Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опыт определения игрового элемента культуры Игра и правосудие




На пер­вый взгляд сфе­ра пра­ва, за­ко­на и пра­во­су­дия отсто­ит очень да­ле­ко от сфе­ры иг­ры. Во вся­ком слу­чае, свя­тая серьез­ность и жи­вот­ре­пе­щу­щий (vi­tal) ин­те­рес от­дельно­го че­ло­ве­ка и со­об­щества гла­венству­ют во всем, что от­но­сит­ся к пра­ву и пра­во­су­дию. Эти­мо­ло­ги­чес­кая ос­но­ва для сло­вес­но­го вы­ра­же­ния «пра­во», «спра­вед­ли­вость», «за­кон» ле­жит пре­иму­ществен­но в об­лас­ти ус­та­нов­ле­ния конста­та­ции, ука­за­ния, соб­лю­де­ния, пред­по­ло­же­ния, по­ряд­ка, вы­бо­ра, распре­де­ле­ния, сох­ра­не­ния пра­во­ты, воз­ло­же­ния обя­зан­нос­ти, обык­но­ве­ния, оче­вид­нос­ти. Все это суть по­ня­тия, ко­то­рые так или ина­че про­ти­во­по­ла­га­ют­ся се­ман­ти­чес­кой сфе­ре иг­ры. Од­на­ко… мы уже не­од­нок­рат­но убеж­да­лись, что сак­ральный и серьез­ный ха­рак­тер де­ятельнос­ти ни в коей ме­ре не исклю­ча­ет иг­ро­во­го со­дер­жа­ния.

Воз­мож­ность родствен­ных уз меж­ду пра­вом и иг­рой ста­но­вит­ся явью, как только мы за­ме­ча­ем, что прак­ти­чес­ко­му отправ­ле­нию пра­ва, ина­че го­во­ря, су­доп­ро­из­водству, ка­ко­вы бы ни бы­ли иде­альные ос­но­вы пра­ва – в вы­со­кой сте­пе­ни при­сущ ха­рак­тер сос­тя­за­ния. Связь меж­ду сос­тя­за­ни­ем и ге­не­зи­сом пра­ва уже от­ме­ча­лась вы­ше в опи­са­нии пот­ла­ча[43] у Да­ви, ко­то­рый им рассмат­ри­ва­ет­ся, од­на­ко все­це­ло под уг­лом зре­ния ис­то­рии пра­ва, как из­на­чальная фор­ма при­ми­тив­ной сис­те­мы сог­ла­ше­ния и обя­за­тельства сто­рон. Су­деб­ный спор сто­рон гре­ки счи­та­ли раз­но­вид­ностью аго­на[44], свя­зан­но­го жестки­ми пра­ви­ла­ми сос­тя­за­ния, про­те­ка­юще­го в ос­вя­щен­ных фор­мах, где две про­тив­ные пар­тии взы­ва­ют к ре­ше­нию тре­тей­ско­го судьи. Не сле­ду­ет ус­мат­ри­вать в дан­ной кон­цеп­ции су­деб­но­го про­цес­са как сос­тя­за­ния не­кое позднейшее об­ра­зо­ва­ние, пе­ре­нос по­ня­тий, тем бо­лее приз­на­ки пе­ре­рож­де­ния… Имен­но из аго­нальной сущ­нос­ти пра­во­во­го спо­ра про­ис­те­ка­ет все дальнейшее раз­ви­тие, и этот сос­тя­за­тельный ха­рак­тер про­дол­жа­ет жить в нем и по­ны­не.

Кто го­во­рит «сос­тя­за­ние», го­во­рит «иг­ра». Ра­нее мы уже ви­де­ли, что нет дос­та­точ­ных ос­но­ва­ний от­ка­зы­вать в иг­ро­вом ха­рак­те­ре лю­бо­му сос­тя­за­нию. И иг­ро­вые ка­чества, и сос­тя­за­тельные – оба «под­ня­тые» в сфе­ру ос­вя­щен­нос­ти, ко­то­рый тре­бу­ет для сво­его пра­во­су­дия лю­бое об­щество, – по сей день скво­зит в са­мых раз­лич­ных фор­мах пра­во­вой жиз­ни. Пра­во­су­дие свер­ша­ет­ся в не­ко­ем «дво­ре». Это «двор», как и преж­де, еще ос­та­ет­ся… «ос­вя­щен­ным кру­гом», в ко­то­ром вос­се­да­ли судьи, как это мож­но бы­ло ви­деть на щи­те Ахил­ла. Лю­бое мес­то, где со­вер­ша­ет­ся пра­во­су­дие, есть нас­то­ящее te­me­nos, «ос­вя­щен­ное мес­то», оно от­го­ро­же­но от пов­сед­нев­ной жиз­ни, как бы вык­лю­че­но из нее. Су­дей вна­ча­ле, ста­ло быть, при­зы­ва­ют, а по­том зак­ли­на­ют. Это нас­то­ящий ма­ги­чес­кий круг, иг­ро­вое пространство, в ко­то­ром вре­мен­но уп­раздня­ет­ся при­выч­ное со­ци­альное под­раз­де­ле­ние лю­дей. Эти лю­ди на вре­мя ста­но­вят­ся вы­ше кри­ти­ки, неп­ри­кос­но­вен­ны­ми… Английская па­ла­та лор­дов и ны­не ос­та­ет­ся, по су­ти де­ла, су­деб­ным дво­ром, от­сю­да этот wo­ol­sack – на­би­тый шерстью ме­шок, на ко­то­ром вос­се­да­ет лорд-канцлер, хо­тя это­му меш­ку, собствен­но, не­че­го там де­лать и он счи­та­ет­ся «techni­cally out­si­de the pre­cincts of the Hou­se» («фор­мально вне пре­де­лов па­ла­ты»).

Судьи и в на­ши дни, преж­де чем прис­ту­пить к отправ­ле­нию пра­во­су­дия, вы­хо­дят за рам­ки «обы­ден­ной» жиз­ни: об­ла­ча­ют­ся в ман­тию или хо­тя бы на­де­ва­ют па­рик. Иссле­до­вал ли кто‑ни­будь этот кос­тюм английских пра­во­ве­дов с точ­ки зре­ния эт­но­ло­ги­чес­кой? Мне представ­ля­ет­ся, что с мо­дой на па­ри­ки, бы­то­вав­шей XVII и XVIII вв., сей обы­чай свя­зан не в пер­вую оче­редь. Собствен­но го­во­ря, wig (клин) есть про­дол­же­ние ста­ро­го ат­ри­бу­та пра­во­ве­дов Англии – co­if, плот­но об­ле­га­ющей бе­лой ша­поч­кой, ко­то­рую и по­ны­не ими­ти­ру­ет бе­лый кра­ешек, выг­ля­ды­ва­ющий на­ру­жу из‑под па­ри­ка. Но и сам су­дейский па­рик представ­ля­ет со­бой больше, чем прос­то ре­ликт ста­рин­но­го це­ре­мо­ни­ально­го об­ла­че­ния. По своей функции он мо­жет быть пос­тав­лен ря­дом с при­ми­тив­ны­ми тан­це­вальны­ми мас­ка­ми пер­во­быт­ных пле­мен. Па­рик, так же как и мас­ка, де­ла­ет че­ло­ве­ка «дру­гим», «не этим». Бри­танский мир с его всег­даш­ним поч­те­ни­ем к тра­ди­ции сох­ра­ня­ет в сво­ем пра­во­соз­на­нии и дру­гие ста­ро­дав­ние чер­ты. Эле­мен­ты спо­ра и юмо­ра, ко­то­рые в су­доп­ро­из­водстве у бри­тан­цев осо­бен­но распростра­не­ны, во­об­ще при­над­ле­жат к фун­да­мен­таль­ным чер­там всей пра­во­вой прак­ти­ки. В са­мом де­ле, эти чер­ты не вы­вет­ри­лись да­же из соз­на­ния ни­дер­ландской на­ции. «Be a go­od sport» («Будьте же спор­тив­ным»), – го­ва­ри­вал аме­ри­канский бут­лег­гер в дни су­хо­го за­ко­на та­мо­жен­но­му чи­нов­ни­ку, сос­тав­ля­юще­му на не­го про­то­кол. Ни­дер­лан­дец точ­но так же тре­бу­ет от юс­ти­ции «спор­тив­но­го по­ве­де­ния». Бри­танский контра­бан­дист, представ пе­ред су­дом по об­ви­не­нию в пред­на­ме­рен­ной по­пыт­ке за­да­вить по­ли­цейско­го на сво­ем ав­то­мо­би­ле, за­яв­ля­ет: «Что­бы из­бе­жать на­ез­да, я вы­вер­нул на­ле­во».

По­ли­цейский это от­ри­ца­ет.

Об­ви­ня­емый: Ну, будьте же честным и спор­тив­ным…

Один отстав­ной судья мне пи­сал: «Стиль и со­дер­жа­ние на­ших су­деб­ных дел об­на­ру­жи­ва­ет, с ка­ким спор­тив­ным под­час нас­лаж­де­ни­ем на­ши ад­во­ка­ты за­сы­па­ют друг дру­га ар­гу­мен­та­ми и контрар­гу­мен­та­ми, к то­му же весьма со­фис­ти­чес­ки­ми, так что ход их мыс­ли как‑то од­наж­ды вдруг на­пом­нил мне о вер­ши­те­лях му­сульманско­го «ада­та», ко­то­рые от­ме­ча­ли каж­дый ар­гу­мент сто­рон вты­ка­емой в зем­лю па­лоч­кой, что­бы за­тем при­су­дить по­бе­ду в су­деб­ной тяж­бе то­му, за ко­го бу­дет выс­тав­ле­но больше па­ло­чек». С осо­бой жи­востью вы­ри­со­вы­ва­ет­ся иг­ро­вой ха­рак­тер пра­во­су­дия в кар­ти­не су­деб­но­го за­се­да­ния в ве­не­ци­анском Двор­це до­жей, ко­то­рую да­ет Ге­те в «Итальянском пу­те­шествии»…

Эти бег­лые за­ме­ча­ния до не­ко­то­рой сте­пе­ни под­го­тав­ли­ва­ют мысль о сущ­ностной вза­имос­вя­зи пра­во­су­дия и иг­ры. Для раз­ви­тия этой мыс­ли вер­нем­ся к ар­ха­ичес­ким фор­мам су­доп­ро­из­водства. В про­це­ду­ре, ра­зыг­ры­ва­ющейся пе­ред ли­цом судьи, во все вре­ме­на и при лю­бых обсто­ятельствах так сильно, так остро и так аб­со­лют­но ка­те­го­ри­чес­ки сто­ял воп­рос о вы­иг­ры­ше, что аго­нальный эле­мент нельзя исклю­чить из нее ни на ми­ну­ту. При этом сис­те­ма ог­ра­ни­чи­тельный пра­вил, пос­то­ян­но ре­гу­ли­ру­ющая это сос­то­яние, пе­ре­ме­ща­ет его по фор­ме це­ли­ком и пол­ностью в план хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ной, упо­ря­до­чен­ной ан­ти­те­ти­чес­кой иг­ры. Вся действи­тельная вза­имос­вязь иг­ры и пра­ва в ар­хаи­чес­ких культу­рах под­чи­ня­ет­ся тро­яко­му прин­ци­пу клас­си­фи­ка­ции: суд как азартная иг­ра, суд как сос­тя­за­ние, суд как сло­вес­ный по­еди­нок.

Су­деб­ная тяж­ба есть борьба, спор о спра­вед­ли­вос­ти и неспра­вед­ли­вос­ти, ви­не и не­ви­нов­нос­ти, о по­бе­де и по­ра­же­нии. Ес­ли мы об­ра­тим взор на­зад, с пра­во­соз­на­ния вы­со­ко­раз­ви­тых ци­ви­ли­за­ций на пра­во­вые представ­ле­ния ран­них ста­дий об­щества, то уви­дим, что идея о вы­иг­ры­ше и по­ра­же­нии, т. е. чис­то аго­нальная идея, как бы зат­ме­ва­ет идею ви­ны и не­ви­нов­нос­ти, т. е. эти­ко-юри­ди­чес­кую. Эле­мент счастли­во­го слу­чая, уда­чи, шан­са, а зна­чит и не­по­сред­ствен­но эле­мент иг­ры, вы­хо­дит на пер­вый план тем ре­ши­тельнее, чем дальше мы ухо­дим в глубь ве­ков, ко все бо­лее при­ми­тив­но­му пра­во­соз­на­нию. Пе­ред на­ми слов­но раз­во­ра­чи­ва­ет­ся кар­ти­на мыш­ле­ния, где по­ня­тия о ре­ше­нии, вы­не­сен­ном по со­ве­ту ора­ку­ла, во­ле бо­гов, жре­бию, т. е. на ос­но­ве иг­ры (ибо вся неп­ре­лож­ность ре­ше­ния опи­ра­ет­ся только лишь на пра­ви­ла иг­ры) и на ос­но­ве пра­во­су­дия, еще не расчле­не­ны и сос­тав­ля­ют еди­ный комплекс.

Во­лю не­бес­ных влас­тей, т. е. то, что су­лит бли­жайшее бу­ду­щее, т. е. гря­ду­щую судьбу, пы­та­ют­ся вы­ве­дать, по­буж­дая их как‑то выс­ка­заться. Ре­ше­ние ора­ку­ла уга­ды­ва­ют, ис­пы­ты­вая не­вер­ный шанс. Тя­нут па­лоч­ки, бро­са­ют ка­муш­ки, на­угад раскры­ва­ют стра­ни­цы свя­щен­ной кни­ги…

По­доб­но­го ро­да га­да­ния о судьбе зна­ет и древ­не­арабское язы­чество. И раз­ве не то­му же са­мо­му слу­жат свя­щен­ные ве­сы, на ко­то­рых Зевс в «Илиа­де» взве­ши­ва­ет смертные судьбы лю­дей, преж­де чем раз­ра­жа­ет­ся война?

«Зевс распрос­тер, про­мыс­ли­тель, ве­сы зо­ло­тые; на них он бро­сил два жре­бия Смер­ти, в сон пог­ру­жа­ющей дол­гий: жре­бий тро­ян ко­не­бор­ных и мед­но­оруж­ных да­на­ев; взял пос­ре­ди­не и под­нял…».

Это взве­ши­ва­ние на ве­сах есть Зев­со­во су­ди­ли­ще, δικάζειν (dīka­ze­in). Здесь сме­ша­ны во­еди­но представ­ле­ния о божьей во­ле, ро­ке и счастли­вом жре­бии. Ве­сы (we­egscha­al) пра­во­су­дия – ибо на­вер­ня­ка эта ме­та­фо­ра идет от го­ме­ровско­го об­ра­за – суть ба­ланс, рав­но­ве­сие (wa­agscha­al) не­вер­ных шан­сов уда­чи и не­удач. Об ос­вя­ще­нии нравствен­ной ис­ти­ны, о представ­ле­нии, что пра­во­та ве­сит больше, чем неп­ра­во­та, тут еще ре­чи не идет.

Сре­ди фи­гур на щи­те Ахил­ла, как это изоб­ра­жа­ет во­сем­над­ца­тая кни­га «Или­ады», есть и судьи, рас­по­ло­жив­ши­еся в свя­щен­ном кру­гу вер­шить суд. По­се­ре­ди­не кру­га ле­жат δύω χρυσοĩο τάλαντα (duo cru­soio ta­lan­ta) (два та­лан­та зо­ло­та), ко­то­рые должны дос­таться то­му, чей при­го­вор… спра­вед­ли­вее. Ста­ло быть, два зо­ло­тых та­лан­та – вот та сум­ма, из‑за ко­то­рой тя­га­ют­ся сто­ро­ны, хо­тя это больше по­хо­же на став­ку или приз, не­же­ли на пред­мет су­деб­но­го раз­би­ра­тельства. Пер­во­на­чально сло­во ta­lan­ta обоз­на­ча­ло са­ми ве­сы. Не уместно ли бы­ло бы до­пус­тить, что по­эт имел здесь в ви­ду кар­ти­ну су­да, где, сог­лас­но древ­не­му обы­чаю, бук­вально взве­ши­ва­лись на ве­сах пра­во­та и неп­ра­во­та, и что, бо­лее не соз­на­вая смыс­ла это­го древ­не­го расска­за, по­эт ис­тол­ко­вал ta­lan­ta как деньги?

Гре­чес­кое по­ня­тие δίκη (dikē) «пра­во» име­ет це­лую шка­лу зна­че­ний – от чис­то абстрактно­го до бо­лее конкрет­но­го. По­ми­мо пра­ва как абстрактно­го по­ня­тия оно мо­жет так­же зна­чить не­кое воз­ме­ще­ние ущер­ба или при­чи­та­ющу­юся до­лю; сто­ро­ны от­да­ют и при­ни­ма­ют dikē, судья при­суж­да­ет dikē. По­ня­тие это рав­ным об­ра­зом вклю­ча­ет в се­бя сам су­деб­ный про­цесс, при­го­вор и ка­ру…

Оче­вид­но осо­бен­ное зна­че­ние то­го фак­та, что на древ­нег­ре­чес­ких мо­не­тах изоб­ра­же­ние Dikē сов­па­да­ет с Tychē – не­вер­ной фор­ту­ной. У этой бо­ги­ни то­же в ру­ках ве­сы…

Пер­во­быт­ная связь пра­ва, жре­бия и азартной иг­ры раз­лич­ным об­ра­зом прос­ле­жи­ва­ет­ся и в тра­ди­ции гер­манских на­ро­дов. Так, в ни­дер­ландском язы­ке и по се­год­няш­ний день сло­во «lot» в од­но и то же вре­мя зна­чит и удел, оп­ре­де­лен­ный че­ло­ве­ку на бу­ду­щее, и знак, сим­вол его уда­чи, шан­са, нап­ри­мер, са­мая длин­ная ли­бо са­мая ко­рот­кая спич­ка, ло­те­рейный би­лет. Ед­ва ли мож­но рас­поз­нать, ко­то­рое из обо­их зна­че­ний стар­ше: в ар­ха­ичес­ком мыш­ле­нии оба по­ня­тия сли­ва­лись во­еди­но. Зевс дер­жит ве­сы бо­жествен­но­го су­да, асы ре­ша­ют судь­бу ми­ра, бро­сая иг­ральные кос­ти. «Бо­жий суд» вер­шит­ся че­рез ис­ход сос­тя­за­ния в си­ле ли­бо во­ору­жен­но­го еди­но­борства так же, как че­рез слу­чайно вы­пав­шие иг­ро­вые сим­во­лы. Не без ос­но­ва­ний, еще в на­ши дни га­да­ют о бу­ду­щем на кар­тах. Спор с ору­жи­ем в ру­ках по­рой соп­ро­вож­да­ет­ся иг­рой в кос­ти. Ког­да ге­ру­лы бьют­ся с лан­го­бар­да­ми, их ко­роль си­дит за иг­ральной дос­кой. По­доб­ным же об­ра­зом иг­ра­ют в кос­ти в шат­ре ко­ро­ля Те­оде­ри­ка при Кьер­си…

Труд­но найти точ­ное оп­ре­де­ле­ние то­му, как тол­ко­вал­ся «про­мы­сел бо­жий» у тех на­ро­дов, ко­то­рые пользо­ва­лись этим по­ня­ти­ем. На пер­вый взгляд мо­жет по­ка­заться, что лю­ди ве­ри­ли, буд­то че­рез ис­ход ис­пы­та­ния или жре­бия бо­ги да­ют знать, на чьей сто­ро­не прав­да или в ка­ком нап­рав­ле­нии ука­зу­ет их во­ля… Но не есть ли это уже зна­ко­мая ин­терпре­та­ция, воз­ник­шая на бо­лее поздней ис­то­ри­чес­кой ста­дии? Не яв­ля­ет­ся ли здесь ос­но­вой и на­ча­лом са­мо сос­тя­за­ние, иг­ра на вы­иг­рыш? Ис­ход азартной иг­ры, ис­пы­та­ния своей уда­чи сам по се­бе есть свя­щен­ное про­из­во­ле­ние. Он и есть то же са­мое, че­го рег­ла­мент тре­бу­ет до сих пор: ес­ли го­ло­са вы­па­да­ют по­ров­ну, то ре­ша­ет жре­бий. Только на прод­ви­ну­той фа­зе ре­ли­ги­оз­но­го вы­ра­же­ния рож­да­ет­ся фор­му­ли­ров­ка: ис­ти­на и спра­вед­ли­вость про­яв­ля­ют­ся откры­то, ког­да бо­жество нап­рав­ля­ет своей ру­кой па­де­ние иг­ральных кос­тей или при­во­дит к по­бе­де в во­ору­жен­ном по­един­ке од­ну из сто­рон…

Су­доп­ро­из­водство и «про­мы­сел бо­жий» ко­ре­нят­ся вмес­те в прак­ти­ке аго­нально­го ре­ше­ния спо­ров во­об­ще, будь то жре­бий или ис­пы­та­ние си­лы. Еди­но­борство до по­бе­ды или по­ра­же­ния са­мо по се­бе име­ет свя­щен­ный ха­рак­тер. Ес­ли оно вдох­нов­ле­но чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми по­ня­ти­ями спра­вед­ли­вос­ти или неспра­вед­ли­вос­ти, то тем са­мым оно под­ни­ма­ет­ся в сфе­ру прав; ес­ли же оно рассмат­ри­ва­ет­ся в све­те по­зи­тив­ных представ­ле­ний о мо­гу­ществе гос­под­нем, то оно под­ни­ма­ет­ся в сфе­ру ре­ли­гии. Пер­вич­ным, од­на­ко, во всем этом яв­ля­ет­ся иг­ра.

Пра­во­вой спор – это сос­тя­за­ние, не­ред­ко в ви­де бе­га вза­пус­ки или па­ри. В на­ши рас­суж­де­ния все ча­ще про­ни­ка­ет тер­мин «wed­de», «приз», «воз­наг­раж­де­ние». Пот­лач соз­да­ет при­ми­тив­ную сис­те­му юри­ди­чес­ких от­но­ше­ний. Вы­зов вле­чет за со­бой ми­ро­вую. Не­за­ви­си­мо от пот­ла­ча и «про­мыс­ла божьего» мож­но в са­мых раз­лич­ных ар­ха­ичес­ких обы­ча­ях пра­во­во­го ха­рак­те­ра об­на­ру­жить сос­тя­за­тельную борьбу за пра­во, т. е. ра­ди ре­ше­ния и приз­на­ния в конкрет­ном слу­чае ста­бильно­го по­ряд­ка от­но­ше­ний. В свое вре­мя От­то Гир­ке, не вда­ва­ясь в ком­мен­та­рии, соб­рал и об­об­­щил бо­га­тый ма­те­ри­ал на эту те­му под заг­ла­ви­ем «Юмор и пра­во» («Hu­­mor im Recht»), и ес­ли рассмат­ри­вать этот ма­те­ри­ал как сво­бод­ную иг­ру на­род­но­го ду­ха, то вер­ное объяс­не­ние он на­хо­дит в аго­наль­ных пер­во­­ис­то­ках пра­во­соз­на­ния. Да, иг­ра на­род­но­го ду­ха, но в бо­лее глу­бо­ком смыс­ле, чем пред­по­ла­гал Гир­ке, и пол­ная серьез­но­го зна­че­ния. Так, нап­ри­мер, сог­лас­но древ­не­гер­манским пра­во­вым обы­ча­ям, гра­ни­цу мар­ки или зе­мельно­го на­де­ла оп­ре­де­ля­ли сос­тя­за­ни­ем в бе­ге или в ме­та­нии то­по­ра. Или же пра­во на вла­де­ние откры­ва­лось бла­го­да­ря то­му, что че­ло­ве­ку за­вя­зы­ва­ли гла­за и он ка­сал­ся ла­донью дру­го­го че­ло­ве­ка или пред­ме­та; по дру­го­му обы­чаю кру­ти­ли и ка­та­ли яйцо. Все эти слу­чаи под­па­да­ют под прин­цип оп­ре­де­ле­ния пра­во­ты сос­тя­за­ни­ем в си­ле ли­бо в иг­ре на уда­чу. В арабском язы­ке сло­во «qa­ra», оз­на­ча­ющее «зак­лад», по­яви­лось от кор­ня, оз­на­ча­юще­го же­ребьев­ку или вы­иг­рыш при иг­ре в кос­ти ли­бо при стрельбе в цель…

Ни­как нельзя счи­тать слу­чайностью, что сос­тя­за­ние за­ни­ма­ет осо­бен­но важ­ное мес­то при вы­бо­ре не­вес­ты или же­ни­ха…

Но не од­ни лишь сос­тя­за­ния в си­ле и храб­рос­ти при­хо­ди­лось вы­иг­ры­вать же­ни­ху, что­бы за­во­евать ру­ку не­вес­ты. По­рой ис­пы­ты­ва­лись его сме­кал­ка и ум, для че­го при­хо­ди­лось от­ве­чать на труд­ные воп­ро­сы. В опи­са­нии празднич­ных игр юно­шей и де­ву­шек Ан­на­ма… большое мес­то за­ни­ма­ет сос­тя­за­ние в зна­нии и на­ход­чи­вос­ти. Иног­да это нас­то­ящий эк­за­мен, ко­то­ро­му де­вуш­ка под­вер­га­ет юно­шу. В эд­ди­чес­кой тра­ди­ции встре­ча­ет­ся, хо­тя и в нес­колько сме­щен­ной фор­ме, ис­пы­та­ние ума ра­ди не­вес­ты в «Ре­чах Альви­са», ког­да Тор обе­ща­ет все­ве­ду­ще­му кар­ли­ку свою дочь, ес­ли тот в от­вет на его воп­ро­сы на­зо­вет тайные име­на ве­щей…

От сос­тя­за­ния мы пе­ре­хо­дим те­перь к обы­чаю биться об зак­лад, ко­то­рый в свою оче­редь тес­но свя­зан с обе­том. Эле­мент па­ри вы­ра­жа­ет­ся в су­деб­ной про­це­ду­ре дво­яким об­ра­зом. Пер­вый та­ков. Глав­ное действу­ющее ли­цо бьет­ся об зак­лад в до­ка­за­тельство своей пра­во­ты, т. е. он вы­зы­ва­ет про­тив­ни­ка ос­по­рить его пра­во­ту, выс­тав­ляя зак­лад – wed­de, da­ge, va­di­um. Английское пра­во зна­ло еще вплоть до XIX в. вклю­чи­тельно две фор­мы су­деб­ной про­це­ду­ры в граж­данских де­лах, ко­то­рые на­зы­ва­лись «wa­ger», бук­вально «спор об зак­лад», или «па­ри» – wa­ger of battle (па­ри бит­вы), при ко­то­ром од­на из сто­рон пред­ла­га­ла су­деб­ный по­еди­нок для ус­та­нов­ле­ния пра­во­ты, и wa­ger of law (па­ри за­ко­на), ког­да обе сто­ро­ны обя­зы­ва­лись в оп­ре­де­лен­ный день при­нес­ти клят­ву в не­ви­нов­нос­ти. Хо­тя они уже раньше выш­ли из упот­реб­ле­ния, офи­ци­ально их от­ме­ни­ли только в 1819 и 1833 гг. Хо­тя уже са­мо су­деб­ное раз­би­ра­тельство но­сит ха­рак­тер спо­ра, па­ри, к не­му бли­зок обы­чай, ког­да зри­те­ли зак­лю­ча­ют па­ри о том, чем же за­кон­чит­ся суд, па­ри в том смыс­ле сло­ва, ко­то­рый мы ему обыч­но при­да­ем…

Мы раз­ли­ча­ем три иг­ро­вые фор­мы су­доп­ро­из­водства: азартная иг­ра (kansspel), сос­тя­за­ние или спор об зак­лад, па­ри, и сло­вес­ный по­еди­нок. Этот пос­лед­ний слу­жит си­но­ни­мом су­деб­ной тяж­бы уже по са­мой ее при­ро­де и да­же пос­ле то­го, как с пос­ту­па­тельным раз­ви­ти­ем культу­ры он ут­ра­чи­ва­ет пол­ностью или час­тич­но, по ви­ди­мос­ти, ли­бо в са­мом де­ле все иг­ро­вое ка­чество. По те­ме на­ше­го рас­суж­де­ния мы, од­на­ко, име­ем де­ло только с ар­ха­ичес­кой фа­зой это­го сло­вес­но­го по­един­ка, ког­да ис­ход спо­ра ре­ша­ют не са­мые точ­ные и взве­шен­ные юри­ди­чес­кие ар­гу­мен­ты, а са­мые рез­кие и са­мые мет­кие ру­га­тельства и ос­корбле­ния. Агон здесь поч­ти це­ли­ком ис­чер­пы­ва­ет­ся стрем­ле­ни­ем прев­зойти друг дру­га в са­мых изыс­кан­ных фи­лип­пи­ках и по­но­ше­ни­ях. О сос­тя­за­нии в ху­ле как та­ко­вом, как со­ци­альном фе­но­ме­не, ра­ди чес­ти и прес­ти­же речь уже шла вы­ше… Не су­ществу­ет чет­ко­го пе­ре­хо­да от jo­ut de jac­tan­ce (сос­тя­за­ние в пох­вальбе) как та­ко­во­го к сос­тя­за­нию в ху­ле как су­деб­ной тяж­бе. Это должно окон­ча­тельно про­яс­ниться, пос­ле то­го как мы обсто­ятельно рассмот­рим один из са­мых за­ме­ча­тельных до­во­дов в пользу вза­имос­вя­зи иг­ры и культу­ры, а имен­но сос­тя­за­ния в ба­ра­бан­ной иг­ре, или пе­сен­ные по­един­ки грен­ланд­ских эс­ки­мо­сов. В этом жи­ву­щем или, по крайней ме­ре, су­ществу­ющем до не­дав­не­го вре­ме­ни обы­чае мы име­ем тот са­мый слу­чай, ког­да функция культу­ры, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем пра­во­су­ди­ем, еще не выс­во­бо­ди­лась до кон­ца из иг­ро­вой сфе­ры и при­ро­ды иг­ры.

Ес­ли один эс­ки­мос име­ет пре­тен­зии к дру­го­му, то он вы­зы­ва­ет обид­чи­ка сос­тя­заться на иг­ре на ба­ра­ба­не или в пе­нии (trom­men­sang, drum-match, drum-dan­ce, song-con­test). Пле­мя или клан со­би­ра­ет­ся на празднич­ную сход­ку, все на­ряд­но оде­ты и при­под­ня­том настро­ении. Оба про­тив­ни­ка по­ют друг дру­гу по­оче­ред­но бран­ные пес­ни под ак­ком­па­не­мент ба­ра­ба­на, в ко­то­рых уп­ре­ка­ют один дру­го­го в со­вер­шен­ных прос­туп­ках. При этом не де­ла­ет­ся раз­ли­чия меж­ду обос­но­ван­ны­ми об­ви­не­ни­ями, по­ды­ма­ющей на смех са­ти­рой и низ­кой кле­ве­той. Один ис­пол­ни­тель пе­ре­чис­лил всех соп­ле­мен­ни­ков, ко­то­рых в го­лод­ное вре­мя съели же­на и те­ща его про­тив­ни­ка, так что ох­ва­чен­ная состра­да­ни­ем ауди­то­рия раз­ра­зи­лась сле­за­ми. Пе­сен­ный ди­алог соп­ро­вож­да­ет­ся фи­зи­чес­ки­ми ос­корбле­ни­ями, да­же му­ка­ми: один ды­шит и фыр­ка­ет дру­го­му в ли­цо, бо­да­ет, раздви­га­ет ему че­люс­ти, при­вя­зы­ва­ет к па­ла­точ­ной жер­ди, и все это «об­ви­ня­емый» дол­жен сно­сить аб­со­лют­но не­воз­му­ти­мо, да­же с нас­меш­ли­вой улыб­кой. Соб­рав­ши­еся подхва­ты­ва­ют хо­ром при­пе­вы пе­сен, хло­па­ют в ла­до­ши и под­­стре­ка­ют сос­тя­за­ющих­ся. Не­ко­то­рые из при­сутству­ющих спо­койно дрем­лют. Во вре­мя пе­ре­ды­шек оба про­тив­ни­ка об­ра­ща­ют­ся как хо­ро­шие друзья. Се­ан­сы та­ко­го сос­тя­за­ния иной раз про­дол­жа­ют­ся го­да­ми; обе сто­ро­ны при­ду­мы­ва­ют все но­вые пес­ни, об­ви­ня­ют друг дру­га во все но­вых прег­ре­ше­ни­ях. В кон­це кон­цов соб­ра­ние зри­те­лей ре­ша­ет, ко­го сле­ду­ет приз­нать по­бе­ди­те­лем. Вслед за этим в ря­де слу­ча­ев друж­ба враж­ду­ющих сто­рон восста­нав­ли­ва­ет­ся, но бы­ва­ет и так, что од­на из се­мей пос­ле пе­ре­жи­то­го по­зо­ра по­ки­да­ет стойби­ще. Один и тот же че­ло­век мо­жет участво­вать па­рал­лельно в нес­кольких сос­тя­за­ни­ях по­доб­но­го ро­да. Та­кое же пра­во име­ют и жен­щи­ны.

Осо­бое зна­че­ние име­ет здесь тот факт, что эти по­един­ки для тех пле­мен, где они культи­ви­ру­ют­ся, иг­ра­ют роль суд­би­ща. Иной фор­мы пра­во­су­дия, кро­ме этих ба­ра­бан­ных бо­ев, пле­ме­на не ве­да­ют. Это единствен­ный спо­­соб ула­жи­вать спо­ры. Дру­го­го спо­со­ба фор­ми­ро­ва­ния об­ществен­но­го мне­ния прос­то нет. Да­же убийства вы­яв­ля­ют­ся в этой фор­ме. Пос­ле ис­хо­да пе­сен­ной ба­та­лии ни­ка­ких офи­ци­альных ре­ше­ний не вы­но­сит­ся. По­во­дом для та­ких сос­тя­за­ний ча­ще все­го бы­ва­ют проб­ле­мы с жен­щи­на­ми. Сле­ду­ет, од­на­ко, де­лать раз­ли­чие меж­ду пле­ме­на­ми, ко­то­рые от­но­сят­ся к это­му обы­чаю как к пра­во­во­му яв­ле­нию, и те­ми, для ко­го это не бо­лее чем празднич­ное уве­се­ле­ние. В раз­ных слу­ча­ях до­пус­ка­ют­ся раз­лич­ные фор­мы фи­зи­чес­ко­го на­си­лия: при­вя­зы­ва­ние к стол­бу, по­бои и др. На­ря­ду с пе­сен­ным тур­ни­ром иног­да для ула­жи­ва­ния конфлик­та слу­жит ку­лач­ный бой или борьба.

Итак, мы име­ем здесь де­ло с культур­ной прак­ти­кой, ко­то­рая вы­пол­ня­ет функцию пра­ва в за­кон­чен­ной аго­нальной фор­ме и од­нов­ре­мен­но в са­мом под­лин­ном смыс­ле сло­ва яв­ля­ет­ся иг­рой. Все ра­зыг­ры­ва­ет­ся со сме­хом и ве­сельем. За­да­ча это­го действа – развлечь слу­ша­те­лей. «К сле­ду­ю­щему ра­зу, – го­во­рит Иг­шя­вик, – я при­ду­мал но­вую пес­ню. Он бу­дет осо­­бен­но смеш­ной, этой пес­ней я приг­воз­жу про­тив­ни­ка к по­зор­но­му стол­бу». Ба­ра­бан­ные по­един­ки сос­тав­ля­ют глав­ное развле­че­ние в об­щин­ной жиз­ни. Ес­ли нет спо­ра, то та­кую ду­эль на­чи­на­ют по­те­хи ра­ди. Осо­бое ис­кусство при этом – петь за­гад­ка­ми.

Не очень да­ле­ко от сос­тя­за­ний на ба­ра­ба­нах рас­по­ла­га­ют­ся ко­ми­чес­кие, с эле­мен­та­ми са­ти­ры и юмо­ра, су­деб­ные за­се­да­ния, со­зы­ва­емые в ря­де гер­манских стран для на­ка­за­ния за вся­кие про­вин­нос­ти, осо­бен­но сек­су­альные. Эти на­род­ные обы­чаи (са­мый из­вестный – Ha­ber­feldtre­iben) (изгна­ние в ов­ся­ное по­ле) ра­зыг­ры­ва­ют­ся как нас­то­ящий фарс, но по­рой, тем не ме­нее, при­ни­ма­ют­ся впол­не серьез­но, как, нап­ри­мер, «Sau­ger­richt»(сви­ной суд) мо­ло­дых лю­дей в Рап­персвил­ле, на ре­ше­ния ко­то­ро­го мож­но апел­ли­ро­вать в Ма­лый со­вет.

Нет сом­не­ния, что ба­ра­бан­ные бои эс­ки­мо­сов при­над­ле­жат к той же сфе­ре, что и пот­лач, что и древ­не­арабские сос­тя­за­ния в ху­ле и пох­вальбе, что и ки­тайские ба­та­лии, что и древ­не­ис­ландские mannjaf­naðr и niðsang, бук­вально «враж­деб­ные пес­ни», ко­то­ры­ми прес­ле­до­ва­лась цель обес­чес­тить вра­га (nið оз­на­ча­ет враж­ду, а не за­висть, как гол­ландское nijd). Рав­ным об­ра­зом представ­ля­ет­ся оче­вид­ным, что эта сфе­ра не яв­ля­ет­ся сфе­рой, во вся­ком слу­чае в сво­их ис­то­ках, ком­пе­тен­ции «про­мыс­ла божьего» в соб­ствен­ном смыс­ле. По­ня­тие при­го­во­ра бо­жествен­ных сил по по­во­ду абстрактной ис­ти­ны или спра­вед­ли­вос­ти, воз­мож­но, лишь во вто­рую оче­редь свя­за­но с по­доб­ны­ми действи­ями, пер­вич­но же здесь аго­нальное ре­ше­ние как та­ко­вое, т. е. ре­ше­ние о серьез­ных ве­щах в иг­ре и че­рез иг­ру. Осо­­бен­но приб­ли­жа­ет­ся к эс­ки­мосско­му обы­чаю арабский nifār, или mo­nāfa­ra, сос­тя­за­ние ра­ди сла­вы и чес­ти, ра­зыг­ры­ва­емое пе­ред тре­тей­ским судьей. Под этим же уг­лом зре­ния сле­ду­ет по­ни­мать и ла­тинское сло­во iur­gi­um, iur­go. Оно воз­ник­ло из фор­мы iūsi­gi­um, бук­вально «ве­де­ние спо­ра», от ius и age­re, т. е. «отправ­ле­ние пра­во­су­дия», что срав­ни­мо с līti­gi­um. Iur­gi­um оз­на­ча­ет как «про­цесс», «про­це­ду­ру», так и «по­но­ше­ние», «сло­вес­ный по­еди­нок», «пе­ре­пал­ку, ру­гань» и ука­зы­ва­ет на фа­зу, в ко­то­рой пра­во­вое сос­тя­за­ние еще ос­та­ет­ся в ос­нов­ном сос­тя­за­ни­ем в ху­ле. В све­те эс­ки­мосских ба­ра­бан­ных по­един­ков нам ста­но­вит­ся по­нят­ной и фи­­гу­ра Ар­хи­ло­ха, чьи пес­ни про­тив Ли­кам­ба об­на­ру­жи­ва­ют с ни­ми из­вестное сходство…

Фа­за, на ко­то­рой за­щи­ти­тельную речь и сос­тя­за­ние в ху­ле не­воз­мож­но раз­де­лить, тог­да, в клас­си­чес­кой культу­ре, не сов­сем еще ми­но­ва­ла. Су­деб­ное ора­торское ис­кусство в афинской рес­пуб­ли­ке эпо­хи расцве­та еще це­ли­ком на­хо­ди­лось под зна­ком сос­тя­за­ния в ри­то­ри­чес­кой ис­кус­нос­ти, при ко­то­ром раз­ре­ша­лись лю­бые улов­ки и средства убеж­де­ния пуб­ли­ки. Суд­би­ще и по­ли­ти­чес­кая три­бу­на по­чи­та­лись мес­том, где ис­кусство убеж­дать бы­ло в своей сти­хии. Это ис­кусство вмес­те с на­си­ли­ем войны, гра­бе­жа или ти­ра­нии представ­ля­ло со­бой ту «охо­ту на че­ло­ве­ка», ко­то­рой пы­та­ют­ся дать оп­ре­де­ле­ние со­бе­сед­ни­ки в пла­то­новском ди­ало­ге «Со­фист». Со­фис­ты обу­ча­ли за деньги, как мож­но выс­та­вит сла­бое де­ло с силь­­ной сто­ро­ны. Мо­ло­дые по­ли­ти­ки не­ред­ко на­чи­на­ли свою карьеру с об­­ви­ни­тельных ре­чей в скан­дальных про­цес­сах.

В Древ­нем Ри­ме то­же дол­гое вре­мя лю­бые средства бы­ли хо­ро­ши, что­бы одо­леть в су­де про­тив­ную сто­ро­ну. Ис­тец об­ла­чал­ся в тра­ур­ные одеж­ды, взды­хал и сте­нал, гро­мог­лас­но ссы­лал­ся на бла­го го­су­дарства, при­во­дил с со­бой в суд как мож­но больше кли­ен­тов, да­бы усу­гу­бить впе­чат­ле­ние, од­ним сло­вом, де­лал все то, что еще де­ла­ет­ся по­рой и в на­ше вре­мя. Сто­ики пы­та­лись изгнать из су­деб­ной элок­вен­ции этот иг­ро­вой ха­рак­тер и при­вес­ти его в со­от­ветствии со сво­ими стро­ги­ми нор­ма­ми ис­ти­ны и дос­то­инства. Но пер­вый, кто хо­тел внед­рить в прак­ти­ку эти но­вые взгля­ды, Ру­ти­лий Руф, свое де­ло про­иг­рал и вы­нуж­ден был отпра­виться в изгна­ние.

ХЕЛЛЕР Агнеш






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных