Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3.2. Антимонопольная политика




 

Естественные монополии – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данном рынке эффективнее отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.95 №147 – ФЗ).

К сферам деятельности, в которых действует режим естественной монополии, относятся: транспортирование нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в энергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

По признакам естественных монополий к монопольным могут быть отнесены коммунальные услуги, но решение данного вопроса находится в компетенции субъектов РФ.

Субъектами естественной монополии могут быть только юридические лица – хозяйствующие субъекты, производящие (реализующие) товары в условиях естественной монополии.

Регулирующая роль государства выражается в установлении предельных уровней цен или возложении на поставщиков разного рода дополнительных обязательств (например, невторжение на рынки услуг, не имеющих непосредственного отношения к основному виду деятельности компании).

В основе естественной монополии лежит экономия, обусловленная масштабом производства.

Антимонопольное регулирование осуществляется в двух направлениях:

· конкретного воздействия на монополию;

· с помощью методов регулирования, направленных на последовательную либерализацию рынков, которые делают монополистическое поведение невыгодным для крупного бизнеса. К ним относятся: снижение таможенных сборов, отмена количественных ограничений (квот); улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала; поддержка малого бизнеса; упрощение процедуры лицензирования; стимулирование производств, продукция которых может конкурировать с продукцией монополиста и др.

Антимонопольное законодательство – основной инструмент прямого антимонопольного регулирования. Оно предусматривает меры административного характера, выраженные в форме различных запретов, экономических санкций, а также мер уголовно-правовой ответственности.

Основные направления действия антимонопольного законодательства:

  • предупреждение монопольного сговора товаропроизводителей с целью ограничения доступа на рынок конкурентов, установления монопольных цен;
  • постоянный государственный контроль за деятельностью товаропроизводителей, доминирующих в данном секторе рынка;
  • принудительное разукрупнение любых форм объединения предприятий, в результате которых могут возникнуть новые монопольные образования (концерны, консорциумы и др.).

К косвенным методам антимонопольного регулирования относятся:

  • бюджетное регулирование;
  • налоговое регулирование.

Государство стимулирует развитие конкуренции там, где ее следует развивать (сфера работ, услуг), и вводит жесткие ограничения в сферах, где по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии и возможная конкуренция может носить разрушительный характер.

В условиях глобализации экономики, повышения экономической и политической роли ТНК возрастает опасность ограничения конкуренции на стремительно развивающихся мировых рынках. В связи с этим задачи международного права во всех реальных вариантах развития сводятся к регулированию специфического круга международных трансакций, картелей и корпоративных слияний. Оправдано считать, что экономика достигла (особенно в отношениях между наиболее мощными державами) того уровня, на котором необходимы общие начала поддержания конкуренции на мировых рынках. Решение данной проблемы актуально для любого государства, входящего в состав ЕС, ВТО и др. или желающего стать их членами.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите сферы деятельности, в которых действует режим естественной монополии.

2. Кто может являться субъектом естественной монополии?

3. В чем заключается эффект масштаба?

4. Каковы направления антимонопольного регулирования?

5. В чем проявляется действие антимонопольного законодательства?

6. В каких сферах целесообразно развивать конкуренцию?

7. Каково влияние глобализации на уровень конкуренции на мировых рынках?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных