Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды и причины инфляции




Инфляция – это устойчивый и продолжительный рост общего уровня цен в стране. Рост общего уровня цен, переполнение каналов денежного обращения бумажными

деньгами сопровождается обесцениванием денег, или падением покупательной способности денежной единицы.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом, сложившийся на всех рынках, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение.

Таким образом, инфляция – это сложное многофакторное явление, которое характеризует нарушение воспроизводственного процесса, выступает результатом макроэкономической нестабильности, нарушением баланса между совокупным спросом и совокупным предложением, присуще экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

 

,

где: p - темп инфляции в процентах за год; Р1 -уровень цен данного года; Р0 - уровень цен прошлого года.

Темп инфляции – это темп изменения общего уровня цен. На практике измерение инфляции сводится к определению основных видов индексов цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской корзины в t -м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

 

В зависимости от темпа инфляции, различают следующие виды: умеренная (темп до 10% в год); галопирующая (темп от 10 до 200% в год); гиперинфляция (темп свыше 200% в год).

Умеренная (ползучая) инфляция – это такая инфляция, при которой сохраняется ценность денег, контракты заключаются в номинальных це­нах, низкие спекулятивные ожидания на денежном рынке.

Галопирующая инфляция – это такая инфляция, при которой деньги начинают терять свою ценность, а экономические агенты стремятся их переводить в товарные ценности, происходит интенсивная индексация доходов, цен контрактов, нарастают спекулятивные тенденции и инфляционные ожидания.

Гиперинфляция – это такая инфляция, когда в экономике наблюдается «бегство от денег» в реальные ценности, деньги полностью те­ряют свою ценность, происходит крах существующей денежной системы. В период гиперинфляции темп инфляции мажет исчисляться тыся­чами процентов.

По форме проявления инфляцию делят на два вида: открытая инфляция; подавленная инфляция.

Открытая инфляция – это та инфляция, которая выражается в официальном росте уровня цен.

Подавленная инфляция – это ситуация, когда цены формально не меняются в силу того, что кто-то поддерживает их на уровне ни­же рыночного (обычно их поддерживает государство), но при этом ин­фляция проявляется в отклонении цен «теневого» сектора экономики от официального, в наличии дефицита, в формировании системы перераспределения товаров, в ухудшении качества товаров и услуг.

По критерию отношения экономических агентов к инфля­ции ее можно разделить на два вида: ожидаемая; неожиданная. Ожидаемая инфляция возникает тогда, когда экономические агенты осознают, что уровень цен растет каждый год с определенной динамикой. Неожиданная инфляция – это внезапный скачок цен, который с точки зрения экономических субъектов является непредсказуемым.

Выделяют две основные причины инфляции: увеличение совокупного спроса и сокращение совокупного предложения. Если причины дисбаланса находятся на стороне совокупного спроса, такая инфляция называется инфляцией спроса. Инфляцию спроса можно представить графически (рис.21.1).

Рис.21.1. Инфляция спроса

 

На графике видно, что кривая совокупного спроса смещает­ся вправо на промежуточном и вертикальном участках, наблю­дается рост общего уровня цен, который, однако, на промежу­точном отрезке сопровождается ростом реального объема про­изводства, т.е. инфляция спроса может быть положительным явлением, если только темпы роста цен сопоставимы с темпами роста производства. На вертикальном участке наблюдается инфляция без увеличения реального объема производства.

Что может вызывать инфляцию спроса? Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег.

Если причины дисбаланса находятся на стороне совокуп­ного предложения, то такая инфляция называется инфляцией предложения. Ее еще называют инфляцией издержек, инфляцией затрат, или стагфляцией. Графически инфляцию предложе­ния можно представить так, как это показано на рис. 21.2. На графике видно, что кривая совокупного предложения смещается влево, и этот сдвиг вызывает рост цен при сокраще­нии реального объема производства, т.е. инфляция предложе­ния — явление сугубо отрицательное.

 

Рис. 21.2. Инфляция издержек

 

Инфляция предложения обусловлена ростом издержек, которые опережают рост реального дохода и производительности труда. На увеличения издержек влияют рост косвенных налогов, акцизов, удорожание сырья и топлива, повышение заработной платы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных