Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 24 страница




Дерево причин дано на рис. 11.17. Результаты анализа (возможный вариант) пред­ставлены в табл. 11.16 в виде причин происшедшего ЧП, предупредительных меро­приятий и источников опасности, которые спрогнозированы на базе фактов, занесен­ных в графу причин. Прогнозирование осуществляют в двух дополняющих друг друга направлениях: а) ведут поиск источников опасности на данном месте; б) ведут поиск


Таблица 11.15. Использование логических связей в причинно-следственном анализе


Действия


Последовательность


Разделение


Сочетание


Определение


ЧП У имеет одну причину X


ЧП Yj, Y2,Yn имеют одну при­чину X


ЧП ГимеетпричиныХ])Х2,...,Хп


Представление


<7)


Ф


Свойство


ЧП X— необходимое и доста­точное условие появления ЧП Y


ЧП I является необходимым и достаточным условием для появле­ния ЧП Ylf Y2, Y„


Только сочетание ЧПХ12,...,Хп является необходимым и достаточ­ным условием для появления ЧП Y


Формула


Y±*X


П7


Y++Y1X,


Пример


Гк


Ui

2


О


X— появление в цепи тока боль­шой силы; Y— перегорание плав­кого предохранителя


X— автомат вышел из строя; У, — остановка техпроцесса; Г2 — сигнал тревоги


Хх — образование взрывчатой смеси; Х2 — инициирование; Y— взрыв


хг

хьО

движется к прицепу; Xv ный случай (травма);


Рис. 11.17. Дерево причин аварии тя­гача:

N Х} обычно используемый тягач вышел из —О О строя; Х2 — другой тягач использовался в ра­боте; Х3 — различие в высоте прицепа и но­вого тягача; Х4 — осуществление сцепки за­труднено; Х5 — водитель встает между тяга­чом и прицепом; Х6 — не включен ручной тормоз; Х7 — вибрации от работающего дви­гателя; Х8 — двор имеет уклон; Х9 — тягач водитель зажимается между прицепом и тягачом; N — несчаст-

факт постоянного характера; остальные — случайного)


рабочих мест, где данный источник опасности может быть идентифицирован. Таким образом, причинно-следственный анализ происшедшего н-ЧП не только позволяет исключить выявленные причины, но и спрогнозировать опасности. Наконец, за ис­полнением предупредительных мероприятий необходимо проследить. Этому будет способствовать планирование, проведенное, например, по форме табл. 11.17, которая отвечает на вопросы: кто? когда? где? сколько? Эффективность всей работы будет так­же зависеть от информации, которую получит персонал предприятия. Информация должна вызывать положительное отношение персонала к принимаемым мерам.

Таблица 11.16. Вариант представления результатов причинно-следственного анализа в примере с тягачом
Причины несчастного случая Возможные предупредитель­ные мероприятия Источники опасностей
Двор с уклоном Невыключенный тор­моз, работающий двига­тель Разная высота прицепа и тягача Тягач, вышедший из строя Реконструкция двора Инструктаж водителя Стандартизация соеди­нений Предупредительный ре­монт транспортных средств Неподходящие места стоянок Недостаточная подго­товка водителей Техническая несовмес­тимость материалов Поломка оборудования

 

11.1.3. Количественный анализ опасностей

Функция опасности для системы ЧМС. При анализе опасностей сложные системы разбивают на множество подсистем. Подсистемой называют часть системы, которую выделяют по определенному при­знаку, отвечающему конкретным целям и задачам функционирова­ния системы (например, подсистема управления безопасностью тру­да). В рамках этих задач подсистема может рассматриваться как само­стоятельная система. Таким образом, иерархическая структура слож-


Таблица 11.17. Форма для планирования предупредительных мероприятий
Первая стадия: регистрация
Рассматриваемые предупредительные мероприятия Стадия внедрения мероприятий (что внедряется) Объекты внедре­ния Срок внедрения Ответственный Ожидаемая стои­мость
     
     
Вторая стадия: проверка
Дата Стадия внедрения мероприятий (что внедрено) Результаты внедрения или причины, помешавшие внедрению
     
     

С Воздействие  
  Q\ • •• а • •• Qn  
1 1 1 1 J  
£, еу е, е, еп е„
             
Рис. 11.18. Схема со­бытий в системе ЧМС
Е*Е

ной системы такая, что позволяет ее разбивать на подсистемы различных уровней, причем под­системы низших уровней входят составными частями в подсистемы высших уровней. Под­системы, в свою очередь, состоят из компонен­тов — частей системы, которые рассматривают­ся без дальнейшего членения как единое целое.

Систему ЧМС, состоящую из компонентов Q\, Qi9 Qn (рис. 11.18), будем обозначать в виде вектора системы Q= (Qu Q2,..., Qn). От­клонение компонента Qt от нормального функ-

___ ционирования (отказ, авария) есть ЧП Д. ЧП

Д(/ = 1, п) ведут к ненормальному функционированию системы Q, составляющему суть ЧП Е. Логический анализ внутренней структуры системы ЧМС и определение вероятности ЧП 2? как функции отдель­ных ЧП Д являются одной из задач анализа опасностей. Чтобы опре­делить эту функцию, введем индикаторы ЧП и / = 1, п, которые могут принимать только два значения 1 и 0. Будем полагать, что если ЧП Д, относящееся к компоненту Qh произошло, то = 1, а если не произошло, то = 0, т. е. произошло ЧП Д. Тогда для системы Q на­ступление ЧП Е соответствует = 1, а наступление ЧП Е означает = 0. Иначе говоря, имеем вектор индикаторов ЧП

(11.20)

и

= Йь

и следующие соотношения:


(11.21)

Ej =Г Е, -0

Если ЧП Е-, наступает с вероятностью /л. то, как следует из соотно­шений (11.21), с этой же вероятностью индикатор ЧП принимает значение 1. Поэтому справедливы следующие зависимости:

pl=P{Ei} = P{^i= 1}

(11.22)

qi=P{Ei} = P£l=Q} = l-pi

р = Р{Е} = Р& = 1}

q = P{E} = P£ = 0} = l-p.,

Логический анализ функционирования системы ЧМС позволяет записать логическую и индикаторную функции системы:


Е—Е(Еи Еъ..., Е„), % = Е&и §2,..., Ы.


268.


Применяя правила теории вероятностей, находят вероятность ЧП в виде так называемой функции опасности:


Р~ Fp(pu Pi, Рп)-
(11.25)


Таким образом, состояние системы ЧМС описывается: вектором системы Q = (Qu Qb..., Qn), вектором индикаторов ЧП =...,

логической функцией системы Е = Е(Еи Еъ..., Еп), индикаторной функцией системы = Е^ь \2,..., функцией опасностир = Ери Pi, />«)•

На практике часто индикатор и событие обозначают одной и той же буквой, так как это делалось в предыдущих параграфах.

Предположим, что анализ опасностей проводится для таких про­странственно крупных систем, как цех или завод. Тогда в большин­стве случаев выявленные источники опасностей могут рассматри­ваться как точечные. Их местоположение можно задать с помощью системы координат. Кроме того, можно допустить, что опасность достаточно полно характеризуется значениями вероятностей ЧП. Эти вероятности можно условно называть «зарядами» опасностей. Заряды опасностей можно связать с системой координат, как, напри­мер, показано на рис. 11.19, и считать, что они создают вокруг себя поле опасности, напряженность которого характеризуется вероятно­стью наступления н-ЧП. Это позволит не только установить границы опасной зоны, но и произвести ее разметку в зависимости от степени опасности.

Подсистемы и ЧП ИЛИ, И. Подсистемой ИЛИ называют часть системы ЧМС, компоненты которой соединены последовательно (рис. 11.20). Отказ подсистемы есть ЧП ИЛИ. К ЧП ИЛИ приводит отказ любого компонента подсистемы.

Будем обозначать отказы теми же буквами, что и компоненты. Если Ej — отказ j- го компонента (компонент Ej), то ЧП ИЛИ есть со­бытие:


Е=Е{ = Е2 +... + Еп=
'j '


(11.26)


где т — число компонентов.


Y qP{E2}

9P{Ei)



 

si

X

а

V

Рис. 11.19. Описание опасности с помощью «зарядов»:


б

Рис. 11.20. Символическое изображе­ние подсистемы ИЛИ:

а — графический символ; б — развернутая схема


В силу логических законов двойственности отсутствие ЧП ИЛИ есть событие


Е = П Е,.

• 1 J


(11.27)


Если отказы компонентов можно рассматривать как взаимно не­зависимые, то соотношения (11.7) и (11.18) позволяют найти вероят­ность ЧП ИЛИ:

ЕЛ-jZ^j=l~p{ДЛ-} = i-ga-p{Ej\). <1L28>

Для равновозможных отказов

Р{Е;}=р, (/•=!, 2,..., /П) (11.29)

и вероятность ЧП ИЛИ

Р{Е) = \-(\-р)т. (11.30)

Последнее выражение свидетельствует о высокой вероятности ЧП в случае сложных систем. Например, при вероятности отказа компонента р — 0,1 подсистема ИЛИ, состоящая из десяти компо­нентов (т = 10), имеет вероятность того, что ЧП ИЛИ не произойдет, равную (1 -0,1)10«0,35.

Используя разложения в ряд, можно получить полезные выраже­ния, которые упрощают вычисления:

Р{Е}«1 - ехр(-рт))

™ ™, I при р < 0,1,

Р{Е}«ехр(-рт) I

при рт < ОД.
Р{Е}«рт Р{Ё}*\-рт

Подсистемой if называют ту часть системы ЧМС, компоненты ко­торой соединены параллельно (рис. 11.21). Отказ этой подсистемы есть ЧП И. КЧП И приводит отказ всех компонентов подсистемы:


Е=Е{Е2...Ет = TLE.

1 ^ J


(11.31)


Если отказы компонентов можно считать взаимно независимы­ми, то вероятность ЧП И


т

P{E) = YlP{Ej).

/=1 •>


(11.32)


К понятию подсистемы И в машиностроении приводит операция резервирования, которую применяют, когда необходимо достичь вы­сокой надежности системы (например, если имеется опасность ава­рии).

С точки зрения анализа опасностей, можно сделать следующие обобщения.

1. Любые действия персонала, операции, устройства, которые с точки зрения безопасности выполняют одни и те же функции в систе­ме ЧМС, могут считаться соединенными параллельно.

2. Любые действия персонала, операции, устройства, каждое из которых необходимо для предотвращения ЧП (например, аварии или несчастного случая), должны рассматриваться как соединенные по­следовательно.

3. Для уменьшения опасности системы ЧМС обычно добавляют резервирование, учитывая при этом затраты.

Приведем примеры. Пусть защитное устройство пилы устраняет 95 %, а инструк­ция по технике безопасности 98 % несчастных случаев. В определенном смысле это — параллельные мероприятия (компоненты) по решению одной и той же пробле­мы. Следовательно, если они независимы, результирующая вероятность несчастного случая находится как для подсистемы И и будет равна 0,001.

Аналогично, если возгорание может произойти как от неосмотрительного куре­ния, так и вследствие электростатического разряда, то предотвращение этих двух при­чин надо рассматривать как последовательные компоненты.

Рис. 11.22. Символическое представле­ние подсистемы И — ИЛИ
Рис. 11.21. Символическое изображе­ние подсистемы И:
а б

Подсистемой И — ИЛИ называют ту часть системы ЧМС, которая соединяет подсистемы ИЛИ в подсистему И. Отказ подсистемы И — ИЛИ есть ЧПИ — ИЛИ. На рис. 11.22 параллельно соединенные компоненты Д (/ = 1, 2,..., т), образующие подсистему И, представ- а — графический символ; б — развернутая схема

ляют собой подсистемы ИЛИ, состоящие из последовательно соеди­ненных компонентов Д,- (j= I, 2,..., п,).

По формуле (11.28) вероятность отказа /-й подсистемы ИЛИ


Р{Д}=1-П(1-Р{^,}).


(11.33)


Учитывая соотношение (11.32), находим вероятность ЧП И ИЛИ:


Р{Е\ = П

ы


1-ГМ-ВД,.})

J=1 17


(11.34)


Подсистемой ИЛИ — И в системе ЧМС называют подсистемы И, соединенные в подсистему ИЛИ. На рис. 11.23 последовательно со­единенные компоненты Д (/= 1, 2,..., т), образующие подсистему ИЛИ, представляют собой подсистемы И из параллельно соединен­ных компонентов Еу(/= 1, 2,..., п{).

С учетом формулы (11.32) вероятность отказа /-й подсистемы И


Р{Д} = ПР{^}.

j=1


(11.35)


Используя соотношение (11.28), находим вероятность ЧП ИЛИ-И


Р{Е) = 1


п

ЫI
(11.36)


В более сложных случаях, чтобы воспользоваться формулами (11.3) и (11.18) теории вероятностей, логическую функцию (11.23) не­обходимо определенным образом преобразовать — привести ее к нормальной, а затем к совершенной нормальной форме. Тогда она будет включать несовместимые события.

2*1
Ei* ... Ет*
           
Ей ... Ещ   Ет1 ... Епе„

Численный анализ риска. Следует различать техногенный риск при наличии источника опасности и риск при наличии источника, ока­зывающего вредное воздействие на здоровье. Источник травмоопасности потенциально об­ладает повреждающими факторами, которые рис П23 Символиче воздействуют на организм или окружающую ское представление среду в течение относительно короткого отрез- подсистемы или — и ка времени. Что касается источника, характе­ризующегося вредными факторами, то принято считать, что он воздействует на объект в течение достаточно длитель­ного времени.

Когда последствия неизвестны, то под риском обычно понимают просто вероятность наступления определенного сочетания нежела­тельных событий, определяемую по формуле (1.7).

При наличии п источников опасности для нахождения риска

можно использовать принцип суперпозиции

= (1L37)

/=1

где i?.(r) — риск при /-м источнике опасности.

При определении индивидуального риска необходимо учитывать частоту появления персонала и время их пребывания в заданном мес­те. Однако на практике индивидуальный риск обычно рассчитывают для гипотетического индивидуума, постоянно находящегося в задан­ном месте. Таким образом, индивидуальный риск отражает характе­ристику опасности технической установки вне зависимости от пове­дения персонала. Как правило, индивидуальный риск уменьшается с увеличением расстояния от технической установки и в заданном мес­те может быть изображен в виде кривых изорисков. Например, на рис. 1.7 схематично показано поле рисков от трех установок. При су­перпозиции полей делается допущение, состоящее в том, что исклю­чается одновременное появление ЧП на всех установках из-за малой вероятности их возникновения.

Для выполнения условий травмобезопасности может потребо­ваться внесение изменений в следующие компоненты, управляющие риском: конструкторские решения; аварийные методики; учебные, тренировочные программы, программы по переподготовке; руково­дство по эксплуатации; нормативные документы; программы по без­опасности.

Анализ риска, обусловленного наличием источника вредного действия, состоит из этапа оценки риска, сопровождаемого исследо-
ваниями, и этапа управления риском. На этапе оценки устанавлива­ют, какие последствия вызывают разные дозы и в разных условиях в данном коллективе. На этапе управления риском анализируют раз­ные альтернативы и выбирают наиболее подходящие управляющие воздействия.

Анализ риска различных систем ЧМС обычно заканчивают про­цедурой ранжирования. Упрощенно ранжирование рисков можно провести в зависимости от тяжести повреждения и частоты ЧП. В табл. 11.18 дан возможный вариант качественной оценки тяжести по­вреждений, а в табл. 11.19 показано, как можно классифицировать частоту потенциальных ЧП. Из этих таблиц следует, что если в результате анализа опасностей ЧП отнесено по тяжести потенциаль­ного повреждения к категории 1 (катастрофическое), а частота ЧП отмечена классом А (частое), то усилия должны быть сосредоточены на устранении опасности конструкторскими мерами. Если потенци­альное ЧП имеет категорию 1 тяжести повреждения, то класс частоты ЧП должен быть Е, а при классе частоты А должна быть категория тя­жести 4, тогда величина риска не будет большой. Эта точка зрения ве­дет к допущению того факта, что вероятность ЧП приемлемого риска обратно пропорциональна тяжести повреждения.

Таблица 11.18. Категории тяжести повреждения
Тяжесть повреждения Категория Описание потенциального ЧП
Катастрофическая 1-я Несчастный случай с летальным исходом или повреждение системы, исключающее восста­новление
Критическая 2-я Несчастный случай с тяжелым исходом или значительный ущерб собственности или окру­жающей среды
Ощутимая 3-я Несчастный случай или ущерб собственности или окружающей среды
Пренебрежимая 4-я ЧП при небольшом повреждении организма или собственности или окружающей среды

 

Таблица 11.19. Классы частоты потенциальных ЧП

 

Характеристика ЧП по частоте Класс Описание потенциального ЧП
Частое А Может происходить часто
Вероятное в Может происходить несколько раз в течение жиз­
    ненного цикла системы ЧМС
Возможное С Возможно будет иметь место
Допустимое D Невозможное, но полностью исключить из рас­
    смотрения нельзя
Нулевое Е 4 Настолько невероятно, что может быть исключено
    из рассмотрения

 

 

Неприемлемый риск ^^
Нежелательный риск  
Допустимый ^/Г \  
с пересмотром j ^—З^Т  
! 4Г, 1.1  
Частота ЧС Рис. 11.24. Классификация риска в зависимости от тяжести повреждения и частоты ЧП

 

Используя частоту потенциальных ЧП и тяжесть повреждения, можно ранжировать риски так, как показано в табл. 11.20, которая иллюстрируется рис. 11.24.

Таблица 11.20. Ранжирование рисков
Характеристика и класс час­тоты ЧП Категория и тяжесть повреждения
1-я- катастрофи- ческое 2-я- критическое 3-я- ощутимое 4-я- пренебрежи- мое
Частое А ЗА
Вероятное В ЗВ
Возможное С ЗС
Допустимое D 1D 2D 3D 4D
Нулевое Е ЗЕ

Классификация риска:

Ранжирование риска:

1А, 1В, 1С, 2А, 2В, ЗА

ID, 2С, 2D, ЗВ, ЗС

IE, 2Е, 3D, ЗЕ, 4А, 4В 4С, 4D, 4Е

Неприемлем Нежелателен Допустим с пересмотром Допустим


 

Управление техническим риском (УТР) — процесс, в результате которого принимаются решения о согласии с известным риском или о необходимости устранения опасности и смягчения последствий. Методы УТР основаны на инженерных знаниях и могут в качестве Своей цели ставить, например, задачу повышения надежности систе­мы.

11.2. СРЕДСТВА СНИЖЕНИЯ ТРАВМООПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

11.2.1. Защита от механического травмирования

К средствам защиты от механического травмирования относятся предохранительные, тормозные, оградительные устройства, средства автоматического контроля и сигнализации, знаки безопасности, сис­темы дистанционного управления. Системы дистанционного управ­ления и автоматические сигнализаторы на опасную концентрацию паров, газов, пылей применяют чаще всего во взрывоопасных произ­водствах и производствах с выделением в воздух рабочей зоны ток­сичных веществ.

Предохранительные защитные средства предназначены для авто­матического отключения агрегатов и машин при отклонении како­го-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за пределы допустимых значений. Таким образом, при аварийных ре­жимах (увеличении давления, температуры, рабочих скоростей, силы тока, крутящих моментов и т. п.) исключается возможность взрывов, поломок, воспламенений. В соответствии с ГОСТ 12.4.125—83 предо­хранительные устройства по характеру действия бывают блокировоч­ными и ограничительными.

Блокировочные устройства по принципу действия подразделяют на механические, электронные, электрические, электромагнитные, пневматические, гидравлические, оптические, магнитные и комби­нированные.

Ограничительные устройства по конструктивному исполнению подразделяют на муфты, штифты, клапаны, шпонки, мембраны, пру­жины, сильфоны и шайбы.

Блокировочные устройства препятствуют проникновению чело­века в опасную зону либо во время пребывания его в этой зоне устра­няют опасный фактор.

Особенно большое значение этим видам средств защиты придает­ся на рабочих местах агрегатов и машин, не имеющих ограждений, а также там, где работа может вестись при снятом или открытом ограж­дении.

Механическая блокировка представляет собой систему, обеспе­чивающую связь между ограждением и тормозным (пусковым) уст­ройством. При снятом ограждении агрегат невозможно растормо­зить, а следовательно, и пустить его в ход (рис. 11.25).


Рис. 11.25. Схема механиче­ской блокировки:
1 — ограждение; 2 — рычаг тормо­за; 3 — запорная планка; 4 — на­правляющая

Электрическую блокировку применяют на электроустановках с напряжением от 500 В и выше, а также на различных видах технологи - ческого оборудования с электроприво­дом. Она обеспечивает включение обору­дования только при наличии ограждения. Электромагнитную (радиочастотную) блокировку применяют для предотвра­щения попадания человека в опасную зону. Если это происходит, высокочас­тотный генератор подает импульс тока к электромагнитному усилителю и поляри­зованному реле. Контакты электромаг­нитного реле обесточивают схему маг­нитного пускателя, что обеспечивает электромагнитное торможение привода за десятые доли секунды. Аналогично ра­ботает магнитная блокировка, исполь­зующая постоянное магнитное поле.

Оптическая блокировка находит при­менение в кузнечно-прессовых и механических цехах машинострои­тельных заводов. Световой луч, попадающий на фотоэлемент, обес­печивает постоянное протекание тока в обмотке блокировочного электромагнита. Если в момент нажатия педали в рабочей (опасной) зоне штампа окажется рука рабочего, падение светового тока на фо­тоэлемент прекращается, обмотки блокировочного магнита обесто­чиваются, его якорь под действием пружины выдвигается и включе­ние пресса педалью становится невозможным.

Электронную (радиационную) блокировку применяют для защи­ты в опасных зонах на прессах, гильотинных ножницах и других видах технологического оборудования, применяемого в машиностроении (рис. 11.26).

Излучение, направленное от источника 5, улавливается трубками Гейгера 7. Они воздействуют на тиратронную лампу 2, от которой приводится в действие контрольное реле 3. Контакты реле либо включают, либо разрывают цепь управления, либо воздействуют на пусковое устройство. Контрольное реле 4 работает при нарушении

JL

Рис. 11.26. Электронная (радиационная) блокировка

I системы блокировки, когда трубки Гейге-

рД j pa не работают в течение 20 с. Преимуще-

\\ ством блокировки с радиационными датчи-

[ ками является то, что они позволяют произ­водить бесконтактный контроль, так как не

Рис. 11.27. Схема пневма- связаны с контролируемой средой. В ряде

тической блокировки: случаев при работе с агрессивными или

7-реле давления; 2-запор- ВЗрЫВООПаСНЫМИ Средами В оборудовании,

ное устройство;^-электро- находящемся под большим давлением или

имеющем высокую температуру, блокиров­ка с применением радиационных датчиков является единственным средством для обеспечения требуемых усло­вий безопасности.

Пневматическая схема блокировки широко применяется в агре­гатах, где рабочие тела находятся под повышенным давлением: тур­бинах, компрессорах, воздуходувках и т. д. Ее основным преимущест­вом является малая инерционность. На рис. 11.27 приведена принци­пиальная схема пневматической блокировки. Аналогично по прин­ципу действия гидравлическая блокировка.

Примерами ограничительных устройств являются элементы ме­ханизмов и машин, рассчитанные на разрушение (или несрабатыва­ние) при перегрузках. К слабым звеньям таких устройств относятся: срезные штифты и шпонки, соединяющие вал с маховиком, шестер­ней или шкивом; фрикционные муфты, не передающие движения при больших крутящих моментах; плавкие предохранители в элек­троустановках; разрывные мембраны в установках с повышенным давлением и т. п. Слабые звенья делятся на две основные группы: зве­нья с автоматическим восстановлением кинематической цепи после того, как контролируемый параметр пришел в норму (например, муфты трения), и звенья с восстановлением кинематической цепи путем замены слабого звена (например, штифты и шпонки). Сраба­тывание слабого звена приводит к останову машины на аварийных режимах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных