Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Барьер отрицательных эмоций




(сильные негативные эмоциональные состояния):

Причины таких состояний можно разделить на 3 основных группы:

Ø трагические события (утрата близкого, разочарование, неудача в важном деле);

Ø неудовлетворенность своим положением, сильное недовольство собой;

Ø тягостные физические ощущения.

Когда кому-то плохо, он меньше всего предрасположен общаться на отвлеченные темы, что и создает серьезный барьер для общения.

Демонстрационное упражнение «образ»

Приглашаются несколько человек. Им предлагается с закрытыми глазами вспомнить ситуацию конфликта, которая закончилась проигрышем для участников или еще продолжается. При этом ведущий дает задание на вспоминание конкретных деталей:

Ø вспомните того, с кем общаться было сложнее всего;

Ø вспомните самую напряженную ситуацию в этом конфликте:

Ø выделите тот момент, когда вы «поплыли», когда вам не

Ø удалось удержать эмоции под контролем;

Ø вспомните те мысли, которые приходили вам в голову в тот момент, и т.д.

Основная задача — постараться психологически вернуть людей в пространство конфликта. При удачном моделировании воспоминаний людей внешние наблюдатели фиксируют изменение мышечных реакций или эмоций участников упражнения. Сами участники упражнения могут отметить изменения эмоционального состояния в сторону негатива.

Упражнение хорошо демонстрирует, насколько люди эмоционально восприимчивы к ситуации конфликта, и в дальнейшем оправдывает работу с тактиками контроля эмоций.

ГНЕВ

Гнев, рождаемый в ответ на оскорбление или обиду, вынуждены совершить неприемлемый поступок, буквально удваивает физическую и психическую энергию, придает необычайную смелость. И чем он сильнее, тем больше потребность излить его словами или агрессивными действиями. Поэтому, если вы встретились с разгневанным человеком, не «подливайте масла в огонь», не испытывайте запасы его выдержки.

Демонстрационное упражнение «критика»

Выбираются несколько участников группы. Им предлагается по очереди ответить на одно и то же неконструктивное (в форме прямого обвинения) критическое высказывание. Все остальные участники семинара оценивают ответы с точки зрения того, насколько отвечающим на неконструктивную критику удается уйти от начала «психологической войны». При анализе результатов данного упражнения участники сами быстро приходят к пониманию неэффективности психологической защиты по принципу «сам дурак» и необходимости осторожного применения оценочных высказываний.

ОТВРАЩЕНИЕ И БРЕЗГЛИВОСТЬ

Как часто кто-то, увлеченный беседой, неосознанно бурно жестикулирует, грозя задеть другого, чешет затылок, трет лоб. подергивает себя (или другого) за ухо, за усы, сморкается, по­кашливает, давит прыщ на подбородке...

Комментарий: «Сколько есть на свете мокрых, грязных, холодных, вялых, точно распаренных, или сухих и жестко горячих, явно враждебных, несомненно преступных и просто отвратительных рук. И каждую из них вы при случайном знакомстве должны пожать, несмотря на то, что ваша рукаэтот тончайший аппарат чувствительностисодрогается и протестует всеми своими нервами...» (А.Куприн «Колесо времени»)

Отталкивающие манеры в разговоре не просто и не всегда следствие невоспитанности. Во многом они обусловлены отсутствием самоконтроля.

Примерно у 30—50% людей изо рта исходит неприятный запах, от которого у собеседника могут появиться неприятные эмоции и даже тошнота. Один профессор-медик полушутливо советовал студентам: «Избавьтесь от неприятного запаха изо рта, и вас перестанут избегать девушки». Около 80% людей источают интенсивный запах пота. Подавляющее большинство людей даже не подозревают о наличии у них столь сильного отталкивающего фактора. Дело в том, что обоняние человека относительно быстро привыкает к неприятным запахам, особенно собственным. Анализ данного барьера хорошо использовать как мостик к разговору на тему делового имиджа в организации. При тщательном анализе наглядно видно, что он выступает средством преодоления барьера общения.

СТРАХ

Барьер страха, пожалуй, один из самых трудно преодолимых в межличностном общении. И это легко понять, ведь он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх отнюдь не бесполезен для человека — он помогает ему избежать преждевременной смерти, увечья, душевных страданий. Однако его отчетливая выраженность может привести к болезни и даже смерти. Воистину страх — самая опасная для здоровья эмоция. Как правило, в первое мгновение страх сопровождается ступором (оцепенением), который сковывает мышцы, парализует мышление, волю. Позже, наоборот, резко активизируется двигательная активность («только пятки сверкают»), мозг начинает лихорадочно анализировать возможные варианты разрешения опасной ситуации.

Современный человек чаще всего боится не смерти, не фи­зического увечья, а материального и морального ущерба. Страх не справиться с порученным делом, не выполнить про­изводственный план или провалиться на экзамене, страх за здоровье и благополучие близкого человека, страх одиночест­ва, наказания омрачают жизнь и, увы, подчас толкают к бес­принципности, заискиванию, лжи.

Демонстрационное упражнение «механизмы страха»

Данное упражнение хорошо использовать, если группа слушателей достаточно мобильна и энергична. Для его выполнения приглашается один из участников, которому завязываются глаза. Его легонько толкают, при этом говоря, что его задача — удержать равновесие с закрытыми глазами и на шаткой опоре. После этого ему предлагают встать на стул, опираясь на плечи помощников. Ведущий дает инструкцию, что стул вскоре будут поднимать и его задачей по-прежнему является сохранить равновесие. На самом деле стул только немно­го поднимается от пола, а те люди, на плечи которых человек опирается, начинают потихоньку приседать. У стоящего на стуле складывается полное ощущение, что его подняли достаточно высоко и любая попытка слегка толкнуть его в этом положении вызывает бурную реакцию.

Анализ упражнения хорошо выводит группу на понимание соотношения страха и возможности контроля за разворачивающимися событиями.

СТЫД И ВИНА

Кому не знаком барьер стыда и вины, когда лицо заливается краской, голос становится неуверенным и трудно поднять голову и посмотреть в глаза собеседнику? Стыд возникает как ощущение неуместности происходящего, неловкости за себя или другого, как нечто тесно связанное с чувством вины. Стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неумеренной похвале. Поэтому не удивляйтесь, когда собеседник вместо того, чтобы расплыться в радостной улыбке в ответ на дифирамбы, прячет глаза, краснеет, стремится побыстрее проститься. Нередко стыд и вина перед человеком приводят к прерыванию отношений с ним. Вообще самообвинения способствуют «замыканию в самом себе» и уступчивости в межличностных столкновениях. Стыд предохраняет от аморальных поступков, заставляет прислушиваться к критике по отношению к себе и другим. Чтобы избежать этого чувства, человек вынужден мысленно «проиграть», продумать ситуацию, оценить возможность отрицательного отношения к себе со стороны окружающих.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных