Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Требовалось время, чтобы нововведение адаптировалось, ин­тегрировалось в социальную практику, требовалось время, что­бы музейная история стала непрерывным процессом.




В ХУШ в. в состав России войдет Причерноморье, Бессарабия. Бело­русские земли будут включены в состав Российской империи к 1795 г. в ре­зультате разделов Речи Посполитой. История музейного дела на окраинах государства имела свои особенности, связанные с принадлежностью отдельных территорий к иным государствам и иным культурным традици­ям или удаленностью от центров цивили­зации и пр. При этом основные тенденции и выявленные закономерности, конечно, со­хранялись.

Так, в зарождении музейного дела в белорусских землях, как и в других рос­сийских территориях, огромную роль сыграло частное собирательство. Оно получило распространение в Белоруссии еще в XVII в. К XVIII столетию сложи­лись многочисленные магнатские собра­ния Радзивиллов, Сапег и др. Эти цен­нейшие и богатейшие собрания носили универсальный характер и были закры­ты для публики. С распространением просветительской идеологии во второй половине XVIII в. формируются научные коллекции, расширяется со­циальный состав коллекционеров, возникает тенденция сделать кол­лекции доступными для публики, появляется широкий интерес к изу­чению и сохранению местных и национальных памятников истории и культуры.

В Прибалтике первые общедоступные музеи создаются так­же в конце XVIII столетия. На основе естественнонаучной кол­лекции врача Н. Гимзеля в Риге в 1773 г. был открыт первый в Прибалтике публичный музей. Н. Гимзель завещал некоторый капитал и коллекции городу. Впоследствии музей пополнился нумизматическими, археологическими, этнографическими мате­риалами.

* * *

В течение века был проделан путь, пройденный европейскими музеями за три с лишним столетия: большое распространение по­лучило частное коллекционирование, были заложены основы не­скольких старейших российских музеев, сделаны приобретения, до сих пор являющиеся жемчужинами крупнейших художественных музеев страны.

Успехи очевидны, но дифференциация культурной жизни в XVIII в. была еще так незначительна, что музейное дело труд­но выделить из общекультурных процессов. Инициатива в организации музеев принадлежала представителям верхов­ной власти. И хотя Петр I и Екатерина II были энергичными и увлеченными коллекционерами, имевшими личные пристрас­тия, их музейная деятельность полностью подчинялась общим задачам политики в области культуры и просвещения. Первые немногочисленные музеи стали всего лишь "точками роста", одним из проявлений формирующейся культуры Нового вре­мени. Отметим важный штрих: при Екатерине II труд музей­ных работников - П.С. Палласа, Э.Г. Лаксмана, И.Г. Бакмейстера - впервые был отмечен золотыми медалями за успешную работу в Петербургской кунсткамере.

Литература:

1. Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. Ч. 1-2. СПб., 2001.

2. Жигульский 3. Музеи мира. Введение в музееведение. (Пер. с польск. А.А. Гужаловского). М., 1989.

3. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмита­жа (1764-1917). Л., 1985.

4. Очерки истории музейного дела в России. Т. 1-7.М., 1957-1971.

5. Равикович Д.А. Музейные деятели и коллекционеры в России XVIII - нач. XX в. // Концептуальные проблемы музейной энцикло­педии. М., 1990.

6. Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии Наук. М.-Л., 1953.

7. Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991.

8. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.

9. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи: Очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1919.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных