Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отличия авторитарных режимов от либерально-демократических режимов.




Признаками демократического, или, вернее, либерально-демократического, режима признаются:

1) свободная деятельность различных партий, объединении, движений, функционирующих в рамках Конституции;

2) идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных идеологических течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии; 3) формирование органов государственной власти выборным путем; 4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаками недемократических, АР и ТР признаются: 1) запрет на деятельность демократических партий и организаций; 2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве; 3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем; 4) отсутствие демократических прав и свобод; 5) массовый террор и власть беззакония в государстве.

"правильных" форма-демократия, монархия и правление аристократии. "неправильных" форм (тирании, олигархий, охлократии) - действуют во имя своих эгоистических интересов, нисколько не заботясь о нуждах общества.

При авторитарных режимах возможны как "правильные", так и "неправильные" формы власти. При либерально-демократических режимах возможны только "неправильные" формы власти.

ЛДР есть стопроцентные химеры, порожденные антисистемами (системными целостностями людей с негативным мироощущением). Как любые химеры они недолговечны и во многом схожи, они навязывают определенный стереотип поведения через средства массовой информации, чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создают образ врага, псевдорелигиозный культ. либеральный демократизм культивирует власть "золотого тельца", эгоцентризм под аккомпанемент фраз о "правах человека" и требования религиозной свободы. авторитаризм культивирует традиционные устои жизнедеятельности общества, опираясь на исторически свойственную данному обществу религиозную самобытность. либеральный демократизм объединяет ненависть к традиции, поскольку она не позволяет строить воздушные замки и не покупается деньгами. Стремление разрушить, подточить традицию, как того хотят сторонники либерального демократизма, порождает "неправильные", искаженные формы организации государственной власти.

Стремление навязать определенный стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества. Либерально-демократический режим основан на принципе гуманизма. Это тоже искажение религиозной основы общественного бытия, поскольку на щит поднимаются “права человека", за человеком признаются безграничные возможности, имеет место любование "человеком", потребности которого подлежат немедленному удовлетворению, приветствуется его “естественное” самовыражение, подчеркивается его творческая мощь.

В ранг либерально-демократических принципов возводятся индивидуализм, служение идолу земного богатства, уравнивание всех религий, приравнение безбожия особой форме религии (религиозный плюрализм и свобода атеистической пропаганды). Но эгоцентризм, культ "золотого тельца", признание отсутствия истинной религии (равенство всех религий) являются выражением отпадения человека от Бога, его глубокой поврежденности и болезненного состояния. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определенная дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится.


33. Основные черты политического режима современной России.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России -власть еще больше отделилась от народа, неже­ли при тоталитаризме.. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти.

2. черты де­мократии: строятся основы правовой государственности и созда­ются устои гражданского общества; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе­ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде­ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает­ся, особенно на местах);Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъ­являет свою волю.

В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Но мно­гие демократические понятия, на которые опираются конститу­ционные нормы, являются символами и метафорами и в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами полити­ческого процесса в своих корпоративных интересах. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, распределительным фанто­мом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демо­кратия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии, в Р.следующие особенности: неэффективность государства как основного социаль­ного института, непосредственно управляющего об­ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности; сочетание форм авторитарно-олигархического прав­ления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов; фактическая подконтрольность правительства толь­ко президенту и его полная зависимость от политиче­ской конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства; множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето­дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности; значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии; малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию – посредника между властью и обществом; широкие масштабы лоббистской деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит; отсутствие в обществе единых идейно-ценностной и нормативной сис­тем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

 

 

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена: либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели, политический строй в нашей стране отягощен признаками нескольких предыдущих политических режимов.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальным является тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превраще­ния всей массы населения в наемных рабочих государства и то­тальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэкс­плуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого воспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации труда в Рос­сии заключается в том, что для его осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовло­жения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуж­дается в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одно­временно повысить оплату труда всей массе наемных работников без громадных иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен ра­ботать лучше, чем при социализме, причем за значительно меньшую плату. Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял имен­но тоталитаризм, то становится очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуж­дения к производительному, но малооплачиваемому труду.

В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных работников и бедноты, которые те­перь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоле­ния наследия тоталитаризма. Наивная надежда на чудодействен­ность частной собственности или рыночных механизмов быстро развеялась. Национально-государственная идеология опира­ется лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция кри­тикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политиче­скую «риторику», о которой после выборов никто не вспоминает.

Как это увязать с преодолением тоталитаризма? Сле­дует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринима­ет тоталитарную власть как норму. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств отличия нынешней политики от тоталитарной. Нет единой, навязывае­мой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

В то же время власть еще больше отделилась от народа, неже­ли при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоратив­ные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тота­литаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода государственной власти из-под кон­троля. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.

2. С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и созда­ются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе­ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде­ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает­ся, особенно на местах); в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов – финансово-промышленных групп, финансовой олигар­хии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечат­ки экономической и политической олигархизации, что свидетель­ствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

Как изменился политический режим в России за последние годы?

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом – Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федераль­ного Собрания – Совет Федерации – включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируют­ся депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ в стране образовался огромный разрыв между бога­тыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «средне­го класса» ведет к росту авторитарных настроений.

В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промыш­ленных групп, монополизирующих к тому же массмедиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и за­конодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превра­щают существующий режим в корпоративно-олигархический.

Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлено принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на его политику у других ветвей власти нет.

Усилению авторитарных тенденций способствуют и такие факторы, как перманентный рост преступности; природные катаклизмы; этнорегиональные конфликты; военные столкновения; нестабильность ситуации внутри правящих элит.

Надо отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требую­щие времени и большого напряжения всех социальных
ресурсов.

34. Политическое сознание: содержание, структура, функции.

В любом обществе в связи с функционированием политической власти складываются определенные отношения между объектами и субъектами политического процесса. Политическая власть заинтересована в том, чтобы ее поддерживали, и стремится воздействовать на индивида таким образом, чтобы побуждать его к определенным политическим действиям в интересах конкретной политической системы.

Содержание: Политическое сознание один из важных элементов политической системы. Политическая система и политическое сознание взаимосвязаны – возникают и развиваются одновременно и наоборот, т.е. политическая система поддерживает только такое политическое сознание, которое способствует ее нормальному функционированию (соответствует ее целям). Различные политические институты (гос.органы, партии, организации) воздействуют на политическое сознание граждан с целью выработки определенного общественного мнения, приемлемых для системы ценностей и установок. Одни политические институты делают это непосредственно перед принятием человеком решения (на выборах, референдуме и др.), другие постоянно формируют политическое сознание граждан для выработки целостной идеологии.

Политическое сознание – совокупность взглядов, выражающих отношение отдельного индивида или группы к другим общественным группам, политическим партиям, движениям, политической власти в целом.

С полит.сознанием связано такое понятие, как менталитет – приобретенные индивидом в процессе социализации знания, ценности, представления, установки в своем единстве. Менталитет формируется на уровне массового политического сознания, а затем трансформируется в индивидуальную ментальность (фундаментальные различия в способах мышления индивидов, социальных общностей), через которую индивид идентифицирует себя с политической целостностью. Менталитет ≠ Ментальность.

Структура: В политическом сознании выделяется ряд структурных элементов, отражающих реальные взаимосвязи и взаимозависимости внутренних сторон:

1. Политическая идеология и психология (Политическая идеология связывается в основном с рациональной, теоретической стороной политического сознания, а политическая психология – с эмоциональной, обыденной стороной сознания).

2. Специализированное политическое сознание (Присуще в основном политическим партиям, организациям, которые всегда нацелены на формирование массового сознания. Следовательно, основным для данного сознания является выработки и внедрение в сознание людей, социальных групп соответствующей идеологии).

3. Массовое политическое сознание; политическое сознание отдельных слоев (Сложное, динамичное, конкретно-историческое явление. Массовое политическое сознание отражает уровень и содержание потребностей масс, а также характер их знаний о политической реальности. При этом речь идет как о знаниях, которые внесены в массовое сознание теми или иными идеологиями, так и приобретенных социальными общностями в результате их практической деятельности).

4. Политическое самосознание, политические знания и оценки субъектом политики социальных групп(классов), осознание субъектом политических требований и интересов.

5. Политические теории, идеи, стереотипы мышления, традиции, убеждения, установки, эмоции, чувства, мнения.

Функции: Выполняет 3 функции.

1. когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов);

2. коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти);

3. идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).
Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Например, в переходных процессах, когда в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным видением политических изменений и политики будущего, ищущие логику своего властного поведения, тогда, как правило, ослабевает коммуникативная функция политического сознания, но одновременно активизируется его идейная функция.

 

Уровни:

1. Государственный уровень. Гос. сознание связывается с разработкой и обоснованием официальной политики правящей элиты, которая, прежде всего, выражает собственные интересы, хотя вынуждена учитывать интересы, потребности, ценности, различных слоев, групп и народа в целом. Гос. Сознание регулирует политические отношения, и осуществляется это при помощи разработки законов, программ, выработки определенных решений и т.п. Основная направленность этого уровня – сохранение существующего статус-кво в обществе, ориентация правящих кругов на удержание власти.

2. Научно-теоретический. Вскрывает сущность явлений мира политики и является основой идеологии, формирования идей, идеалов, ценностей, воспринимаемых различными социальными группами. В условиях тоталитарного режима, как, например, в СССР, теоретическое сознание идеологически обеспечивало существование и функционирование советской политической системы. С этой целью создавались политические мифы, направленные на укрепление власти партийной номенклатуры и насаждение их в массовом политическом сознании.

3. Обыденный. Включает в себя здравый смысл, моральные оценки. В отличие от теоретического сознания, которое приобретается в процессе жизни, обыденное сознание в значительной степени заложено биологически, оно в психике у людей. Главным элементом сознания являются эмоции, чувства индивида. Обыденное сознание позволяет людям легче понять те процессы, явления, которые не требуют логики и научных знаний. Оно во много связано с такими явлениями процесса общения, как слухи, сплетни, анекдоты.

Все три уровня тесно взаимосвязаны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных