Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 13. Мудры и Бандхи




1. Чтобы следовать техникам Пранаямы, необходимо знать некоторые факты о мудрах и бандхах Санскритское слово мудра означает печать, или замок Оно обозначает позы, которые закрывают отверстия тела и в которых пальцы сложены определенным образом, в сочетании с особыми жестами рук

2. Бандха означает зависимость, соединение вместе, сковывание или захват. Этот термин также относится к позе, в которой определенные органы или части тела сжаты, сокращены и контролируемы

3. Когда генерируется электричество, необходимо иметь трансформаторы, проводники, переключатели и изолированные провода для подвода энергии к месту назначения, иначе ток может оказаться смертельным. Когда прана практикой Пранаямы вы нуждена течь через тело йогина, также необходимо использовать бандхи, чтобы предотвратить рассеяние энергии и безопасно про вести ее в нужное место. Без бандх практика Пранаямы нарушает течение праны и может повредить нервную систему,

4. Помимо некоторых мудр, упомянутых в текстах Хатха-Йоги, для пранаямы наиболее важны джаландхара, уддийяна и мула бандхи Они помогают распределить энергию и предотвратить ее напрасную трату через гипервентиляцию тела Они практикуются для пробуждения спящей кундалини и направляют ее энергию через канал сушумну во время пранаямы. Их использование исключительно важно для познания состояния самадхи.

Джаландхара бандха

5. Первая бандха, которой должен овладеть садхака; джа ландхара бандха, джала означает сеть, сплетение или петлю, Ею овладевают при выполнении сарвангасаны и ее цикла, где грудина давит на подбородок.

Фото 55 Фото 56 Фото 57 Фото 58

Техника

а) Сядьте в удобной позе, например, сиддхасане, свастикасане, бхадрасане, вирасане, баддхаконасане или падмасане (см. фот. 3 -4).

б) Держите спину прямо. Поднимите грудину и переднюю часть грудной клетки.

в) Без напряжения растяните стороны шеи и подвиньте лопатки внутрь тела; держите грудной и шейный отделы позвоночника вошутыми и наклоните голову вперед и вниз от задней стороны шеи к грудной клетке

г) Не сжимайте горло и не напрягайте мышцы шеи. Не должно быть насильственного движения вперед, вниз или напряженной задней стороны шеи (фот. 55 и 56). Сохраняйте мышцы шеи и горла мягкими

д) Опустите голову так, что обе стороны челюстной кости ра вномерно располагаются в межключичной впадине на передней стенке грудной клетки (фот 57 и 58),

е) Не вытягивайте подбородок в одну или другую сторону (фот. 59). Также не наклоняйте шею на одну сторону (фот, 60), что может вызвать боль я напряжение, сохраняющиеся долгое время Когда достигнута эластичность, шея все больше сгибается вниз

ж) Не форсируйте движение подбородка к груди, как на фот 55, а поднимайте грудную клетку к склоняющемуся подбородку, как на фот. 58.

Фото 59 Фото 60 Фото 61 Фото 62

з) Сохраняйте центр головы и подбородка на одной линии со средней линией грудины, пупка и промежности (фот. 61).

и) Располагая подбородок на грудной клетке, следите, чтобы область ребер не была впалой (фот. 62).

к) Расслабьте виски и сохраняйте глаза и уши пассивными (фот. 57).

л) Это джаландхара бандха.

Результаты

Солнечное сплетение расположено в центре туловища. Согласно йоге, это местопребывание пищеварительного огня (джа-тарагни), который сжигает пищу и порождает жар Лунное спле-тение находится в центре мозга и порождает прохладу. Выполнение джаландхара бандхи приводит к тому, что замыкание пади, проходящей вокруг шеи, не позволяет холодной энергии лунного сплетения течь вниз ил и быть растворенной горячей энергией солнечного сплетения. Таким образом накапливается эликсир жизни, и жизнь продлевается, Бандха также прижимает каналы иду и пингалу и позволяет пране проходить через сушумну

Фото 63 Фото 64 Фото 65

Джаландхара бандха очищает носовые проходы и регулирует поток крови и праны в сердце, голове и эндокринных железах, расположенных в области шеи {щитовидной и парашитовидной). Если прана яма выполняется без джаландхара бандхи, то в сердце, мозгу, глазных яблоках и среднем ухе немедленно ощущается давление. Это может привести к головокружению. Джаландхара бандха расслабляет мозг и успокаивает интеллект (манас, буддхи и ахамкара).

Примечание

Тем, у кого негибкая шея, следует держать голову так низко, насколько это возможно без чрезмерного дискомфорта (фот. 63), или же свернуть валиком кусок материи и расположить его на верхушке ключиц (фот. 64 и 65). Удерживайте валик поднятием грудной клетки, а не надавливанием подбородка (см фот 57) Это снимает напряжение в горле, и дыхание становится комфортным

Уддийяна Бандха

6. Уддийяна, что означает взлет, является абдоминальным сжатием. В ней прану, или энергию, заставляют взлетать от нижнего уровня брюшной полости к голове Диафрагма поднимается от нижнего уровня брюшной полости к грудной клетке и тянет за собой органы брюшной полости назад и вверх к позвоночному столбу

Техника

Сначала овладейте уддийяной в положении стоя, как будет описано ниже. Только затем вводите ее в практику Пранаямы, сидя и выполняя бахья кумбхаку (интервал между полным выдохом и началом вдоха). Никогда не делайте уддийяну во время пра-наямы, если вы еще не овладели последней, а также во время анта-ра кумбхаки (задержка дыхания во время интервала между полным вдохом и началом выдоха), так как это вызывает напряжение в сердце

а) Станьте в тадасану (фот. 25).

б) Поставьте ноги примерно на ширину фута.

в) Слегка наклонитесь вперед, согнув при этом колени, растопырьте пальцы рук и захватите ими середины бедер,

г) Слегка согните руки в локтях и опустите подбородок насколько возможно в джаландхара бандху,

д) Глубоко вдохните и затем быстро выдохните, так, чтобы воздух вытолкнулся из легких со большой скоростью.

е) Задержите дыхание, не вдыхая. Подтяните всю абдоминальную область назад, к позвоночнику, и яыншмите ее вверх (фот 66) При выполнении уддийяны трудна я клетка ни в коем случае не должна быть впалой

ж) Поднимите поясничный и спинной отделы позвоночника вперед и вверх. Сожмите абдоминальные органы к позвоночнику и надавите ими на него.

з) Сохраняйте абдоминальное сжатие, поднимите руки от бедер и расположите их немного выше, по краям тазовых костей для более сильного сокращения.

и) Выпрямите спину, не ослабляя при этом абдоминальное сжатие и не поднимая подбородок (фот. 67),

к) Сохраняйте сжатие насколько возможно долго, от десяти до пятнадцати секунд Не пытайтесь держать его дольше, чем можете, а постоянно увеличивайте время по мере того, как это становится комфортным

л) Сначала расслабьте абдоминальные мышцы, не двигая при этом подбородком и головой. Если они будут двигаться, то вы сразу ощутите напряжение в области сердца и висков.

м) Позвольте брюшной полости вернуться в нормальное положение. Затем медленно вдохните (фот. 68).

н) Не выдыхайте во время процессов, описанных в пунктах е)-л)

о) Сделайте несколько дыханий, затем повторите цикл от а) до л), не больше, чем шесть-восемь раз подряд. Увеличивайте продолжительность сжатия или количество циклов по мере возрастания ваших возможностей или делайте это под личным присмотром опытного учителя или гуру,

п) Циклы следует выполнять только один раз в день.

Фото 66 Фото 67 Фото 68 Фото 69

р) Когда в практике уддийяны достигнута прочность, постепенно вводите ее в разные виды пранаямы, всегда задерживая дыхание после выдоха (бахья кумбхака).

Примечание

I Практикуйте только на пустой желудок.

II. Не сжимайте абдоминальную полость, пока не будет вытолкнут воздух.

III. Если ощущается напряжение в висках или затруднено поступление воздуха, это означает, что уддийяна выполняется уже за пределом возможностей.

IV Никогда не вдыхайте до тех пор пока не будет ослаблено сжатие уддийяны и абдоминальные органы не вернутся в свое исходное расслабленное состояние.

V Не сокращайте легкие в то время, когда абдоминальные органы сжаты

Результаты

Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это - лучшая из бандх, и тот, кто постоянно практикует ее, как учит гуру, снова становится молодым. Ее называют львом, убивающим слона, имя которому - - смерть. Ее следует выполнять только во время интервала между полным выдохом и следующим вдохом Она упражняет диафрагму и абдоминальные органы Поднятие диафрагмы мягко массирует мышиы сердца, таким образом тонизируя их Так же и уддийяна тонизирует абдоминальные органы, усиливает желудочный огонь и уничтожает токсины в пищеварительном тракте. Поэтому ее еще называют шакти чала-на пранаяма.

Мула Вандха

Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократитемышцы этой области и поднимите их вертикально по направлению к пупку. Одновременно нижнюю переднюю часть абдоминальной области ниже пупка подтяните назад и вверх к позвоночнику. Нисходящий поток апапа вайю изменяется, его вынуждают течь вверх, чтобы соединиться с прана вайю, пребывающим в области грудной клетки.

Мула бандху следует вначале практиковать с внутренней задержкой после вдоха (антара кумбхака). Существует различие между абдоминальным сжатием в уддийяна и мула бандхе. В уддийяна бандхе вся область от ануса до диафрагмы подтягивается назад к позвоночнику и поднимается. В мула бандхе же только промежность и нижняя абдоминальная область между анусом и пупком сокращаются, оттягиваются назад к позвоночнику и поднимаются вверх к диафрагме (фот 69).

Практика сокращения анального сфинктера (ашвини мудра) помогает овладеть мула бандхои. А шва означает лошадь. Эта мудра называется так потому, что напоминает оправление малой нужды лошадью. Ее следует освоить при выполнении различных асан, особенно тадасаны, сиршасаны, сарвангасаны, урдхвадхану-расаны, устрасаны и пашимоттанасаны (см. «Взгляд на Йогу»).

Существует серьезная опасность при самостоятельном изучении уддийяна и мула бандх. Неверное выполнение уддийяны вызывает непроизвольное излияние семени и потерю жизненности, а неправильное выполнение мула бандхи серьезно ослабляет практикующего, что ведет к утрате мужества. Даже правильное выполнение мула бандхи таит в себе опасность. Оно повышает сексуальную удерживающую мощь, которой практикующий имеет соблазн злоупотребить. Если он уступит этому соблазну, все его дремлющие желания могут проснуться и стать смертельными, подобно спящей змее, потревоженной палкой. Овладев тремя бан-дхами, йогин находится на перепутье своей судьбы, одна дорога которого ведет к бхаге (наслаждению мирскими удовольствиями), а другая к йоге, или союзу с Высшей Душой. Йогин, однако, чувствует большее влечение к своему Творцу. Обычно чувства открыты вовне и привлечены объектами, следуя путем бхаги. Если изменить направление, так, что они обратятся вовнутрь, то они последуют по пути йоги Чувства йогина обращены вовнутрь для встречи с Источником всего Творения. Это происходит, когда ищущий овладел гремя бандхами, при этом руководство гуру наиболее существенно, гак как под надлежащим руководством эта возрастающая мощь направляется к высшим и более благородным стремлениям.

Тогда практикующий становится человеком, давшим обет безбрачия (урдхваретас).

Овладев сексуальной потребностью естественно, без насилия, он перестает растрачивать свою мощь Он полностью сохраняет потенцию, но н то же время он - хозяин самого себя (бхава вай-раги) Затем он достигает моральной и духовной мощи, которая освещает путь вперед, подобно солнцу

Практикуя мула бандху, йогин пытается достичь истинного источника, или мула всего творения. Его цель - полное обуздание или бандха читты, включающей в себя ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара).

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

1. Вдох (пурака) - это поглощение космической энергии индивидуумом для его роста и прогресса. Это путь действия (правритти марга). Это - - Бесконечное, сливающееся с конечным. Оно впитывается с дыханием жизни так же осторожно и мягко, как аромат цветка вдыхается и распространяется по всему телу.

2 При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию восторженного ребенка, всегда готового изобретать, творить и показывать свое умение, в то время как в пранаяме дыхание подобно грудному ребенку, требующему особого внимания и заботы матери. Как мать любит своего ребенка и посвящает свою жизнь его благополучию, так и сознание должно лелеять дыхание.

3. Чтобы познать это искусство, важно знать его методологию, знать, что верно, а что неверно, что тонко, а что грубо Затем только садхака можеч испытать сущность пранаямы. Полезно будет заметить, что взаимоотношения между сознанием (чит-та) и дыханием (прана) должны быть подобны взаимоотношениям между матерью и ребенком. Но перед тем как это может произойти, легкие, диафрагма и межреберные мышцы должны быть натренированы и дисциплинированы асанами, таким образом, чтобы дыхание было ритмичным.

4. Действие сознания в процессе дыхания подобно действию матери, полностью поглощенной наблюдением за играющим ребенком. Хотя и пассивная внешне, она бдительна; ежеминутно наблюдая за ним, она остается полностью расслабленной.

5 Когда мать впервые посылает ребенка в школу, она сопровождает его, держа за руку и направляя его путь, подчеркивая важность дружественных отношений с будущими школьными товарищами, а также важность изучения школьных предметов. Она полностью растворяет свою личность в заботе о ребенке, пока он не привыкнет к школьной жизни

Так же и сознание должно трансформироваться в такой же поток, как и поток дыхания, следуя ему подобно матери и приводя его к ритмичности.

6. Мать учит ребенка ходить и осторожно переходить улицы. Таким же образом сознание должно руководить потоком дыхания через дыхательные проходы для абсорбции живыми клетками. По мере того как ребенок приобретает уверенность и приспосабливается к школе, мать покидает его, когда он входит в школьные ворота. Подобно этому, когда дыхание движется с ритмической точностью, чипа наблюдает его движения и объединяет его с телом и Самостью.

7 При вдохе садхака пытается трансформировать свой мозг в центр, воспринимающий и распре дел яющий поток энергии (прану).

8. Не наполняйте воздухом брюшную область во время вдоха, гак как это препятствует полному расширению легких. Вдох и выдох не должны выполняться быстро или с усилием, так как результатом такой практики может стать перенапряжение сердца или повреждение мозга,

9. Выдох (речака) дыхание, которое выходит после вдоха Это выдыхание отработанного воздуха или выброс диоксида углерода Исходящее дыхание ощущается как теплое и сухое, и садхака не чувствует его аромата

10 Выдох это исходящий поток индивидуальной энергии (дживатма) для соединения ее с космической энергией. Он успокаивает ум и делает молчаливым мозг Это отказ садхаки от своего эго и погружение в Самость

11. Выдох это процесс, посредством которого энергия тела постепенно соединяется с энергией ума, сливается с душой садхаки и растворяется в космической энергии Это - путь возвращения с периферии тела к источнику сознания, известный как путь само отречения (нивритти марга)

12. С осознанием держите грудную клетку высоко и проводите исходящее дыхание равномерно и плавно.

13. Вдыхайте и выдыхайте систематически с пристальным вниманием к ритму дыхания, как паук симметрично плетет свою паутину и движется вдоль нее взад и вперед.

14.У некоторых людей вдох дольше выдоха, а для других выдох дольше вдоха Это происходит вследствие различных ситуаций, с которыми нам приходится сталкиваться, и наших реакций на эти ситуации, что изменяет поток дыхания и кровяное давление. Цель Пранаямы искоренить эти несоразмерности и волнения в потоке дыхания и кровяном давлении и сделать человека невозмутимым и непривязанным к своей личности.

Техника Вдоха (Пурака)

а) Сядьте в любую удобную позу

б) Выпрямьте позвоночник вместе с грудной клеткой, плавающими ребрами и пупкам и держите его прямо

в) Опустите голову насколько возможно низко (фот. 63 и 64). Когда будет достигнута гибкость задней части шеи, выполните джаландхара бандху (фот 57).

г) Согласно йоге, ум (манас), который является источником эмоций, сосредоточен между пупком и сердцем. Держите спину в постоянном контакте с эмоциональным центром. Вытяните переднюю часть тела вверх и расширьте ее, не теряя контакт с центром сознания.

д) Во время вдоха расширьте грудную клетку и поднимите ее вверх, не наклоняясь при этом вперед, назад или в стороны.

е) Не напрягайте и не дергайте свод диафрагмы, а сохраняйте его расслабленным Начинайте вдох от основания диафрагмы. Ключевая точка для начала глубокого вдоха от уровня пупка, под плавающими ребрами I каждой стороны (фот 70)

Фото 70 Фото 71 Фото 72

ж) Сохраняйте легкие пассивными и несопротивляющимися во время вдоха для того, чтобы получить и впитать всю поступающую энергию Вдыхая, наполняйте легкие совершенно, с полным вниманием. Синхронизируйте движения дыхания с внутренним расширением легких.

з) Как кувшин наполняется от дна до верха, так и легкие наполняются от основания до края, Заполните их до верхушек ключиц и внутренней части подмышек.

и) Особое внимание и осторожность необходимы при тренировке слаборазвитых людей, пока их легкие не смогут получать полный объем воздуха Поэтому тщательно исследуйте ваши возможности, с тем чтобы растянуть нервные волокна легких

к) Бронхиальные ветви, начинаясь от трахеи, доходят до периферии легких, где разветвляются на множество бронхиол. Следите за тем, чтобы каждый вдох достиг самых кончиков бронхиол.

л) Вдыхаемый воздух абсорбируется живыми клетками тела, как вода абсорбируется почвой. Чувствуйте эту абсорбцию и следующее за ней воодушевляющее ощущение просачивания космической энергии (праны).

м) Энергия вдоха входит через нос и достигает причинной оболочки духовного тела. При вдохе сознание (читта) восходит от пупка (манипура чакры) к верхушке груди (вишуддхи чакре). Сад-хака должен поддерживать всеобъемлющий объединяющий контакт между причинной и тонкой оболочками тела (см. гл. 2) и сознанием, восходящим из своего источника. Этот контакт объединяет тело, дыхание, сознание и Самость Затем тело (кшетра) и Атма (кшетраджна) становятся единым целым.

н) Каждая пора кожи туловища должна действовать как око разума (джнана чакшу) для абсорбции.

о) Если вдох слишком четко выражен, на коже ладоней возникает ощущение твердости Регулируйте дыхание таким обра зом, чтобы кожа ладоней все время сохраняла мягкость.

п) Если во время вдоха плечи поднимаются, верхняя часть легких не будет полностью расширяться и задняя часть шеи будет испытывать напряжение. Наблюдайте эту тенденцию восходящего движения и немедленно опускайте плечи (фот. 52). Чтобы сохранить их опущенными, а грудную клетку поднятой, используйте шест или отягощения, как показано на фот 71 74.

Фото 73 Фото 74 Фото 75 Фото 76

р) Расслабьте горло Расположите язык на нижнем небе свободно, не касаясь зубов

с) Сохраняйте глаза закрытыми и расслабленными, а внутреннее видение - - активным (фот. 54). Во время вдоха глаза стремятся обращаться вверх (фот. 95) - избегайте этого

т) Следите за тем, чтобы уши, мышцы лица и кожа лба оставались расслабленными

у) Правильный способ вдыхания устраняет вялость, стимулирует и придает энергию телу и уму.

Техника Выдоха (Речака)

а) Следуйте пунктам а) - - г), относящимся к технике вдоха

б) При вдохе тело действует как инструмент для получения энергии в форме воздуха. При выдохе оно становится динамическим, действуя как инструмент для медленного высвобождения воздуха Сохраняйте сжатие межреберных мышц и плавающих ребер на протяжении всего акта выдоха Без этого устойчивый и плавный выдох невозможен.

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

1. Кумбхака означает кувшин, который может быть и полон, и пуст. Кумбхака бывает двух видов. Это пауза: а) между вдохом и выдохом и 6) между выдохом и вдохом. Это — искусство удержания дыхания в состоянии приостановки

2. Кумбхака также означает отвлечение интеллекта от органов восприятия и действия, с тем чтобы сосредоточить его на местопребывании Атмана (пуруши), источника сознания. Кумбхака удерживает садхаку в состоянии молчания на физическом, моральном, ментальном и духовном уровнях.

3. Удерживание дыхания в кумбхаке не следует ошибочно интерпретировать как новое усилие мозга, нервов и тела, предпринятое с целью задержать дыхание. Новое усилие ведет к сверхнапряжению. Кумбхаку следует выполнять с расслабленным умом, оживляя таким образом нервную систему.

4. Когда в кумбхаке успокоено дыхание, успокаиваются и чувства, а ум становится молчаливым. Дыхание — это мост между телом, чувствами и умом.

5. Кумбхаки выполняются двумя способами: сахита и кевала. Когда дыхание удерживается намеренно и обдуманно — это сахита. Сахита кумбхака — это пауза в дыхании: а) после полного вдоха перед начинающимся выдохом (антара или пурака кумбхака) или б) после полного выдоха, предшествующая вдоху (бахья или речака кумбхака). Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно». Кевала кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения Кевала кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, превосходящее понимание. Индивидуальность созвучна с Бесконечным (Хатха-Йога Прадипиха, II, 71).

6. Антара кумбхака — это удерживание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая погружена в индивидуальную энергию. Это — состояние, где Господь (Парамат-ма) соединен с индивидуальной душой (дживатма).

7. Бахья кумбхака — это состояние, в котором йогин отдает саму свою самость в форме дыхания Господу и погружается в Дыхание Вселенной. Это — самая благородная форма* самоотдачи, когда личность йогина полностью погружена в Господа.

8. В Бхагавад-Гите (IV, 29/30) Кришна объясняет Арджуне различные виды жертвоприношений (яджна) и йог. Кумбхака пранаяма — одна из этих яджней и подразделяется на три категории: вдох — задержка, выдох — задержка (обе относятся к сахита кумбхаке) и абсолютная задержка (кевала кумбхака). Тело йогина — это жертвенный алтарь, входящий поток дыхания (пурака) — это жертва и исходящий поток (речака) — огонь. Кумбхака — это момент, когда жертва пураки поглощается огнем речаки и жертва и пламя становятся единым. Йогин приобретает знание, связанное с контролем дыхания (пранаяма видья). Верхняя часть торса (грудной клетки) — местопребывание входящего дыхания (прана), а нижняя часть служит местопребыванием исходящего дыхания (апана). Когда оба объединяются в акте притяжения дыхания, это состояние зовется пурака кумбхака. Когда апана входит в контакт с праной и истекает наружу вместе с выдохом, возникает состояние пустоты — это речака кумбхака. Впитывая это знание через опыт, йогин делает Пранаяма видью частью своей мудрости (буддхи), которой он в конечном итоге предлагает свои знания, свою мудрость, само дыхание своей жизни и свою самость как жертвоприношение (Атмахути). Это — состояние кевала кумбхаки, или абсолютной сдачи, в котором йогин поглощен обожанием Господа.

9. Как мать охраняет свое дитя от каждого несчастного случая, так сознание (читта) охраняет тело и дыхание. Позвоночник и туловище активны и подвижны, подобно ребенку, а читта бдительна и охраняет, подобно матери

10. В кумбхаке вибрация в теле подобна вибрации неподвижного локомотива, выпускающего пары; его водитель алертен и готов начать движение, но расслаблен. Аналогично, прана вибрирует в туловище, но читта сохраняется расслабленной и готовой позволить дыханию выйти или войти.

11. Чувствительность, сжатие или растяжение кожи туловища подобны дисциплинированному ребенку, который одновременно отважен и осторожен.

12. Продолжительность задержки дыхания можно сравнить с сигналами дорожного движения. Если кто-то поедет на красный свет, может произойти несчастный случай. Так же и в кумбхаке, если кто-либб перешагнет предел своих возможностей, будет повреждена нервная система. Напряжение в теле и мозгу указывает на то, что читта не может удерживать прану в кумбхаке.

13. Не задерживайте дыхание усилием или волей. В момент, когда мозг становится напряженным, во внутреннем ухе возникает тяжесть, глаза краснеют, устают и чувствуют раздражение, человек превышает свои возможности. Следите за этими предостерегающими знаками, которые указывают на близость опасной точки.

14. Цель кумбхаки — удержать дыхание. Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке.

15. Кумбхака — это толчок, выявляющий спящую в нашем теле божественность, местопребывание Атмана






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных