Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Основная часть. Справедливое государство как земное воплощение идеи блага

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА

I. Вступление

Рассказ Сократа (327а – 328с) о пребывании на празднествах в Пирее и приглашении к Полемарху, где и состоялась беседа. Специальная часть вступления – разговор с Кефалом (328с – 331d) о старости как времени успокоения и освобождения от страстей при условии сознания справедливо прожитой жизни. Обсуждение справедливости (330d – 331d). Собеседники пытаются определить ее как честность и возврат взятого в долг (331cd).

II. Основная часть. Справедливое государство как земное воплощение идеи блага

  1. Вопрос о справедливости (331е – 369b). Опровержение в беседе Сократа и Полемарха определения справедливости как воздаяния каждому должного (331е – 336а). Фрасимах вступает в беседу (336b – 338b) с утверждением (338с), что справедливо пригодное сильнейшему. Сократ возражает, что сильнейший не всегда верно понимает свою выгоду (339е), а всякое искусство, в том числе и искусство управления, имеет в виду не собственную выгоду, а выгоду предмета, которому служит (342с-е). Фрасимах произносят речь (343b – 344с.) в защиту несправедливости и несправедливого человека, который только и может называться счастливым. Собеседники рассматривают власть (345b – 347е) и чьей выгоде служит обладающий ею – своей или подчиненных: подлинный правитель имеет целью выгоду подвластного (347d). Справедливость сравнивается (347е – 352d) с несправедливостью: добродетель – это справедливость, а несправедливость есть порочность (348с); человек справедливый – мудр, а несправедливый – невежда (350с); совершенная несправедливость делает человека неспособным к действию (352а); боги враждебны к несправедливым и благосклонны к справедливым (352b). Следует (352а – 354с) обсуждение вопроса о счастье человека справедливого и несправедливого. Фрасимах соглашается, что, поскольку справедливость – это достоинство души, а несправедливость – недостаток, первый будет счастлив, а второй – несчастлив (353е – 354а).

Главкон ставит вопрос (357а – 358b) о том, к какому виду блага может быть отнесена справедливость, а затем (358с – 362с) четко формулирует точку зрения единомышленников Фрасимаха: справедливость – это изобретение слабых людей, неспособных творить несправедливость (359b), а несправедливость всегда выгодна (360d), и возможно сравнивать, насколько счастливы человек справедливый и человек несправедливый, только рассматривая их у их предела (361d – 362с). Адимант дополняет (362d – 367е): справедливость одобряется людьми не сама по себе, но из-за доброй славы и расположения богов, которые она несет (363а-с), а также из-за загробного воздаяния (с-е). Поэтому притворная благопристойность в сочетании с несправедливостью – наилучший образец жизни для человека (366b). Адимант требует (367b – 368е), чтобы Сократ показал преимущества справедливости самой по себе перед несправедливостью. Сократ предлагает (368а – 369b) сначала рассмотреть справедливость не отдельного человека, а государства, которому она также присуща (368е – 369а).

  1. Возникновение государства (369b – 374d). Сократ и Адимант обсуждают, как возникает государство (369с), в частности государство с упрощенным бытом (369d – 371с) и государство богатое (372е – 373d), а также войны, которые богатое государство вынуждено вести (373е), в связи с чем понадобится войско из профессиональных военных – стражей (373е – 374d).
  2. Стражи в совершенном государстве (374е – 419а). а) Свойства стражей (374е – 376с). По своей природе страж должен обладать стремлением к мудрости, мужеством и силой. б) Воспитание стражей (376с – 415d) будет гимнастическим и мусическим (376е). Разбирается (376е – 402а) мусическое искусство. В воспитательных целях из мифов должно быть изъято все недостойное богов (378b – 383с).

Мифы должны воспитывать в стражах мужество (386а); мифы, вызывающие страх и жалость, следует изъять (386b – 388d) как побуждающие к излишней смешливости, лживости, невоздержности, несправедливости (388е – 392b). Из способов выражения (392с – 398b) предпочтительнее повествование как соответствующее свойствам, которые необходимо воспитать у стражей, а подражание приемлемо только в случае подражания достойным людям (398b). Рассматривается мелическая поэзия и ее свойства: слова, гармония и ритм, а также приемлемые в совершенном государстве музыкальные лады, стихотворные размеры и инструменты (398с – 402а). Внешность человека должна соответствовать душевным качествам (402а – 403с), причем душа определяет состояние тела (403d). Гимнастическое воспитание, питание и образ жизни вообще должны быть простыми, отвечая требованиям военного искусства (403е – 404е). Врачебное искусство (405а – 410а) должно заниматься только телесно полноценными людьми, предоставляя прочим вымирать (410а); судебное же искусство (405а-с, 409а-е) должно уничтожать людей несправедливых (410а). Мусическое и гимнастическое воспитание должны друг другу соответствовать (410b – 412b), второе служит первому, поскольку они не самоцель, а направлены на создание совершенной души (411е – 412а). За сохранностью государства, прежде всего в отношении воспитания, будут надзирать правители (412а), которых следует отбирать из стражей (412b – 414b). Миф о порождении людей всеобщей матерью-землей (414с – 415d) завершает воспитание граждан. Стражи не имеют частной собственности и предметов роскоши, живут и питаются вместе (415d – 417b).

Адимант ставит вопрос (419а) о счастье стражей: наложенные на них ограничения сделают их несчастливыми.

  1. Основы правильного устройства государства (420а – 427с). Сократ возражает: надо создать счастливое государство, а не осчастливливать отдельные сословия (420b – 421с). Богатство и бедность, раскалывающие государство, – основная помеха для его счастья (421с – 423а). Чтобы не повредить единству, не следует чрезмерно увеличивать размеры государства (423b-d). Стражи владеют всем сообща (423е); более всего следует оберегать воспитывающие искусства: гимнастическое и мусическое (424b-е). В государстве должны соблюдаться элементарные нормы поведения (425ab), а законы не должны вникать в мелочи: жизнь будет строиться согласно укорененным в обществе понятиям о справедливости (425с – 427а); нуждаются в регламентации только законы о культе (427bс).
  2. Справедливость государства и человека (427d – 445е). Сократ с Главконом разбирают основные добродетели совершенного государства: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость (427е – 434е). Справедливость (432b – 434е) состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом и не вмешивался в чужие (433b). Свойства совершенного государства переносятся на человека (434е – 435с), в душе которого выделяются (435с – 436b) три начала: познающее, гневное и вожделеющее. Следует детальный разбор начал души (436b – 444а); каждому началу соответствуют те же добродетели, что и в государстве: мудрость, мужество и рассудительность. Справедливость человека – это упорядоченность и согласованность начал души (443с – 444а). Несправедливость человека уподобляется болезни, а справедливость – здоровью (444а – 445с). Как здоровое состояние человека – одно, а болезней много, так и среди государств имеется одно совершенное устройство и четыре основных вида извращенных, что соответствует пяти типам души (445с-е).

Адимант требует более подробного разбора вопроса об общности жен и детей у стражей (449b – 451b).

  1. Женщины и дети в совершенном государстве (451с – 461е). Обязанности женщин те же, что и мужчин, одинаковым должно быть и их воспитание (451d – 457с). Для получения наилучшего потомства правители озаботятся тем, чтобы лучшие мужчины сходились с лучшими женщинами и давали больший приплод, при этом женщины стражей будут общими, а дети будут воспитываться вместе, чтобы никто не знал своих детей, а дети не знали родителей (457d – 460d). Люди в расцвете сил могут производить детей на свет, потомство прочих уничтожается (460d – 461с). Все стражи будут считаться родственниками (461de), и государство окажется наиболее сплоченным (462а – 466d).
  2. Война и совершенное государство (466е – 471b). Женщины и дети будут участвовать в войнах (466е – 467е), отличившиеся в войне должны быть отмечены почетом и наградами (468а – 469b), а правила поведения в войне с эллинами и с варварами должны различаться (469b – 471b).
  3. Осуществимость совершенного государства (471с – 541b). Вопрос этот ставит Главкон (471с – 472b), видя преимущества совершенного государства перед прочими. Чтобы совершенное государство осуществилось, необходимо слияние власти с философией (472b – 474с), но для начала следует определить, кто такой философ. Философы – это люди, стремящиеся к созерцанию прекрасного и бытия самих по себе и способные познавать истину (474с – 480а).

Свойства стражей с точки зрения философии (484а – 486е). Неверно, что философия бесполезна для государства (487а – 499а). Совершенное государство может осуществиться в случае прихода к власти философов и установления ими намеченных законов (499b – 504с). Чтобы стать философом, необходимо овладеть не обыкновенным кругом знаний, но наиболее важным знанием – о благе (504d). Благо само по себе подобно Солнцу: чем является Солнце для области видимого, тем же – благо для умопостигаемой области (504е – 509с). Благо (беспредпосылочное начало) постигается при помощи диалектической способности разума (509d – 511е).

Люди подобны узникам в пещере, а философ – это человек, вышедший из пещеры на свет (514а – 517а). Как направить человека к созерцанию вечных сущностей, чтобы, руководясь ими, должным образом управлять государством (517b – 521с)? Рассмотрены науки (521d – 534е), которые помогают достичь этого: арифметика (522с – 526с), геометрия (526d – 527с), теоретическая астрономия (527d – 530с), музыка (530d – 531с) и венчающая их диалектика (531с – 534е). Свойства правителей-философов (535а – 536а); как и когда их воспитывать (536b – 540с). Совершенное государственное устройство осуществимо в любом государстве: население старше десяти лет высылается, а оставшихся воспитают философы (540d – 541b).

  1. Виды государственного устройства и соответствующие им типы людей (543а – 592b). Сократ и Главкон разбирают основные виды государств, в которые последовательно перерождается совершенное государство, и соответствующих им людей: тимократию (545с – 550b), олигархию (550с – 556е) и демократию (557а – 561е). Подробно разбирается тирания (562а – 580а): каким образом она возникает из демократии (562а – 565с), откуда появляется и как действует тиран (565d – 567d), на какое войско он опирается (567d – 568e) и как из заступника превращается в поработителя народа (569а-c).

В душе человека с тираническими наклонностями господствуют дурные вожделения (571а – 575b), и когда таких людей становится много, из их среды является тиран (575с – 576b). Тиран – это наиболее несчастный из всех людей, средоточие всяческого зла (576с – 580а). В каком государстве человек наиболее счастлив, а в каком – несчастлив (580b – 588а)? Для ответа необходимо различить виды удовольствий, различным началам души и сословиям в государстве соответствуют различные удовольствия (581d – 583а), при этом философ наиболее сведущ во всех их видах. Кроме того, необходимо отличать удовольствия подлинные от мнимых (583b – 587а), причем и в этом отношении философу также принадлежит первенство. Вычисляется превосходство человека совершенного государства над остальными (587а – 588а). Человеку следует быть справедливым для согласования начал души и подчинения ее разумному началу (588b – 589е).

  1. Искусство и совершенное государство (595а – 608b). Вещи в мире, которым подражает искусство, суть подражание вещам самим по себе, поэтому художник – творец призраков, далеко отстоящих от действительности (595с – 598d). Гомер лишь представлялся всеведущим (598d – 600е). Художник-подражатель не знает подлинных свойств отображаемых предметов (600е – 602а), в своем творчестве он опирается на сбивчивость восприятий души; у искусства нет критериев истинного и ложного (602b-d). Искусство имеет дело с низменным, легко воспроизводимым началом души, помогая ему возобладать над разумным (603а – 606d). Поэтому в совершенном государстве поэзия допускается лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям (606е – 608b).

III. Заключение. Бессмертие души и загробное воздаяние

Обсуждаются воздаяния, на которые может рассчитывать справедливый человек (608bс). Поскольку душа бессмертна (608d – 611а), ее существование не ограничивается земной жизнью (611b – 612а). Хотя справедливый пользуется всеми благами уже на земле (612а – 613е), главное воздаяние ждет людей после смерти (614а – 621d): души добродетельных попадают на небо, где вознаграждаются вдесятеро, а души порочных – под землю, где терпят десятикратно большие муки (615ab), величайшие же преступники ввергаются в Тартар (616а). Через тысячу лет душам дается право вновь выбрать себе жизнь – любого человека или животного (618а), и от прошлого земного опыта души зависит правильность ее выбора, т.е. станет ли душа более или менее справедливой в результате следующей жизни (618b – 619b).

И.И. Маханьков

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных