Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
| Количество
аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия
(наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма
контроля
знаний
|
лекции
| практические (семинарские) занятия
| лабораторные
занятия
| УСРС
|
| РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА
«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (34 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1.
| Предметное содержание специальной психологии (2 ч.)
1. Задачи, связь с другими науками.
2. История становления специальной психологии.
3. Виды классификаций детей с особенностями психофизического развития
|
| | | | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[5]
[7]
[6]
Доп. –
[2]
[3]
[15]
[14]
[20]
[25]
|
|
1.2.
| Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке (2 ч.)
1. Понятие «среднестатистическая норма», «функциональная норма».
2. Основные условия нормального психического развития (по А.Р.Лурии).
3. Основные подходы к решению проблемы «норма-патология»: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, гуманистический, уровневый.
4. Дихотомия «норма-патология» с точки зрения уровневого подхода.
5. Сочетание нарушений психофизиологического, индивидуально-психологического и личностно-смыслового уровней при психическом недоразвитии, задержанном, поврежденном, дефицитарном, искаженном, дисгармоническом развитии.
| |
| | | Структурно-логические схемы
Мультимедийная презентация № 1
| Осн. -
[1]
[7]
[5]
[4]
Доп. –
[19]
| Устный опрос, реферативные сообщения, анализ первоисточника, составление схемы
|
1.3.
| Концептуальные основы специальной психологии (2 ч.)
1. Концептуальные источники специальной психологии. Психологическая теория деятельности.
2. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
3. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
4. Теория А.Р.Лурии о мозговой организации высших психических функций.
5. Теория социализации и социального влияния.
|
|
| | | Мультимедийная презентация № 2
| Осн. -
[9]
Доп. –
[19]
| -
|
1.4.
| Принципы и методы специальной психологии (10 ч.)
|
| |
| |
|
|
|
1.4.1
| 1. Философские и общепсихологические принципы, используемые специальной психологией.
2. Специфичные принципы специальной психологии.
3. Понятие о научном методе. Использование методов в специальной психологии.
|
|
|
|
| Мультимедийная презентация № 3
| Осн. -
[5]
[9]
Доп. –
[30]
|
|
1.4.2
| 1. Философские и общепсихологические принципы, используемые специальной психологией.
2. Специфичные принципы специальной психологии.
3. Понятие о научном методе. Использование методов в специальной психологии.
|
|
|
|
|
| Осн. -
[5]
[9]
Доп. –
[30]
| Составление карт наблюдений
|
1.4.3
| 1. Философские и общепсихологические принципы, используемые специальной психологией.
2. Специфичные принципы специальной психологии.
3. Понятие о научном методе. Использование методов в специальной психологии.
|
|
|
|
|
| Осн. -
[5]
[9]
Доп. –
[30]
| Составление карт наблюдений
|
1.5.
| Закономерности развития детей с особенностями психофизического развития (общие и специфические) (4 ч.)
|
|
| | |
|
|
|
1.5.1
| 1. Общие в норме и при дизонтогенезе закономерности развития.
2. Модально-неспецифические закономерности нарушенного развития.
3. Модально-специфические закономерности.
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[4]
[5]
[8]
[9]
Доп. –
[2]
[30]
|
|
1.5.2
| 1. Общие в норме и при дизонтогенезе закономерности развития.
2. Модально-неспецифические закономерности нарушенного развития.
3. Модально-специфические закономерности.
|
|
|
| |
| Осн. -
[4]
[5]
[8]
[9]
Доп. –
[2]
[16] [17]
| Устный опрос, реферативные сообщения, анализ первоисточников, составление схемы
|
1.6.
| Основные параметры дизонтогенеза. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений в психическом развитии (8 ч.)
|
|
| |
|
|
|
|
1.6.1
| 1. Основные параметры дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).
2. Понятие о структуре нарушенного развития.
3. Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения».
4. Механизмы формирования вторичных отклонений
5. Личностные реакции на первичный дефект.
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
Презентация
| Осн. -
[4]
[5]
[9]
Доп. –
[4]
|
|
1.6.2
| 1. Основные параметры дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).
2. Понятие о структуре нарушенного развития.
3. Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения».
4. Механизмы формирования вторичных отклонений
5. Личностные реакции на первичный дефект.
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
Презентация
| Осн. -
[4]
[5]
[9]
Доп. –
[4]
| Составление аннотированного списка просмотренных фильмов или прочитанных книг.
Письменный анализ одного из персонажей фильма (книг)
|
1.6.3
| 1. Основные параметры дизонтогенеза (по В.В.Лебединскому).
2. Понятие о структуре нарушенного развития.
3. Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения».
4. Механизмы формирования вторичных отклонений
5. Личностные реакции на первичный дефект.
|
|
|
| 4 лаб.
| Структурно-логические схемы
Презентация
| Осн. -
[4]
[5]
[9]
Доп. –
[4]
| Составление аннотированного списка просмотренных фильмов или прочитанных книг.
Письменный анализ одного из персонажей фильма (книг)
|
1.7.
| Причины отклонений в психическом развитии. Компенсация и коррекция отклонений в развитии. Социально-психологическая реабилитация и абилитация
(4 ч.)
|
|
|
| |
|
|
|
1.7.1
| 1. Факторы отклоняющегося развития.
2. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием.
3. Понятие о компенсаторных феноменах.
4. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие «коррекция». Понятия «реабилитация», «абилитация».
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
| Доп. –
[4]
[14]
|
|
1.7.2
| 1. Факторы отклоняющегося развития.
2. Причинно-следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием.
3. Понятие о компенсаторных феноменах.
4. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие «коррекция». Понятия «реабилитация», «абилитация».
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[5]
[10]
Доп. –
[6]
[10]
[30]
| Устный опрос, реферативные сообщения, составление схемы
|
1.8.
| Социально-психологические проблемы специальной психологии (2 ч.)
1. Психологическая реальность ребенка с нарушениями в развитии.
2. Роль семьи в процессе социализации ребенка. Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка-инвалида (по Л.М.Шипициной).
3. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка-инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.
4. Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития (по В.С.Соммерсу).
|
|
|
|
л.
|
| Осн. -
[9]
[10]
Доп. –
[31]
| Реферативные сообщения.
Устный опрос.
Обсуждение результатов изучения первоисточников
|
| РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА (14 ч.)
|
| |
|
|
| |
|
2.1.
| Тренинг эмпатии «Дети с особенностями психофизического развития» (4 ч.)
1. Сущность содержания понятия «Дети с особенностями психофизического развития».
2. Ограничения и особенности психофизического развития детей с особенностями развития: детей с нарушениями слуха; детей с нарушением зрения; детей с двигательными нарушениями; детей с речевыми нарушениями.
3. Отношение общества к детям с особенностями психофизического развития.
4. Учет особенностей развития в коррекционно-психологической работе с детьми с особенностями развития.
| | |
| | | Осн. -
[2]
[3]
[5]
[9]
Доп. –
[4]
[5]
[6]
[8]
[9]
[19]
[21]
[32]
|
|
2.2.
| Психическое недоразвитие. Поврежденное развитие
(2 ч.)
1. Определение.
2. Этиология. Степени.
3. Структура дефекта.
4. Психологическая характеристика.
|
| | | | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[2]
[12]
[35]
[38]
Доп. –
[15]
|
|
2.3.
| Задержанное развитие (2 ч.)
1. Определение.
2. Этиология. Классификация.
3. Структура дефекта.
4. Психологическая характеристика.
|
|
|
| | Презентация
| Осн. -
[7]
Доп. –
[19] [10]
[22] [26]
|
|
2.4.
| Дефицитарное развитие (2 ч.)
1. Определение.
2. Этиология. Классификация.
3. Структура дефекта.
4. Психологическая характеристика.
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[2]
Доп. –
[1]
[7]
[16] [21] [28]
[32]
|
|
2.5.
| Искаженное развитие (2 ч.)
1. Определение.
2. Этиология. Классификация.
3. Структура дефекта.
4. Психологическая характеристика.
|
|
|
| | Структурно-логические схемы
| Осн. -
[2]
[3]
[6] Доп. –
[12]
|
|
2.6.
| Дисгармоническое развитие (2 ч.)
1. Определение, этиология, структура дефекта при психопатии.
2. Виды психопатий по происхождению.
3. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.
|
|
|
| 2 л.
| -
| Осн. -
[2]
[6]
Доп. –
[5]
[24]
| Проверка рефератов
|