Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные экспозиционные пространства и их специфика




Музей современного искусства «Гараж»

Это первый в стране международный некоммерческий проект, основной целью которого являлось продвижение российского и зарубежного современного искусства. Он открылся в 2008 году в здании Бахметьевского автобусного парка Дарьей Жуковой. Она - дочь предпринимателя Александра Жукова и жена российского миллиардера Романа Абрамовича (Жукова приобрела мировую популярность в период знакомства с Романом и именно он является главным спонсором музея). Дарья – дизайнер, совладелец компании модной молодёжной одежды Kova & T., и даже попала в список «десяти самых стильных персон» 2008 года по версии американского журнала Vogue. [59] Её персона привлекает внимание СМИ и различные факты жизни Жуковой появляются даже в хрониках правительственных изданий. [75] По материалам портала РИА-Новости, Дарья является представительницей «золотой молодёжи». [60] Что характеризует «Гараж» как актуальное место встречи специфического слоя московской интеллигенции.

По материалам газеты «Эксперт», «Гараж» открылся церемонией, прошедшей в формате закрытой вечеринки, Дарья Жукова и Роман Абрамович пригласили около 300 деятелей культуры и шоу-бизнеса, а также скандально известную британскую певицу Эми Уайнхаус.

В исторических стенах музея были выставлены работы Дэвида Линча и Марка Ротко, Марины Абрамович и Ильи Кабакова (самого «продаваемого» современного художника по материалам «Артгида»). [48] В 2012 году «Гараж» временно переезжает из автопарка в в павильон, спроектированный японским архитектором Шигеру Баном. Изначально «Гараж» именовался «Центром современного искусства», но уже летом 2015 года в качестве полноценного музея он переедет в здание бывшего ресторана «Времена года» — на территорию парка Горького, который стал центральным «местом встречи» современной молодёжи.

Помимо конкретных выставок в «Гараже» проходят различные образовательные мероприятия: семинары, лекции, дискуссии, кинопоказы, мастер-классы и курсы для взрослых и детей. Также Музей ведет научную деятельность. В рамках проекта функционируют издательская программа, программа поддержки молодых российских художников, книжный магазин и кафе.

Garage Project Space — «новая экспериментальная платформа» на территории Музея в Парке Горького для показа известных ранее и заново открытых проектов, и для реализации только начинающих творческую карьеру художников. Программа началась в феврале 2014 года серией из семи выставок различных авторов из России и Восточной Европы, а также российских художников, живущих за рубежом. Планируется, что Project Space Музея «Гараж» станет площадкой, на базе которой новое поколение художников и кураторов сможет исследовать передовые идеи и формировать новые тенденции в искусстве.

В рамках проводимых в Музее современного искусства «Гараж» выставок функционирует бесплатная образовательная программа, включающая в себя лекции, мастер-классы, дискуссии, кинопоказы и события для детей (в рамках детского клуба). «Детский клуб — самостоятельное направление Музея современного искусства «Гараж», задачей которого является развитие творческого мышления ребенка и расширение и формирование его мировоззрения, раскрытие для детей возможностей искусства как инструмента для общения и познания мира.» [80]

Одно из направлений музея - научная деятельность. Она определяется развитием фундаментального подхода к изучению современного российского искусства с конца 1950-х годов до сегодня. В сентябре 2012 года с целью образования открытого информационного ресурса «Гараж» приобрел библиотеку и архив, ранее находившиеся на хранении в Фонде «Художественные проекты».

В коллекцию научного отдела входят документальные материалы по истории художественной жизни Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России с конца 1950-х годов: каталоги выставок, книги по истории и теории современного искусства, документальные фотографии, печатные статьи об искусстве, неопубликованные тексты художников и искусствоведов, пригласительные билеты, афиши, пресс-релизы. В видеотеке хранятся документальные материалы хроники московских художественных событий с 1994 года. Для работы с архивом Музея современного искусства «Гараж» был создан научный отдел под руководством историка искусства Саши Обуховой.

 

Ключевые направления работы научного отдела:

• сбор и хранение документов по истории русского искусства ХХ века, книг по истории, теории и философии мирового искусства ХХ века, видеозаписей, фотографий;

• научно-исследовательская работа на основе собранной коллекции документов: инициирование исследовательских программ, проведение научных семинаров и конференций.

В планах «Гаража» — формирование обширной базы данных о современных художниках, архива хроники событий российской арт-сцены, а также открытие публичной библиотеки, доступной всем любителям искусства. В настоящее время научный отдел Музея работает над созданием онлайн-каталога библиотеки и архива[81].

Современная культура уже не мыслится в контексте только лишь самих экспонатов и музейного помещения, аудитория хочет знать все составляющие художественного пространства. Личность директора музея, его кураторов и организаторов из тени перемещается на центральные позиции. Журналисты изобретают новые ходы, интересные спецпроекты, чтобы привлечь внимание аудитории. Если раньше директор музея был для посетителей таинственной фигурой, которую мало кто знал в лицо, то сейчас из разряда инкогнито он переходит в категорию медийной личности и даже «ложного знакомого». Зайдя на просторы интернета можно узнать любимую марку одежду музейного деятеля, в какой парикмахерской он стрижется и чем завтракает. Такого рода материалами богаты все молодёжные издания, в особенности преуспела знаменитая независимая частная медиа-компания Look At Media (Интернет-издание о креативных индустриях), в которую входят несколько популярных проектов: Look At Me, The Village, FURFUR и Wonderzine.

На электронных страницах городской газеты о развлечениях The Village читатели, например, легко могут познакомиться с нынешним директором музея «Гараж» Антоном Беловым. Статья в рубрике «стиль» знакомит аудиторию с марками одежды Антона, его гастрономическими предпочтениями и взглядами на современный уклад московской жизни. В конце статьи указаны ссылки, так или иначе связанные с директором «Гаража»: «Fancy crew» (магазин одежды), «Парк Горького» (площадка «Гаража»), «Цск гараж», «Нескучный сад».

Активизация самоопределения в культурном пространстве и времени, которая предшествует приходу на выставку, может запросто сосуществовать с полным “невосприятием” предметов, составляющих экспозицию. Можно заинтересоваться скорее архитектурой интерьера, где выставка расположилась, что можно отследить по скоплению современной молодёжи в кофейнях и магазинах Центров современного искусства и популярных галереях. Молодые люди часто собираются просто приятно провести время, перекусить или пообщаться, находясь «на территории искусства».

Ханс Ульрих Обрист считает, что «выставки – важнейший элемент политической экономии искусства: здесь происходит обмен и здесь конструируется, поддерживается и временами деконструируется значение искусства. Являясь и зрелищем, и социо-историческим событием, и структурирующим инструментом, выставки – и выставки современного искусства в особенности – формируют и управляют культурным смыслом искусства»[19].

Технологии выводят искусство экспозиции на новый уровень. Вместе с тем искусство становится всё более «массовым», отбрасывая глубину и подводные смыслы как ненужную составляющую. Широкое распространение получили мультимедийные выставки, рассчитанные на массового зрителя, от самого маленького до взрослого. Здесь собираются родители с детьми, творческая московская элита, студенты, бизнесмены, клерки. Меняется понимание целей, которые, вообще, преследует искусство. Современная выставка может служить лишь фоном, пространственной средой для вашего личного времяпрепровождения и самопозиционирования. А чем больше свободы дает процесс восприятия индивиду, тем более активно он может проявлять свои свойства, настроения, уровень культуры и цивилизованности.

На сегодняшний день основным средоточием мультимедийной культуры выступает ArtPlay, современный центр дизайна, занявший большое промышленное пространство недалеко от метро Курская. «Избранная стратегия с акцентом на культурно-творческую составляющую позволяет обеспечить стабильный финансовый результат в условиях серьезной конкуренции на рынке столичной коммерческой недвижимости» [86].

Отдельное динамично развивающееся направление деятельности ArtPlay связано с реализацией масштабных культурно-выставочных проектов, в том числе международных, что делает Центр яркой точкой на туристической карте Москвы.

Выставочные пространства Центра дизайна ArtPlay сегодня — это три экспозиционных зала, где регулярно проходят выставки современного искусства, фестивали видео-арта, концерты альтернативной музыки, спектакли, кинопоказы, лекции, мастер-классы. В сентябре 2011 года ArtPlay открыл два новых выставочных зала, которые стали основной площадкой IV Московской международной биеннале современного искусства.

С января по март 2014 г. в Центральном зале ArtPlay прошла мультимедийная выставка "Ван Гог. Ожившие полотна (Van Gogh Alive)"[99].

Пресс-релиз выставки призывает зрителей «отбросить традиционные представления о посещении музея, оставить за порогом привычку ходить на цыпочках из зала в зал в полной тишине, рассматривая произведения искусства из-за спин других посетителей и настроить зрение и слух на максимальную мощность» [99].

Выставка Van Gogh Alive разработана и создана австралийской компанией GRANDE EXHIBITIONS.

«Благодаря новейшим анимационным эффектам картины Винсента Ван Гога покидают свои рамы, предлагая зрителям кардинально новый способ взаимодействия с искусством» [99].

В мир художника позволяет погрузиться демонстрационная система нового поколения Sensory 4, содержащая в себе сорок кинопроекторов высокого разрешения, огромные экраны с высоким качеством цветопередачи, сконструированные специально для выставочного пространства галереи и расположенные на стенах, колоннах и даже на полу.

«Это не похоже на привычное понимание выставки как таковой» - делится впечатлениями Юлия, молодая мама с ребенком. «- Здесь можно просто ходить и бесконечно получать удовольствие. И детям необязательно быть тихими» (Журнал «Профиль») [120].

«Без преувеличения, это одно из главных культурных событий наступившего года» (журнал «Ваш Досуг») [120].

«Van Gog. Alive — главный выставочный «блокбастер» января (Газета «Metro») [120].

«Я очень ценю его творчество, была во многих галереях, и мне есть с чем сравнивать!» - рассказала студентка Людмила. «- Это не просто картинки и музыка, это шедевры! Здесь можно понять и прочувствовать внутренний мир и психическое состояние этого человека» [120].

В ArtPlay собираются родители с детьми, творческая московская элита, студенты, бизнесмены, клерки. Меняется понимание целей, которые, вообще, преследует искусство. Современная выставка может служить лишь фоном, пространственной средой для вашего личного времяпрепровождения и самопозиционирования. А чем больше свободы дает процесс восприятия индивиду, тем более активно он может проявлять свои свойства, настроения, уровень культуры и цивилизованности.

Можно в одиночестве прийти на выставку и просто отвлечься от бытовой жизни, проведя время наедине с собой. Можно встретить знакомых и вести дискуссии, как о самой выставке, так и на посторонние темы.

Чем больше неких групп лично знакомых зрителей, образующих один круг общения или разные кружки общения на выставке, тем более специфическую атмосферу это может создавать. Определенное количественное соотношение таких “кружков” и “толпы” характерно для каждой выставки. Иногда бывает, что на выставке образовывается определенный круг знакомых, друзей и коллег выставляющегося художника — и это часто производит негативное впечатление элитарной «домашней встречи», когда на самом деле никакой широкой аудитории такое искусству не нужно и его можно выставлять у себя в мастерской.

А иногда, встретив на выставке известных людей, побывав в одном пространстве с привилегированным слоем, у представителей среднего слоя населения якобы повышается социальный статус.

Соотношение массового потребителя и элитарного зрителя на выставке может колебаться и работает как на восприятие выставки, так и на самовосприятие каждого отдельного человека из аудитории.

Посетив нашумевшую современную выставку, можно распознать аудиторию актуальных молодёжных журналов о культуре и развлечениях.

Параллельно с выставкой Ван Гога в ArtPlay, в рамках Года культуры России – Великобритании при поддержке Британского совета, в центральном выставочном зале МАНЕЖ состоялась выставка режиссера Питера Гринуэя и его супруги Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда»[97].

Это выставка снова сделана с помощью инновационных мультимедийных технологий. Живописные полотна и скульптурные объекты раскрываются через мультимедийные фигуры Кандинского, Мейерхольда, Маяковского, Родченко и многих других героев начала ХХ века. Инсталляция стала первой из ряда крупных событий широкой образовательной программы МВО «Манеж» и Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб» «Проекции авангарда».

С помощью 18 экранов, расположенных на 5000 квадратных метрах Центрального выставочного зала «Манеж», Питер Гринуэй и Саския Боддеке отразили произведения русского авангарда, хранящиеся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, а также в частных коллекциях.

Сочетание кинематографа и живописи, анимации и 3D-технологий создало единое атмосферное произведение, знакомящее современного зрителя с пространством русского авангарда.

Цель подобных выставок - погружение зрителей в контекст эпохи, создание эффекта дополненной реальности, раскрытие новых смыслов, декламируют пресс-релизы выставки.

Основа и центральная метафора экспозиции - прославленный шедевр русского авангарда – «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. На полиэкранной инсталляции из 4 кубов применено самое современное проекционное, световое и звуковое оборудование. Полиэкранность как художественный приём не только раскрывает новые грани живописных полотен или скульптурных объектов. Синхронизированные изображения, связанные одной идеей, организуют новую архитектонику, предоставляя дополнительное измерение для музейной экспозиции. Инновационный подход к истории изобразительного искусства старается сформировать «новую визуальность и возможности образного познания мира» [97].

Питер Гринуэй отмечает, что выставка созвучна нашей эпохе, и конечно, такой современный подход ни в коей мере не умаляет достоинства произведений, хранящихся в музее. Но и не нужно оставлять их там пылиться и поэтому создатели и организаторы берут их с собой в настоящее и будущее.

Как давним, так и молодым поклонникам русского авангарда была предоставлена возможность расширить свои знания в рамках образовательной программы «Проекции авангарда». Цикл знакомил широкую публику с историей развития инновационных форм искусства, и существовал весь 2014 год. Мастер-классы, дискуссии, конференции по шести направлениям: музыка, литература, театр, визуальное искусство, кино и архитектура были сформированы в соответствии с интересом искусства авангарда к преодолению границ жанра. Признанные мировые специалисты, среди которых Реймонд Беллур (Франция), Джон Боулт (США), Дмитрий Курляндский (Россия) помогали проследить истоки развития современных медиа и художественных практик.

Когда появляется музей, появляется ощущение, что предметы искусства существуют не для того, чтобы украшать среду обитания человека, а для того, чтобы человек на время абстрагировался от своей обыденной жизни, выключался из нее мысленно, уходил в другое пространство, отдыхал. Поэтому массовый зритель положительно реагирует на многообразие и появление всё новых мультимедийных выставок, которые по своей сути ничем не отличаются друг от друга и никак не вписываются в рамки канонического музея.

Интернет как новейший “инструмент” самопрезентации приобретает масштабное значение и музейная структура энергично и эффективно использует глобальную сеть для своего продвижения. Создаются тематические сообщества (форумы, блоги и блог-сообщества, группы в социальных сетях), где постоянно собирается целевая аудитория - те, кому может быть интересен предмет “раскрутки”. В нашем случае – это молодёжь, группа людей, которая является самыми активными пользователями Интернета.

Активная «социализация» и массовая пропаганда музея чётко отслеживается, стоит зайти на сайт ГМИИ им. Пушкина. Оформление сайта отвечает всем современным требованиям, кликнув мышью можно ознакомиться со всеми программами музея. ГМИИ существует и активно развивается во всех социальных сетях – Twitter, Facebook, Instagram, Vk, YouTube и т.п[101].

Создаются различные приёмы и способы постоянного контакта с аудиторией, предлагаются новые услуги и акции для привлечения новых посетителей и поддержания внимания к музею.

К примеру, в социальной сети Instagram, на странице ГМИИ им. Пушкина ежедневно появляются новости, репортажи, пресс-релизы, тематические сообщения и иные материалы о самых разнообразных событиях, которые проходили в музее. Каждый день появляются красочные и модные фотографии, разыгрываются акции и конкурсы, там можно найти описание всех проходящих выставок, кураторских лекций, проектов музея, фотографии экспонатов и самих посетителей.

Прослеживается чёткая ориентация на молодёжную аудиторию, которая преимущественно пользуется ресурсами Instagram. К примеру, произведения искусства начинают продаваться в формате молодёжной одежды, что рекламирует пост в Instagram: «Теперь одежду с принтами картин из собрания музея и архивными фотографиями залов ГМИИ им. А.С. Пушкина можно приобрести в лавке Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14). В продаже юбки, футболки и кофты» [21]. Текст сопровождается модной фотографией девушки на фоне картины Джованни Антонио Каналь Каналетто "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей" (1727 - 1729)

На следующей фотографии сотрудники музея стоят на лестнице Главного здания в одежде с принтами экспонатов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Комментарии к фотографиям преимущественно в положительном ключе, молодёжь поддерживает идею «культурно одеться», однако встречаются и пользователи, недоумевающие как можно «сидеть на юбке с изображением произведения искусства» [21].

Любопытны комментарии пользователей: «А мода у вас когда-нибудь кончится? Когда уже начнется искусство, как раньше?», «А мода это не искусство?» [21].

Социальные сети – это площадка для обсуждений, дискуссий и пиара.

Twitter запустил международную акцию, которая призвана популяризировать музеи всего мира[116]. В акции приняли участие 1400 музеев, представляющие достопримечательности 50 стран мира. Каждый день недели в рамках акции запускались различные проекты. Так, используя хэштег #SecretsMW, можно было узнать о секретах и «закулисных» фактах разных музеев. С помощью хэштега #SouveinrsMW - узнать, какие музеи являются самыми популярными и поставить свою оценку.

Международный музейный проект #MuseumWeek впервые стартовал в прошлом году и участие в нем приняли музеи нескольких стран. Присоединиться к проекту Россию официально пригласили в этом году впервые. Среди российских музеев предложение было встречено с большим энтузиазмом.

Акция «Музейная неделя» прошла только в Твиттере, где музеи в последние несколько лет становятся все активнее. Большой популярностью у пользователей сервиса становятся международные музейные проекты #AskaCurator, #MuseumSelfie и другие. Российские музеи не отстают от зарубежных коллег и проводят свои Твиттер-проекты и акции. Проекты Государственного исторического музея #музейнаягостиная и #музейныймарафон имеют в российском Твиттере большую популярность и проводятся многими музеями нашей страны. Пожалуй, самыми яркими акциями прошлого года стали #Кунсткамера300 и #Эрмитаж250, отметившие юбилеи старейших музеев страны. Более десятка музеев русского Твиттера объединились, чтобы привлечь внимание своих подписчиков к этим важным событиям музейной жизни.

Твиттер-экскурсии и репортажи стали частью российской музейной жизни. За прошедший год многие музеи России завели микроблоги и стали вести в них активную деятельность. Некоторые становятся авторами собственных проектов.

 

 

Вывод по главе I

 

Таким образом, в XXI веке происходит формирование единого информационного поля, в котором тесно взаимодействуют музеи, арт-пространства и другие культурные институты, СМИ в том числе. Осуществляется единая информационная политика и стратегии развития музейной сферы.

Понятие художественной выставки в XXI веке существенно преобразовалось в силу современных социальных, политических и экономических процессов.

Если раньше искусство было доступно для узкого круга аристократии, то сегодня границы расширены.

Выставочная культура и её способы восприятия трансформируются и меняются вместе с развитием технологий и глобальной сети Интернета. Интернет как новейший “инструмент” самопрезентации приобретает масштабное значение и музейная структура энергично и эффективно использует глобальную сеть для своего продвижения. Создаются различные приёмы и способы постоянного контакта с аудиторией, предлагаются новые услуги и акции для привлечения новых посетителей и поддержания внимания к музею.

Новое искусство и современный зритель нарушают социальные нормативы “бесконтактного” восприятия. Понятие «дистанция» на выставке практически стирается. Это важная деталь, присущая актуальному современному культурному процессу, которую стараются учитывать организаторы выставки. Меняется взаимосвязь аудитории с предметами показа, а зачастую аудитория сама является частью художественного перформанса. В связи с этим меняется сам смысл современного искусства и поведенческая культура выставочных пространств.

Экспозиционное пространство, по сравнению с другими видами массовых зрелищ, предоставляет зрителю практически неограниченную свободу.

Художественные выставки активно расширяют свои функции, а музеи, мастерские и галереи становятся многофункциональным местом, где стираются границы между искусством, кинематографом и театром, музыкой и даже современной российской и зарубежной эстрадой.

Происходит процесс расширения культурных возможностей, что можно рассматривать и как положительное и как отрицательное явление в глобальном культурном контексте.

Технологии выводят искусство экспозиции на новый уровень. Вместе с тем искусство становится всё более «массовым», отбрасывая глубину и подводные смыслы как ненужную составляющую. Широкое распространение получили мультимедийные выставки, рассчитанные на массового зрителя.

Современная выставка может служить лишь фоном, пространственной средой для вашего личного времяпрепровождения и самопозиционирования. А чем больше свободы дает процесс восприятия индивиду, тем более активно он может проявлять свои свойства, настроения, уровень культуры и цивилизованности.

Мультимедийные перформансы и выставки набирают всё большую популярность, так как они наиболее понятны современному посетителю, предоставляют свободу выбора, интерактивность, зрители сами становятся участниками выставочной «игры». На фоне общей информационной загруженности яркая подача информации об экспонате или музейной теме в виде авторских инсталляций с применением мультимедиа-технологий позволяет оставить в памяти больше впечатлений о предмете и в целом создать большую заинтересованность в посещении музея. Но зачастую интерактивные мультимедийных инсталляции рознятся с общим художественным замыслом экспозиции, или недостаточно внимания уделяется контенту, что оставляет неприятные впечатления и можно считать, что такая выставка не имеет художественной ценности.

На протяжении всего XX века развивается процесс полного отрицания длинного пути, пройденного искусством. Примерно в начале 1970-х годов начинается следующий этап: постмодернизм — то, с чем непосредственно связан феномен современного искусства. В художественной сфере появляются явления, которые рознятся с понятием искусства, которое существовало на протяжении предыдущих столетий. Возможно, сейчас наступил момент кризиса музеев, который может разрешиться лишь в правильном дальнейшем развитии, полагающимся не на «массовую культуру», а на более глубокое и всестороннее изучение искусства, а также грамотную культуру выставочных пространств.

Необходимо новое определения искусства, обусловленное тем, что за счет этого можно получить более содержательное, а главное, качественное развитие. «На сегодняшний день художественная продукция, предлагаемая под видом современного искусства, может запросто сосуществовать с полным “невосприятием” предметов, составляющих экспозицию» [69]. Современная молодёжь всё чаще отдаёт предпочтение самым модерновым выставочным пространствам, с интересным архитектурным решением интерьера, выбирая музеи, галереи и центры современного искусства, предоставляющие возможность приятно провести время, перекусить или пообщаться, находясь «на территории искусства».

 

ГЛАВА II






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных