Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация научно-исследовательской работы в музее




Опыт показывает, что целесообразно в каждом музее разрабо­тать программу исследований, включающую спектр тем, иметь сис­тему долгосрочного и краткосрочного планирования исследовательской работы. Важно следовать плану исследовательской работы, ко­торый дает возможность видеть перспективу развития музея в его взаимодействии с внутренними структурами и внешними организа­циями, дисциплинировать коллектив, грамотно выстроить всю сис­тему исследовательских проблем, определить ответственных и ав­торов разработок с учетом индивидуальных предпочтений, знаний. При этом необходимо иметь в виду, что вся проблематика исследо­ваний должна "работать" на развитие музея.

При планировании необходимо учитывать реальные сроки вы­полнения работ, связанные с численностью и квалификацией специ­алистов, опытом работы, разработанной системой взаимодействия с другими исследовательскими организациями отрасли, региона и цен­тра, в том числе с музеями. Сроки выполнения работ во многом за­висят от сложности выполняемого задания, кадрового обеспечения, финансовых возможностей музея.

С планированием связана координация исследовательской ра­боты музея - с внутренними структурами своего музея, территори­альными, центральными и внешними организациями, которые так­же разрабатывают планы исследовательской работы по определен­ным темам, проблемам.

Как разработать ориентиры на разные виды исследовательской работы в музее с целью ее конструктивного планирования, опреде­ления перспектив развития музея, а также профессионального роста сотрудников музея с учетом их профессиональных склонностей и способностей? На помощь приходит опыт других исследовательс­ких организаций - академических институтов, архивов, некоторых музеев. В институтах Российской академии наук, других исследова­тельских центрах, разработаны нормы времени для написания науч­ной работы, которые позволяют разработать долгосрочные и крат­косрочные планы исследовательской работы.

Характерно, что попытки просчитать объемы научно-исследо­вательских работ в музеях предпринимались даже на международ­ном уровне. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) был составлен документ "Предлагаемый метод изучения научных исследований и разработок", содержавший ряд положений, касающихся музеев.

Примерные цифровые показатели, которые мы приведем ниже, составлены на основе разработки норм Государственного Истори­ческого музея и ряда других музеев и исследовательских организа­ций. Они не являются инструктивным документом. Однако они по­могают каждому музею создать свою нормативную систему иссле­довательских музейных работ, реально посмотреть на перспективы научной деятельности своего музея, способствовать оптимальной реализации его научного потенциала. Приняв их за некоторую осно­ву, музей может составить свои нормы времени, учитывая квалифи­кацию специалистов, сложность тем, особенности структуры музея, его специфику, штат сотрудников.

Для облегчения расчетов работа должна быть представлена в отпе­чатанном виде. 1 авторский лист (40 000 знаков=24 стр. текста, отпеча­танного на пишущей машинке через 2 интервала) принимается за ис­ходную норму. В настоящее время, когда значительная часть сотрудни­ков музеев работают на компьютерах, подсчет может быть гораздо бо­лее точным, в то же время процесс его максимально упрощается.

Далее можно условно принять определенное количество часов как необходимое для написания 1 а.л. научной работы, учитывая специфику музеев, где, как правило, нет докторов и кандидатов наук: для старшего научного сотрудника без степени - 400 часов, для млад­шего научного сотрудника без степени - 450 часов.

Эти цифры могут быть изменены в зависимости от индивиду­альных особенностей специалиста, его квалификации, опыта рабо­ты. За исходную (базовую) единицу можно принять трудоемкость авторской работы по написанию 1 а.л. текста монографии или науч­ной статьи. В связи с тем, что отдельные виды музейных работ раз­личаются по сложности постановки проблемы, степени научной об­работки используемых источников и т.д., можно ввести коэффици­енты трудоемкости: 1,5; 1; 0,75; 0,5.

На следующей таблице представлены виды музейных работ и коэффициент их трудоемкости.

 

Виды музейной деятельности Коэффициент трудозатрат
  Научная статья, монография, доклад на научной конференции (с представлением текста), вступительная статья к каталогу, рецензия, тематическая структура новой экспозиции, пояснительные тексты к экспозиции, сценарий экспозиции.  
  Сообщения, доклады на конференциях, научных чтениях (с предоставлением тезисов), подготовка текста лекции при наличии методических материалов, библиографические обзоры, тематико-экспозиционные планы новой экспозиции (реэкспозиции) при наличии предшествующих стадий (научной концепции и тематической структуры). 0,5
  Разработка научной концепции (музея, отдельных направлений музейной деятельности), составление аналитических справок для вышестоящих организаций, каталога, обзоров коллекций, авторского этикетажа. 1,5
  Научный отчет, в том числе археологических, этнографических, историко-бытовых экспедиций. Методическая документация на формы культурно-образовательной деятельности: методическая разработка экскурсии, положения о клубе, кружке; сценарий музейного праздника, программы для разных групп музейной аудитории. 0,75

 

 

Для примера рассмотрим, как можно рассчитать время, потра­ченное научным сотрудником на написание рецензии. Рецензия имеет коэффициент трудоемкости, равный 1. Это значит, что для написа­ния 1 а.л. рецензии младшему научному сотруднику необходимо от­вести 450 часов. Но объем рецензии - 3 стр., или 5400 знаков компь­ютерного набора. Составляем уравнение:

24 стр. - 450 час.

3 стр. - X час.

Х=Зх450/ 24=56 час.

Таким образом, для написания рецензии младшему научному сотруднику в среднем понадобится 56 часов, или 7 рабочих дней.

Возьмем другой пример. В создании концепции экспозиции уча­ствует коллектив авторов из 3-х человек - старших научных сотруд­ников. Если не выявлен четко для каждого объем проделанной рабо­ты, можно рассчитывать усредненно, имея в виду, что коэффициент трудозатрат равен 1,5.

Так, будем считать, что время, необходимое для разработки

1 а.л. научной концепции составляет:

400х1,5 = 600ч.

Допустим, концепция имеет объем 48 стр., то есть 2 а.л. Состав­ляем уравнение:

1 а.л. - 600 час.

2 а.л. - X час.

Х= 600x2 =1200 час.

Так как в работе принимало участие 3 человека, то на каждого приходится:

1200: 3 = 400 час, то есть 50 рабочих дней.

Необходимо подчеркнуть еще раз, что приведенные нор­мы достаточно условны, не дол­жны быть догмой, многие рабо­ты в музее, включая исследова­тельские, учитываются на осно­ве фактических затрат времени. Например, в первом из рассмот­ренных примеров, рецензия мо­жет быть написана за 2-3 дня, но на ее написание может потребо­ваться значительно больше семи дней, если материал объемный, ответственный, а проблема тре­бует дополнительного изучения источников. Каждый музей, ис­ходя из реальных возможностей, специфики, квалификации спе­циалистов и других факторов может разработать свои нормы, утвердив их на Ученом или методическом советах музея.

Сообщение о ходе работы периодически заслушивается на совещани­ях научных подразделений. На конечном этапе при завершении работы организовывается ее обсуждение на Совете музея (Ученом совете, методи­ческом совете). В ряде случаев желателен отзыв внешней организации, за­нимающейся данной проблемой. Могут проходить промежуточные отче­ты о проделанной, но еще не завершенной работе за определенный отрезок времени, которые, как правило, заслушиваются на рабочих совещаниях либо (в крупных музеях) на проблемных и научно-методических советах. Окон­чательный отчет заслушивается на Ученом совете (если такового нет, реко­мендуется отдать работу на рецензию в другую организацию или специа­листу, занимающемуся соответствующей проблематикой).

Результаты научно-исследовательской работы, зафиксирован­ные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фонозаписей и т.п. концентриру­ются в научном архиве музея. Правильная организация научного архива в условиях, когда научным сотрудникам музея далеко не все­гда удается опубликовать свои работы, играет особо значительную роль, сохраняя результаты исследовательской деятельности коллек­тива музея, фиксируя авторство научных разработок, предоставляя возможность другим исследователям использовать результаты дея­тельности предшественников, ссылаться на них.

Для введения в научный оборот результатов научно-исследо­вательской работы сложился ряд специфически музейных форм. Результаты исследований широко используются во всех направле­ниях музейной деятельности, публикуются в виде каталогов кол­лекций, экспозиций и выставок, путеводителей по экспозициям и фондам. Важнейшей формой публикации результатов исследова­ний музейного собрания является экспозиция, постоянная или вре­менная. В последние десятилетия прошлого века сложилась и по­степенно распространилась в музеях традиция обязательно указы­вать в аннотации имена авторов научного проекта экспозиции. Уже более пятнадцати лет назад некоторые зарубежные исследователи высказали предложение о присуждение ученой степени за разра­ботку и создание авторской экспозиции, но и сегодня этот вопрос не решен. Хотя результаты научных исследований представлены в сформированном музейном собрании, экспозициях и выставках, культурно-образовательных программах и проектах, только факт их опубликования означает официальное признание введения их в научный оборот.

Существует широкий диапазон музейных изданий: сборники на­учных статей и материалов, каталоги и обзоры музейных собраний, тезисы и материалы научных конференций и семинаров, путеводите­ли и, конечно, монографии (см. главу 10, "Музееведческие издания").

Во многих музеях с целью наилучшей организации научной ра­боты и использования ее результатов во всех направлениях музей­ной деятельности разрабатывается Положение о научно-исследо­вательской работе. Этот документ создается в каждом конкретном музее для внутреннего пользования, его структура включает следу­ющие разделы:

- введение, определяющее цели и задачи всей многогранной исследовательской деятельности музея;

- организация исследовательской работы; в этом разделе рассмат­риваются вопросы руководства, управления исследовательской рабо­той в данном музее. Если в штате есть должность заместителя директо­ра по научной работе, то практически вся организация и руководство этим направлением возлагается на него. Если такой должности нет (му­зей небольшой), как правило, директор "держит" и это направление;

- содержательная часть "Положения" включает рассмотрение приоритетных направлений развития исследовательской работы му­зея с акцентированием внимания на координации, взаимосвязи раз­ных музейных структур, развития направлений в соответствии с це­левыми установками музея. Как правило, приоритетные направле­ния имеют долговременный характер, предусматривают конкретные виды работ на определенный период времени, перечень которых может быть представлен отдельно в виде Приложения;

-заключение. Делаются основные выводы, намечаются новые перс­пективы, подтверждающие, что музей - живой развивающийся организм.

В крупных музеях все структурные подразделения (кроме хо­зяйственных, технических, организационных и некоторых других служб) составляют планы научной работы - долгосрочные, перспек­тивные и годовые под руководством заведующих отделами (секто­рами). Заместитель директора на их основе составляет сводный план исследовательской работы (годовой и перспективный), который ут­верждается на Ученом совете. Значительную помощь в этой работе в крупных музеях оказывает ученый секретарь.

Большое значение в развитии исследовательской работы музеев имеют Ученые советы, в состав которых входят специалисты по всем областям научного знания, представленным в музее, как из са­мого музея, так и из других научно-исследовательских организаций. Если Ученого совета в музее нет, для обсуждения наиболее важных проблем созываются расширенные научно-методические советы, на которые приглашаются специалисты со стороны. Разрабатывается программа и режим работы Совета, его состав. Возможна разработ­ка специального положения об Ученом Совете и включение его в состав Положения об исследовательской работе.

В связи со спецификой музейной работы в музеях сложилась определенная практика организации научного коллектива. Научные подразделения - отделы или сектора - создаются только в крупных музеях с большим объемом исследовательских работ и их развитой дифференциацией. В средних и небольших музеях, как правило, на­учные исследования, носящие по преимуществу прикладной харак­тер, ведут научные сотрудники фондового, экспозиционного и (в меньшей степени) культурно-образовательного (научно-просветитель­ного) отделов. Чем меньше музей - тем больше разнообразных функ­ций приходится совмещать каждому сотруднику. В отдаленных реги­онах к этой проблеме прибавляется нередко существующая сложность получения специального образования и повышения квалификации.

Отнюдь не во всех музеях руководство поддерживает тягу кол­лектива к научным исследованиям. Сегодня это усугубляется сложно­стями экономического порядка, заставляющими многие музеи направ­лять все усилия коллектива на решение проблем "выживания" в ущерб научной работе. Прекращение или приостановка исследовательской деятельности ведет к утрате соответствующей квалификации научным коллективом, потере сложившихся научных традиций, что затрудняет в дальнейшем возобновление этой деятельности.

Итак, успешная жизнедеятельность музеев в значительной сте­пени зависит от продуманной программы всей исследовательской работы, учитывающей множество факторов, связанных как с общи­ми проблемами современного развития, так и с особенностями кон­кретного музея. Разработанная система планирования, опирающая­ся на реальные нормативы, составленная с ориентацией на конкрет­ный музей и учитывающая весь спектр направлений его деятельнос­ти, явится основой поступательного развития музея, органично впи­санного в реалии современной жизни общества.

Литература:

1. Изучение музейных коллекций. / Сост. и науч. ред. УМ. Поля­кова. М., 1974. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры).

2. Изучение и научное описание памятников материальной куль­туры. / Сост. и науч. ред. A.M. Разгон и Н.П. Финягина. М., 1972.

3. Кондратов А.В. и Герасимов В.П. Научно-исследовательская работа отделов природы краеведческих музеев. М., 1966.

4. Музейное дело в СССР. Музеи - научные учреждения. М., 1974.

5. Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев исто­рического профиля. М., 1980. (Сб. науч. тр. /ЦМР).

6. Научно-исследовательская работа музеев РСФСР: вопросы содержания, планирования и координации. Метод, рекомендации. / НИИ культуры. М., 1985.

7. Тверская Д.И. Музей как научно-исследовательское учрежде­ние. // Музейное дело. Музей - культура - общество. М., 1992. (Сб. науч. тр. / Музей революции).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных