ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цит. по: Сидней Хук. Идеология насилия // Новое время. 1993. № 29. С. 56–58.ЯСПЕРС, Карл (1883–1969) – один из виднейших немецких философов XX в., основателей экзистенциалистского течения в философии. Большую популярность К. Ясперс приобрел в кругах либеральной интеллигенции Западной Германии после разгрома фашизма. В своих трудах философ активно обращается к самым злободневным проблемам общественного и политического развития послевоенной Германии. Программное произведение К. Ясперса, написанное им в 1949 г., – «Истоки истории и ее цель». Политическое кредо философа – особое понимание им роли и значения свободы, демократии, правового государства, гуманно устроенного общества. Наиболее значимые моменты этого кредо отражены в публикуемом отрывке известной статьи философа «Ухабы демократии». Цит. по: Карл Ясперс. Ухабы демократии // Новое время. 1993. № 52. С. 56–59.
Оглавление Предисловие......................................................................................................... 3 БЕНЕШ Э. Демократия – ныне и всегда. 6 ВЕЙНГАСТ Барри Р. Политические институты с позиций концепции рационального выбора. 10 ВИЛЬСОН В. Государство. 18 ГОББС Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. 70 ДВОРКИН Р. Серьезное отношение к правам. 93 ДИДРО Д. Продолжение апологии господина аббата де Прада, или ответ на пастырское наставление его Преосвященства епископа Осерского. 103 ДИДРО Д. Племянник Рамо. 105 ДИДРО Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» 106 ДРУРИ Г. Политические институты с точки зрения права. 107 КАНЕТТИ Э. Массы и власть. 114 ЛОКК Дж. Два трактата о правлении. 121 ПОППЕР К. Открытое общество и его враги. 165 РОЛЗ Дж. Теория справедливости. 186 СПЕНСЕР Г. Синтетическая философия. 216 ТОКВИЛЬ А. де Демократия в Америке. 232 ХАКСЛИ О. Слепец и его поводырь. 279 ХЕЙЗИНГА Й. HOMO LUDENS. 283 ХЕЛЛЕР А. Свобода как высшая идея. 293 ХУК С. Идеология насилия. 299 ЯСПЕРС К. Ухабы демократии. 304 Примечания и комментарии. 309
Ягофаров Дамир Асхатович
ВЛАСТЬ. ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО
Хрестоматия
Выпуск 2
Подписано в печать 06.10.03. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. 18,46 Уч.- изд. л. 19,72 Тираж 300 экз. Заказ № 387 _______________________________________________________________ Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
[1] Актор (политический актор) – лицо или общественная группа, воздействующие на процесс принятия решения и осуществления решений в данной политической системе. Чаще всего понятием «актор» обозначают роль, которую играют государства или отдельные личности в международной политике (авт.-сост.) [2] Номады – коллективы людей, постоянно меняющие места стоянок. Обычно к ним относят скотоводческие племена, кочующие со своими стадами по обширным территориям. В древнейший период номадизм – преобладающий образ жизни людей (авт.-сост.). [3] В отечественной литературе часто может встретить иное написание фамилии этого ученого – Дж. Ролз (авт.-сост.) [4] А именно (лат.) [5] Эссенциальный (от лат. essentia – сущность) – сущностный, относящийся к сущности вещей. Противоположность – акциденциальный (авт.- сост.). [6] Конвенционализм (от лат. convention – договор, соглашение, сделка) – философское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, гипотез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых (авт.- сост.). [7] Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – 1) философское учение о совершенствовании человека как цели развития человеческого рода; 2) стремление к совершенству в труде, творчестве, личной жизни (авт.- сост.). [8] Mens rea (лат.) – злоумышление; виновная воля; субъективная сторона преступления (авт.- сост.). [9] Кодекс 1650 г., с. 28 (Хартфорд, 1830). Здесь и далее по тексту извлечений – сноски А. де Токвиля (авт.-сост.). [10] См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435–456, анализ уголовного кодекса, принятого в 1648 г. колонией Массачусетс; этот кодекс составлен, исходя их тех же основных положений, что и кодекс штата Коннектикут. [11] Прелюбодеяние наказывалось смертью и согласно законам Массачусетса. Хатчинсон в первом томе на странице 441 говорит, о том, что действительно несколько человек были подвергнуты смертной казни за это преступление. Он, в частности, приводит в этой связи любопытный случай, который произошел в 1663 г. Замужняя женщина находилась в любовной связи с неким молодым человеком. Затем она овдовела и вышла за него замуж. Прошло много лет, однако в обществе зародилось подозрение о некогда существовавшей между ними близости. Они подверглись уголовному преследованию, были заключены в тюрьму и едва не оказались приговоренными к смертной казни. [12] Кодекс 1650 г., с. 48. По‑видимому, иногда случалось и так, что судьи назначали столь различные наказания одновременно, о чем свидетельствует решение одного из судов, вынесенное в 1643 г. (Нью‑Хейвенская старина, с. 114), в котором определено, что Маргерит Бедфорд, уличенная в предосудительных поступках, должна была подвергнуться телесному наказанию, а затем выйти замуж за Николаса Джеммингса, своего любовника. [13] Нью-Хейвенская старина, с. 104. См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435, многочисленные примеры аналогичных судебных решений. [14] Там же, 1650 г., с. 50,57. [15] Там же, с. 64. [16] Там же, с. 44. [17] Так было не в одном только Коннектикуте. В числе прочих обратитесь к закону, изданному 13 сентября 1644 г. в Массачусетсе, по которому анабаптистов приговорили к изгнанию. Собрание официальных документов по истории штата, т. 1, с. 538. См. также закон, опубликованный 14 октября 1656 г. и направленный против квакеров. «Ввиду того, – говорится в нем, – что недавно возникла сета проклятых еретиков, или так называемых квакеров…» Далее следует перечисление чрезвычайно внушительных сумм штрафов, которым подвергались капитаны кораблей, если будут перевозить квакеров в Америку. Квакеры, которым удается проникнуть в страну, будут приговорены к телесному наказанию и заключены в тюрьму для принудительных работ. За распространение своих убеждений при задержании в первый раз они должны будут уплатить штраф, во второй раз – подвергнуться тюремному заключению, а в третий – выселению из данной провинции. См.: Собрание официальных документов, т. 1, с. 630. [18] Согласно уголовному законодательству штата Массачусетс, католические священники, которые вновь появлялись в колонии после того, как были оттуда изгнаны, приговаривались к смертной казни. [19] Кодекс 1650 г., с. 96. [20] Мемориал Новой Англии, с. 316. [21] Конституция 1638 г., с. 17. [22] В 1641 г. Генеральная ассамблея Род‑Айленда при полном согласии установила демократическую форму правления в штате и заявила, что власть возлагается на корпус свободных граждан, которые обладают исключительным правом издавать законы и следить за их исполнением. – Кодекс 1650 г., с. 70. [23] Питкин. История, с. 47. [24] Конституция 1638 г., с. 12. [25] Кодекс 1650 г., с. 78. [26] Там же, с. 49. [27] См: Хатчинсон. История, т. 1, с. 455. [28] Кодекс 1650 г., с. 86. [29] Там же, с. 40. [30] Кодекс 1650 г., с. 90. [31] Там же, с. 83. [32] Безусловно, существуют такие преступления, по которым не предусматривается никакого залога, однако число их весьма незначительно. [33] См.: Блекстон и Делолм, кн. 1, гл. X. [34] См. статьи первой конфедерации, образованной в 1778 г. Всеми штатами данная конституция была принята лишь в 1781 г. См. также анализ этой конституции, приведенный в «Федералисте» (№ 15–22), а также: Стори. Комментарии к Конституции Соединенных Штатов, с. 85–115. [35] Конгресс сделал это заявление 21 февраля 1787 г. [36] В ее состав входило всего 55 членов, в числе которых Вашингтон, Мэдисон, Гамильтон и двое Моррисов. [37] Принимали ее вовсе не законодатели, а специально с этой целью выбранные народом депутатам. Новая конституция стала предметом самых основательных и жарких дискуссий в ходе ассамблей, проходивших в каждом штате. [38] См. поправки к федеральной конституции. «Федералист», № 132; Стори, с. 711; Кент. Комментарии, т. 1, с. 364. [39] Я не говорю здесь о конфедерации маленьких республик, а имею в виду большую крепкую республику как таковую. [40] Анализируя федеральную конституцию, мы видели, что союзные законодатели постарались достичь противоположного эффекта. В результате в сфере своих полномочий федеральное правительство более независимо, чем правительства штатов. Но оно занимается только внешними делами, что же касается руководства внутренней жизнью общества, то его реально осуществляют правительства штатов. [41] Никто не станет утверждать, что какой-либо народ не может злоупотребить силой по отношению к другому народу. Но ведь отдельные части народа представляют собой не что иное, как небольшие нации, входящие в состав большой. Отношения между ними – это отношения разных народов. Если мы признаем, что один народ может творить произвол по отношению к другому, то как можно отрицать, что одна часть народа может делать то же самое по отношению к другой его части? [42] Во времена войны 1812 г. в Балтиморе произошел случай, который ярко показал, до каких крайностей может дойти деспотизм большинства. В это время война была очень популярна в Балтиморе, но одна газета высказывалась против нее и этим вызвала возмущение жителей. Собралась толпа, сломала печатные станки, напала на редакцию. Власти хотели вызвать милицию, но она отказалась явиться. Чтобы спасти несчастных журналистов, которым угрожала ярость толпы, было решено препроводить их в тюрьму, как преступников. Но и эта предосторожность их не спасла: ночью толпа собралась опять, и, поскольку и на этот раз собрать милицию не удалось, тюрьма была взята приступом, один из журналистов был убит на месте, остальные избиты до смерти. Виновные предстали перед судом присяжных, но были оправданы. Однажды я спросил жителя Пенсильвании: «Объясните мне, пожалуйста, почему в штате, основанном квакерами и известном своей терпимостью, свободным неграм не позволяют пользоваться правами граждан? Ведь они платят налоги, разве не было бы справедливо, чтобы они голосовали? «Не оскорбляйте нас мыслью о том, что наши законодатели могли быть столь нетерпимы и совершить такую грубую несправедливость», – сказал он. «Значит, негры у вас имеют право голоса?» – «Несомненно». – «Тогда почему же среди выборщиков в законодательной ассамблее их совсем нет?». «Закон здесь не причем, – ответил американец. – Негры действительно имеют право участвовать в выборах, но они по своей воле воздерживаются от этого». – «Не слишком ли они скромны?» – «О! Дело в том, что они не хотят принимать участие в выборах, просто они опасаются, что им придется плохо, если они попытаются это сделать. У нас иногда, если большинство не поддерживает закон, он бессилен. Что же касается негров, то против них большинство населения питает самые глубокие предрассудки, и власти не в состоянии гарантировать им права, предоставленные законом». – «Ах вот как! Мало того, что большинство располагает преимущественным правом творить законом, оно хочет еще иметь право нарушать его?». [43] Потлач – праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Северной Америки и у ряда других народов (африканских и азиатских) сопровождаемый пиром и раздачей подарков приглашенным. Этот обычай отражал имущественное расслоение и представлял своеобразную форму борьбы за власть на стадии распада родового строя (авт.- сост.). [44] Агон (греч. борьба, состязание). Данным термином и производными от него терминами обозначаются неудержимое стремление к любым состязанием почти во всех сферах общественной жизни, что было очень характерно для древнегреческого быта (авт.- сост.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|