Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ




 

ЭКСПЕРИМЕНТ

 

В естественных науках отдается предпочтение данным, полученным благодаря эксперименту.

Эксперимент включает контроль переменных для установления точных причинно-следственных связей. Стремление к достижению такой точности побудило социологов по мере возможности тоже проводить эксперименты.

Чтобы понять ценность экспериментов, нужно просто сравнить их с опросами. Путем анализа вопросников или интервью социолог может выявить взаимосвязи между рядом переменных. Например, нам хорошо известно, что образование, род занятий и доход взаимосвязаны. Возникает вопрос: какие из этих факторов следует считать независимыми, а какие зависимыми переменными?

По логике вещей, образование - независимая переменная, а род занятий и доход - зависимые. Такой ход рассуждений связан с тенденцией придавать первостепенное значение образованию. Обычно мы полагаем, что причина (т.е. независимая переменная) предшествует следствию (т.е. зависимой переменной). Тем не менее существуют люди низкого уровня образования, обретающие богатство и вновь приступающие к учебе. Таким образом, уровень дохода иногда предшествует уровню образования. Помимо этого, бывает трудно выделить воздействие лишь одной переменной. Например, образование и род занятий могут быть настолько тесно связаны между собой, что невозможно определить, в какой мере каждый из этих факторов влияет на доход.

Подобные проблемы во многом снимаются при экспериментировании благодаря возможности контроля. В условиях эксперимента испытуемых подразделяют на экспериментальную и контрольную группы. Число групп зависит от сложности исследовательской задачи. В большинстве случаев каждой независимой переменной соответствует экспериментальная группа. В простейших случаях существуют лишь одна независимая и одна зависимая переменные. Испытуемые из экспериментальной группы "подвергаются воздействию" независимой переменной, т.е. их как-то стимулируют или вознаграждают, подвергают санкциям, чего-то лишают и т.п. Точно также анализируют данные, получаемые из контрольной группы, но на них не оказывает влияния независимая переменная. Затем на основе наблюдения, анализа вопросника или интервью в обеих группах измеряется зависимая переменная (например, чувство собственного достоинства, о котором сообщают испытуемые). Логическая часть экспериментального метода показана на схеме 1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных