап­рав­ле­ния мыс­ли сде­ла­ли для воз­буж­де­ния ин­те­ре­са к по­ли­ти­чес­кой де­ятельнос­ти столько, сколько сде­лал марксизм, то марксо­ва те­ория фун­да­мен­тально­го бес­си­лия по­ли­ти­ки представ­ля­ет­ся нес­колько па­ра­док­саль­ной. (Марксис­ты, прав­да, мог­ли бы от­ве­тить на это за­ме­ча­ние, выд­ви­нув два сле­ду­ющих ар­гу­мен­та. Пер­вый сос­то­ит в том, что в из­ло­жен­ной те­ории по­ли­ти­чес­кое действие все же об­ла­да­ет оп­ре­де­лен­ной функцией, так как хо­тя ра­бо­чая пар­тия и не мо­жет сво­ими действи­ями улуч­шить судьбу эксплу­ати­ру­емых масс, ее борьба про­буж­да­ет клас­со­вое соз­на­ние и тем са­мым го­то­вит мас­сы к ре­во­лю­ции. Это ар­гу­мент ра­ди­кально­го кры­ла марксис­тов. Дру­гой ар­гу­мент, при­над­ле­жа­щий уме­рен­но­му кры­лу, зак­лю­ча­ет­ся в том, что в не­ко­то­рые ис­то­ри­чес­кие пе­ри­оды, а имен­но – ког­да си­лы двух про­ти­вос­то­ящих клас­сов на­хо­дят­ся в приб­ли­зи­тельном рав­но­ве­сии, по­ли­ти­чес­кие действия мо­гут при­но­сить не­пос­редствен­ную пользу. В та­кие пе­ри­оды по­ли­ти­чес­кие уси­лия и по­ли­ти­чес­кая энер­гия мо­гут стать ре­ша­ющи­ми фак­то­ра­ми дос­ти­же­ния важ­ных улуч­ше­ний в жиз­ни ра­бо­чих. Оче­вид­но, что сто­рон­ни­ки вто­ро­го ар­гу­мен­та жертву­ют не­ко­то­ры­ми фун­да­мен­тальны­ми по­ло­же­ни­ями марксо­вой те­ории, но не осоз­на­ют это­го и, сле­до­ва­тельно, не до­хо­дят до су­щества де­ла.)

Сто­ит за­ме­тить, что сог­лас­но марксистской те­ории, ра­бо­чая пар­тия, так ска­зать, застра­хо­ва­на от со­вер­ше­ния сколь-ни­будь зна­чи­тельных по­ли­ти­чес­ких оши­бок до тех пор, по­ка она про­дол­жа­ет иг­рать пред­наз­на­чен­ную ей роль и энер­гич­но отста­ива­ет тре­бо­ва­ния ра­бо­чих. Де­ло в том, что ни­ка­кие по­­ли­ти­чес­кие ошиб­ки не мо­гут серьез­но пов­ли­ять на объек­тив­ную клас­­­со­вую си­ту­ацию и, тем бо­лее, на эко­но­ми­чес­кую действи­тельность, от ко­то­рой, в ко­неч­ном сче­те, за­ви­сит все в об­ществен­ной жиз­ни.

Дру­гое важ­ное следствие этой те­ории сос­то­ит в том, что в прин­ци­пе все – да­же де­мок­ра­ти­чес­кие – пра­ви­тельства яв­ля­ют­ся дик­та­ту­ра­ми пра­вя­ще­го клас­са по от­но­ше­нию к уп­рав­ля­емым. «Сов­ре­мен­ная го­су­дарствен­ная власть, – го­во­рит­ся в «Ма­ни­фес­те Ком­му­нис­ти­чес­кой пар­тии», – это только ко­ми­тет, уп­рав­ля­ющий об­щи­ми де­ла­ми все­го клас­са бур­жу­азии». Сог­лас­но этой те­ории, то, что мы на­зы­ва­ем де­мок­ра­тией, есть не что иное, как фор­ма клас­со­вой дик­та­ту­ры, ко­то­рая ока­зы­ва­ет­ся на­ибо­лее удоб­ной в со­от­ветству­ющих ис­то­ри­чес­ких ус­ло­ви­ях. (Эта доктри­на не очень хо­ро­шо сог­ла­су­ет­ся с те­орией рав­но­ве­сия клас­сов, про­по­ве­ду­емой упо­мя­ну­тым ра­нее уме­рен­ным кры­лом марксис­тов.) Ана­ло­гич­но то­му, как го­су­дарство при ка­пи­та­лиз­ме есть дик­та­ту­ра бур­жу­азии, так и пос­ле гря­ду­щей со­ци­альной ре­во­лю­ции оно бу­дет дик­та­ту­рой про­ле­та­ри­ата. Од­на­ко это про­ле­тарское го­су­дарство, по Марксу, должно ут­ра­тить свои функции, как только прек­ра­тит­ся соп­ро­тив­ле­ние бур­жу­азии. Де­ло в том, что про­ле­тар­ская ре­во­лю­ция ве­дет к од­нок­лас­со­во­му и, сле­до­ва­тельно, бесклас­со­во­­му об­ществу, в ко­то­ром уже не мо­жет быть клас­со­вой дик­та­ту­ры. Та­ким об­ра­зом, ли­шен­ное всех функций го­су­дарство должно ис­чез­нуть. «Оно от­ми­ра­ет», го­во­рил Эн­гельс.

Я очень да­лек от то­го, что­бы за­щи­щать марксо­ву те­орию го­су­дарства. Его те­ория бес­си­лия вся­кой по­ли­ти­ки, и в частнос­ти его точ­ка зре­ния на де­мок­ра­тию, представ­ля­ют­ся мне не прос­то ошиб­ка­ми, а фа­тальны­ми ошиб­ка­ми. Од­на­ко, сле­ду­ет приз­нать, что за его изоб­ре­та­тельны­ми и вме­с­­те с тем жес­то­ки­ми те­ори­ями, сто­ял со­ци­альный опыт жес­то­кос­ти и по­дав­ле­ния. И хо­тя Марксу, по мо­ему мне­нию, так и не уда­лось по­нять бу­ду­щее, ко­то­рое он страстно стре­мил­ся пред­ви­деть, я счи­таю, что да­же его оши­боч­ные те­ории сви­де­тельству­ют о его глу­бо­ком со­ци­оло­ги­чес­ком ана­ли­зе со­ци­альных ус­ло­вий то­го вре­ме­ни, его глу­бо­чайшем гу­ма­низ­ме и чув­­стве спра­вед­ли­вос­ти.

Марксо­ва те­ория го­су­дарства, нес­мот­ря на ее абстрактный и фи­ло­софский ха­рак­тер, бе­зус­лов­но, представ­ля­ет со­бой ин­терпре­та­цию то­го ис­то­ри­чес­ко­го пе­ри­ода, в ко­то­ром он жил. Частью этой те­ории яв­ля­ет­ся впол­не обос­но­ван­ный взгляд, сог­лас­но ко­то­ро­му так на­зы­ва­емая «про­мыш­лен­ная ре­во­лю­ция» пер­во­на­чально раз­ви­ва­лась как ре­во­лю­ция глав­ным об­ра­зом в «ма­те­ри­альных средствах про­из­водства», т. е. в сфе­ре ма­шин­но­го про­из­водства. Впос­ледствии это при­ве­ло к пре­об­ра­зо­ва­нию клас­со­вой стру­к­ту­ры об­щества и к воз­ник­но­ве­нию но­вой со­ци­альной сис­те­мы. Что же ка­са­ет­ся по­ли­ти­чес­ких ре­во­лю­ций и дру­гих пре­об­ра­зо­ва­ний пра­во­вой сис­те­мы, то они про­ис­хо­дят только на сле­ду­ющем эта­пе со­ци­ально­го раз­ви­тия. Хо­тя эта марксо­ва ин­терпре­та­ция «подъема ка­пи­та­лиз­ма» под­верглась сом­не­нию со сто­ро­ны ис­то­ри­ков, ко­то­рые смог­ли вскрыть ее глу­бо­кие иде­оло­ги­чес­кие ос­но­вы (что, ко­неч­но, представ­ля­ло со­бой серьез­ный ар­гу­мент про­тив этой те­ории, но нельзя ска­зать, что Маркс сов­сем это­го не осоз­на­вал), вряд ли мож­но сом­не­ваться в цен­нос­ти этой марксистской кон­цеп­ции как пер­во­го приб­ли­же­ния к опи­са­нию ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го об­щества. Тем са­мым Маркс ока­зал большую по­мощь сво­им пос­ле­до­ва­те­лям в этой об­лас­ти. Не­ко­то­рые из про­цес­сов, изу­чав­ших­ся Марксом, соз­на­тельно по­ощ­ря­лись за­ко­но­да­тельны­ми ме­ра­ми и в дей­ст­ви­­тель­нос­ти ста­ли воз­мож­ны­ми только бла­го­да­ря за­ко­но­да­тельству (как об этом го­во­рит сам Маркс), од­на­ко имен­но он впер­вые ус­та­но­вил вли­яние эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия и эко­но­ми­чес­ких ин­те­ре­сов на за­ко­но­да­тельство и раскрыл функцию за­ко­но­да­тельных мер как ору­дия клас­со­вой борьбы, в осо­бен­нос­ти как средств соз­да­ния «из­бы­точ­но­го на­се­ле­ния», а вмес­те с ним и про­мыш­лен­но­го про­ле­та­ри­ата.

Мно­гие мес­та в тру­дах Маркса по­ка­зы­ва­ют, что раз­ви­ва­емые им со­об­ра­же­ния, часть из ко­то­рых мы только что из­ло­жи­ли, ук­ре­пи­ли его уве­рен­ность в том, что юри­ди­чес­ко-по­ли­ти­чес­кая сис­те­ма есть лишь «надстройка» над со­ци­альной, т. е. эко­но­ми­чес­кой сис­те­мой. И хо­тя эта марксо­ва те­ория бы­ла, бе­зус­лов­но, оп­ро­вергну­та пос­ле­ду­ющим опы­том, она не только до сих пор представ­ля­ет ин­те­рес, но и со­дер­жит, как я по­ла­гаю, до­лю ис­ти­ны.

Ис­то­ри­чес­кий опыт Маркса ока­зал вли­яние не только на его об­щее ви­де­ние от­но­ше­ний меж­ду эко­но­ми­чес­кой и по­ли­ти­чес­кой сис­те­ма­ми, но и на не­ко­то­рые его дру­гие взгля­ды, в частнос­ти на ли­бе­ра­лизм и де­мок­ра­тию, ко­то­рые для не­го бы­ли только прик­ры­ти­ем дик­та­ту­ры бур­жу­азии. Эти марксо­вы взгля­ды представ­ля­ли со­бой ин­терпре­та­цию со­ци­альной си­ту­ации то­го вре­ме­ни, ко­то­рая ка­за­лась впол­не вер­ной, пос­кольку беспрес­тан­но подтвержда­лась пе­чальным опы­том. Де­ло в том, что Маркс жил, осо­бен­но в свои мо­ло­дые го­ды, в пе­ри­од на­ибо­лее бесстыд­ной и жес­то­кой эксплу­ата­ции. И эту бесстыд­ную эксплуа­та­цию ци­нич­но за­щи­ща­ли ли­це­мер­ные апо­ло­ге­ты, апел­ли­ро­вав­шие к прин­ци­пу че­ло­ве­чес­кой сво­бо­ды, к пра­ву че­ло­ве­ка оп­ре­де­лять свою собствен­ную судьбу и сво­бод­но зак­лю­чать лю­бой до­го­вор, ко­то­рый он соч­тет бла­гоп­ри­ят­ным для сво­их ин­те­ре­сов.

Ис­пользуя ло­зунг «рав­ная и сво­бод­ная кон­ку­рен­ция для всех», не ог­ра­ни­чен­ный, или не ре­гу­ли­ру­емый, за­ко­но­да­тельно ка­пи­та­лизм ус­пеш­но пре­пятство­вал при­ня­тию ка­ко­го-ли­бо за­ко­но­да­тельства о тру­де до 1833 г. и еще в те­че­ние мно­гих лет его прак­ти­чес­ко­му осу­ществле­нию. Следстви­ем это­го бы­ла жизнь ра­бо­чих в та­ком глу­бо­ком от­ча­янии и та­кой страш­ной ни­ще­те, ко­то­рую вряд ли мож­но предста­вить в на­ши дни. Осо­бен­но ве­ли­ки бы­ли стра­­да­ния жен­щин и де­тей. Вот два при­ме­ра, взя­тые из «Ка­пи­та­ла» К. Мар­кса: «Уильям Вуд, де­вя­ти лет, на­чал ра­бо­тать, ког­да ему бы­ло 7 лет и 10 ме­ся­цев… Он при­хо­дит ежед­нев­но в 6 ч ут­ра и за­кан­чи­ва­ет приб­ли­зи­тельно в 9 ч ве­че­ра». «Итак, пят­над­цать ча­сов тру­да для се­ми­лет­не­го ре­бен­ка!» – воскли­ца­ет офи­ци­альный док­лад ко­мис­сии по детской за­ня­тос­ти 1863 г. Дру­гие де­ти бы­ли вы­нуж­де­ны на­чи­нать ра­бо­ту в 4 ч ут­ра или ра­бо­тать всю ночь до 6 ч ут­ра и да­же де­тей шес­ти лет не­ред­ко при­нуж­да­ли к тя­же­ло­му ежед­нев­но­му тру­ду в те­че­ние 15 ч. «Мэ­ри Анн Уок­ли про­ра­бо­та­ла без пе­ре­ры­ва 26,5 ч вмес­те с 60 дру­ги­ми де­вуш­ка­ми, по 30 че­ло­век в ком­на­те… Врач, г‑н Киз, выз­ван­ный слиш­ком поздно к ее смертно­му од­ру, по­ка­зал пе­ред «Co­ro­ner's Jury» («при­сяж­ны­ми по ос­мот­ру тру­пов») без оби­ня­ков: «Мэ­ри Анн Уок­ли умер­ла вследствие чрез­мер­но про­дол­жи­тельно­го тру­да в пе­ре­пол­нен­ной мас­терской»… Что­бы дать вра­чу урок хо­ро­ше­го то­на, «Co­ro­ner's Jury» в сво­ем зак­лю­че­нии конста­ти­ро­ва­ло, что «она умер­ла от уда­ра, но есть ос­но­ва­ния опа­саться, что ее смерть мог­ла быть ус­ко­ре­на чрез­мер­ным тру­дом в пе­ре­пол­нен­ной мас­терской…». Та­ко­вы бы­ли ус­ло­вия жиз­ни ра­бо­че­го клас­са да­же в 1863 г., ког­да Маркс пи­сал «Ка­пи­тал». Его пыл­кий про­тест про­тив этих прес­туп­ле­ний, к ко­то­рым тог­да от­но­си­лись тер­пи­мо и иног­да да­же за­щи­ща­ли не только про­фес­си­ональные эко­но­мис­ты, но и пред­ста­ви­те­ли церкви, нав­сег­да обес­пе­чит ему мес­то сре­ди ос­во­бо­ди­те­лей че­ло­ве­чества.

При­ни­мая во вни­ма­ние та­кой опыт, не сто­ит удив­ляться, что Маркс ни­ког­да не це­нил вы­со­ко ли­бе­ра­лизм, а в пар­ла­ментской де­мок­ра­тии ви­дел только скры­тую дик­та­ту­ру бур­жу­азии. Ему лег­ко бы­ло ин­терпре­ти­ро­вать все при­ве­ден­ные и ана­ло­гич­ные им фак­ты как подтвержда­ющие его ана­лиз от­но­ше­ний меж­ду пра­во­вой и со­ци­альной сис­те­мой. В со­от­вет­ствии с действо­вав­шей в то вре­мя пра­во­вой сис­те­мой, ра­венство и сво­бо­да вро­де бы бы­ли ус­та­нов­лен­ны­ми, по крайней ме­ре, в пер­вом приб­ли­же­нии. Но что это оз­на­ча­ло в действи­тель­нос­ти! Та­ким об­ра­зом, мы ни в ко­ем слу­чае не должны об­ви­нять Маркса за то, что он нас­та­ивал на «ре­альнос­ти» эко­но­ми­чес­ких фак­то­ров и счи­тал пра­во­вую сис­те­му только надстрой­кой, прик­ры­ти­ем ре­альнос­ти и инстру­мен­том клас­со­во­го гос­подства.

Про­ти­во­пос­тав­ле­ние пра­во­вой и со­ци­альной сис­тем на­ибо­лее чет­ко раз­ра­бо­та­но в «Ка­пи­та­ле». В од­ной из те­оре­ти­чес­ких час­тей это­го тру­да (бо­лее под­роб­но рассмат­ри­ва­емой в гл. 20) Маркс про­во­дит ана­лиз ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­чес­кой сис­те­мы, ис­пользуя очень сильное иде­али­зи­ру­ющее до­пу­ще­ние, сог­лас­но ко­то­ро­му пра­во­вая сис­те­ма бур­жу­аз­но­го об­щества со­вер­шен­на. Пред­по­ла­га­ет­ся, что сво­бо­да, ра­венство пе­ред за­ко­ном и спра­вед­ли­вость га­ран­ти­ро­ва­ны каж­до­му. Не су­ществу­ет при­ви­ле­ги­ро­ван­ных клас­сов. Бо­лее то­го, Маркс до­пус­ка­ет, что да­же в эко­но­ми­чес­кой сфе­ре не су­ществу­ет ни­ка­ко­го «гра­бе­жа», что «спра­вед­ли­вая це­на» уп­­ла­чи­ва­ет­ся за все то­ва­ры, вклю­чая и ра­бо­чую си­лу, ко­то­рую ра­бо­чий про­да­ет ка­пи­та­лис­ту на рын­ке тру­да. Це­на то­ва­ров «спра­вед­ли­ва» в том смыс­ле, что все то­ва­ры про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся в про­пор­ции к сред­не­му ко­ли­честву тру­да, не­об­хо­ди­мо­го для их про­из­водства (или, ес­ли ис­пользо­вать тер­ми­но­ло­гию Маркса, они про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся в со­от­ветствии с их ис­тин­ной «сто­имостью»). Ко­неч­но, Маркс знал, что все это – свер­хуп­ро­ще­ние. Действи­тельно, ведь по его собствен­но­му мне­нию, с ра­бо­чи­ми ни­ког­да не об­хо­ди­лись спра­вед­ли­во – их, как пра­ви­ло, об­ма­ны­ва­ли.

Од­на­ко, да­же ис­пользуя эти иде­али­зи­ру­ющие до­пу­ще­ния, Маркс пы­тал­ся по­ка­зать, что и при со­вер­шен­ной пра­во­вой сис­те­ме эко­но­ми­чес­кая сис­те­ма бу­дет функци­они­ро­вать та­ким об­ра­зом, что ра­бо­чие не смо­гут вос­пользо­ваться своей сво­бо­дой. Нес­мот­ря на всю «спра­вед­ли­вость» та­кой со­вер­шен­ной пра­во­вой сис­те­мы, с ра­бо­чи­ми бу­дут об­хо­диться не нам­но­го луч­ше, чем с ра­ба­ми. Ведь ес­ли они бед­ны, то они мо­гут про­дать се­бя, сво­их жен и де­тей на рын­ке тру­да только за то, что не­об­хо­ди­мо для воспро­из­водства их ра­бо­чей си­лы. Ина­че го­во­ря, за свою ра­бо­чую си­лу они по­лу­чат не больше, чем скуд­ные средства к су­щество­ва­нию. По­это­му, счи­тал Маркс, эксплу­ата­ция – это не прос­то гра­беж. Ее нельзя устра­нить только пра­во­вы­ми средства­ми. (В си­лу это­го кри­ти­чес­кие рас­суж­де­ния П. Пру­до­на, сог­лас­но ко­то­рым «собствен­ность есть кра­жа», яв­ля­ют­ся чрез­вы­чайно по­верхностны­ми.)

Эти вы­во­ды убе­ди­ли Маркса в том, что ра­бо­чие не мо­гут воз­ла­гать больших на­дежд на улуч­ше­ние пра­во­вой сис­те­мы, ко­то­рая, как все зна­ют, оди­на­ко­во жа­лу­ет и бо­га­тых, и бед­ных сво­бо­дой спать на са­до­вых ска­мейках и ко­то­рая оди­на­ко­во уг­ро­жа­ет им на­ка­за­ни­ем за по­пыт­ку жить «без яв­ных средств к су­щество­ва­нию». Та­ким об­ра­зом, Маркс при­шел к то­му, что (ис­пользуя ге­ге­левский язык) мо­жет быть наз­ва­но раз­ли­чи­ем меж­ду фор­мальной и ма­те­ри­аль­ной сво­бо­дой. Фор­мальная, или пра­во­вая, сво­бо­да (хо­тя нельзя ска­зать, что Маркс це­нил ее низ­ко) ока­зы­ва­ет­ся со­вер­шен­но не­дос­та­точ­ной, что­бы га­ран­ти­ро­вать нам ту сво­бо­ду, ко­то­рую Маркс счи­тал целью ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия че­ло­ве­чества. На са­мом де­ле су­ществен­на действи­тельная, т. е. эко­но­ми­чес­кая, или ма­те­ри­альная, сво­бо­да. Ее мож­но до­биться, только ос­во­бо­див всех от тя­же­ло­го тру­да. «Сок­ра­ще­ние ра­бо­че­го дня – ос­нов­ное ус­ло­вие» это­го ос­во­бож­де­ния.

Как же мы должны от­нес­тись к этой час­ти марксо­вой те­ории? Должны ли мы по­ве­рить Марксу в том, что по­ли­ти­ка, или сис­те­ма пра­во­вых инсти­ту­тов, не спо­соб­на испра­вить су­ществу­ющее по­ло­же­ние дел, а по­мочь мо­жет только глу­бо­кая со­ци­альная ре­во­лю­ция, пол­ное из­ме­не­ние «со­­ци­альной сис­те­мы»? Или мы должны по­ве­рить за­щит­ни­кам не ог­ра­ни­чен­ной, или не ре­гу­ли­ру­емой, за­ко­но­да­тельно «ка­пи­та­лис­ти­чес­кой» сис­те­мы, под­чер­ки­ва­ющим (ду­маю, пра­вильно) гро­мад­ные пре­иму­щества, ко­то­рые мож­но извлечь из ме­ха­низ­ма сво­бод­но­го рын­ка, и зак­лю­ча­ющим из это­го, что по‑нас­то­яще­му сво­бод­ный ры­нок тру­да мо­жет дать ве­ли­чайшую вы­го­ду всем, кто в нем участву­ет?

Я уве­рен, что неспра­вед­ли­вость и бес­че­ло­веч­ность опи­сан­ной Марксом не ог­ра­ни­чен­ной за­ко­но­да­тельно «ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы» не под­ле­жит сом­не­нию. Осо­бен­нос­ти этой сис­те­мы мож­но луч­ше по­нять, ис­пользуя то, что в пред­шеству­ющей гла­ве мы наз­ва­ли па­ра­док­сом сво­бо­ды. Сво­бо­да са­ма се­бя уп­раздня­ет, ес­ли она не ог­ра­ни­че­на. Не­ог­ра­ни­чен­ная сво­бо­да оз­на­ча­ет, что силь­ный че­ло­век сво­бо­ден за­пу­гать то­го, кто сла­бее, и ли­шить его сво­бо­ды. Имен­но по­это­му мы тре­бу­ем та­ко­го ог­ра­ни­че­ния сво­бо­ды го­су­дарством, при ко­то­ром сво­бо­да каж­до­го че­ло­ве­ка за­щи­ще­на за­ко­ном. Ник­то не дол­жен жить за счет ми­ло­сер­дия дру­гих, все должны иметь пра­во на за­щи­ту со сто­ро­ны го­су­дарства.

Я счи­таю, что эти со­об­ра­же­ния, пер­во­на­чально от­но­сив­ши­еся к ана­ли­зу царства гру­бой си­лы, т. е. фи­зи­чес­ко­го устра­ше­ния, должны быть при­ме­не­ны так­же и к эко­но­ми­чес­кой сфе­ре. Да­же ес­ли го­су­дарство за­щи­ща­ет сво­их граж­дан от за­пу­ги­ва­ния фи­зи­чес­ким на­си­ли­ем (как оно, в прин­­ци­пе, де­ла­ет в сис­те­ме не ог­ра­ни­чен­но­го за­ко­но­да­тельно ка­пи­та­лиз­ма), на­ши це­ли мо­гут ока­заться не­дос­ти­жи­мы­ми из‑за нес­по­соб­нос­ти го­су­дарства за­щи­тить граж­дан от зло­упот­реб­ле­ния эко­но­ми­чес­кой властью. В та­ком го­су­дарстве эко­но­ми­чес­ки силь­ный все еще сво­бо­ден за­пу­ги­вать то­го, кто эко­но­ми­чес­ки слаб, и мо­жет от­нять у не­го сво­бо­ду. В этих ус­ло­ви­ях не­ог­ра­ни­чен­ная эко­но­ми­чес­кая сво­бо­да мо­жет быть столь же са­мо­раз­ру­ша­ющей, сколь и не­ог­ра­ни­чен­ная фи­зи­чес­кая сво­бо­да, и эко­но­ми­чес­кая си­ла мо­жет быть поч­ти так же опас­на, как и фи­зи­чес­кое на­си­лие. Де­ло в том, что тот, кто об­ла­да­ет из­лиш­ком пи­щи, мо­жет зас­та­вить тех, кто го­ло­да­ет, «сво­бод­но» при­нять рабство, не ис­пользуя при этом ни­ка­ко­го на­си­лия. И ес­ли пред­по­ла­га­ет­ся, что го­су­дарство ог­ра­ни­чи­ва­ет свою де­ятельность по­дав­ле­ни­ем на­си­лия (и за­щи­той собствен­нос­ти), то эко­но­ми­чес­ки мощ­ное меньшинство мо­жет эксплу­ати­ро­вать большую часть на­се­ле­ния – всех тех, кто эко­но­ми­чес­ки слаб.

Ес­ли этот ана­лиз пра­ви­лен, то со­вер­шен­но яс­но, ка­кое ле­карство не­об­хо­ди­мо для ле­че­ния рассмат­ри­ва­емой со­ци­альной бо­лез­ни. Та­ким ле­карством должно быть по­ли­ти­чес­кое средство, по­доб­ное то­му, ко­то­рое мы ис­пользу­ем про­тив фи­зи­чес­ко­го на­си­лия. Мы должны сконстру­иро­вать опи­ра­ющийся на мощь го­су­дарства со­ци­альный инсти­тут за­щи­ты эко­но­ми­чес­ки сла­бых от эко­но­ми­чес­ки сильных. Го­су­дарство должно за­бо­титься о том, что­бы ни­ко­му не при­хо­ди­лось всту­пать в неспра­вед­ли­вые от­но­ше­ния из стра­ха го­лод­ной смер­ти или эко­но­ми­чес­ко­го кра­ха.

Это, ко­неч­но, оз­на­ча­ет, что прин­цип го­су­дарствен­но­го нев­ме­ша­тель­ства в эко­но­ми­ку – прин­цип, на ко­то­ром ос­но­вы­ва­ет­ся не ог­ра­ни­чен­ная за­ко­но­да­тельно эко­но­ми­чес­кая сис­те­ма ка­пи­та­лиз­ма, дол­жен быть отбро­шен. Ес­ли мы хо­тим за­щи­тить сво­бо­ду, то должны пот­ре­бо­вать, что­бы по­ли­ти­ка не­ог­ра­ни­чен­ной эко­но­ми­чес­кой сво­бо­ды бы­ла за­ме­не­на пла­но­вым вме­ша­тельством го­су­дарства в эко­но­ми­ку. Мы должны пот­ре­бо­вать, что­бы не ог­ра­ни­чен­ный за­ко­но­да­тельно ка­пи­та­лизм ус­ту­пил до­ро­гу эко­но­ми­чес­ко­му ин­тер­вен­ци­ониз­му. Имен­но это и про­изош­ло в действи­тель­нос­ти. Эко­­но­ми­чес­кая сис­те­ма, опи­сан­ная и под­вергну­тая кри­ти­ке Марксом, прек­ра­ти­ла свое су­щество­ва­ние. Од­на­ко она бы­ла за­ме­не­на не на сис­те­му, в ко­то­рой го­су­дарство пос­те­пен­но те­ря­ет свои функции и, сле­до­ва­тельно, «от­ми­ра­ет», а на раз­лич­ные ин­тер­вен­ци­онистские сис­те­мы, в ко­то­рых функ­ции го­су­дарства в эко­но­ми­чес­кой сфе­ре распростра­ня­ют­ся да­ле­ко запре­де­лы за­щи­ты собствен­нос­ти и «сво­бод­ных» до­го­во­ров…

РОЛЗ Джон






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных