Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цит. по: Сид­ней Хук. Иде­оло­гия на­си­лия // Но­вое вре­мя. 1993. № 29. С. 56–58.




ЯС­ПЕРС, Карл (1883–1969) – один из вид­нейших не­мец­ких фи­ло­со­фов XX в., ос­но­ва­те­лей эк­зис­тен­ци­алистско­го те­че­ния в фи­ло­со­фии. Большую по­пу­ляр­ность К. Яс­перс при­об­рел в кру­гах ли­бе­ральной ин­тел­ли­ген­ции За­пад­ной Гер­ма­нии пос­ле разгро­ма фа­шиз­ма. В сво­их тру­дах фи­ло­соф ак­тив­но об­ра­ща­ет­ся к са­мым зло­бод­нев­ным проб­ле­мам об­ще­ствен­­но­го и по­ли­ти­чес­ко­го раз­ви­тия пос­ле­во­ен­ной Гер­ма­нии. Прог­рам­мное про­из­ве­де­ние К. Яс­пер­са, на­пи­сан­ное им в 1949 г., – «Ис­то­ки ис­то­рии и ее цель». По­ли­ти­чес­кое кре­до фи­ло­со­фа – осо­бое по­ни­ма­ние им ро­ли и зна­че­ния сво­бо­ды, де­мок­ра­тии, пра­во­во­го го­су­дарства, гу­ман­но уст­ро­ен­но­го об­щества. На­ибо­лее зна­чи­мые мо­мен­ты это­го кре­до от­ра­же­ны в пуб­ли­ку­емом от­рыв­ке из­вестной статьи фи­ло­со­фа «Уха­бы де­мок­ра­тии».

Цит. по: Карл Яс­перс. Уха­бы де­мок­ра­тии // Но­вое вре­мя. 1993. № 52. С. 56–59.

 

 

Оглавление

Предисловие......................................................................................................... 3

БЕНЕШ Э. Демократия – ныне и всегда. 6

ВЕЙНГАСТ Барри Р. Политические институты с позиций кон­цеп­ции рационального выбора. 10

ВИЛЬСОН В. Государство. 18

ГОББС Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства цер­­ков­ного и граж­данского. 70

ДВОРКИН Р. Серьезное отношение к правам. 93

ДИДРО Д. Продолжение апологии господина аббата де Прада, или ответ на пастырское наставление его Преосвященства епископа Осер­ского. 103

ДИДРО Д. Племянник Рамо. 105

ДИДРО Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О че­ло­веке» 106

ДРУРИ Г. Политические институты с точки зрения права. 107

КАНЕТТИ Э. Массы и власть. 114

ЛОКК Дж. Два трактата о правлении. 121

ПОППЕР К. Открытое общество и его враги. 165

РОЛЗ Дж. Теория справедливости. 186

СПЕНСЕР Г. Синтетическая философия. 216

ТОКВИЛЬ А. де Демократия в Америке. 232

ХАКСЛИ О. Слепец и его поводырь. 279

ХЕЙЗИНГА Й. HOMO LUDENS. 283

ХЕЛЛЕР А. Свобода как высшая идея. 293

ХУК С. Идеология насилия. 299

ЯСПЕРС К. Ухабы демократии. 304

Примечания и комментарии. 309

 

Ягофаров Дамир Асхатович

 

ВЛАСТЬ. ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО

 

 

Хрестоматия

 

Выпуск 2

 

 

Подписано в печать 06.10.03. Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппара­тов. Печать плоская. Усл. печ. л. 18,46 Уч.- изд. л. 19,72 Тираж 300 экз. Заказ № 387

_______________________________________________________________

Ризограф РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

 


[1] Актор (политический актор) – лицо или общественная группа, воздей­ствую­щие на процесс принятия решения и осуществления решений в данной политической системе. Чаще всего понятием «актор» обозначают роль, которую играют государства или отдельные личности в международной политике (авт.-сост.)

[2] Номады – коллективы людей, постоянно меняющие места стоянок. Обычно к ним относят скотоводческие племена, кочующие со своими стадами по обширным территориям. В древнейший период номадизм – преобладающий образ жизни людей (авт.-сост.).

[3] В отечественной литературе часто может встретить иное написание фамилии этого ученого – Дж. Ролз (авт.-сост.)

[4] А именно (лат.)

[5] Эссенциальный (от лат. essentia – сущность) – сущностный, относящийся к сущ­ности вещей. Противоположность – акциденциальный (авт.- сост.).

[6] Конвенционализм (от лат. convention – договор, соглашение, сделка) – фило­соф­ское направление, подчеркивающее, что характер понятий, определений, аксиом, ги­по­тез покоится на чисто целесообразном соглашении ученых (авт.- сост.).

[7] Перфекционизм (от лат. perfectio – совершенство) – 1) философское учение о совер­шенствовании человека как цели развития человеческого рода; 2) стремление к совершен­ству в труде, творчестве, личной жизни (авт.- сост.).

[8] Mens rea (лат.) – злоумышление; виновная воля; субъективная сторона пре­ступ­ле­ния (авт.- сост.).

[9] Кодекс 1650 г., с. 28 (Хартфорд, 1830). Здесь и далее по тексту извлечений – сноски А. де Токвиля (авт.-сост.).

[10] См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435–456, анализ уголовного кодек­са, принятого в 1648 г. колонией Массачусетс; этот кодекс составлен, исходя их тех же основных положений, что и кодекс штата Коннектикут.

[11] Прелюбодеяние наказывалось смертью и согласно законам Массачусетса. Хат­чинсон в первом томе на странице 441 говорит, о том, что действительно нес­колько человек были подвергнуты смертной казни за это преступление. Он, в част­ности, приводит в этой связи любопытный случай, который произошел в 1663 г. Замужняя женщина находилась в лю­бовной связи с неким молодым человеком. Затем она ов­довела и вышла за него замуж. Прошло много лет, однако в обществе заро­дилось по­дозрение о некогда существовавшей между ними близости. Они под­вер­г­лись уго­лов­ному преследованию, были заключены в тюрьму и едва не оказались приго­во­рен­ными к смертной казни.

[12] Кодекс 1650 г., с. 48. По‑видимому, иногда случалось и так, что судьи наз­на­ча­ли столь различные наказания одновременно, о чем свидетельствует решение одного из судов, вынесенное в 1643 г. (Нью‑Хейвенская старина, с. 114), в котором опреде­ле­но, что Маргерит Бедфорд, уличенная в предосудительных поступках, должна была подвергнуться телесному наказанию, а затем выйти замуж за Николаса Джеммингса, своего любовника.

[13] Нью-Хейвенская старина, с. 104. См. также в «Истории» Хатчинсона, т. 1, с. 435, многочисленные примеры аналогичных судебных решений.

[14] Там же, 1650 г., с. 50,57.

[15] Там же, с. 64.

[16] Там же, с. 44.

[17] Так было не в одном только Коннектикуте. В числе прочих обратитесь к закону, изданному 13 сентября 1644 г. в Массачусетсе, по которому анабаптистов приговорили к изгнанию. Собрание официальных документов по истории штата, т. 1, с. 538. См. также закон, опубликованный 14 октября 1656 г. и направленный против квакеров. «Ввиду того, – говорится в нем, – что недавно возникла сета проклятых еретиков, или так на­зываемых квакеров…» Далее следует перечисление чрезвычайно внушительных сумм штрафов, которым подвергались капитаны кораблей, если будут перевозить квакеров в Америку. Квакеры, которым удается проникнуть в страну, будут приговорены к телес­ному наказанию и заключены в тюрьму для принудительных работ. За распространение своих убеждений при задержании в первый раз они должны будут уплатить штраф, во второй раз – подвергнуться тюремному заключению, а в третий – выселению из данной провинции. См.: Собрание официальных документов, т. 1, с. 630.

[18] Согласно уголовному законодательству штата Массачусетс, католические свя­щенники, которые вновь появлялись в колонии после того, как были оттуда изгнаны, приговаривались к смертной казни.

[19] Кодекс 1650 г., с. 96.

[20] Мемориал Новой Англии, с. 316.

[21] Конституция 1638 г., с. 17.

[22] В 1641 г. Генеральная ассамблея Род‑Айленда при полном согласии установила демократическую форму правления в штате и заявила, что власть возлагается на кор­пус свободных граждан, которые обладают исключительным правом издавать законы и следить за их исполнением. – Кодекс 1650 г., с. 70.

[23] Питкин. История, с. 47.

[24] Конституция 1638 г., с. 12.

[25] Кодекс 1650 г., с. 78.

[26] Там же, с. 49.

[27] См: Хатчинсон. История, т. 1, с. 455.

[28] Кодекс 1650 г., с. 86.

[29] Там же, с. 40.

[30] Кодекс 1650 г., с. 90.

[31] Там же, с. 83.

[32] Безусловно, существуют такие преступления, по которым не предус­матрива­ет­ся никакого залога, однако число их весьма незначительно.

[33] См.: Блекстон и Делолм, кн. 1, гл. X.

[34] См. статьи первой конфедерации, образованной в 1778 г. Всеми штатами дан­ная конституция была принята лишь в 1781 г. См. также анализ этой конституции, при­веденный в «Федералисте» (№ 15–22), а также: Стори. Комментарии к Консти­туции Соединенных Штатов, с. 85–115.

[35] Конгресс сделал это заявление 21 февраля 1787 г.

[36] В ее состав входило всего 55 членов, в числе которых Вашингтон, Мэдисон, Га­ми­льтон и двое Моррисов.

[37] Принимали ее вовсе не законодатели, а специально с этой целью выбранные на­родом депутатам. Новая конституция стала предметом самых основательных и жар­ких дискуссий в ходе ассамблей, проходивших в каждом штате.

[38] См. поправки к федеральной конституции. «Федералист», № 132; Стори, с. 711; Кент. Комментарии, т. 1, с. 364.

[39] Я не говорю здесь о конфедерации маленьких республик, а имею в виду боль­шую крепкую республику как таковую.

[40] Анализируя федеральную конституцию, мы видели, что союзные законодатели постарались достичь противоположного эффекта. В результате в сфере своих полно­мо­чий федеральное правительство более независимо, чем правительства штатов. Но оно занимается только внешними делами, что же касается руководства внутренней жиз­нью общества, то его реально осуществляют правительства штатов.

[41] Никто не станет утверждать, что какой-либо народ не может злоупотребить силой по отношению к другому народу. Но ведь отдельные части народа пред­став­ляют собой не что иное, как небольшие нации, входящие в состав большой. От­но­шения между ними – это отношения разных народов.

Если мы признаем, что один народ может творить произвол по отношению к другому, то как можно отрицать, что одна часть народа может делать то же самое по отношению к другой его части?

[42] Во времена войны 1812 г. в Балтиморе произошел случай, который ярко показал, до каких крайностей может дойти деспотизм большинства. В это время война была очень популярна в Балтиморе, но одна газета высказывалась против нее и этим вызвала возмущение жителей. Собралась толпа, сломала печатные станки, напала на редакцию. Власти хотели вызвать милицию, но она отказалась явиться. Чтобы спасти несчастных журналистов, которым угрожала ярость толпы, было решено препроводить их в тюрь­му, как преступников. Но и эта предосторожность их не спасла: ночью толпа собралась опять, и, поскольку и на этот раз собрать милицию не удалось, тюрьма была взята приступом, один из журналистов был убит на месте, остальные избиты до смерти. Виновные предстали перед судом присяжных, но были оправданы.

Однажды я спросил жителя Пенсильвании: «Объясните мне, пожалуйста, почему в шта­те, основанном квакерами и известном своей терпимостью, свободным неграм не позволяют пользоваться правами граждан? Ведь они платят налоги, разве не было бы справедливо, чтобы они голосовали? «Не оскорбляйте нас мыслью о том, что наши законодатели могли быть столь нетерпимы и совершить такую грубую неспра­ведли­вость», – сказал он. «Значит, негры у вас имеют право голоса?» – «Несомненно». – «Тогда почему же среди выборщиков в зако­но­дательной ассамблее их совсем нет?». «Закон здесь не причем, – ответил американец. – Негры действительно имеют право участвовать в выборах, но они по своей воле воздерживаются от этого». – «Не слишком ли они скромны?» – «О! Дело в том, что они не хотят принимать участие в выборах, просто они опасаются, что им придется плохо, если они попытаются это сделать. У нас иногда, если большинство не поддерживает закон, он бессилен. Что же касается негров, то против них большинство населения питает самые глубокие предрассудки, и власти не в состоянии гарантировать им права, предоставленные законом». – «Ах вот как! Мало того, что большинство располагает преимущественным правом творить законом, оно хочет еще иметь право нарушать его?».

[43] Потлач – праздник у индейцев северной части Тихоокеанского побережья Се­вер­ной Америки и у ряда других народов (африканских и азиатских) сопровождаемый пи­ром и раздачей подарков приглашенным. Этот обычай отражал имущественное рас­слое­ние и представлял своеобразную форму борьбы за власть на стадии распада ро­дового строя (авт.- сост.).

[44] Агон (греч. борьба, состязание). Данным термином и производными от него тер­минами обозначаются неудержимое стремление к любым состязанием почти во всех сферах общественной жизни, что было очень характерно для древнегреческого быта (авт.- сост.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных