Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




 

В результате изучения учебной дисциплины «Логика» студент должен

иметь представление:

о роли и значении логики в формировании человеческого мышления;

– о способах, средствах и приемах логического мышления, аргументации;

знать:

основные логические термины, формы мысли, и как они связаны между собой;

основные правила и приемы ведения аргументации с различными оппонентами;

уметь:

применять законы правильного мышления, выводного знания, аргументации в профессиональной юридической деятельности.

 

 


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов
Общая трудоемкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Практическое занятие в форме ролевой игры  
Самостоятельная работа    
Форма итогового контроля   экзамен

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Разделы и темы дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия
Раздел 1. Предмет и значение логики      
Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов      
Раздел 2. Понятие, суждение, основные законы логики      
Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий,      
Тема 2.1.с (семинар) Предмет логики. Понятие      
Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями      
Тема 2.2.с (семинар) Отношения между понятиями; логические операции с понятиями      
Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений      
Тема 2.3.с (семинар) Суждение: структура и виды      
Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов      
Тема 2.4.с (семинар) Преобразование суждений и отношения между ними      
Тема 2.5 Законы логики      
Тема 2.5.с (семинар) Законы формальной логики, правила выводного знания      
Раздел 3. Логические основы аргументации      
Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста. Умозаключения по аналогии и индуктивные.      
Тема 3.1.с (семинар) Умозаключения и их роль в деятельности юристов      
Тема 3.2 Дедуктивные умозаключения      
Тема 3.2.с (семинар) Виды дедуктивных умозаключений      
Тема 3.3 Аргументация в работе юриста. Доказательство и опровержение      
Тема 3.3.с (семинар) Логические и методологические аспекты аргументации и критики      
Тема 3.4 Гипотеза и версия      
Ролевая игра "Версия"      
ВСЕГО:      

ПРОГРАММА

Тема 1.1 Логика как наука и ее роль в деятельности юристов

 

Студент должен

иметь представление:

– о формах познания объективного мира человеком;

– о правильном мышлении;

знать:

– предмет формальной логики;

– основные понятия: предмет, закон, логическая культура, знание, истина, ложь;

– основные этапы развития логики;

– особенности языка логики;

– значение логики для юристов;

уметь:

– различать основные логические формы;

– правильно применять основные логические термины.

 

Понимание процесса познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Основные характеристики абстрактного мышления. Логическая форма мысли. Основные типы логических форм: понятие, суждение, умозаключение.

Формальная логика как наука. Предмет логики. Логическая культура. Основные этапы формирования логической науки.

Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки-символы. Языки естественные и искусственные. Язык логики.

Теоретическое и практическое значение логики для юристов. Логика и методология правового познания.

 

Тема 2.1 Понятие; объем, содержание и виды понятий

 

Студент должен

иметь представление:

– об основных логических приемах формирования понятий;

– о связи понятий и слов;

– о полной логической характеристике понятия;

знать:

– основные характеристики понятия как формы мышления;

– закон обратного отношения объема и содержания понятий;

– основные виды понятий;

уметь:

– определять объем и содержание понятия;

– обобщать и ограничивать понятия.

 

Понятие как форма мышления. Способы образования понятий в естественном языке.

Признаки предметов. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержаниями и объемами понятий.

Виды понятий. Единичные, общие и нулевые понятия; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; собирательные и несобирательные понятия.

 

 

Тема 2.2 Отношения между понятиями; логические операции с понятиями

Студент должен

иметь представление:

– о многообразии отношений между различными понятиями;

– о возможностях использования различных операций с понятиями в практической

деятельности юриста;

знать:

– характеристику сравнимых и несравнимых понятий;

– виды отношений совместимости и несовместимости;

– операции обобщения, ограничения, определения и деления понятий;

уметь:

– определять виды отношений между понятиями, изображать их в круговых схемах Л. Эйлера;

– определять ошибки неправильных определений и делений понятий.

Понятие об отношениях и видах отношений между понятиями. Круговые схемы Л. Эйлера. Сравнимые и несравнимые понятия. Отношения равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противоречия.

Определение понятий. Явные и неявные определения. Определение через род и видовое отличие. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды и правила деления понятий. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура.

 

Тема 2.3 Суждение. Виды суждений. Модальность суждений

Студент должен

иметь представление:

– об истинности и ложности суждений;

– о связи суждений и предложений;

– о модальности и ее видах;

знать:

– языковую форму выражения суждений;

– состав и структуру суждений;

– виды простых суждений;

– объединенную классификацию простых категорических суждений по качеству и

количеству;

уметь:

– определять в суждениях субъект, предикат и связку;

– определять распределенность терминов в простых суждениях;

– давать характеристику суждения.

 

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Простые суждения. Структура простого категорического суждения. Виды суждений. Атрибутивные суждения. Суждения об отношениях. Распределенность терминов в суждениях.

Модальность суждений. Алетическая, эпистемическая, деонтическая, темпоральная модальности.

Тема 2.4 Отношения между суждениями. Виды вопросов

 

Студент должен

иметь представление:

– о преобразовании суждений;

– о роли вопросов и ответов в практической деятельности юриста;

– об "логическом квадрате";

знать:

– виды отношений между простыми суждениями;

– виды логических связок в сложных суждениях;

– основные типы преобразования суждений;

– основные виды вопросов и ответов;

уметь:

– производить основные преобразования суждений;

– строить "таблицы истинности" сложных суждений;

– находить ошибки при постановке вопросов и при ответе на них.

Преобразование суждений. Обращение, превращение, противопоставление предикату; порядок, правила и практическое значение преобразований.

Виды отношений между суждениями по логическим формам. Сравнимые и несравнимые суждения, совместимые и несовместимые. Суждения. Логический квадрат.

Сложные суждения. Виды сложных суждений. Правила построения таблиц истинности сложных суждений.

Вопрос как мысль особого типа. Логическая структура вопроса. Виды вопросов: по степени общности, по характеру предмета, объема, содержания, по синтаксической структуре, по целевому предназначению, по функциональной предназначенности. Виды ответов: сильные и слабые, полные и неполные.

Тема 2.5 Законы логики

Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрицание простых и сложных суждений.

 

Студент должен

иметь представление:

– о роли законов логики в познании;

– об использовании их в практической деятельности юристов;

знать:

– содержание законов логики;

уметь:

– применять законы логики в практической деятельности.

 

Понятие логического закона. Общая характеристика законов логики. Сфера действий законов логики. Основные свойства мысли, выражаемые законами логики: определенность, непротиворечивость, обоснованность.

Закон тождества как выражение определенности мысли. Логические ошибки при нарушении закона тождества: подмена понятия; подмена тезиса. Правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать закон тождества.

Закон непротиворечия. Понятие диалектического и формально-логического противоречия. Проявление противоречия во всех несовместимых суждениях: контрарных, контрадикторных. Недопущение противоречия во всяком правильном мышлении.

Закон исключенного третьего и специфика его действия в юридической практике. Взаимосвязь закона исключенного третьего с законом непротиворечия. Невозможность признания двух противоречащих суждений одновременно истинными или ложными.

Закон достаточного основания, как выражение требования обоснованности мысли. Достаточное обоснование как мысль, которая проверена и признана истинной, и из которой с необходимостью вытекает истинность выводного знания.

Взаимосвязь законов логики и их роль в деятельности юристов.

Тема 3.1 Умозаключение и его значение для юриста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных