Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование социальной сферы




 

В настоящее время параметры реализации социальной политики РФ определяются следующими укрупненными социальными направлениями:

· политика занятости и социально-трудовых отношений;

· политика доходов;

· политика воспроизводства населения (социально-демографическая политика);

· политика развития социальной сферы;

· региональная социальная политика.

Социальная сфера – это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую функцию по удовлетворению потребностей человека. Результатом функционирования социальной сферы является производство и оказание услуг. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Народное благосостояние является одной из ключевых целей объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через следующие понятия:

· условия жизни – непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальной защиты и отраслей социальной сферы);

· уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах);

· качество жизни – понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей – человека (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой – комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

В общем комплексе социальных проблем ведущую роль играют показатели уровня жизни населения.

По рекомендации ООН, уровень жизни измеряется системой показателей, которые можно условно подразделить на несколько групп.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные чаще всего в натуральных показателях:

· питание – в качестве обобщающей оценки уровня и качества питания используются такие показатели, как среднесуточное количество на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения;

· здоровье и здравоохранение – основные измерители здоровья – средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении и коэффициент смертности;

· жилище – измеряется общей площадью на душу населения;

· домашнее имущество – измеряется обеспеченностью населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т.д.;

· уровень культуры – измеряется таким обобщающим показателем, как среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше;

· платные услуги на душу населения и другие показатели.

Вторую группу показателей уровня жизни образуют стоимостные, обобщающие показатели:

· ВВП на душу населения;

· доля товаров и услуг в структуре ВВП;

· денежные доходы на душу населения;

· начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (номинальная и реальная);

· средний размер назначенных месячных пенсий;

· реальные располагаемые денежные доходы;

· индекс потребительских цен;

· минимальная оплата труда;

· минимальный потребительский бюджет и др.

Третья группа – интегральные показатели. Их построение сложно, поскольку для множества показателей уровня жизни необходимо рассматривать взвешивающие коэффициенты:

· индекс развития человеческого потенциала отражает ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и уровень экономического развития (ВВП на душу населения). Согласно теории развития человеческого потенциала, богатство страны могут создавать здоровые, трудоспособные, образованные, активные граждане. Развитие человека становится для многих стран конечной целью, а увеличение производства материальных благ – средством достижения цели.

· уровень образования характеризует инновационные возможности экономического развития. Низкий уровень образования рабочей силы – одно из препятствий для быстрого технологического развития. Образовательный, научный, интеллектуальный и творческий потенциалы составляют духовное богатство общество.

· продолжительность жизни, или здоровье населения – важный фактор повышения физического развития человека, его работоспособности, сохранение трудовой активности пожилых людей.

· благосостояние и доходы населения измеряются показателями ВВП на душу населения, отражающими уровень эффективности, структуру экономики и ряд других факторов.

Начиная с 1995г. по решению Правительства России проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Он призван стать наиболее крупной государственной системой непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.

Мониторинг предназначен для своевременного выявления и системного анализа происходящих в социально-трудовой сфере изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов.

Основными направлениями мониторинга социально-трудовой сферы являются:

· доходы и уровень жизни населения, мониторинг которых – одна из обязательных функций российских государственных органов;

· рынок рабочей силы, занятость и безработица;

· социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других организациях;

· условия и охрана труда;

· социально-демографические процессы.

Оценка уровня жизни проводится в трех аспектах:

· по сравнению с предыдущим годом;

· по сравнению с критериальными нормативами (прожиточный минимум и др.);

· по сравнению с другими странами.

Доходы населения являются ключевым фактором, определяющим уровень жизни.

Денежные доходы включают:

· заработную плату наемных работников;

· доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;

· пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;

· доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы от продажи иностранной валюты и др.

Другие доходы включают объем скрытой заработной платы, которая отражает, как правило, заработную плату, укрываемую предприятиями и организациями от налогообложения и выплачиваемую в различных формах: из денежной выручки без оформления платежной ведомости; в виде приобретения своим работникам недвижимости и предметов длительного пользования; денежной помощи; кредитов; выплат заработной платы через систему страхования и открытие депозитных счетов в банках и т.п.

Все категории доходов, получаемые населением страны, могут быть классифицированы по следующим трем направлениям: номинальные; реальные; реально используемые (конечные).

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП, на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доходы, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления).

Реальные доходы населения определяются путем вычетов из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг.

Реально используемые (конечные) доходы населения представляют собой ту часть реальных доходов, которая используется населением непосредственно на приобретение материальных благ и получение услуг.

Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатель численности (или долей населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.

Оплата труда – основной источник денежных доходов для большинства населения. За счет средств, получаемых как вознаграждение за трудовую деятельность, удовлетворяют свои жизненные потребности более 65 млн. занятых в экономике. С учетом уровня оплаты труда определяются пенсии свыше 38 млн. пенсионеров.

Заработная плата многофункциональна. Она выполняла и выполняет в рыночных условиях ряд функций. Наиболее существенные из них:

· воспроизводственная, служащая основным средством воспроизводства рабочей силы определенного профессионального состава и качества;

· стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства и росте производительности труда;

· социальная, реализующая принцип социальной справедливости.

В настоящее время заработная плата потеряла свою стимулирующую роль в повышении производительности труда и росте производства. Это лишает экономику мощного рычага повышения эффективности производства и полноправного выхода на мировой рынок.

Социальная функция заработной платы не реализуется в полной мере в современных условиях из-за неоправданных разрывов в ее уровнях. Высока дифференциация в оплате труда между отраслями, регионами, отдельными предприятиями и категориями работников. Доходы большинства работающих мало зависят от того, как они работают, важнее – где. Разрыв в уровнях оплаты труда работников между отраслями экономики составляет 10-15 раз и разрыв не связан с особенностями труда, трудовыми затратами. Наиболее высокий уровень оплаты труда в нефтегазодобывающей промышленности, электроэнергетике, цветной металлургии, активно использующих монопольное положение на внутреннем рынке и благоприятные возможности сбыта продукции на мировом рынке; самая низкая оплата труда – в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях.

В России в начале 1990-х гг. централизованное регулирование оплаты труда практически было упразднено: предприятия стали самостоятельно решать вопросы организации заработной платы, численности персонала, организации и нормирования труда. Прямое государственное регулирование ограничилось установлением минимального размера оплаты труда и определением ставок заработной платы работников бюджетной сферы. В течение 1990-х гг. действующие ставки и оклады Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (ЕТС) не повышались, за исключением частичной коррекции ставок и окладов первых пяти разрядов, в результате чего часть работников бюджетных организаций находится за чертой бедности.

В настоящее время проводится работа по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы. Предполагается замена ЕТС несколькими отраслевыми системами.

Материальное благосостояние определяется не только общей суммой расходов, но и их структурой. Подавляющая часть денежных расходов используется на покупку товаров и услуг. Удельный вес расходов на питание характеризует качественный индикатор уровня жизни: чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества.

Государственное регулирование, направленное на повышение среднедушевого потребления населением продовольствия, должно сопровождаться снижением продовольственной зависимости страны от импорта.

К числу регулирующих мер относится разработка баланса денежных доходов и расходов населения.

Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение прожиточного минимума. Под прожиточным минимумом понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В денежном выражении минимальный потребительский бюджет примерно в 2 раза выше прожиточного минимума, а бюджет высокого достатка – в 6 раз. Разработка потребительских бюджетов используется для решения таких важнейших задач социально-экономической политики, как определение темпов экономического роста, отраслевой структуры экономики, регулирования оплаты труда, налогообложения, выплаты социальных трансфертов и др.

Для этой цели предлагается использовать следующие группировки населения:

· бедные – с доходами ниже прожиточного минимума;

· малообеспеченные – с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета;

· среднеобеспеченные (относительно обеспеченные) – с доходами выше минимального потребительского, но ниже бюджета высокого достатка;

· состоятельные и богатые – с доходами выше бюджета высокого достатка.

Меры социальной политики должны разрабатываться с учетом особенностей и проблем каждого социального слоя населения. По отношению к бедным должна проводиться адресная социальная поддержка. По отношению к среднему слою государственная социальная политика должна быть направлена прежде всего на обеспечение занятости. Создание условий для развития предпринимательства, повышение квалификации и профессионализма.

При выработке целей и задач социальной политики дифференциацию регионов по экономическому потенциалу, демографическим показателям и, как следствие этого, расслоение населения по доходам и уровню жизни. Так, коэффициент дифференциации среднегодового денежного дохода между субъектами Федерации составляет 15-16 раз, а межрегиональные различия в потребительских доходах – еще больше.

Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения является наиболее общим индикатором экономического потенциала и уровня жизни населения. Однако для объективного и корректного сравнения производства душевого ВРП необходимо внести поправку на стоимость жизни, для чего среднедушевой показатель производства в текущих ценах надо разделить на региональный индекс стоимости и жизни, который рассчитывается на основании публикуемого Росстатом показателя «Стоимость набора из 19 основных продуктов по регионам».

 

Контрольные вопросы

1. Каковы основные направления социальной политики РФ?

2. В чем сущность понятия «народное благосостояние»?

3. Перечислите показатели уровня жизни населения каждой из трех групп.

4. С какой целью вводится и осуществляется мониторинг социально-трудовой сферы?

5. Почему результаты мониторинга не могут дать полной картины доходов населения?

6. Выделите отличия между номинальными, реальными и реально используемыми (конечными) доходами.

7. Какова роль заработной платы в структуре общих доходов?

8. Какие функции выполняет заработная плата?

9. Каковы особенности установления уровня доходов занятых в различных отраслях.

10. Как осуществляется регулирование заработной платы работников бюджетной сферы?

11. Назовите ключевой инструмент государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения.

12. Выделите отдельные категории граждан в зависимости от величины их доходов в сопоставлении с величиной прожиточного минимума.

13. Что необходимо учитывать при разработке мер социальной политики?

14. Назовите наиболее общий индикатор экономического потенциала и уровня жизни населения. Какова величина его на данный момент времени?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных