Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование государственного сектора экономики и территорий




Известно, что на рынке в результате конкуренции выживают только фирмы, производящие товары, удовлетворяющие спрос общества по более низкой цене и хорошего качества. Идеи классиков капитализма получили широкое признание сторонников «свободы торговли», которые доказывали, что государство не должно вмешиваться в частный сектор, пытаться контролировать или регулировать частное предпринимательство. Однако контрасты периода становления капитализма, сталкивающегося с сильнейшей дифференциацией доходов населения, способствовали появлению экономических теорий, которые предлагали иные пути развития общества, чем индифферентное наблюдение его саморегулирования, и отстаивали доминирующую роль государства в контроле над средствами производства и распределения продукции.

Идеи о расширении роли государства в управлении экономикой в середине ХХ века получили распространение не только в России и Восточной Европе, но и после Великой депрессии и мирового экономического кризиса 1930-х гг. в развитых странах Западной Европы и Северной Америки. Практически все экономисты согласны с тем, что эффективность рыночной экономики высока только при строго ограниченных условиях. Существует много проблем (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен и т.п.), с которыми рынок самостоятельно не справится. По мнению большинства европейских и американских экономистов определенное государственное вмешательство может смягчить, а в некоторых случаях и решить наиболее острые проблемы рыночного государства.

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль.

Государственная деятельность может осуществляться на нескольких уровнях: макроуровне (правительственном); прмежуточном – мезоуровне (применительно к России – уровне субъекта РФ); микроуровне (местном).

Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в различных странах регулируются по-разному.

В компетенцию местных территориальных органов власти традиционно входят вопросы охраны порядка, образования, уровня жизни.

Однако в настоящее время размыты границы между государственными и негосударственными компаниями.

В развитых странах между государственными и частными структурами выделяют два наиболее важных различия: во-первых, лица, ответственные за управление государственным учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран; во-вторых, государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют.

Государство имеет право принудить всех платить налоги, а в случае отказа конфисковать собственность неплательщика и заключить его в тюрьму. У государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для общественных нужд, но при этом оно должно уплачивать им справедливую компенсацию (право исключительного суверенитета). В большинстве развитых стран государство может обязать молодежь к военной службе. В частном секторе все контакты, обмены добровольны и соответственно никакого принуждения частные институты делать не вправе.

Государственный сектор экономики наибольшее распространение получил в Австрии. Относительно велика роль государства в экономике Японии и минимальна в США.

Во все времена важнейшей государственной функцией было формирование и соблюдение юридических норм. В ХХ веке главными направлениями деятельности государства стали также:

· производство товаров и услуг;

· субсидирование частного производства (т.е. смежное с частным владельцем финансирование);

· закупки товаров и услуг;

· перераспределение доходов, включающее государственные и социальные пособия (трансфертные платежи).

Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. По всей видимости, на развитие госсектора в дальнейшем большое влияние будут оказывать условия функционирования топливно-энергетического комплекса каждой страны.

Государственный сектор в развитых странах все больше будет охватывать работу отраслей социальной сферы и услуг. Одним из аспектов технического прогресса является введение всеобщего высшего образования. Следует ожидать расширения государственных закупок, создания государственных медицинских программ (например, для борьбы с ВИЧ-инфекцией), прямого государственного финансирования фундаментальной науки и опытно-конструкторских работ.

Совсем другая ситуация в государственном секторе России, СНГ, восточноевропейских странах. Развитие госсектора в РФ имеет противоположный общемировым тенденциям характер.

Государственный сектор экономики Российской Федерации включает:

· государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, на праве оперативного управления (казенные предприятия);

· государственные учреждения;

· государственную казну Российской Федерации;

· коммерческие предприятия, часть имущественных прав которых в виде акций принадлежит Российской Федерации.

Особым предметом государственной собственности являются земля, недра, леса и другие природные ресурсы.

С окончанием массовой приватизации, когда, по официальным данным, из государственной собственности в частную было передано 58,9% предприятий, снизились масштабы и эффективность производства. Сейчас правительство и другие органы управления пытаются повысить роль государства в регулировании экономики.

Не стремясь увеличить число объектов госсобственности, органы управления считают необходимым достичь в государственном секторе следующих целей:

· увеличить доходы федерального бюджета за счет лучшего управления госсобственностью;

· оптимизировать структуру госсобственности для достижения экономического роста как на макро-, так и на микроуровне;

· совершенствовать управление на объектах госсобственности;

· использовать госактивы в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Указанные цели могут быть достигнуты при решении таких задач, как:

· полная инвентаризация объектов госсобственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

· повышение эффективности управления госимуществом, детальная правовая регламентация процессов управления;

· классификация объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления;

· оптимизация числа объектов управления и переход к пообъектному управлению;

· определение целей государственного управления по каждому объекту или группе объектов;

· обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

· обеспечение контроля над использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля над деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

· обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет.

До недавнего времени к проблеме управления государственным имуществом в нашей стране относились лишь как к формальному изменению формы собственности. Смена приоритетов произошла в 1992г. с принятием Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации.

Значительная часть государственного сектора экономики – нерентабельные объекты инфраструктуры; другая часть – это государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, требующие больших инвестиций. Еще одна часть государственного сектора – пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, не свойственными частным организациям, позволяет использовать государственную собственность для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства, а также в целях государственного регулирования экономики.

Ключевыми народно-хозяйственными задачами, которые призваны решать государственный сектор, являются:

· обеспечение бесперебойного функционирования отраслей инфраструктуры; проведение ценовой политики;

· защита отдельных отраслей от проникновения иностранного капитала;

· облегчение доступа широких слоев населения к получению услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения;

· поддержка некоторых низкорентабельных и убыточных производств, ликвидация которых нежелательна из-за опасности резкого увеличения безработицы или по другим причинам.

При этом прибыльность как отдельных государственных предприятий, так и государственного сектора в целом отступает на второй план.

Основным источником финансирования таких предприятий являются налоговые поступления в бюджет.

Государственное предпринимательство – управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Оно является одним из видов предпринимательства, осуществляющегося в рамках государственного сектора и связанного с участием государства в производстве и реализации товаров и услуг и основывается на использовании имущества, находящегося в государственной собственности.

Государство выступает как крупный хозяйствующий субъект, участвующий в рыночной экономике.

Цели государственного предпринимательства:

· коммерческая – получение прибыли;

· общенациональные – обеспечение структурной перестройки производства, обеспечение необходимых темпов экономического роста, сглаживание циклических колебаний, поддержка занятости, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса.

С помощью государственного предпринимательства могут быть решены следующие проблемы:

· налаживание ритмичной деятельности таких предприятий и отраслей, как транспорт, связь, топливно-энергетические комплексы, включающих в себя низкорентабельные элементы;

· предоставление населению услуг по льготным тарифам в различных сферах социальной инфраструктуры;

· поддержание отраслей, переживающих кризис;

· проведение региональной политики.

Функции государственного предпринимательства:

· на макроуровне – решение общих вопросов;

· на микроуровне – политика технических инноваций, внедрение новых форм организации производства, новых форм цен и заработной платы, выполнение социальных программ.

Эффективность госсектора достигается при следующих условиях:

· четкое определение своей функции и роли в государственном предпринимательстве;

· последовательное применение избранных средств и методов целенаправленного влияния на экономику;

· предвидение последствий этого влияния на различных уровнях.

Эффективность рассматривается с двух позиций – прибыли (рентабельности) и полезности для общества (общественные блага).

Большая часть предприятий государственного сектора имеет низкую рентабельность, а иногда и убыточность, что можно объяснить следующими объективными причинами:

· специфическая отраслевая структура (наличие естественных монополий и отраслей, невыгодных для частного предпринимательства);

· использование государственных предприятий как рычага государственного регулирования экономики (заведомое снижение процента рентабельности);

· значительные социальные расходы;

· влияние внешних факторов (добывающие предприятия очень тесно связаны с энергетическим комплексом);

· неэффективность управления вследствие иерархической структуры и соответственно усложнения процесса принятия решений.

Ниже перечислены основные функции и факторы, влияющие на эффективность государственного предпринимательства:

· социальные услуги – внешняя безопасность, внутренняя безопасность, соблюдение норм хозяйственных и социальных отношений, образование, здравоохранение, стабильность денег, экология, представление национальных экономических интересов за рубежом;

· вложения в будущее – перспективное строительство, исследование национальных природных богатств (шельф и море), фундаментальные научные исследования, рисковые опытно-прикладные исследования, подготовка кадров для будущего, футуристические и прогнозные исследования;

· замещение частного капитала – нерыночное поведение в экстремальных ситуациях, развитие инфраструктуры, хозяйственное освоение новых территорий, осуществление производства низкорентабельных или нерентабельных источников сырья или энергии, подготовка кадров, помощь и кредиты иностранным государствам;

· эффект регулирования экономики;

· рыночная рентабельность;

· побочные эффекты – заказы и закупки, освоение территорий, нецелевая подготовка кадров.

Государственный заказ (госзаказ) – элемент централизованного регулирования рыночной экономики, имеющий цели удовлетворения системы общегосударственных потребностей, а также решения ряда важнейших проблем, которые не реализуются рыночным механизмом. Госзаказ является мультипликатором спроса, оживляет и расширяет производство.

Федеральные общегосударственные потребности – продукция, необходимая для жизнеобеспечения страны, безопасности, реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.

С помощью госзаказа решаются следующие проблемы:

· выполнение социальных, экологических, научно-технических программ общегосударственного и регионального масштаба, а также проведение других общенаучных мероприятий, требующих первоначальных капиталовложений и значительного финансирования;

· проведение фундаментальных научных исследований;

· стабилизация отраслей, особо чувствительных к колебаниям рыночной конъюнктуры и нуждающихся в создании страховых фондов и централизованных форм вмешательства в их деятельность;

· поддержание обороноспособности страны на принципах разумной достаточности.

Процесс формирования и реализации заказов содержит ряд этапов:

· прогноз общегосударственных потребностей;

· разработка министерствами и отраслевыми ведомствами проектов, смет, программ, обосновывающих направление и размеры бюджетных ассигнований; утверждение данных документов соответствующими органами;

· проведение открытых или закрытых конкурсов (отбор проектов и предложений предприятий или переговоры по закрытым торгам);

· заключение контракта;

· выполнение заказа;

· приемка-сдача заказа.

В качестве таксономической единицы производственно-территориального устройства страны и формы организации производственно-общественной жизни населения в России выступает регион, который отличается определенными геоэкономическими, геополитическими, производственно-хозяйственными, культурно-этническими и динамическими характеристиками.

Российская Федерация, согласно своему названию, является федеративным государством, а значит, имеет федеративное устройство. Федеративное устройство – это конкретный способ организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами государственной власти, а также между собой.

Основной административно-территориальной единицей России является субъект Федерации – объект статистического наблюдения и основной объект региональной политики государства. Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ – республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

Республика в составе РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, который Конституция РФ признает в качестве источника конституционного права РФ, называет республику в составе РФ суверенной. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п.1 ст.65 Конституции РФ, 21 республика. Юридически и фактически республика в составе РФ обладает наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ. Например, только она принимает конституцию, тогда как другие субъекты РФ – уставы субъектов РФ.

Край – крупная административно-территориальная единица. На начало 2008г. В состав РФ входят восемь административно-территориальных единиц, имеющих статус края: Алтайский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский. Край имеет устав и законодательство.

Область образуется на территориальной основе. На начало 2008г. в состав РФ входит 47 областей. Область также имеет устав и законодательство.

Город федерального значения – достаточно специфический вид субъекта Федерации. В состав РФ входят два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Как и другие виды субъектов Федерации, города федерального значения также имеют свои устав и законодательство. Их специфичность заключается в том, что они находятся внутри других субъектов Федерации – Московской и Ленинградской областей, что придает этим городам определенную уникальность, но и создает проблемы.

Автономная область – национально-территориальное образование. В настоящее время в составе РФ образована Еврейская автономная область, входящая одновременно в состав другого субъекта РФ – Хабаровского края.

Автономный округ также представляет собой национально-территориальное образование. При этом он одновременно входит в состав другого субъекта РФ – края или области (например, Агинско-Бурятский автономный округ входит в состав Читинской области). На 1 января 2008г. в состав РФ входит пять автономных округов: Агинско-Бурятский, Ненецкий, Ханты-Мансийский автономный округ – Юрга, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

В России существует также деление на федеральные округа, однако содержательно они несколько отличаются от рассмотренных выше. В настоящее время в состав РФ входят семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Федеральные округа не имеют единого органа управления, так же, как и субъект Федерации, являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования. Кроме того, федеральные округа подвержены частичному государственному регулированию, в основном в форме координирования.

Муниципальное образование, входящее в состав субъекта Федерации, - это поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией; часть поселения; иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Виды муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения.

Местное самоуправление в России – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Местное самоуправление действует в муниципальном образовании.

К числу не закрепленных законодательно типов региональных образований относятся:

· экономические зоны (Запад – европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток);

· территориально-производственные комплексы (ТНК);

· регионы «социального типа» (регионы «социального бедствия», «экологического кризиса», «застойной бедности», «социальной напряженности», «социального стандарта»).

Решение задач стимулирования развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, связано с использованием общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставление инвесторам определенных льгот и привилегий, а также необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров. В качестве механизма, включающего в себя комплекс приведенных выше инструментов, используются так называемые особые экономические зоны (ОЭЗ) – часть территории государства, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. К числу таких зон относятся: 1) ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), действующие в городах и поселках оборонного и атомно-промышленного профиля; 2) оффшорные зоны, главным экономическим стимулом которых являются низкие налоги; 3) наукограды – муниципальные образования с градообразующим научно-производственным комплексом.

 

Контрольные вопросы

1. Проследите изменение взглядов на регулирующую роль государства в управлении экономикой.

2. Каковы уровни осуществления государственной деятельности.

3. Перечислите круг вопросов, решаемых государством в каждой стране мира.

4. Чем отличаются границы прав государственных и негосударственных компаний?

5. Охарактеризуйте роль государственного сектора экономики в различных странах.

6. Каковы тенденции изменения роли государства в регулировании российской экономикой?

7. В чем специфика структуры государственного сектора экономики России?

8. Дайте характеристику государственного предпринимательства.

9. Из чего складывается эффективность государственного сектора экономики?

10. Почему многие предприятия госсектора имеют низкую рентабельность?

11. Какие факторы влияют на эффективность государственного предпринимательства?

12. Какие проблемы решаются с помощью госзаказа?

13. Перечислите субъекты РФ, приведите примеры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных