Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






яя я яяя я яяя я я яяя я ввввв яяяя ввввв яяяяя в ввя 37 страница




Следует иметь в виду, что несмотря на то, что Федеральный закон «О техническом регулировании» (2002) отменил принцип обязатель­ности выполнения государственных стандартов, он не распространил его на ближайшие 7 лет на ГОСТы, направленные на сохранение здо­ровья и жизни человека, а также на охрану окружающей природной среды.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также пре­дельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников).

В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитываю­щие требования охраны окружающей среды и рационального при­родопользования.

Отметим, что наряду с нынедействующими СНиПами, разрабо­танными в рамках системы строительных норм и правил и введенны­ми в 1994 г., одновременно продолжают свое действие отдельные, пока еще не замененные СНиПы системы 1982 г.

Система стандартов «Охрана природы» — составная часть госу­дарственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Систе­ма стандартов в области охраны природы и улучшения использова­ния природных ресурсов — совокупность взаимосвязанных стандар­тов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологиче­ских, санитарно-гигиенических, технических и экономических тре­бований.

Система стандартов в области охраны природы изначально со­стояла из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0— организационно-методические стандарты, 1— гидросфера, 2— атмосфера, 3— биологические ресурсы, 4— почвы, 5— земли, 6— флора, 7— фауна, 8— ландшафты, 9— недра. Каждый комплекс стан­дартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «не­дра», включал шесть групп стандартов. Комплекс 0 включал одну группу (0) «Основные положения». Содержание всех групп стандар­тов представлено в табл. 15.1.[20]

Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра груп­пы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый выброс СО бензиновых дви­гателей автомобилей состоит в комплексе 2 группа 2, обозначение его: ГОСТ 17.2.2.03—87. (После указанных выше сокращений систе­мы ранее принятые обозначения стандартов не изменились.)

Таблица 15.1. Содержание групп стандартов в области охраны природы
Шифр группы Группа стандартов
  Основные положения
  Термины, определения, классификации
  Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
  Правила охраны природы и рационального использования при­родных ресурсов
  Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий
  Требования к средствам контроля и измерений состояния окру­жающей природной среды
  Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений
  Прочие стандарты

 

Имеется также целый ряд отраслевых и внесистемных стандартов, связанных с природоохранной деятельностью.

Нормативно-техническая документация по охране труда включа­ет межотраслевые, отраслевые и региональные нормы и правила по охране труда и технике безопасности, санитарные нормы и правила, стандарты безопасности труда, а также типовые отраслевые и межот- раслевые инструкции по охране труда для рабочих и служащих (ТИРМ и ТИРО). Межотраслевые нормы и правила, а также государ­ственные стандарты закрепляют важнейшие гарантии обеспечения безопасности и гигиены труда во всех или нескольких отраслях либо в отдельных видах производства, либо при отдельных видах работ (на­пример, на отдельных типах оборудования во всех отраслях).

Такого рода документацией являются межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ) при проведении различных производствен­ных процессов, разрабатывавшиеся Минтрудом РФ, Правила без­опасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) Госгортехнадзора РФ и Атомнадзора РФ, а также уже упоми­навшиеся Санитарные нормы и правила Минздрава РФ и СНиПы и своды правил (СП) по проектированию и строительству Госстроя РФ. Важнейшим видом межотраслевой НТД по охране труда являются стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ)[21].

Система стандартов безопасности труда — одна из систем госу­дарственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) этой системы ГСС—12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и норма­тивно-технической документации по безопасности труда, в том чис­ле многочисленных норм и правил по технике безопасности и про­изводственной санитарии как федерального, так и отраслевого зна­чения. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимо­связанных стандартов, направленную на обеспечение безопасности труда.

Стандарты подсистемы 0 устанавливают: цель, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стан­дартов ССБТ; терминологию в области охраны труда; классифика­цию опасных и вредных производственных факторов; принципы ор­ганизации работы по обеспечению безопасности труда в промышлен­ности. Большую часть той подсистемы составляют стандарты пред­приятий (СТП).

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организа­ция работ по охране труда, контроль состояния условий труда, поря­док стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; ор­ганизация обучения и инструктажа работающих по безопасности тру­да; организация контроля за безопасностью труда и все другие рабо­ты, которыми занимается служба охраны труда (подробно см. ниже).

ГОСТ 12 X XXX

Последние две цифры - год утверждения или пересмотра стандарта

Порядковый номер стандарта в подсистеме Шифр подсистемы Шифр ССБТ в ГСС

Рис. 15.1. Система обозначений в ССБТ

Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допус­тимые значения их параметров; методы и средства защиты работаю­щих от их воздействия; методы контроля уровня указанных факторов. Стандарты подсистемы 2 устанавливают: общие требования безопас­ности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы кон­троля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования без­опасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требова­ний безопасности.

Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к средствам защиты; подсистемы 5— к зданиям и сооружениям.

В ССБТ принята система обозначений, показанная на рис. 15.1.

Таким образом, если нас интересуют требования безопасности к электросварочным работам, ищем стандарт класса 12 подсистемы 3 (производственные процессы), где он фигурирует под номером 3 (ГОСТ 12.3.003—86*). Стандарт требований к защитному заземлению и занулению (их применению, устройству) следует искать в подсисте­ме 1— это ГОСТ 12.1.030—81* «ССБТ. Электробезопасность. Защит­ное заземление, зануление». Нельзя путать стандарты такого рода со стандартами требований безопасности к средствам защиты (подсис­тема 4), например ГОСТ 12.4.021—75* «ССБТ. Системы вентиляци­онные. Общие требования». Стандарт на обучение работающих без­опасности труда, метрологическое обеспечение охраны труда следует искать в подсистеме 0 как стандарты на организационные вопросы. Это ГОСТ 12.0.004-90 и ГОСТ 12.0.005-84.

Если перечень методов и средств защиты, необходимых для обеспечения требований безопасности по рассматриваемому факто­ру, оказывается емким, его стандартизуют в рамках отдельного стан­дарта подсистемы 1. Примером такого документа является ГОСТ 12.1.029—80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классифи­кация». Также поступают при информативно-емких методах контро­ля требований безопасности. Так, в подсистеме 1 имеется отдельный стандарт на метод измерения на рабочих местах шума (ГОСТ 12.1.050-86).

Требования безопасности устанавливают применительно к про­изводственному, а не технологическому оборудованию, к производ­ственным, а не технологическим процессам. Так, требования ГОСТ 12.2.009—80* «ССБТ. Станки металлообрабатывающие. Общие тре­бования безопасности» относятся к станкам всех типов (токарным, сверлильным, шлифовальным, заточным и т. п.); ГОСТ 12.3.025—80* «ССБТ. Обработка металлов резанием. Требования безопасности» относится ко всем видам металлообработки резанием.

Примером региональных НТД являются санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила, а также общие правила ох­раны труда для предприятий и организаций г. Москвы.

Примером отраслевой НТД по охране труда являются отраслевые правила по охране труда на отдельные виды работ (ПОТРО) и типо­вые инструкции по охране труда (для рабочих основных профессий), разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти (министерствами и ведомствами).

На уровне предприятий и организаций разрабатываются инструк­ции по охране труда на рабочих местах, а также стандарты организа­ций по безопасности труда (СТП).

Они регламентируют принципы работ по обеспечению безопас­ности труда: организацию контроля условий труда; надзора за уста­новками повышенной опасности; обучение работающих безопас­ности труда; аттестации лиц, обслуживающих установки повышен­ной опасности, проведение аттестации рабочих мест на предприятии и т. д.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычай­ным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

— повышение эффективности мероприятий по предупрежде­нию и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов на­родного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

482. эффективное использование и экономия материальных и тру­довых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса — установление:

483. терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, но­менклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

484. основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольст­вия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов на­родного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

485. уровней поражающих воздействий, степеней опасности ис­точников ЧС;

486. методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

487. способов обеспечения безопасности населения иобъектов на­родного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индек­са (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС22), номера (шифра) группы (табл. 15.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01—94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные по­ложения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

488. основные положения (назначение, структуру, классифика­цию) комплекса стандартов;

489. основные термины и определения в области обеспечения без­опасности в ЧС;

490. классификацию ЧС;

Таблица 15.2. Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС
Номер группы Группа стандартов Кодовое наименование
0-я Основополагающие стандарты Основные положения
1-я Стандарты в области монито­ Мониторинг и прогнозирова­
  ринга и прогнозирования ние
2-я Стандарты в области обеспече­ Безопасность объектов народ­
  ния безопасности объектов на­ ного хозяйства
  родного хозяйства  
3-я Стандарты в области обеспече­ния безопасности населения Безопасность населения

 

Продолжение табл. 15.2

 

Номер группы Группа стандартов Кодовое наименование
491. я 492. я 493. я 494. я 495. я 496. я 10-я, 11-я Стандарты в области обеспече­ния безопасности продовольст­вия, пищевого сырья и кормов Стандарты в области обеспече­ния безопасности сельскохозяй­ственных животных и растений Стандарты в области обеспече­ния безопасности водоисточни­ков и систем водоснабжения Стандарты на средства и спосо­бы управления, связи и оповеще­ния Стандарты в области ликвида­ции чрезвычайных ситуаций Стандарты в области техниче­ского оснащения аварийно-спа­сательных формирований, средств специальной защиты и экипировки спасателей Резерв Безопасность продовольствия Безопасность животных и рас­тений Безопасность воды Управление, связь, оповещение Ликвидация чрезвычайных си­туаций Аварийно-спасательные сред­ства

 

497. классификацию продукции, процессов, услуг и объектов на­родного хозяйства по степени их опасности;

498. номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

499. предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

500. основные положения и правила метрологического контроля состояния технических систем в ЧС.

Содержание остальных групп стандартов определяется их кодо­вым наименованием (см. табл. 15.2).

Межотраслевая документация по ЧС представлена также СНиПа- ми и СП Госстроя РФ и НТД МинЧС и Госгортехнадзора РФ (см. за­мечание-сноску на с. 533).

15.2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление охраной окружающей природной среды. На федераль­ном уровне оно осуществляется Федеральным собранием, Президен­том, Правительством РФ и специально уполномоченными на то орга­нами, главным из которых является Министерство природных ресур­сов РФ.

На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными ор­ганами указанных выше специально уполномоченных ведомств.

На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предпи­саний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитар­но-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на ор­ганы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби­телей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.

На промышленных объектах для управления охраной окружаю­щей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окру­жающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделе­ние предприятия (например, отдел главного механика). Во всех слу­чаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производ­ственный контроль за состоянием этих сред.

Основой управления охраной окружающей среды являются зако­нодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также междуна­родное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ок­ружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.

Санитарно-токсический мониторинг — наблюдение за состояни­ем качества окружающей среды, главным образом за степенью за­грязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микро­организмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяже­лых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осу­ществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет совместно с МЧС).

Экологический мониторинг — определение изменений в экологи­ческих системах (биогеоценозах), природных комплексах и их про­дуктивности, а также выявление динамики запасов полезных иско­паемых, водных, земельных и растительных ресурсов — производит- ся органами Росгидромета РФ и Федеральными органами исполни­тельной власти, подведомственными Минприродресурсов РФ.

Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной сис­темы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе междуна­родных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружаю­щей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды имеет следующий количественный состав (по состоянию на 01.01.2003 г.).

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводят регулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 623 стацио­нарных постах Росгидромета. В большинстве городов измеряют кон­центрации от 5 до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидро­биологическим показателям производят в шести гидрографических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюде­ний включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидрохимическим по­казателям проводят на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих территорию Российской Федерации. В отобран­ных пробах определяют до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ ори­ентирована на западную границу Российской Федерации. На четырех станциях наблюдений производят отбор и анализ атмосферных аэро­золей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв являются сель­скохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и при­брежных зон. Отбор проб почв на содержание пестицидов 21 наиме­нования выполнен в хозяйствах 190 районов, на содержание до 24 ин­гредиентов промышленного происхождения проводился на террито­рии 41 города.

Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохи­мическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показателям с одновременным определе­нием гидрологических показателей приведен на 1716 пунктах.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химическим соста­вом и кислотностью осадков, состоит из 123 станций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке изменяется только вели­чина рН.

Систему контроля загрязнения снежного покрова на территории России осуществляют на 536 пунктах. В пробах определяют ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бенз(а)пирен, тя­желые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получение ин­формации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на основании которой проводят оценки и прогноз изме­нения этого состояния под влиянием техногенных факторов. На тер­ритории России находятся 5 станций комплексного фонового мони­торинга, которые расположены в биосферных заповедниках: Воро­нежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтай­ском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляют на 1312 пунктах. Гамма-спектро­метрический и радиохимический анализы проб проводят в специаль­ных радиометрических лабораториях.

В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья насе­ления, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжение и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Его проведе­ние — на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ, Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.

Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения со­стояния окружающей среды, контроль которой осуществляют терри­ториальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по эко­логическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан- эпидемнадзор).

Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в го­родах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предпри­ятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01—86 формулирует правила контроля качества воздуха насе­ленных пунктов.

Они устанавливают три категории постов наблюдений за загряз­нением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под- факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной ре­гистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные — для регу- лярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.

Число стационарных (маршрутных) постов и их размещение оп­ределяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развитости промышленности и расположения ее объектов по территории города, рассредоточенно- сти мест отдыха и курортных зон.

В зависимости от численности населения устанавливают следую­щее минимальное число стационарных постов: до 50 тыс. жите­лей—один пост, 50...100 тыс.—два поста; 100...200 тыс.—два-три поста; 200...500 тыс. - три-пять постов; 0,5... 1 млн — пять-десять; 1...2 млн — 10...15; более 2 млн — 15...20 постов. В населенных пунк­тах со сложным рельефом (возвышенные места и впадины) и значи­тельным числом источников загрязнения один стационарный пост устанавливают на площади 5... 10 км2, в равнинной местности — один стационарный пост на 10...20 км2.

Места отбора проб при подфакельных наблюдениях выбирают на разных расстояниях от источника загрязнения в зоне рассеяния по­следнего. Общее их число определяют с учетом высоты и мощности выброса, а также особенностей размещения селитебных территорий.

На стационарных постах устанавливают три программы наблюде­ний: полную, неполную, сокращенную. Наблюдения по полной про­грамме выполняют для получения оперативной информации о сред­несуточной концентрации ежедневно в часы 01, 07,13, 19 по местно­му декретному времени. Допускается (при невозможности выполне­ния полной программы) проводить наблюдения по скользящему графику 06,10,13чво вторник, четверг, субботуив15,16,21чвпоне- дельник, среду, пятницу.

По полной программе устанавливают наблюдения за содержа­нием пыли, сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота (ос­новные загрязняющие вещества) и за специфическими веществами, которые свойственны промышленным выбросам данного населен­ного пункта.

Перечень специфических веществ для контроля на каждом ста­ционарном посту в городе устанавливается органами гидрометеоро­логической и санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения РФ с учетом данных инвентаризации источников выброса в атмосферу.

Наблюдения по неполной программе разрешается проводить в целях получения оперативной информации ежедневно в 07, 13, 19 ч местного декретного времени. Наблюдения за основными и специ­фическими загрязняющими веществами проводят в этом случае по программе, согласованной с органами Федеральной службы по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По сокращенной программе наблюдения за основными загряз­няющими веществами и за одним-двумя наиболее распространенны­ми специфическими загрязняющими веществами проводят ежеднев­но в 07 и 13 ч местного декретного времени. Эти наблюдения допуска­ются в районах с температурами воздуха ниже — 45°С и в местах, где систематически в течение месяца отмечаются концентрации загряз­няющих веществ ниже порога чувствительности метода анализа дан­ного вещества. Пробы воздуха отбирают на высоте 1,5...2,5 м от по­верхности земли.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.5.980—00 устанавли­вают требования к организации надзора и контроля воды и водных объектов. Состав и свойства воды должны определяться на расстоя­нии не более 500 м по течению от места сброса сточных вод на водото­ках и в радиусе 500 м от места сброса на акватории на непроточных во­доемах.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест указанный пункт контроля должен быть расположен непосредственно у места сброса.

ГОСТ 17.1.3.08—82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Федеральной службы по экологиче­скому, технологическому и атомному надзору. Ведется контроль ат­мосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется также предприятиями. Эту работу производят, как правило, их сани- тарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспорт­ных средств сводится к определению их фактической величины и со­поставлению ее с величиной ПДВ. Применительно к промышлен­ным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02—78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами пред­приятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; су­шильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участ­ков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовоч- ных и стержневых смесей; цехов механической обработки материа­лов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лако­красочных покрытий, от газоходов и воздуходов, отводящих загряз­ненный газ; от испытательных станций.

При контроле ПДВ основными должны быть прямые методы из­мерения концентраций вредных веществ и объемов газовоздушной смеси в местах их непосредственного выброса или после газоочист­ных установок. Выбросы веществ определяют в течение 20 мин, а так­же в среднем за сутки, месяц, год. Если продолжительность выброса вещества менее 20 мин, то контроль производят по полному выбросу вредного вещества за это время.

Обследование производят в период работы оборудования на рабо­чем (проектном) режиме; при нестационарной работе оборудования измерения следует производить в период максимального выброса вредных веществ.

Применительно к транспортным средствам с бензиновыми двига­телями нормы и методы измерения содержания оксида углерода и уг­леводородов определены ГОСТ 17.2.2.03—87, нормы и методы изме­рения выбросов тракторных и комбайновых двигателей — ГОСТ 17.2.2.05—86. Методы измерения вредных веществ в отработавших газовых дизельных ДВС установлены ОСТ 37.001.234—81, а дымно- сти отработанных газов — ГОСТ 21393—75*. Контроль выбросов транспортных средств производится их владельцами в соответствии с методикой ОНД —90.

В 1999 г. в стране введены в качестве стандартов РФ стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), которые применимы к общим принципам административ­ного управления как и стандарты системы управления качеством 9000, т. е. могут быть реализованы в рамках любой существующей системы управления. Основными требованиями к СУОС предпри­ятия являются:

501. Разработка руководством организации экологической полити­ки, соответствующей характеру, масштабам и воздействиям на окру­жающую среду деятельности организации, ее продукции, услуг.

502. Планирование работ по охране окружающей среды и рацио­нального природопользования на основе постоянной идентифика­ции экологических аспектов деятельности организации, продукции и услуг и влияния наиболее выраженных из них для установления пла­новых экологических показателей, сроков их достижения, ответст­венных лиц.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных