Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА II Молодёжные отечественные СМИ. Художественная выставка




Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Специфика освещения художественных выставок сезона 2014-2015 гг. в молодёжных отечественных СМИ»

Студентки V курса, 507 группы,

филологического факультета

Прибыловой Татьяны Алексеевны

Научный руководитель:

Соболева Надежда Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент

Рецензент:

Солдаткина Янина Викторовна

доктор филологических наук, доцент

 

Москва, 2015

Содержание

 

Введение ……….……………………………………….........…………………..4

ГЛАВА I Возникновение института музея в России. Художественная культура России начала ХХI века ………….………………………………..16

1 Концепция выставки в современном культурном процессе…………........17

2 Современные экспозиционные пространства и их специфика.....................30

3 Вывод по главе I………………………….…………………………………...43

ГЛАВА II Молодёжные отечественные СМИ. Художественная выставка

в контексте современных СМИ …………………………………………….46

1 Молодёжная культура в контексте массовой культуры………………………………………………………………………..46

2 Журнал «Афиша» ………………………………………………………48

2.1Специфика журнала «Афиша». Характеристика издания и его место в отечественном медиа пространстве………………..…...……………………..48

2.2 Главные выставки сезона 2014 – 2015 гг. по версии журнала…..……..53

3. Информационный портал «BURO 24/7» …………………………...64

3.1. Краткая характеристика…………………………………………………64

4. Журнал «Артгид» ………………………………………………………67

4.1.Краткая характеристика издания………………………………………….67

4.2 Досуг и современное искусство в исследованиях «Артгида»………........68

4.3 Кураторские практики на примере статьи Терри Смита

«Осмысляя современное кураторство»………………………………….……71

4.3 Состояние современной художественной критики в России.

Критика и журналистика…………………………….……………………..….72

4.4 Предмет исследования современной художественной критики…………77

4.5 Специфика активистского искусства в России…..……………………..87

4.6 Художники как предвестники и катализаторы социальных

процессов………….………………………………………………………….…88

4.5 Акты художественного сопротивления как выразители

протестной энергии масс…………………………………………….………..97

4.6 Улица как художественное пространство…………………………..……99

4.7 Участие художников в массовых протестах………………………….….103

4.8 Феминистское искусство………………………………………………….105

Выводы по главе II…………………………………..…………………………108

Заключение ………………………………………………………………….....113

Список литературы ….…………………………………………………..….119

Приложения ………………………………………………………………..…..130

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена анализу современного культурного пространства и освещения художественных выставок в СМИ.

В данном исследовании предпринимается попытка анализа состояния современного искусства, а именно культуры выставочных пространств. Рассматривается, как на протяжении последнего десятилетия сама суть искусства перерождается и преобразовывается в структуре постоянно изменяющихся социальных, политических и других факторов современной московской жизни.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выставочная практика значительно трансформировалась за последние двадцать лет в широком контексте культурной и экономической глобализации.

2. Молодёжный отечественный журнал как тип СМИ определяет характер протекающих в обществе культурных процессов и формирует стиль жизни своей целевой аудитории.

3. Полноценное освещение современной выставочной практики не мыслится вне социально-политического контекста и вне системы средств массовой информации.

Объектом исследования данной работы является контент молодёжных отечественных изданий и интернет СМИ, таких как «Афиша»[123], «Артгид»[105][104][124]и «Buro 24/7»[111][112][125]. Они формируют общественное мнение и создают культурный фон и тренды для массовой культуры. Главной особенностью таких журналов является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своей целевой аудитории. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, эти издания охватывают все сферы жизни современного общества.

Предметом исследования данной работы является специфика освещения в СМИ (на примере журналов «Афиша», «Артгид» и информационного портала «Buro 24/7») музеев и арт-пространств, выступающих в роли катализаторов современной культуры. Чаще всего в работе упоминаются самые известные на сегодняшний день площадки, это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ им. Пушкина), Мультимедиа Арт Музей (МАММ), Московский Музей современного искусства (ММСИ), музей современного искусства «Гараж», центр дизайна Art Play, центральный выставочный зал «Манеж», Государственная Третьяковская галерея.

Хронологические рамки исследования в целом охватывают всё время развития экспозиционной выставочной культуры, однако узко рассматривается период за 2014 - 2015 год, так как культурно-выставочный сезон принято делить на временные рамки с осени до лета. Также выбор хронологических рамок обусловливается тем, что в ходе работы исследуются социально-политические процессы, особенно контрастно отразившиеся в выставочной художественной программе данного периода (с 2014 по 2015 год).

В фокусе исследования - изменение структуры выставки, под воздействием актуальных настоящему времени социальных и культурных процессов.

Актуальность данной работы определена тем, что с помощью анализа контента молодёжных отечественных средств массовой информации раскрывается современная художественно-экспозиционная культура, с множеством специфических особенностей, возникших и развивающихся в реалиях нашего общества. А так как мы все являемся реципиентами массовой культуры, необходимо быть осведомлёнными в данном вопросе.

СМИ выступают рупором социального опыта, поэтому их деятельность в процессе социализации является определяющей. Как четвёртая власть, с помощью хитросплетённых тактик информационного влияния, СМИ с лёгкостью формируют и видоизменяют мышление современного человека, внедряют идеологию господства материальных интересов, которые ещё Платон называл основой пороков человека общества и государства[43].

Целью работы является анализ современной художественной выставочной культуры и характеристика трёх молодёжных средств массовой информации, а также анализ их специфики и контента. Эта цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Экспликация понятия «пространство художественной выставки»;

2. Теоретическое осмысление выставочного пространства как разновидности пространства художественного;

3. Выделение и анализ основных типов выставочного пространства на примере наиболее крупных московских художественных музеев и выставочных залов;

4. Анализ аудитории молодёжных отечественных изданий;

5. Анализ типологических особенностей молодёжной отечественной журнальной периодики;

6. Оценка роли средств массовой информации в формировании современного культурного процесса на примерах таких СМИ, как журнал «Афиша», журнал «Артгид», портал «Buro 24/7».

Методология исследования определена предметом и целью работы. В основу исследования положены историко-типологический метод, позволяющий рассмотреть специфику возникновения и развития института музея, а также метод анализа, направленный на сопоставление особенностей молодёжных СМИ и их влияние на современную выставочную культуру.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные отечественные исследования в области истории и теории искусства и всех его составляющих. А также исследования по истории, теории и типологии журналистики, посвященные методам исследования журналистики, организации и функционированию системы средств массовых коммуникаций, таких русских авторов как М.Т., Засурский Я. Н.[9], Тертычный А.А.[16], Исаева Л.Г.[43], Сальникова Е.В.[84], Виноградова В. В.[2], Дьякова Т.А.[41], Дьяконов В.[4][5], Усманова А.Р.[17], Жбанков М.Р.[6], Черных А.И[20] и таких зарубежных авторов, как Терри Смит[15] и Ханс Ульрих Обрист[19].

Научная новизна дипломной работы заключается в попытке раскрыть особенности современного художественно-выставочного пространства и проследить основные закономерности в освещении молодёжными СМИ данной области культуры.

Эмпирическую основу исследования составил контент информационного портала «Buro 24/7», журналов «Афиша» и «Артгид».

Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет получить целостное представление об истории создания, развития, специфике и взаимодействии со СМИ современных выставочных пространств.

Структура дипломной работы определена целью исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 136 наименований, и приложения.

Во Введении обозначаются основные аспекты проведённого исследования, структура работы и способы её реализации.

В первой главе разрабатывается теоретическая база исследования, изучается история возникновения института музея в России, даётся описание художественной культуры России начала ХХI века.

Изучается специфика наиболее популярных современных экспозиционных пространств и в ходе рассмотрения происходящих культурных процессов создаётся концепция художественной выставки.

Вторая глава посвящена исследованию молодёжных отечественных СМИ, таких как журнал «Афиша» и его сетевая версия, журнал «Артгид» и его электронная версия, а также информационный портал «Buro 24/7». Изучается специфика контента исследуемых СМИ, рассматриваются основные этапы развития и характер аудитории данных изданий. На примере конкретных материалов данных СМИ раскрываются такие темы: досуг и современное искусство глазами молодёжной аудитории[47], взаимосвязь художественной критики и журналистики[45][46], состояние современной художественной критики в России на сегодняшний день[45][46], большая часть работы посвящена вопросу зарождения и развития активистского искусства в России[3][5][7-8][13][14][18][21-23][44][56][58][62-68][71-72][76][78][79][83][85][94][96][106][108][113-114][118-119][121][126][129-132][135-136].

В Заключении приводятся выводы по теоретической и практической части, сделанные в ходе исследования, исходя из целей и задач данной работы.

Даётся характеристика современной выставочной практики и выявляется уровень восприятия современного искусства молодёжной аудиторией. Выделяются наиболее актуальные типы экспозиционных пространств и типы экспонируемого материала, важные факторы художественного воспроизводства. Выделяются основные тенденции развития активистского, политического искусства в России, выявленные путём изучения контента исследуемых СМИ. Обобщается определяющая роль СМИ в характере протекающих в обществе культурных процессов и формировании стиля жизни своей целевой аудитории.

В ходе работы прослеживаются манипуляции и преобразования, происходящие в самом значении искусства. Предпринимается попытка ответить на вопрос, что есть современная художественная выставка в контексте молодежных отечественных СМИ. И возможно ли осмысление и переживание искусства, сосуществование с ним в обществе, породившем массу структур, призванных держать зрителя в определённых рамках психологических и социальных правил.

Для конкретного исследования необходимо определить несколько терминов:

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[40][2]) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения[11] внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира[1].

«Культура» (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности[28].

«Художественная выставка» - это временный публичный показ художественных произведений. Художественные выставки являются основной формой ознакомления зрителей со станковым искусством[24].

Для полноценного анализа современной выставочной культуры во взаимодействии со СМИ необходимо определить целевую аудиторию - кто посещает современные художественные выставки и выбирает в качестве личных информационных источников такие молодёжные издания, как журналы «Афиша» и «Артгид».

Речь идёт преимущественно о молодом поколении, людях от 18 до 35 лет.

Рассмотрим термин «молодёжь».

Молодежь - это группа молодых людей, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. [1]

Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14 - 16 до 25 - 30 лет.[26]

Стоит учитывать, что это возраст формирования психического и личностного мировосприятия. Именно в это время закладывается основной потенциал человека, интеллектуальный и нравственный, в дальнейшем играющий определяющую роль существования. Именно в этом возрасте складывается дальнейшая линия социального и политического поведения, система ценностей. Молодёжь особенно восприимчива к получаемой информации, которая ежедневно проникает бесшумным оружием СМИ.

За основные каналы массовой информации в данном исследовании принимаются интернет СМИ и печать.

По данным всемирной новостной и газетной ассоциации (WAN-IFRA), преимущественно население нашей планеты по-прежнему получает новости из выпусков телевидения и газет. Как источник информации телевидение используют 60% нашей планеты, газеты - 30%, социальные сети - 29%, радио - 19%. Однако пользователи социальных сетей отмечают, что информация в интернете не всегда достоверная, поэтому они совмещают Интернет-ресурсы с прессой и телевидением.

Традиционные СМИ реже искажают информацию, но не застрахованы от этого. Поэтому потребитель все чаще ориентируется на некий баланс информации между традиционными СМИ и современными медиа.

Однако, молодёжь всё реже пользуется традиционными источниками информации, удовлетворяя свои потребности современными медиа и преимущественно контентом социальных сетей.

Пользователи стали проводить больше времени в сетях — в среднем 2 часа 38 минут ежедневно, что больше показателей за прошлый год на 42 минуты.

По данным smm - статистики, «Вконтакте» по прежнему остается лидером среди россиян и имеет 54,6 млн. активных пользователей (данные за январь текущего года). За «Вк» следуют «Одноклассники» с месячной аудиторией 40 млн. пользователей и «Мой Мир» — 25,1 млн. пользователей, однако они уже сдают позиции. «Фейсбук» продолжает укрепляться, разместившись на третьем месте с 24,2 млн пользователей. За ним следуют «LiveJournal» — 16,6 млн., «Instagram» — 13,3 млн. и «Twitter» с 8,4 млн. пользователей.

Социальная сеть «Вконтакте» может похвастаться самой молодой аудиторией. У «Вк» самые высокие показатели среди пользователей до 24 лет, а ядро активной аудитории приходится на пользователей в возрасте от 18 до 34 лет. [82]

В связи с этим в данной работе рассматриваются такие ультрасовременные молодёжные издания, как журналы «Афиша» и «Артгид», а также портал «Buro 24/7».

В современном обществе «духовная культура» – это сплав идей, связанных с существованием человека в мире, поэтому она отражается не только в сознательной деятельности, но и в быту, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые создаются из великого многообразия ресурсов[43].

Тезис «тот, кто владеет информацией, владеет миром» в информационном обществе приобретает острую актуальность. В эпоху глобализации победы и поражения свершаются на невидимом фронте информационно-психологической войны, использующей коммуникативные технологии с долговременными и кратковременными целями. СМИ – прямой проводник духовного производства. Это «системный комплекс институтов и учреждений общества, порождающий единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение»[42].

В современной России особенно актуальны проблемы социализации молодёжи, в связи с отсутствием ясной государственной идеологии, неопределённостью приоритетов, подвижностью структур воспитания и образования. Помимо этого, государство теряет контроль над СМИ и средства массовой информации, в итоге, проникают в социум крайне противоречивой информацией, что создаёт мощный общественный резонанс.

Во второй половине XX века Человечество стало очевидцем беспрецедентной культурной экспансии США, которая происходила во многих странах мира, а в 90-е бурно проникла в Россию. Вместе с государственными границами расширились и культурные. Однако, к концу 90х российское общество почувствовало вредоносное влияние вестернизации и совершило попытку преломить засилье американской цивилизации.

Западные стандарты жизни прочно вошли в современный быт, мышление и культуру. Индивидуализм и прагматизм всё ярче отражаются и в искусстве[42]. Отчётливо видна западная направленность актуальных СМИ. Информационные баталии разыгрываются всё жёстче и разрозненнее, государство пытается сдерживать эти информационные потоки с помощью грубых нововведений, законов и преобразований. В СМИ появляется всё больше сепаратистских и националистических материалов, искусство зачастую становится политической ареной. В данной работе рассмотрим, как современная культура приспосабливается и выживает в неоднородных условиях дестабилизации и во времени перелома российской действительности.

Очевидно, что в современном обществе и, особенно среди молодого населения электронные форматы предоставления и передачи информации вытесняют бумажные носители. У каждого профессионального печатного издания, у каждого художественного пространства, музея, сегодня существует своя публичная страница в Интернете со ссылками на странички во всех социальных сетях (vk.com, Facebook, Twitter, Instagram, Одноклассники и пр.), а также ссылки на сайты-сателлиты, дружественные проекты, сайты партнёров и т.д.

Сайты живут своей жизнью, становятся актуальной платформой для дискуссий, организатором событий и полноценным источником информации. Рейтинги посещаемости растут и сайты становятся финансово выгодными организмами, кроме того, являются поддержкой и своеобразным пиаром печатной версии издания.

Нам предстоит определить актуальную систему спроса и предложения на арт-рынке, рассмотреть формы и способы существования и выживания арт-пространств, актуальную практику кураторов, музейщиков и галеристов.

Необходимо раскрыть взаимосвязь политической и социально-культурной составляющей.

Вернер Хофманн, один из крупнейших представителей венской школы искусствознания, куратор и музейный деятель, говорил, что «границы подвижны» и это как нельзя остро ощущается в современном обществе, где грани между всеми сферами существования в крупном мегаполисе стёрты. Стоит учитывать сверхчувствительную подвижность общества, плотную скрепу между процессами бытовой, повседневной культуры и широкого политического и социального расслоения в России. На Западе переход к новым культурным реалиям происходит плавно, так как изменения были замечены давно и растянулись во времени, чего нельзя сказать о нашей стране. Россия на бешеных скоростях движется по слепому пути глобализации и за последнее десятилетие отчетливо видна трансформация культуры, затронувшая все сферы жизни.

Отсюда вытекает специфика тематики современных художественных выставок. Зачастую темы экспозиций тесно связаны с последствиями глобализации и проблемами «излишней цивилизованности» XXI века ((К примеру, выставка в московской галерее современного искусства Pechersky Gallery, посвященная всепоглощающей зависимости современного человека от гаджетов. Самая яркая работа выставки — свадебная инсталляция, где новобрачные смотрят друг на друга с экранов планшетов). Культура преобразовывается, принимает активистский политический оттенок, выражается в новых формах.

Просто создавать вещи, которые выглядят как искусство, ведут себя как искусство, продаются как искусство. В ходе работы выясняется, что есть искусство в современном контексте СМИ, что продаётся на московском арт-рынке сегодня и есть ли перспективы в этом хаотичном культурном лесу.

 

ГЛАВА I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных