Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наука и Общество. Лженаука.




Выделяют социальную и экономическую функцию науки.Первоначально все знания получали в процессе повседневной жизни, а все достижения в каких-то областях «приписывали» Богам.Первые труды, описывающие деятельность ученых, относят к периоду древней Греции. Плутарх – жизнеописание 2-х ученых (Евдокс, Архит), положил начало созданию механических орудий труда. Платон считал, что истинные знания могут относиться только к чистым идеям, все земное – тень идеи. Критиковал Плутарха и считал, что сооружение машин – низменное занятие, а наука – не связана с потребностями практики. Геракликт: материалистическое понимание науки, стремился исследовать природу. Домокрит: отмечал существенную роль природы в развитии человека,, потребности людей – как двигатель познания. Аристотель: наука – знание о сущем, берет начало из опытных данных. Задача науки – созерцательная деятельность. Эпикур в науке видел мощную силу, призванную освободить человечество от страха перед сверхъестественным. Лукреций Кар: научное познание – средство для борьбы со всем, что угнетает человека.Кризис рабовладельческого строя дал толчок развитию науки.Феодализм взял лишь некоторые идеи о прогрессивности науки (идео и практической ценности науки).Ф.Бэкон: роль и значение опыта и опытного значения (это большой шаг вперед по сравнению с философией античности). Наука совершентсвует природу, но сама совершенствуется опытом (Новая Атлантида). Леонардо да Винчи: наука- сила, направляющая практическую деятельность людей. Говорил о единстве науки и практической деятельности. Галилей: «Механика» наука - должна служить потребностям людей. Декарт: познавательная и практическая деятельность людей, должны гармонично сочетаться. В этот период происходит прогресс в понимании роли и значении науки. Увеличивается степень эксплуатации и использовании господствующим классов, низших классов.Научная мысль 18 века.Просвещение. Кондерсе: выдвинул идею общественного прогресса, а наука – как составная часть прогресса. Предложил новые концепции и воззрения на социальные функции науки. Гете: Наука – истинное преимущество человека, наивысшая его сила, выделил отличие современной науки от древней – практика. Агностические учения: стремление обосновать ограниченность науки. Кант, Гегель, Юнг: снижение религиозной догмы (противоречие с науками).Отражение в экономической мысли: Смит, Рикардо – уровень знания является фактором процесса производства. Социалисты-утописты: Сен-Симон (наука-главная движущая сила), Оуэн (исследовал как наука воздействует на общественное производство), Фурье, Мор. Считали, что наука- это возможность существования для незанятых в материальном производстве. Соц-утописты – неверное представляли пусть развития общества, но верное оценили вклад науки.Марксизм: социальная ориентация науки состоит в реализации основного экономического закона в обществе. Социальная ориентация реализуется через функции: познавательную (научная деятельность в первую очередь направлена на осуществление познавательной функции. Познание – необходимый момент творческой деятельности) и практическую (основные цели: потребности практики и внутренняя логика развития науки).

Лженаука-использование непроверенных методов, ошибочных данных, сведений отрицающих возможности опровержения. Классификация: эмпирические учения прошлого (алхимия, астрология, нумерология); некорректные попытки основать новую теорию (волновая генетика, новое учение о языке, новая хронология); связь с мистическими учениями (парапсихология, телепания, телекинез); устаревшие, маргинальные учения (графология, соционика, френология). Для борьбы с лженаукой формируется комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Вопрос 36: Наука и культура
Культура
– это измерение человеческой жизни, связанное с надприродными качествами человека; это среда обитания человеческого общества в целом, и одновременно продукт специфически человеческого бытия. Принято выделять материальную и духовную сферу культуры. Материальная культура охватывает прежде всего сферу материального производства и его продукты; духовная, соответственно, сферу духовного производства. Наука является частью духовной культуры, однако имеет ряд специфических свойств, которые придают ей весьма яркое, самобытное, самостоятельное значение.1.Наука новационно заострена (динамика, предельно быстрое обновление) 2.Деятельность науки (и только науки) регулируется принципиально познавательной целью. Прочие цели науки (внепознавательные, или социальные) имеют для нее лишь побочную значимость.3.Для науки характерна ведущая роль профессионального сообщества.4.Наука представляет собой деятельность, стремящуюся в пределе к идеальной рациональности (жизнь конкретной эпохи играет чисто внешнюю служебную роль, она определяет лишь оттенки и формы научного творчества и не касается его существа). Однако область культуры много шире области науки. Может существовать страна с богатой культурой, далекая от сознательного научного творчества. Так, например, Московская Русь до Петра, конечно, не была культурной страной - мы видим в ней своеобразную, пожалуй, богатую культурную жизнь, сложившуюся веками, но научная творческая работа не входила в ее состав, и русское общество впервые вошло в мировую научную работу с реформой Петра.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных