Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Советы по подготовке к экзамену.




При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1 Экзамен может проводиться как в устной, так и в письменной форме с последующим собеседованием. Для подготовки дается 20-30 мин.

2 Экзамен проводится строго по расписанию. Неявка, отказ от ответа приравниваются к неудовлетворительной оценке.

3 При выставлении оценки преподаватель вправе учитывать текущую успеваемость студента, участие в научных конференциях по проблематике государственной службы, кадрового менеджмента, результаты промежуточной аттестации.

Опыт приема экзамена свидетельствует, что хорошие и отличные знания показывают студенты, регулярно посещающие занятия, активно участвующие в семинарских занятиях и научных конференциях.

 

 


 

РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы и практикум по решению задач по темам лекций

ТЕСТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «Государственная служба и кадровая политика».

Ф.И.О.__________________________ Группа_____________

 

1. Система государственной службы РФ включает:

А) два вида государственной службы;

Б) три вида государственной службы;

Б) четыре вида государственной службы;

В) пять видов государственной службы.

 

2. Миссия государственной службы заключается в служении:

А) обществу.

Б) государству.

В) государству и обществу.

Г) правящим политическим партиям.

3. В законе о гражданской службе РФ к определению службы реализован подход:

А) функциональный.

Б) институциональный.

В) деятельностный.

Г) персональный.

4. Принципом гражданской службы является:

А) доступность информации о гражданской службе.

Б) стабильность положения гражданских служащих.

В) взаимосвязь гражданской и муниципальной службы.

Г) единство основных требований к должностям гражданской службы.

 

5. Классные чины присваиваются гражданским служащим:

А) в соответствии с замещаемой должностью.

Б) в соответствии с полученным образованием.

В) в зависимости от стажа.

Г) в зависимости от прохождения курсов повышения квалификации.

 

6. Гражданская служба России имеет:

А) две категории должностей.

Б) три категории должностей.

В) четыре категории должностей;

Г) пять категорий должностей.

 

7. Должностная структура гражданской службы включает:

А) две группы должностей.

Б) три группы должностей;

В) четыре группы должностей;

Г) пять групп должностей.

 

8. Организация гражданской службы субъекта федерации является предметом ведения:

А) федерации;

Б) субъекта федерации;

В) совместного ведения;

Г) главы субъекта федерации.

 

9. Организация федеральной гражданской службы является предметом ведения:

А) федерации;

Б) президента РФ.

В) совместного ведения;

Г) Председателя Правительства РФ.

 

10. Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе РФ составляет:

А) 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;

Б) 60 лет независимо от пола;

В) 65 лет.

Г) 70 лет.

 

11. В конкурсе на включение в кадровый резерв гражданской службы вправе участвовать:

А) выпускники средней общеобразовательной школы.

Б) государственные служащие;

В) все желающие.

Г) имеющие двойное гражданство.

 

12. К серьезным недостаткам российской гражданской службы относится:

А) распространение коррупции и взяточничества;

Б) преобладание женщин;

В) слишком большая численность.

Г) разновозрастной состав служащих.


 

13. В среднем размеры денежного содержания федеральных и региональных госслужащих в настоящее время:

А) практически одинаковы;

Б) у первых больше;

В) у вторых больше;

Г) соотношение часто меняется.

 

14. Гендерная асимметрия на гражданской службе – это:

А) значительное преобладание женщин в составе служащих.

Б) значительное преобладание мужчин в составе служащих.

В) незначительное преобладание женщин в составе служащих.

Г) незначительное преобладание мужчин в составе служащих.

 

15. Размер должностного оклада и оклада за классный чин гражданского служащего Волгоградской области устанавливается:

А) нормативным актом Главы Администрации области;

Б) нормативным актом Главы Администрации области по предложению областной Думы;

В) нормативным актом областной Думы по предложению Главы Администрации (представителя нанимателя);

Г) Указом Президента РФ.

 

16. Гражданский служащий имеет право на:

А) исполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

Б) выполнение любой иной оплачиваемой работы.

В) получение вознаграждений, подарков от частных лиц.

Г) обжалование в суде нарушения своих прав и законных интересов.

 

17. Конфликт интересов – это:

А) ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет на объективное исполнение должностных обязанностей;

Б) ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей;

В) противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Г) конфликт гражданских служащих, претендующих на вакантную должность.

 

18. Профессионализм государственного служащего – это:

А) способность человека соответствовать требованиям должности.

Б) следование общим требованиям служебного поведения.

В) образование по специальности «государственное и муниципальное управление».

Г) все вышеназванное.

 

19. На гражданской службе к запретам не относится:

А) создание в государственных органах структур политических партий.

Б) организация профессиональных союзов.

В) участие в предвыборных кампаниях.

Г) предпринимательская деятельность.

 

20. По моему мнению, в настоящее время региональный гражданский служащий– это:

А) слуга государства.

Б) слуга населения области.

В) «слуга короля», т.е. главы администрации и

Г) «слуга королевских министров», т.е. руководителей комитетов и управлений администрации.

ТЕСТ ПО КУРСУ «Государственная служба и кадровая политика»

Ф.И.О.___________________________ ГРУППА_______________

 

1. Миссия государственной службы заключается в служении:

А) народу.

Б) государству.

В) государству и народу.

 

2. Понятия «государственный служащий» и «чиновник»:

А) синонимы.

Б) первое по объёму больше второго.

В) второе по объёму больше первого.

 

3.Средний возраст государственных служащих России составляет:

А) 40 лет.

Б) 50 лет.

В) 60 лет.

 

4. Предельный возраст пребывания на гражданской службе РФ составляет:

А) 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Б) 60 лет независимо от пола.

В) 65 лет независимо от пола.

 

5. Управление государственной службой в современной России характеризуется:

А) полной централизацией.

Б) частичной централизацией.

В) децентрализацией.

 

6. Организационная культура государственной службы России включает:

А) оборудование служебных помещений и рабочих мест.

Б) представления служащих о нормальной работе.

В) праздничные мероприятия по случаям поступления на службу, юбилея сотрудников и т.п.

7. Защита населения от эпидемий и стихийных бедствий относится:

А) к интегративной функции госслужбы.

Б) к функции внутренней организации.

В) к функции социальной организации.

 

8. К серьезным недостаткам российской гражданской службы относятся:

А) коррупция.

Б) клиентарные отношения личной преданности и покровительства.

В) слишком большая численность.

 

9. В среднем размеры денежного содержания федеральных и региональных гражданских служащих:

А) практически одинаковы.

Б) у первых больше.

В) у вторых больше.

 

10. Государственная кадровая политика – это:

А) наука и искусство управления персоналом.

Б) стратегия кадровой работы государственных органов.

В) стратегия кадровой работы в государственных органах.

 

11. Гендерная асимметрия на гражданской службе – это:

А) значительное преобладание женщин в составе служащих.

Б) значительное преобладание мужчин в составе служащих.

В) преобладание женщин на младших и старших должностях.

 

12. Доля молодых специалистов в возрасте до 35 лет составляет на гражданской службе:

А) 5-10%.

Б) 15-20%.

В) 25-30%.

 

13. Роль главного субъекта ГКП принадлежит:

А) народу.

Б) государству.

В) президенту РФ.

14. Центральным объектом ГКП является:

А) талантливая молодежь.

Б) управленческие кадры.

В) государственные служащие.

 

15. Главный критерий оценки населением областной администрации – это:

А) уровень социально-экономического развития области.

б) качество исполнения государственных функций.

В) доверие населения.

 

16. Кем, по Вашему мнению, является в настоящее время и кем должен быть региональный гражданский служащий – это:

А) слуга государства.

Б) слуга населения области.

В) «слуга короля и королевских министров», т.е. главы администрации и руководителей её подразделений.

 

17. Разработка кадровой политики должна осуществляться в такой последовательности (поставьте порядковый номер):

) формирование для этого специального комитета.

) создание нормативно-правовой базы.

) информирование и обучение служащих.

 

Контрольные вопросы и проблемные задания.

 

Тема 1.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят различия между деятельностным и институциональным определениями государственной службы?

2. Почему система государственной службы РФ является открытой?

3. Чем объясняется наличие двух уровней организации государственной гражданской службы России?

4. Назовите компоненты структуры должностей государственной службы РФ.

5. Какое место занимает государственная служба во взаимоотношениях государства и общества?

 

Проблемные задания

1. Получив государственные награды, военнослужащие отдают честь и произносят слова: «Служу России!». Какой смысл вкладывается, на Ваш взгляд, в понятие «Россия» – государственный или общественный?

2. Изобразите схематически систему государственной службы РФ.

Тема 2.

Контрольные вопросы

1. Какими признаками дополняется в научной литературе приведенное в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» понятие государственной службы?

2. Каковы характерные черты государственной службы как социального института?

3. Какая роль отводится государственной службе во взаимоотношениях государства и общества?

4. Укажите различия в должностном статусе категорий «руководители» и «помощники (советники)».

5. Назовите существенные различия в содержании деятельности государственных служащих категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты».

Проблемные задания

Тема 2.

1. Изобразите схематически систему государственной службы РФ.

2. В социологическом исследовании государственных гражданских служащих, проведенном в Уральском федеральном округе в 2003-2006 годах, были выявлены 4 типа государственных служащих в зависимости от их отношения к миссии государственной службы и степени их активности/пассивности в проявлении такого отношения. Два нормальных типа составили: 1) государственные служащие, активно принимающие миссию служения обществу и 2) пассивно усваивающие миссию служения обществу. Два «аномальных» типа составили государственные служащие: 3) активно не принимающие миссию служения обществу и 4) пассивно не усваивающие миссию служения обществу.

В результате были определены количественные параметры указанных типов. «Нормальные» типы составляют в сумме 30%, из них активно принимающие миссию служения обществу – 9%; пассивно принимающих – 21%. «Аномальные» типы составляют 70%, из них активно не принимающие миссию служения обществу – 24%, пассивно не принимающие миссию служения обществу – 46%.[1]

Отражает ли, на Ваш взгляд, данная типология реальные различия среди государственных служащих? Насколько соответствуют данные по Уральскому региону положению в государственной службе Волгоградской области? Что можно предпринять в целях усиления ориентации гражданских служащих на служение обществу?

Тема 3.

1. В современной литературе приводятся различные определения понятия «государственная служба». Так, Г. В. Атаманчук пишет: «Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе»[2]. В другом учебном пособии государственная служба определяется как «вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд»[3].

Сравните приведенные выше определения и укажите, в каком из них предлагается более широкое понятие государственной службы, позволяющее включать в число государственных служащих руководителей и специалистов государственных учреждений?

3. На очередном заседании президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции было отмечено, что только 30% граждан могут более или менее внятно ответить на вопрос: что такое коррупция? А как бы Вы ответили на этот вопрос?

Тема 4.

1. В современной литературе приводятся различные определения понятия «государственная служба». Так, Г. В. Атаманчук пишет: «Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе»[4]. В другом учебном пособии государственная служба определяется как «вид трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд»[5].

Сравните приведенные выше определения и укажите, в каком из них предлагается более широкое понятие государственной службы, позволяющее включать в число государственных служащих обслуживающий персонал государственных органов и работников государственных учреждений?

2. Опрос слушателей РАГС выявил среди них три большие группы. Одну составили приверженцы защиты госслужащими интересов государства (41 %); другую – сторонники защиты интересов населения (24 %), а третью – те, которые считают необходимым отстаивать и государственные, и общественные интересы (35 %). Какая позиция представляется Вам наиболее близкой к истинному назначению государственной службы?

3. Распределите приводимые ниже должности по следующим категориям: «государственная должность», «руководитель», «помощник» («советник»), «специалист», «обеспечивающий специалист».

Министр РФ, заведующий складом, заместитель главы администрации области, главный бухгалтер, руководитель аппарата Волгоградской областной Думы, начальник главного управления администрации области, главный инспектор Контрольно-счетной палаты, председатель избирательной комиссии Волгоградской области, депутат областной Думы, помощник главы администрации области, консультант аппарата главы администрации области, ведущий специалист канцелярии, программист информационно-аналитического отдела, главный специалист комитета администрации области; заместитель председателя областной Думы.

 

Тема 3.

Контрольные вопросы

2. Назовите основные компоненты структуры федеральной государственной службы?

3. Каковы принципы взаимодействия государственных служб законодательной, исполнительной и судебной власти?

4. Верно ли утверждение, что организация региональной госслужбы является исключительной компетенцией субъектов федерации?

5. В чем состоит цель реформирования государственной службы России?

6. Каковы главные направления реформирования государственной службы РФ?

 

Проблемные задания

1. Заполните таблицу, указывая требования к образованию, стажу госслужбы и опыту работы по специальности, которые предъявляются к претендентам на государственные должности федеральной государственной службы.

 

Требования Группы государственных должностей
Высшие Главные Ведущие Старшие Младшие
Образование          
Стаж Госслужбы          
Опыт работы по специальности          

 

2. Экспертами газеты «Экономика и жизнь» (№ 42, октябрь 2002 г.) на основе данных Госкомстата РФ на 1.01.2002 г. был произведен расчет так называемого «рейтинга бюрократизма». В результате на тысячу жителей приходилось государственных (федеральных и региональных) и муниципальных чиновников: в Волгоградской области – 2; в Саратовской области – 5; в Астраханской области – 5,7; в Республике Калмыкия – 8,9. Выяснилось, что «рейтинг бюрократизма» находится в обратном соотношении с численностью населения указанных регионов. Какие социально-экономические показатели, помимо численности населения, следует учитывать при оценке численности регионального чиновничества?

Тема 4.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные причины недееспособности Совета по вопросам государственной службы, предусмотренного ФЗ «Об основах государственной службы РФ»?

2. Охарактеризуйте тенденцию изменения статуса и роли органов управления государственной службой в новом законодательстве?

3. Назовите основные позиции, определяющие статус и структуру системы государственных органов управления государственной службой?

4. Каковы основные направления деятельности государственных органов управления государственной службой?

5. Как оценивается значение политической воли высшего государственного руководства в формировании системы государственного управления госслужбой РФ?

 

Проблемные задания

1. На основе анализа учебного материала предложите схематическое изображение системы органов управления государственной службой.

2. Внимательно прочитайте список процедур кадровой работы и укажите, какие из них должны выполняться: а) государственными органами управления государственной службой и б) кадровыми подразделениями государственных органов:

проведение конкурсов на замещение должностей государственной службы по группам высших и главных должностей; организация и обеспечение проведения аттестации государственных служащих; формирование кадрового резерва в государственной службе; ведение трудовых книжек гражданских служащих; обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов; организация научных исследований по проблемам государственного управления; оценка состояния кадрового потенциала системы государственного управления; ведение реестра государственных служащих государственного органа; повышение эффективности кадровых технологий в системе государственного управления; организация и обеспечение проведения квалификационных экзаменов государственных служащих.

Тема 5.

Контрольные вопросы

1. Раскройте основное содержание понятия «организация государственной службы».

2. В чем заключаются наиболее существенные нововведения в определении принципов гражданской службы?

3. Какие группы должностей включены в структуру государственной гражданской службы РФ?

4. Назовите основные функции государственной службы законодательного органа власти субъекта Федерации.

5. Перечислите основные положения должностного регламента гражданского служащего.

Проблемные задания

1. Изучите принципы организации государственной гражданской службы РФ и разделите их на три группы, каждая из которых включает основные положения, определяющие базовые компоненты государственной службы:

а) законность; б) демократизм; в) профессионализм.

2. В начале 2000 г., после выборов депутатов Государственной Думы, многие сотрудники, а среди них весьма опытные – проработавшие два созыва, накопившие уникальный опыт законотворчества, были уволены из комитетов по той лишь причине, что новые председатели комитетов и депутаты привели своих людей, порой не имеющих нужных знаний, тем более опыта в сфере законотворчества[6].

Были ли в данном случае нарушены принципы организации государственной гражданской службы? Если да, то, какие именно?

 

Тема 6.

Контрольные вопросы

1. Укажите различия в понятиях «организационная культура государственной службы», «корпоративная культура государственной службы».

2. Назовите основные структурные элементы организационной культуры государственной службы.

3. Какой тип организационной культуры преобладает в настоящее время в сфере государственной службы РФ и почему?

4. Назовите признаки сильной и слабой организационной культуры государственной службы РФ.

5. В чем заключаются различия между описательным и продуктным изложением служебных обязанностей?

Проблемные задания

1. Рассмотрите предложенные характеристики организационной культуры государственной службы и определите, какие признаки относятся соответственно к бюрократическому, органическому, предпринимательскому и партисипативному ее типу:

· Государственный орган должен быть спроектирован так, чтобы обеспечить максимум внешнего контроля за деятельностью сотрудников.

· Сотрудники склонны реагировать в большей степени на воздействие своих коллег, чем на воздействие руководства.

· Ответственность за совершенные действия принимают на себя сами служащие, а в организации преобладают взаимоотношения внутренней конкуренции.

· В организации преобладают горизонтальные коммуникации и стремление к постоянному саморазвитию служащих.

2. Используя современные типологии организационной культуры, попытайтесь определить тип организационной культуры, сформировавшийся в государственном органе и в структурном подразделении, где Вы служите.

Тема 7.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные признаки социального статуса гражданского служащего.

2. Какой признак является основным в определении социального статуса гражданского служащего?

3. В чем заключается различие между социальным и правовым статусами служащего?

4. Перечислите основные группы прав и обязанностей гражданских служащих.

5. Какие специфические особенности государственно-служебной деятельности оказывают влияние на имидж российских гражданских служащих?

Проблемные задания

1. В научной и популярной литературе, в средствах массовой информации понятия «чиновник» и «гражданский служащий» нередко используются как синонимы. Насколько корректно такое словоупотребление?

2. Внимательно прочитайте ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и укажите нарушения, которые были допущены гражданским служащим В. А. Никулиным при исполнении служебных обязанностей.

Отправляясь в служебную командировку, В. А. Никулин не думал, что результаты ее благоприятно отразятся на его карьере по линии государственной службы и на положении той фирмы, которая частично компенсировала затраты на поездку. Он был очень благодарен дяде, который будучи начальником Управления кадров несколько месяцев добивался у руководства этой командировки. Уже в самолете, направляющемся во Францию, В. А. Никулин почувствовал, что он летит на отдых. Рядом с ним сидел мужчина средних лет. Оказалось, что это был представитель одного из крупнейших заводов области. Постепенно завязался спор о положении и возможностях конкурирующих предприятий. В. А. Никулин был рад показать, что полностью владеет информацией: используя статистические сводки, он быстро склонил собеседника на свою точку зрения.

В. А. Никулин был восхищен страной и доброжелательностью ее жителей. Не успел он выступить на местном телевидении от имени своей администрации, как ему сразу предложили участие в телемосте. Так он смог немного заработать и познакомиться с теми, кто помог ему выгодно продать те пакеты акций, которые появились у него еще до поступления на государственную службу. Встречи и вечеринки сменяли одна другую. А на последнем приеме ему подарили памятный кубок и сборник статей, где была представлена и его работа. Возвращение домой было приятным: В. А. Никулин привез подписанный договор, новые связи, памятный подарок, деньги и массу впечатлений.

1. Перечислите уровни разработки и реализации кадровой политики.

2. По каким каналам осуществляется воздействие ГКП на муниципальную и локальную кадровую политику?

3. Назовите основные цели ГКП.

4. Перечислите компоненты структуры ГКП.

5. Каковы приоритетные направления ГКП в сфере государственной службы?

1. Выдающийся государственный деятель Германии конца XIX в. Отто Бисмарк высказал такое суждение: «С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими чиновниками не помогут никакие законы».

Согласны ли Вы с данным суждением? Какой раздел данного учебного пособия посвящен подготовке хороших чиновников?

2. В Программе реформирования государственной службы РФ приводятся статистические сведения о возрастном составе государственных служащих и делается вывод: «Таким образом, в течение 10 лет произойдет высвобождение более половины государственных служащих, замещающих ключевые должности при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию».

Какие меры следует принять, чтобы решить эту кадровую проблему?

3. В размышлениях о причинах низкого уровня профессионализма госслужащих РФ А. И. Турчинов обращает внимание на то, что кадровая политика в демократическом государстве должна быть инструментом повышения эффективности государственного управления и строиться на рациональном использовании профессионального опыта людей. Если же ГКП выполняет только функцию удержания власти, то властные структуры будут отбирать «своих» людей по принципу личной преданности, корпоративной принадлежности и отвергать неангажированных профессионалов, умных и образованных людей.

Верно, ли рассматривать указанные функции кадровой политики (повышение эффективности государственного управления и удержания власти) как несовместимые, альтернативные? Какая функция преобладает в настоящее время в государственных органах РФ?

Тема 8.

Контрольные вопросы

1. Назовите легитимных субъектов ГКП.

2. Существуют ли в РФ нелегитимные субъекты ГКП?

3. Какое место среди объектов ГКП отводится государственным служащим?

4. Можно ли считать многосубъектность ГКП безусловным благом?

5. На основе какого принципа целесообразно выстраивать взаимодействие субъектов и объектов ГКП?

Проблемное задание

1. Социологическое исследование эффективности воздействия населения на власть показало, что к числу наиболее эффективных 19,8 % опрошенных россиян относит участие в выборных кампаниях и референдумах; 19,3 % – обращение в средства массовой информации; 18,3 % – обращение в суд. Однако 59,8 % считают, что эффективных способов влияния на власть нет[7].

Оцените представленные результаты с точки зрения выполнения народом роли первосубъекта ГКП?

Тема 9.

Контрольные вопросы

1. Назовите общие принципы государственной кадровой политики.

2. Раскройте содержание принципа законности в разработке и реализации ГКП.

3. Каковы специфические принципы ГКП в сфере гражданской службы?

4. Как Вы понимаете содержание требования проявлять корректность в обращении с гражданами?

 

Проблемные задания

1. В понимании и изложении принципов ГКП проявляются разные позиции и трактовки, что в значительной мере объясняется сложностью и недостаточной разработанностью и пониманием проблематики кадровых процессов. Например, в перечне принципов кадровой политики встречаются принципы правопорядка и разделения властей.

Определите, имеют ли названные принципы отношение к государственной кадровой политике?

2. В современной России наблюдается процесс феминизации госслужбы: доля женщин достигла в ней 70 %. Феминизация госслужбы получает как позитивные, так и негативные оценки в обществе и среди специалистов. У одних она вызывает желание ограничить прием женщин на госслужбу, другие полагают, что увеличение доли женщин, особенно на высших и главных должностях, приведет к укреплению госслужбы.

Оцените сложившуюся структуру персонала госслужбы по полу и указанные позиции, руководствуясь принципами ГКП.

1. Какие основные блоки составляют механизм реализации ГКП?

2. К какому блоку механизма реализации ГКП относится РАГС при Президенте РФ?

3. В какой блок должен входить федеральный орган управления государственной службой?

Тема 10.

 

Контрольные вопросы

1. Какие основные блоки составляют механизм реализации ГКП?

2. К какому блоку механизма реализации ГКП относится РАГС при Президенте РФ?

3. В какой блок должен входить федеральный орган управления государственной службой?

 

 

Проблемные задания

1. Многие специалисты высказывают мнение о необходимости принятия государственной кадровой доктрины России, основанной на приоритетах федеральной и региональной кадровой политики в системе государственной службы. Однако многочисленные проекты этой доктрины затерялись в коридорах власти. «В конце концов, при цивилизованном управлении государством, – отмечают А. Киселев и А. Пиддэ, – независимо от того, какие технологии использовались во время выборов, стабилизирующим фактором является четко организованная система государственной службы. Именно поэтому она и необходима»[8].

Выскажите свои соображения о причинах торможения нормотворческого и организационного процессов в сфере государственной службы и кадровой политики.

2. Внимательно прочитайте перечень элементов, составных частей механизма реализации ГКП: аттестационная комиссия; банк данных о кадровом резерве, государственный образовательный стандарт, должностной регламент, модель государственного служащего, Положение о федеральной государственной службе, повышение квалификации, Российская академия государственной службы, реестр государственных должностей, Счетная палата РФ, Совет по кадровой политике.

Распределите указанные элементы по следующим блокам механизма реализации ГКП:

1) организационному;

2) научно-информационному;

3) нормативно-правовому;

4) учебно-методическому.

 

Раздел 4. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, учрежденные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, учрежденные конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской федерации.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных и региональных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению полномочий федеральных государственных органов и должностных лиц.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Государственный орган – составная часть системы государственного управления, обладающая организационным единством, собственной компетенцией и специальным назначением. От государственного органа необходимо отличать государственное учреждение, которое не обладает властными полномочиями, а выполняет исполнительские функции.

Должность государственной службы – внесенная в штатное расписание первичная организационно-структурная единица государственного органа, на которую возложена часть его компетенции, заключающаяся в обеспечении исполнения полномочий государственных органов и должностных лиц.

Государственный аппарат – в широком смысле слова совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих функции государства. В узком смысле под государственным аппаратом понимается система государственных органов по управлению госслужбой, совокупность государственных служащих, а также персонал информационного, технического и транспортного обслуживания государственных органов.

Государственная служба как социальный институт представляет собой цивилизованную форму государственного управления обществом, которая включает профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, а также систему государственных органов по управлению государственной службой.

Государственный орган – административная структура, обладающая организационным единством, собственной компетенцией и управленческими функциями.

Государственное учреждение – организация, которая не обладает властными полномочиями, а выполняет исполнительские функции в той или иной сфере государственного управления.

Коррупция – это система отношений и действий, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Федерализм – принцип государственного устройства, который предусматривает единую государственность и относительную самостоятельность, автономию ее частей, т.е. субъектов федерации, что обусловливает, наряду с федеральной государственной службой, функционирование и развитие государственной службы субъектов федерации, которая составляет второй, региональный уровень организации государственно-служебной деятельности.

Федеральная государственная служба – верхний уровень организации государственно-служебной деятельности в РФ, который включает систему федеральных государственных органов и профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий этих органов.

Субъект федерации представляет собой исторически сложившееся территориально-национальное образование, в границах которого функционируют системы экономического и социального обеспечения, государственного управления и местного самоуправления.

Государственная служба субъекта федерации, или региональная государственная служба – система органов государственного управления субъекта федерации и профессиональная деятельность по исполнению полномочий этих органов. Является предметом совместного ведения РФ и соответствующего субъекта федерации.

Автаркизация государственной службы – негативный процесс обособления государственной службы в рамках различных федеральных, региональных органов власти, который проявляется в принятии ведомственных нормативных актов и в управленческих действиях, не соответствующих единым принципам организации госслужбы РФ.

Конвенциализм – принцип взаимодействия госслужб законодательной, исполнительной и судебной власти, основанный на согласовании совместных действий.

 

Система управления государственной службой – совокупность государственных органов управления государственной службой на федеральном, окружном и региональном уровнях, уполномоченных обеспечивать эффективное функционирование и развитие государственной службы на благо общества и государства.

Кадровая служба государственного органа – аппаратное подразделение, предназначенное выполнять учетно-оформительские, организационно-методические и консультативные функции в работе с персоналом данного государственного органа.

Организация государственной службы – процесс и результат упорядочения, регулирования и координации взаимодействия государственных органов и деятельности государственных служащих.

Принцип государственной службы – основное положение, определяющее организацию и функционирование госслужбы.

Функция государственной службы – предназначение и способность государственной службы выполнять определенные законодательством обязанности в интересах государства и общества.

Структура государственной службы – устойчивая совокупность государственных органов, должностей и замещающих эти должности государственных служащих, связанных отношениями субординации и координации.

Организационная культура государственной службы – система ценностей и норм служебного поведения, разделяемых служащими определенного государственного органа и реализуемых в процессе обеспечения исполнения его полномочий.

Корпоративная культура государственной службы – исторически обусловленная социокультурная система ценностей и норм, разделяемых социально-профессиональной группой государственных служащих и реализуемых в системе государственного управления обществом.

Декларативная организационная культура – совокупность провозглашаемых, но не разделяемых членами организации и не практикуемых норм служебного поведения.

Ценность – объект, овладение которым позволяет удовлетворить потребности человека, организации. В системе государственной службы выделяются ценности-цели (повышение благосостояния населения, социально-экономическое развитие региона, стабильность государственной службы и т.п.), и ценности-средства (повышение квалификации, должностное продвижение, аттестация и пр.).

Норма – образец мышления и поведения, который воплощается в служебной деятельности.

Декларируемые принципы – это зафиксированные в документах и провозглашаемые руководством положения, которыми должны руководствоваться в служебной деятельности и поведении члены организации.

Представление – образ ранее воспринятого или спроектированного предмета, который представляет собой ценность, например, образы желательного состояния организации, видение ее миссии, оптимального должностного регламента и т.п.

Сильная организационная культура – это согласованная и непротиворечивая система ценностей и норм, разделяемых и реализуемых большинством сотрудников в служебном поведении.

Слабая организационная культура – это набор противоречивых, не согласующихся между собой ценностей и норм, которые не разделяются большинством членов организации.

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Социальный статус – государственных служащих представляет собой интегральный, комплексный показатель положения данной профессиональной группы в обществе, в системе связей и отношений с государством, с другими социальными группами.

Правовой статус – базовый компонент социального статуса государственного служащего, который утверждается законодательством о государственной службе и включает обязанности, права, ограничения, гарантии, экономическое обеспечение государственного служащего.

Престиж сравнительная оценка обществом социальной значимости той или иной профессиональной деятельности, группы.

Ответственность – (в позитивном аспекте) положительное отношение служащего к совершаемым действиям, понимание их общественной значимости, качественное исполнение возложенных на него обязанностей; (в негативном плане) последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим своих обязанностей.

Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Имидж гражданского служащего – это его образ, целенаправленно формируемый государственными органами и чиновниками, создаваемый общественным мнением и средствами массовой информации.

Кадры – часть персонала организации, обладающая профессиональными способностями и статусом, необходимым для достижения целей организации.

Кадровая политика – стратегия формирования, профессионального развития и рационального использования персонала организации, трудовых ресурсов муниципалитета, отрасли, региона, страны.

Кадровые отношения – связи, возникающие между субъектом (должностным лицом, органом управления), в компетенцию которого входит регулирование статусов служащих, и персоналом по поводу оценки, должностного и профессионального передвижения и высвобождения служащих.

Кадровые процессы – количественные и качественные, позитивные и негативные изменения статуса персонала в организации.

Субъект государственной кадровой политики – активный участник кадровых процессов, наделенный правами и ответственностью, т.е. компетенцией вырабатывать и осуществлять государственную кадровую политику.

Объект государственной кадровой политики – трудовые ресурсы страны, отдельные группы и категории населения, кадровые процессы и отношения, на которые направлена деятельность субъектов кадровой политики.

Центральный объект государственной кадровой политики – государственные и муниципальные служащие.

Компетенция – объем полномочий, которыми наделяется какой-либо государственный орган или должностное лицо.

Принципы государственной кадровой политики – основные положения и правила, регламентирующие работу с персоналом.

Механизм реализации ГКП – система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.

РАЗДЕЛ 5. Методические указания для выполнения рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ

 

(Источник информации: Зиновьева Д. М., Мкртчян Е. Р. Методические рекомендации

по подготовке письменных работ в вузе. – Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2006)

РЕФЕРАТ

Общие положения

В изначальном смысле реферат – это краткое изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями. В вузе роль первичного документа выполняет какое-либо научное издание, монография, статья. Второе значение этого понятия – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, далее будем называть это вид работы «реферат-доклад». Обычно студент сталкивается и с той, и с другой формой реферата. Перед началом выполнения задания следует уточнить его специфику у своего преподавателя.

Заглавие реферата может определять следующими параметрами:

1) заданной темой реферата-доклада;

2) названием реферируемого документа, если реферируется только один источник и полностью;

3) названием части реферируемого документа, если реферат составляется на часть источника.

Реферат составляется по следующему примерному плану:

· тема, предмет изучения, цель реферируемой работы;

· методы проведения исследования в реферируемой работе. Если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать;

· существо работы, конкретные результаты работы. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдается новым результатам;

· выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения. Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник. Наиболее удобный способ оформления ссылок при выполнении всех видов письменных работ – после цитаты или упоминания в квадратных скобках указать номер источника по списку литературы, приведенному в конце работы, а через точку после номера указать цитируемые или реферируемые страницы. Например: [2. С. 24–25]. (См. подробнее в П. 7).

Обычно в реферате избегают вводных, общих фраз (например, «автор статьи рассматривает…»), излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к реферирующему. Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный прием, названный условно фильтрацией и сжатием текста, который включает в себя две операции: 1) разбивку текста на части по смыслу; 2) нахождение в каждой части текста одного слова, краткой фразы или обобщающей формулировки, выражающих основу содержания (ключевое понятие) этой части. Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свертывание).

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Обычно объем реферата как учебной работы – от 12 до 25 машинописных страниц. Разделение текста на подразделы и его оглавление при выполнении реферата по одному источнику не обязательно, при выполнении реферата-доклада желательно структурировать текст и предварить его оглавлением, которое расположить вслед за титульным листом. Титульный лист реферата должен отражать название вуза, название факультета и кафедры, на которой выполняется данная работа, название реферата, фамилию и группу выполнившего, фамилию и ученую степень проверяющего. После текста реферата следует привести список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных.

КУРСОВАЯ

Курсовая работа является первой работой студента, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы. Тема курсовой работы не может носить описательного характера, в формулировке теме должна быть заложена исследовательская проблема.

Курсовая работа подготавливает студента к выполнению более сложной задачи – дипломной работы. Рекомендуем тщательно ознакомиться с данной темой, так как здесь изложены основные требования к любой научной работе.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами. Основные руководящие данные и методические указания для выполнения курсовой работы по конкретной дисциплине готовятся кафедрой. Студенты самостоятельно выбирают дисциплину и тему курсовой, но в рамках учебного плана. Студент также может предложить свою тему курсовой работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Студенты записываются на выполнение курсовых у лаборантов соответствующих кафедр, согласовывают с деканатом и преподавателем сроки своевременной сдачи курсовой работы.

Рационально темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Желательно публичное проведение процедуры защиты курсовой работы. При защите работы студент учится не только правильно излагать свои мысли, но и аргументировано отстаивать, защищать выдвигаемые выводы и решения.

Структура курсовой работы предполагает наличие:

1) титульного листа;

2) содержания;

3) введения;

4) основной части, состоящей из глав и параграфов;

5) заключения;

6) списка использованной литературы;

7) приложений.

Оформление титульного листа смотрите в Приложении 1. Тема должна быть указана без кавычек и без слова «тема». Формулировка темы должна быть по возможности краткой и соответствовать содержанию работы. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц машинописного текста. Методика исполнения остальных элементов курсовой работы в целом соответствует дипломной работе (ознакомьтесь также с темой 5), но, разумеется, в курсовой работе рассматривается менее комплексная и сложная проблема.

Введение – очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения к научной работе рассмотрим подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы читателю научной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3–5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать методику… и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Далее в работах эмпирического характера приводится гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений. Кроме того, общую гипотезу нередко конкретизируют в дополнительных частных гипотезах.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объем введения в курсовой работе обычно не более 4 страниц машинописного текста.

Основная часть курсовой работы может состоять из 2–3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование. Методики практического исследования зависят от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем. В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

Список использованных источников и литературы содержит наименование работ, источников, которые были непосредственно использованы автором при работе над курсовой работой. Количество использованных источников и литературы в курсовой работе, как правило, должно быть не менее 15–20.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

Правила оформления реферативных и курсовых работ

Общие требования

Страницы текста и приложений должны соответствовать формату А4 (210x297). Выполнение работ обязательно осуществлять машинописным способом или с применением печатающих устройств ЭВМ на одной стороне листа белой бумаги через 1,5 интервала. Для работ, выполненных на печатающих устройствах вывода ЭВМ, высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно шрифт 14 Times New Roman C с полуторным интервалом).

Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкими, одинаково черными по всему тексту.

Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.

Заголовки структурных элементов работы («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ») и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Нумерация страниц работы

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Нумерация глав, пунктов и подпунктов

Главы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами.

Главы работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1.; 2.; 3. и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой, например 1.1.; 1.2.; 1.3. или 1.1.1.; 1.1.2.; 1.1.3. и т.д.

Номер подпункта включает номер главы, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1.1.; 1.1.1.2.; 1.1.1.3. и т.д.

Если глава или пункт имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы и др.) можно располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, так и в конце его. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Графический материал основной части текста следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в тексте только один рисунок, то он обозначается «Рисунок 1». Допускается в текстах большого объема нумерацию осуществлять по разделам этого текста. Тогда номер рисунка будет состоять из номера раздела и номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1. Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Иллюстрации в приложениях обозначают арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А2.

Если иллюстрации имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), то слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 1. Структура внешней среды организации.

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 3…».

Таблицы <






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных