Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ключевые термины и слова




Экономический цикл

Долговременная тенденция (тренд)

Фазы цикла

Короткие, средние и длинные циклы

Длинные волны Кондратьева

Безработица: фрикционная, структурная, циклическая

Естественный уровень безработицы

Фактический уровень безработицы

Рабочая сила

Полная занятость

Производственный потенциал

Закон Оукена

Отставание объема ВНП

Инфляция

Неинфляционная экономика

Измерение инфляции

Правило величины 70

Темпы инфляции

Ползучая инфляция

Галопирующая инфляция

Подавленная инфляция

Открытая инфляция

Адаптивные инфляционные ожидания

Инфляция издержек

Инфляция спроса

Налоговая инфляция

Антиинфляционная политика

Кривая Филлипса

Стагфляция

Коэффициент ущерба

Теория рациональных ожиданий

Основная литература

[1, гл.10; 2, ч.2, тема П, гл.З, 4; 4, гл.14, 15; 5, гл.7, 9, 10; 6, гл.17 7 гл 1
12; 8, тема 15, 16(16.3, 16.4), 19(19.3); 9, гл.6(6.6, 6.7), 14(14.8); 10, гл.14, 18- ll'
гл.10, 19; 13, гл.5, 6, 14; 14, гл.11, 15, 17; 15, гл.14, 15' 16 гл31 32 33-' 17
гл.8(8.3), 14,20(20.4); 18, гл.19, 27]. '


Тема 6. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Совокупный спрос

Центральным звеном современных макроэкономических моделей является
рынок благ. Важнейшими категориями рынка благ являются совокупный спрос и
совокупное предложение. Эти категории характеризуют и другие рынки.

Поскольку совокупный спрос непосредственно выражает совокупные по-
требности общества, то он выступает на рынке в качестве определяющего условия
развития. До 30-х гг. XX в. у экономистов преобладала точка зрения, что сово-
купный спрос всегда достаточен и что главные проблемы являются результатом
нарушений на стороне предложения. Великая депрессия 30-х гг. показала, что со-
вокупный спрос может быть источником серьезных экономических проблем, и
стала началом эпохи теории совокупного спроса, которую разрабатывал в первую
очередь Дж Кейнс

Совокупный спрос - общая покупательная способность населения. Иными
словами, это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъ-
явлен при данном уровне цен. При его анализе прежде всего нужно показать, за-
чем необходима модель совокупного спроса. Лучше всего начать изучение этого
агрегата с кривой, показывающей его изменение, или зависимость между уровнем
цен и реальным объемом национального производства (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Кривая совокупного спроса

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уро-
вень цен, тем больше реальный объем национального производства, который бу-
дет куплен.

Характер кривой совокупного спроса объясняется тремя эффектами: 1) эф-
фектом процентной ставки,
состоящим в том, что более высокий уровень цен,
увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение


спроса на реальный объем национального продукта; 2) эффектом богатства,
состоящим в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость
финансовых активов (облигаций и т.д.), находящихся у населения, снижаются до-
ходы семей и их покупательная способность. И наоборот, при снижении уровня
цен повышаются стоимость финансовых активов и расходы населения; 3) эффек-
том импортных закупок,
состоящим в том, что при повышении уровня цен в
данной стране уменьшается спрос на ее товары, растет спрос на импортные про-
дукты И наоборот, снижение уровня цен на отечественные товары повышает
спрос населения на них, сокращается импорт и увеличивается экспорт.

Структура совокупного спроса. Покупателями на рынке благ являются че-
тыре макроэкономических субъекта, домохозяйства, предприниматели, государ-
ство и иностранцы. Именно они и образуют составные части совокупного спроса:
потребительские, инвестиционные, государственные расходы и расходы на чис-
тый экспорт. Естественно, что эти расходы осуществляются из полученных эко-
номическими субъектами доходов. Изменение указанных структурных элементов
можно рассмотреть как неценовые факторы, приводящие к изменению совокуп-
ного спроса и сдвигу его кривой вправо или влево относительно первоначального
состояния (рис 6.2).

Рис. 6.2. Изменения совокупного спроса

Наиболее важное значение имеют элементы потребительских и частных ин-
вестиционных расходов. Изменение потребительских расходов определяется бла-
госостоянием потребителей, ожиданием их в изменении цен, задолженностью по-
требителей в результате прежних покупок в кредит, изменением ставок налогов,
которые уменьшают доходы потребителей на ту или иную величину.

Изменение инвестиционных расходов определяется уровнем процентных
ставок по кредитам, ожидаемыми прибылями от инвестиций, уровнем налогооб-
ложения, состоянием технологии и производственных мощностей.


На объем совокупного спроса влияют также и государственные расходы.
Рост их будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока на-
логовые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот,
уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного
спроса.

Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт) также приводит к
росту совокупного спроса, смещает его кривую вправо. И наоборот.

Учтем, что изменение перечисленных элементов расходов прямо или кос-
венно, но связано с динамикой уровня цен.

Совокупный спрос на рынке благ можно выразить следующей формулой:

где уд - совокупный спрос, С(у) - потребительские расходы, I - расходы на инве-
стирование, R - предельная эффективность капитала, i - ставка процента, G - го-
сударственные расходы, Хn - чистый экспорт.

Особенно важна роль совокупного спроса в эковюмике неполной занятости,
так как в ней существенно ограничены доходы и расходы населения, а также ин-
вестиции предпринимателей. Доходы, ожидаемые предпринимателями при заня-
тости N человек, обозначим через уD, взаимосвязь между уд и N можно записать в
форме уд = f (N); это соотношение назовем функцией совокупного спроса.

Важнейшей проблемой совокупного спроса является то, что он может
быть недостаточным или избыточным, что оказывает сильное влияние на произ-
водство.

6.2. Совокупное предложение

Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое
может быть произведено и предложено в соответствии со сложившимся уровнем
цен. Совокупное предложение равно ВНП. Если зависимость между совокупным
спросом и уровнем цен обратная, то между совокупным предложением и уровнем
цен она прямая. Модель совокупного предложения представлена на графике
(рис. 6.3) в виде кривой, выражающей указанные зависимости.

Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: а) горизонталь-
ного, или кейнсианского, когда национальный продукт изменяется, а уровень цен
остается постоянным; б) вертикального, или классического, когда национальный
продукт остается постоянным, а уровень цен может изменяться; в) промежуточ-
ного отрезка, когда изменяются и реальный объем национального производства, и
уровень цен.

При рассмотрении данной модели нужно учесть, что объем производства и
предложения благ зависит от уровня занятости (неполной и полной). В соответст-
вии с этим три участка кривой совокупного предложения можно обозначить так:
а) участок неполной занятости, б) полной занятости, в) движение к полной заня-
тости.


Рис. 6.3. Кривая совокупного предложения

Так же, как и при анализе совокупного спроса, в модели совокупного пред-
ложения происходят сдвиги кривой, которые определяются рядом неценовых
факторов. Это изменения: цен на ресурсы, в производительности, правовых норм
(рис. 6.4).

6.4. Изменения совокупного предложения

Увеличение совокупного предложения показано как смещение кривой от
AS] к AS2 вправо в результате, например, снижения цен на ресурсы, а значит, и
снижения издержек на единицу продукции. Сокращение совокупного предложе-
ния показано как смещение от AS1 к AS3 влево, например, в результате повыше-
ния налогов, что снижает прибыль фирм и стимул к выпуску продукции.

Обозначив совокупную цену предложения продукции при занятости N че-


ловек через Qs, взаимосвязь между Qs и N можно написать в форме Q =μ(N). Эта
формула показывает зависимость совокупного предложения от занятости, или ко-
личества используемого труда. Если учесть и другие факторы, влияющие на объ-
ем предложения, то формальные соотношения для кривой совокупного предло-
жения выглядят следующим образом:

где w/p - реальная зарплата, k - капитал, t - технология.

Из формулы (6.2) видно, что предложение выпуска есть убывающая функ-
ция от w/p и возрастающая от k и t, что обозначено минусом и плюсами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных