ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Основная часть. Справедливое государство как земное воплощение идеи благаКОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА I. Вступление Рассказ Сократа (327а – 328с) о пребывании на празднествах в Пирее и приглашении к Полемарху, где и состоялась беседа. Специальная часть вступления – разговор с Кефалом (328с – 331d) о старости как времени успокоения и освобождения от страстей при условии сознания справедливо прожитой жизни. Обсуждение справедливости (330d – 331d). Собеседники пытаются определить ее как честность и возврат взятого в долг (331cd). II. Основная часть. Справедливое государство как земное воплощение идеи блага
Главкон ставит вопрос (357а – 358b) о том, к какому виду блага может быть отнесена справедливость, а затем (358с – 362с) четко формулирует точку зрения единомышленников Фрасимаха: справедливость – это изобретение слабых людей, неспособных творить несправедливость (359b), а несправедливость всегда выгодна (360d), и возможно сравнивать, насколько счастливы человек справедливый и человек несправедливый, только рассматривая их у их предела (361d – 362с). Адимант дополняет (362d – 367е): справедливость одобряется людьми не сама по себе, но из-за доброй славы и расположения богов, которые она несет (363а-с), а также из-за загробного воздаяния (с-е). Поэтому притворная благопристойность в сочетании с несправедливостью – наилучший образец жизни для человека (366b). Адимант требует (367b – 368е), чтобы Сократ показал преимущества справедливости самой по себе перед несправедливостью. Сократ предлагает (368а – 369b) сначала рассмотреть справедливость не отдельного человека, а государства, которому она также присуща (368е – 369а).
Мифы должны воспитывать в стражах мужество (386а); мифы, вызывающие страх и жалость, следует изъять (386b – 388d) как побуждающие к излишней смешливости, лживости, невоздержности, несправедливости (388е – 392b). Из способов выражения (392с – 398b) предпочтительнее повествование как соответствующее свойствам, которые необходимо воспитать у стражей, а подражание приемлемо только в случае подражания достойным людям (398b). Рассматривается мелическая поэзия и ее свойства: слова, гармония и ритм, а также приемлемые в совершенном государстве музыкальные лады, стихотворные размеры и инструменты (398с – 402а). Внешность человека должна соответствовать душевным качествам (402а – 403с), причем душа определяет состояние тела (403d). Гимнастическое воспитание, питание и образ жизни вообще должны быть простыми, отвечая требованиям военного искусства (403е – 404е). Врачебное искусство (405а – 410а) должно заниматься только телесно полноценными людьми, предоставляя прочим вымирать (410а); судебное же искусство (405а-с, 409а-е) должно уничтожать людей несправедливых (410а). Мусическое и гимнастическое воспитание должны друг другу соответствовать (410b – 412b), второе служит первому, поскольку они не самоцель, а направлены на создание совершенной души (411е – 412а). За сохранностью государства, прежде всего в отношении воспитания, будут надзирать правители (412а), которых следует отбирать из стражей (412b – 414b). Миф о порождении людей всеобщей матерью-землей (414с – 415d) завершает воспитание граждан. Стражи не имеют частной собственности и предметов роскоши, живут и питаются вместе (415d – 417b). Адимант ставит вопрос (419а) о счастье стражей: наложенные на них ограничения сделают их несчастливыми.
Адимант требует более подробного разбора вопроса об общности жен и детей у стражей (449b – 451b).
Свойства стражей с точки зрения философии (484а – 486е). Неверно, что философия бесполезна для государства (487а – 499а). Совершенное государство может осуществиться в случае прихода к власти философов и установления ими намеченных законов (499b – 504с). Чтобы стать философом, необходимо овладеть не обыкновенным кругом знаний, но наиболее важным знанием – о благе (504d). Благо само по себе подобно Солнцу: чем является Солнце для области видимого, тем же – благо для умопостигаемой области (504е – 509с). Благо (беспредпосылочное начало) постигается при помощи диалектической способности разума (509d – 511е). Люди подобны узникам в пещере, а философ – это человек, вышедший из пещеры на свет (514а – 517а). Как направить человека к созерцанию вечных сущностей, чтобы, руководясь ими, должным образом управлять государством (517b – 521с)? Рассмотрены науки (521d – 534е), которые помогают достичь этого: арифметика (522с – 526с), геометрия (526d – 527с), теоретическая астрономия (527d – 530с), музыка (530d – 531с) и венчающая их диалектика (531с – 534е). Свойства правителей-философов (535а – 536а); как и когда их воспитывать (536b – 540с). Совершенное государственное устройство осуществимо в любом государстве: население старше десяти лет высылается, а оставшихся воспитают философы (540d – 541b).
В душе человека с тираническими наклонностями господствуют дурные вожделения (571а – 575b), и когда таких людей становится много, из их среды является тиран (575с – 576b). Тиран – это наиболее несчастный из всех людей, средоточие всяческого зла (576с – 580а). В каком государстве человек наиболее счастлив, а в каком – несчастлив (580b – 588а)? Для ответа необходимо различить виды удовольствий, различным началам души и сословиям в государстве соответствуют различные удовольствия (581d – 583а), при этом философ наиболее сведущ во всех их видах. Кроме того, необходимо отличать удовольствия подлинные от мнимых (583b – 587а), причем и в этом отношении философу также принадлежит первенство. Вычисляется превосходство человека совершенного государства над остальными (587а – 588а). Человеку следует быть справедливым для согласования начал души и подчинения ее разумному началу (588b – 589е).
III. Заключение. Бессмертие души и загробное воздаяние Обсуждаются воздаяния, на которые может рассчитывать справедливый человек (608bс). Поскольку душа бессмертна (608d – 611а), ее существование не ограничивается земной жизнью (611b – 612а). Хотя справедливый пользуется всеми благами уже на земле (612а – 613е), главное воздаяние ждет людей после смерти (614а – 621d): души добродетельных попадают на небо, где вознаграждаются вдесятеро, а души порочных – под землю, где терпят десятикратно большие муки (615ab), величайшие же преступники ввергаются в Тартар (616а). Через тысячу лет душам дается право вновь выбрать себе жизнь – любого человека или животного (618а), и от прошлого земного опыта души зависит правильность ее выбора, т.е. станет ли душа более или менее справедливой в результате следующей жизни (618b – 619b). И.И. Маханьков
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|