Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЭ-3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА




 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

 

3.1. Приступая к изучению данного вопроса, необходимо помнить, что главным средством юридического закрепления основополагающих идей, ценностей, принципов белорусской национально-государственной идеологии является Конституция страны.

Конституция (лат.constitutio – установление, строение) – основной юридический документ страны, определяет систему государственной власти и закрепляет права и свободы человека и гражданина. Поэтому важно, прежде всего, уяснить юридические свойства Конституции:

1. Конституция – ядро правовой системы. Ст. 7 Конституции Республики Беларусь указывает на то, что правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. В развитие конституционных норм принимаются специальные законы, указы, постановления. В Конституции Республики Беларусь ссылки на закон даются около 100 раз.

2. В Конституции определяется иерархия юридических актов. По степени важности юридические акты в нашей республике располагаются в следующей последовательности:

– Конституция;

– Закон о толковании Конституции;

– международные договоры Республики Беларусь;

– законы, принятые парламентом, декреты, указы Президента;

– постановления правительства;

– акты министерств, государственных комитетов;

– решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.

3. Конституция обладает верховенством по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее. Так, законы, принятые в Республике Беларусь до марта 1994 г., должны действовать только в той части, в какой они не противоречат Конституции.

4. Нормы Конституции имеют свойство прямого, непосредственного действия.

Любая Конституция – это одновременно мировоззренческий, идеологический документ, так как через формулировку положений о правах, свободах, обязанностях, общественном строе определяются конкретные ценности, идеалы, идеи, закрепляется конкретная государственная идеология. Конституция является также основным программным документом, в котором определены основные ориентиры развития данного общества.

Ныне действующая Конституция Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом (в то время – парламент). В ноябре 1996 г. текст Конституции с некоторыми изменениями был вынесен на референдум и одобрен.

Конституция должна быть стабильным документом. Поэтому в тексте Конституции Республики Беларусь определен достаточно сложный порядок ее изменения. Если обычный закон принимается большинством голосов депутатов парламента, то для принятия изменений в Конституции должны проголосовать не менее 2/3 депутатов. Причем разделы I, II, IV, VIII (основы конституционного строя, права и свободы, система государственных органов) могут быть изменены только референдумом.

Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд, который состоит из 12 человек – высококвалифицированных специалистов в области права. Решение принимается большинством голосов и обжалованию не подлежит.

Общий уровень законодательства в Республике Беларусь достаточно высок и законотворческий процесс отлажен. Однако нормотворчество самый интеллектуально-емкий юридический процесс. Правовому регулированию подлежат сложные системы общественных отношений, которые постоянно меняются. Поэтому некоторые дефекты в законодательстве неизбежны. Со временем в нем возникают противоречия, несогласованность нормативных предписаний, недостаточная ясность юридических терминов, сложность формулировок. Поэтому важно, чтобы четко действовали механизмы восстановления конституционной законности. Для этого и существует Конституционный Суд (с момента образования в 1994 году он принял более 400 решений).

 

3.2. Важно иметь в виду то, что наивысшая ценность белорусского общества и государства – человек, его права и свободы. Права и свободы человека – важнейшая основа конституционного строя.

Защита государством прав и свобод своих граждан не означает беззащитность других лиц, находящихся на территории Республики Беларусь. Согласно ст. 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами наравне с ее гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. К таким законам относится Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Согласно этому закону иностранные граждане и лица без гражданства не вправе избирать и быть избранными в выборные государственные органы республики, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, исполнять всеобщую воинскую обязанность.

Конституция Республики Беларусь определяет принцип равенства всех перед законом и право на равную защиту законных интересов без всякой дискриминации (ст. 22). Вместе с тем закрепляется возможность ограничения прав и свобод в случаях, предусмотренных законом (ст. 23), а именно в интересах:

– национальной безопасности;

– общественного порядка;

– защиты нравственности, здоровья населения;

– прав и свобод других людей.

Проанализируйте права и свободы, изложенные в Конституции Республики Беларусь во II разделе "Общество, личность, государство", которые делятся на следующие группы:

1. Личные (гражданские) права:

– на жизнь;

– свободу, неприкосновенность и достоинство личности;

– защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, на тайну корреспонденции, сообщений;

– неприкосновенность жилища;

– свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь;

– исповедование любой религии или неисповедование никакой (свобода совести);

– свободу мнений и убеждений и их свободное выражение;

– получение, хранение и распространение достоверной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей среды.

2. Политические права:

– на свободу собраний, митингов, уличных шествий;

– свободу объединения в общественные организации, политические партии;

– участие в решении государственных дел;

– право избирать и быть избранными в государственные органы;

– равного доступа к любым должностям в государственных органах;

– право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных