Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы современных политических систем




В политологической литературе встречаются самые разнообразные подходы к классификации политических систем. Их многообразие, с одной стороны, раскрывает богатство эволюции политических порядков в мире, а с другой стороны, отражает различные парадигмальные и идеологические подходы, обусловливающие понимание исследователями сущности политического процесса, характер интерпретации ими основных проблем общественного развития и т.д.

Среди наиболее известных типологий можно выделить следующие: позитивистско-юридическую классификацию; социально-экономическую; цивилизационную; национально-этническую и классификацию, основным критерием которой является устойчивость и стабильность системы.

Сторонники позитивистско-юридических подходов политические системы подразделяют в основном по критериям, характеризующим совокупность их внешних признаков, определяющих способ организации, устройства и функционирования государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государствен­ной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаи­моотношения с населением. В истории существования государств извест­ны три формы правления: монархия, олигархия и республика.

Монархия — такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалис­тическую), конституционную (парламентарную).

В качестве переходных форм от монархии к республике выделяют: выборную монархию (когда монарх избирается высшей аристократией) и монократическую республику (когда президент избирается народом, но затем провозглашает себя пожизненным президентом).

Олигархия (греч. oligarchia, составное от oligos — немногочисленный и arche — власть) — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.

Часто выделяют следующие формы олигархий: традиционная, соревновательная, авторитарно-бюрократическая.

Особой формой олигархии рассматривается плутократия. Этот термин фиксирует концентрацию власти в руках особо богатой и влиятельной бизнес - элиты. В конце XX века экономическая олигархия была ярко выражена в России и в ряде стран СНГ, как следствие неравномерного распределения государственного имущества в ходе приватизации.

Республика (от лат. res – дело и publicus – общественный, всенародный), форма правления, при которой носителем государственного суверенитета является народ (все дееспособные граждане или большинство их) и государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяют на парламентские (Авст­рия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Фран­ция), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Ла­тинской Америки).

Уделяя особое внимание смешанным формам правления как наиболее распространенным, некоторые исследователи предлагают их разделять на: непрезидентарную президентскую систему (Боливия), парламентарную президентскую систему (Аргентина, Парагвай, Перу), непарламентарную полупрезидентскую систему (Белоруссия, Казахстан, Россия), непрезидентарная полупрезидентская система (Австрия,Ирландия,Исландия и др.), парламентская полупрезидентская система (Израиль в 1996-2001 гг.), президентарная парламентская система (Ливан), суперпрезидентская парламенская система, суперпарламентарная президентская система.

Форма государственного устройства определяет административно-тер­риториальную организацию государства, характер взаимодействия со­ставных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Увеличение числа федераций – общемировая тенденция в государственном строительстве. Ныне в мире насчитывается 25 федераций

(в том числе семь из восьми самых крупных государств), их территория охватывает половину территории земного шара, в них проживает почти 40% населения Земли. Кроме собственно федераций, существует группа государств, которые во многом претворяют в жизнь федеративные принципы, оставаясь формально унитарными (например, Испания, Италия, Великобритания).

Форма государственного (политического) режима (от лат. regimen – «управление») – это совокупность способов, форм и методов функционирования государства, характер организации власти в нем, определяющих в целом политическую жизнь в стране.

Своеобразным индикатором политического режима выступает механизм осуществления политической власти, положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод, воз­можность выражения и реализации различных интересов, сте­пень, характер и результаты вовлеченности граждан в политиче­скую жизнь и управление общественными делами, соотношение самоуправления и управления, методы реализации политических решений существующей властью. Исходя из этого различают две основные формы государственного режима: демократичес­кий и антидемократический.

Демократический режим можно охарактеризовать следующи­ми признаками: 1) признание народа в качестве источника власти; 2) выборность органов власти на основе честных и соревнователь­ных выборов; 3) подотчетность должностных лиц избирателям; 4) при­знание фактического равноправия граждан; 5) провозглашение и га­рантия основных демократических прав и свобод; 6) легальное вы­ражение плюрализма интересов в обществе; 7) построение государственного аппарата по принципу «разделения власти»; 8) ра­венство всех граждан перед законом; 9) защита прав отдельных гра­ждан, национальных и политических меньшинств.

В рамках демократического режима выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в реше­нии вопросов государственной жизни путем всенародного голосования
(референдума);

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства
через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям,
т. е. через депутатов федеральных, региональных и местных органов власти;

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический, консервативно-демократический и охлократический (власть толпы) режимы.

Антидемократические политические режимы. В качестве основных черт подобных режимов выделяют: сильную персональную власть диктатора или партии; отмену деятельности оппозиционных политических сил и партий; господство однопартийной системы; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган государственной власти; часто к власти приходит «военная хунта».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных