Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование внешнего сектора экономики и валютная политика




Под термином «внешнеэкономическая деятельность» принято понимать совокупность видов деятельности юридических и физических лиц, связанных с выходом за национальные таможенные границы.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) относится к сфере самостоятельной производственно-коммерческой деятельности предприятий и организаций. Самостоятельность проявляется в выборе иностранного партнераноменклатуры товаров для экспортно-импортной сделки, в установлении цен, определении вида и формы ВЭД.

Специфика ВЭД в целом и ее субъектов в частности обусловлена тем. Что она осуществляется в двух социальных, политических, экономических, правовых, демографических и прочих полях – национальном и зарубежном.

К видам ВЭД относятся: внешняя торговля, международное инвестиционное сотрудничество, международная производственная кооперация, международное научно-техническое сотрудничество, валютно-финансовые и кредитные операции.

В условиях глобализации национальная экономика испытывает потребность в интегрировании в мировую экономику, поэтому все глубже втягивается в международное разделение труда. Что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования.

С одной стороны, важнейшей задачей государства выступает создание наиболее благоприятных условий для своих резидентов на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений, где особое значение приобретают формы регулирования внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время в силу влияния ряда факторов (научно-технический прогресс, глобализация, интеграционные процессы и др.) ВЭД занимает все более значимое место как в рамках национальных экономик, так и в глобальной экономике. Достаточно упомянуть, что международной торговлей обеспечивается 25% произведенной в мире продукции.

В структуре ВЭД, как и во внутригосударственной деятельности субъектов экономики можно выделить:

· коммерческие операции, имеющие основной целью получение прибыли;

· некоммерческие операции, в качестве основной цели проведения не подразумевающие извлечение прибыли.

Формами внешней торговли являются:

· экспорт – вывоз за границу товаров/услуг;

· импорт – ввоз товаров/услуг;

· реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке;

· реимпорт – обратный ввоз не подвергшихся обработке отечественных товаров.

Базовыми показателями ВЭД являются:

· внешнеторговое сальдо – стоимостная разница между экспортом и импортом (положительное, отрицательное, нейтральное);

· внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта.

Возможными участниками ВЭД являются физические и юридические российские и иностранные лица.

Лицензирование экспорта и импорта является обязательным для всех участников ВЭД.

В результате ВЭД образуется система внешнеэкономических связей государства, которая включает внешнюю торговлю, экспорт/импорт капитала, рабочей силы, доходов.

Количественные показатели подразделяются на две группы: экспортная доля в ВВП, импортная доля в ВВП.

Экспортная/импортная доля в ВВП определяется как относительный показатель – отношение внешнеторгового оборота к объему ВВП. Показатели ВЭД определяются по платежному балансу страны. Платежный баланс в общем виде представляет собой соотношение реальных платежей за границу и реальных денежных поступлений из-за границы за определенный временной период. Это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами страны и нерезидентами за определенный период времени.

Платежный баланс является официальным документом. Его данные используются при разработке различных видов макроэкономической деятельности, в том числе денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, валютной и проч. Платежный баланс составляется по принципу двойного счета – в результате чего он представляет собой совокупность счетов.

К кредиту платежного баланса относятся все ценности, ввозимые в страну – импорт (записывается со знаком «+»).

Дебет составляют вывозимые ценности – экспорт (показатели дебета – со знаком «-»).

В структуре платежного баланса выделяют торговый баланс, баланс услуг, внешний долг.

В соответствии с законодательными актами ответственность за составление платежного баланса возложена на Центральный банк – Банк России, который регулярно публикует в периодическом издании «Вестник Банка России» разрабатываемый документ «Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации». Как правило, при формировании таблиц баланса показывается динамика показателей за 3-5 лет.

Государственное регулирование ВЭД – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.

Целью государственного регулирования ВЭД является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях.

Предметом регулирования является:

· защита национальных интересов;

· стимулирование национальных экспортеров;

· осуществление организационных мер для укрепления позиций национальных экспортеров на мировых рынках;

· создание условий для привлечения иностранных капиталов в российскую экономику, содействие росту заграничных капиталовложений национальными компаниями.

Эксперты ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) выделяют шесть основных направлений национального регулирования:

· меры по ограничению операций с иностранной валютой в целях улучшения национального баланса страны – определенные правила обмена валюты, ограничение сумм, вывозимых за границу, отсрочки платежей в иностранной валюте;

· система государственных закупок, направленная на расширение потребления услуг национального производства – транспорт, связь и др.;

· правительственное стимулирование развития национальных отраслей путем предоставления льгот в целях повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках – субсидий, льготных кредитов, льготного налогообложения и др.;

· меры, ограничивающие прямые капиталовложения в интересах укрепления национальных отраслей экономики;

· ограничения по найму иностранных граждан иностранными компаниями;

· дифференцированное налогообложение иностранных компаний.

В общем виде методы регулирования ВЭД можно разделить на две группы:

· тарифные, основанные на определении денежного сбора за осуществляемые международные операции: таможенные тарифы/пошлины на импорт и экспорт;

· нетарифные, принимающие форму количественного или стоимостного ограничения передвижения ценностей – квотирование, добровольные экспортные ограничения, экспортные субсидии, демпинг, международные картели, экономические санкции.

Квотирование – ограничение в количественном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу импортная квота) или к вывозу (экспортная квота)) за определенный период.

Добровольные экспортные ограничения состоят в том, что страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

Экспортные субсидии – льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения экспорта.

Антидемпинговые пошлины – разновидность таможенных пошлин, регулирующая цену импортируемой ценности до уровня внутренних цен.

Торговые эмбарго представляют собой экономическую санкцию государства в виде ограничения внешней торговли, предусматривающую запрещение ввоза/вывоза какого-либо товара в какую-либо страну из какой-либо страны.

Технические барьеры – административное регулирование с помощью стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и проч.

Одним из новых явлений в развитии мировой экономики в последние десятилетия ХХ века стал процесс глобализации, т.е. стирание барьеров между национальными хозяйствами, рынками национальных экономик.

Глобализация – высший уровень интеграции процессов в мировом масштабе. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами.

Сегодня выделяют несколько типов интеграционных объединений стран:

· зона свободной торговли;

· таможенный союз;

· общий рынок.

Транснационализация является главным механизмом процесса глобализации. ТНК играют роль регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики. В мире насчитывается 60 тыс. основных (материнских) корпораций и более 500 тыс.их зарубежных филиалов и зависимых компаний. ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 80% патентов, лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Через транснациональные банки проходят финансовые потоки, определяющие развитие мирового хозяйства.

В настоящее время в рамках международного товарного обращения четко прослеживаются эволюция товара от простейших форм (единичный товар) до сложнейших комбинаций (товар-группа) и появление на этой основе высших товарных форм – товара-объекта, товара-программы.

Глобализация вывела на общемировую сцену когорту новых агентов, претендующих если не на приоритет, то, по крайней мере, на равенство с традиционными субъектами международных отношений – государствами. Среди новых субъектов, решения и поведение которых влияют на мировые процессы, международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ВТО), региональные организации (их насчитывается в общей сложности около 60), институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании), неправительственные организации (движения «зеленых» и т.п.), крупные города (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Франкфурт, Париж) и др.

Мирохозяйственные связи неизбежно сопровождаются движением денег. Деньги, используемые в международных экономических отношениях, являются валютой. Различают: 1) национальную валюту – установленную законом денежную единицу данного государства; 2) иностранную валюту – иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей или чеков; 3) резервную валюту – иностранную валюту, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.

Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. На его основе осуществляют:

· обмен валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов;

· сравнение цен на мировых товарных рынках, а также стоимостные показатели разных стран;

· периодическую переоценку счетов в иностранной валюте компаний, банков, правительств и физических лиц.

Валютные курсы подразделяются на два основных вида – фиксированные, в основе которых лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран, и плавающие, которые зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться.

В современных условиях валютный курс формируется как обычная цена, под воздействием спроса и предложения, в результате чего формируется равновесный курс валют.

Выделяют рыночное регулирование валютного курса, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения и осуществляемое стихийно, и государственное, направленное на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране.

К мерам государственного воздействия на валютный курс относятся: валютные интервенции, дисконтная политика, протекционистские меры.

Валютные интервенции, т.е. операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют, - важнейший инструмент валютной политики государств. Цель валютных интервенций – изменение валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк продает иностранные валюты, скупая национальную, и наоборот.

Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала.

Протекционистские меры – меры, направленные на защиту собственной экономики, в частности валютные ограничения. Видами ограничений являются: валютная блокада; запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты; регулирование международных платежей, движения капиталов, движения золота и ценных бумаг, концентрация государством иностранной валюты и других валютных ценностей.

Девальвация – обесценение национальной валюты, выражающееся в снижении ее курса по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам, ранее – к золоту.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Органами валютного контроля в соответствии с законами РФ являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД).

2. В чем заключается специфика ВЭД?

3. Каковы виды ВЭД?

4. В каких формах осуществляется внешняя торговля?

5. Дайте характеристику круга лиц, осуществляющих ВЭД.

6. Что представляет собой платежный баланс страны?

7. Какова роль государственного регулирования ВЭД и его основные направления?

8. Раскройте сущность методов регулирования ВЭД.

9. Как влияют мировые экономические процессы на содержание ВЭД?

10. Назовите субъекты международных отношений.

11. Дайте определение валюты.

12. Как определяется валютный курс?

13. Какие виды валютных курсов существуют в современной практике?

14. Как государство воздействует на валютный курс?

15. Назовите органы валютного контроля в РФ.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных