Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Неприкосновенность жилища




В соответствии со ст. 12 УПК РФ осмотр жилища, обыск и выемка в жилище производятся только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми (ст. 165 УПК РФ).

Принцип неприкосновенности жилища является способом реализации в уголовном процессе права, предоставленного ст. 25 Конституции РФ и одним из способов реализации более широкого права человека, зафиксированного в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «Право на уважение частной и семейной жизни».

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения

В соответствии со ст. 8 Европейской конвенции:

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Неприкосновенность жилища означает запрет входить в него против воли проживающих там лиц. Каждый человек имеет право на обособление, уединение в занимаемом им помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть предано гласности без согласия заинтересованных лиц.

Очевидно, что право на неприкосновенность жилища тесно связано с правом на уважение частной, семейной жизни. Необходимость охраны неприкосновенности жилища необходима, в частности, для того, чтобы обеспечить неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны.

Таким образом, принцип неприкосновенности жилища в уголовном процессе РФ представляет собой совокупность правил, устанавливающих правовой режим совершения уголовно-процессуальных действий в жилище, который обеспечивал бы гарантии уважения личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, содержал только такие ограничения этого права в отношении жилища, которые прямо вызывались бы необходимостью расследования и предотвращения преступлений, и не были бы чрезмерными по сравнению с необходимостью беспрепятственного осуществления такой деятельности.

Для того, чтобы определить, по отношению к каким помещениям действует правило неприкосновенности и характерные для него ограничения возможности доступа в него должностных лиц, работников правоохранительных органов, необходимо сформулировать критерии понятия «жилище».

В соответствии с п.10 ст. 5 УПК РФ, жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.

Таким образом, УПК РФ предлагает 2 критерия принадлежности того или иного строения или помещения к категории «жилище». Являются жилищем:

1) все помещения (в том числе и нежилые) являющиеся составной частью индивидуального жилого дома;

2) все помещения, используемые для проживания (хотя бы временного).

Следует сказать, что Европейский суд по правам человека применяет несколько отличающиеся критерии понятия «жилище». Связано это, как раз с тем, что защита неприкосновенности жилища тесно связана с защитой права на личную жизнь. Между тем, под личной жизнью Европейский суд по правам человека понимает не только те аспекты жизни, которые связаны с интимным кругом, но и включает в нее возможность устанавливать и развивать отношения с другими людьми. Поэтому термин «личная жизнь», по мнению Суда, включает в себя и деятельность делового, профессионального характера, особенно если человек имеет гуманитарную профессию.

Соответственно, понятие «жилище» может в некоторых случаях распространяться на деловой офис типа адвокатского. Суд также указал, что не всегда можно однозначно определить, относится ли то или иное помещение к «жилищу», поскольку вести в ряде случаев вести деятельность, являющуюся профессиональной или деловой можно и со своего места жительства, и наоборот, можно заниматься делами, которые не относятся к профессиональной сфере, в офисе или коммерческих служебных помещениях.[35]

Суд также отметил, что в Конвенции не используется термин «личная» применительно к корреспонденции определенного лица, что означает, что защите подлежит не только личная, но и деловая его корреспонденция.

В то же время, Суд отметил, что право властей на «вмешательство» в личную жизнь может быть более широким, когда это касается профессиональной или деловой активности или служебных помещений.[36]

Эти критерии, как представляется, могут быть применены в уголовном процессе следующим образом:

В случаях, когда речь идет только о защите от вторжения в место, где человек имеет право на уединение, и не ставится под угрозу его право на тайну личной жизни (осмотр места происшествия, выемка предметов и документов, не имеющих личного характера в ходе обыска или выемки), может использоваться более узкое понимание жилища, включающее в себя те помещения, где человек имеет право проживать постоянно или временно. В этом случае не может, например, расцениваться как жилище подвал или теплотрасса, используемые для проживания лицами, не имеющими определенного места жительства, самовольно захваченные помещения, офисные помещения организаций и др.

В случае же, когда то или иное вмешательство властей направлено на ограничение тайны личной, семейной жизни, корреспонденции, то следует учитывать, что соответствующее право подлежит защите не только в том случае, когда соответствующие предметы, документы хранятся в месте постоянного или законного временного проживания лица, но и в других помещениях, где он ведет «личную жизнь». Соответственно, если целью обыска или выемки будет, например, изъятие документов, содержащих сведения о личной жизни, личной переписки лица и т.п., находящихся в иных помещениях, где он в той или иной мере ведет «личную жизнь» (в том числе в его офисе, на его рабочем месте), то правовой режим проведения обыска в жилище должен распространяться и на такие помещения, в соответствии с толкованием Европейским судом по правам человека положений Европейской конвенции.

Следует отметить также, что в соответствии с положениями ч.3 ст. 8 ФЗ РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

Конституционный Суд РФ указал на то, что информация, полученная адвокатом относительно клиента или других лиц в связи с предоставлением юридических услуг, подлежит защите, в частности, в силу конституционных положений, гарантирующих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (статья 23, часть 1, Конституции Российской Федерации) и тем самым исключающих возможность произвольного вмешательства в сферу индивидуальной автономии личности, утверждающих недопустимость разглашения сведений о частной жизни лица без его согласия и обусловливающих обязанность адвокатов и адвокатских образований хранить адвокатскую тайну и обязанность государства обеспечить ее в законодательстве и правоприменении.[37]

Конституционный Суд РФ при этом пришел к выводу о том, что положения УПК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании, вытекающем из сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, и в системном единстве с положениями пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не предполагают возможность производства обыска в служебном помещении адвоката или адвокатского образования без принятия об этом специального судебного решения.

При этом для проведения такого обыска УПК РФ или другими нормативными актами не установлено изъятий из общего правила необходимости получения судебного решения в связи с наличием случая, не терпящего отлагательства. Поэтому обыск в жилом или служебном помещении, используемым адвокатом для осуществления адвокатской деятельности, допускается только по судебному решению, отвечающему, как следует из части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации, требованиям законности, обоснованности и мотивированности, - в нем должны быть указаны конкретный объект обыска и данные, служащие основанием для его проведения, с тем чтобы обыск не приводил к получению информации о тех клиентах, которые не имеют непосредственного отношения к уголовному делу.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных