Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МУЗЕЕФИКАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ И ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 4 страница




Требование музеефикации даже единичного памятника не как изолированного объекта, но как неотъемлемой части среды - одно из основных положений современного средового подхода.

Средовой подход стал определяющим в 1980-1990-е гг. и при музеефикации усадебных комплексов. Обязательным условием се­годня является раскрытие музейными средствами культурной и эс­тетической ценности, адекватное отражение всех сторон многогранного мира русской усадьбы, в котором архитектура, пейзаж, инте­рьер должны были восприниматься как единое художественно-об­разное и философски-символическое целое. Делаются попытки ре­конструкции отдельных элементов усадебной жизни (музей-усадь­ба Н.Е. Жуковского в д. Орехово Владимирской обл.). Некоторые музеи ставят целью воссоздание хозяйственных функций усадьбы. Так, в му­зее-заповеднике М.Ю. Лермонтова "Тарханы" (Пензенская обл.) вос­созданы покосные луга, пасека, плодоносящие сады, конюшня и др.

Важными и сложными объектами музеефикации являются ис­торические сады и парки. В отличие от ботанических садов, основ­ными объектами экспонирования здесь являются не растения в их видовом и сортовом многообразии, но ландшафтная архитектура, парковая скульптура, малые архитектурные формы и др. Так же, как в случае памятников архитектуры, можно говорить о двух подходах к музеефикации садов: "как музей" и "под музей". В первом случае сам сад или парк является экспонатом и музеефикация направлена на выявление его исторической, эстетической, мемориальной, науч­ной ценности. Как самостоятельные музеи-парки рассматриваются парки при дворцах-музеях, это, как правило, отражается в принятых названиях: "дворцы и парки пригородов Петербурга", "Богородицкий музей-дворец и парк". О музеефикации "под музей" можно го­ворить в том случае, когда исторический сад или парк используются для размещения самостоятельной современной экспозиции. Так был музеефицирован Губернаторский сад в Ярославле (Ярославский ху­дожественный музей): отсутствие данных не позволило полностью реконструировать его в изначальных формах, поэтому была прове­дена фрагментарная реставрация и сад использован под экспозицию "скульптура в пленэре".

При музеефикации парков и садов особо важным аспектом яв­ляется проникновение в мировоззренческие, семантические, эсте­тические представления, заложенные в произведение садово-парко­вого искусства. "Реставратор... должен глубоко понимать... замы­сел творца и быть в курсе эстетических и философских представле­ний, отразившихся в реставрируемом произведении... глубоко вникать во всю культурную жизнь произведения, учитывать мемори­альное обогащение" памятника", - писал Д.С. Лихачев о восстанов­лении парков и садов. Парк должен погружать в состояние фило­софской медитации, в мир воспоминаний и ассоциаций. Методика музеефикации садово-парковой архитектуры разрабатывалась, в пер­вую очередь, реставраторами и музейными работниками Ленингра­да в процессе воссоздания знаменитых пригородных дворцово-парковых комплексов.

При работе музейного коллектива с целым ансамблем или тер­риторией в рамках музеев-заповедников, музеев-усадеб и других му­зеев под открытым небом вся территория может рассматриваться как единый экспозиционный комплекс. Конечно, недвижимость памят­ников, уже расстав­ленных по местам самим историчес­ким процессом, на­кладывает серьез­ные ограничения. Но если экспозици­онер не может раз­местить и сгруппи­ровать экспонаты в соответствии с экс­позиционным за­мыслом, он может выстроить в соот­ветствии с этим за­мыслом процесс восприятия экспозиции посетителем. Для этого нужно заставить посетителя воспринять территорию или ансамбль в определенной экспозиционером последовательности, остановить­ся и зафиксировать внимание в ключевых точках, подчеркнуть одни детали и проигнорировать другие и т.п. В задуманной последова­тельности и в определенных местах посетитель получает ту или иную информацию. Маршрут, система дорог и троп, устройство смотровых площадок, посадка зеленых кулис, организация микрорельефа, освещения, состав растительности, малые архитектурные формы, система указателей и текстов, создание специальных произведений пластического искусства - средства достижения поставленной цели. Важной проблемой является создание цельного образа террито­рии. Важным документом проектирования при этом может стать сценарий.

В проекте построения единой экспозиции территории и памят­ников Государственного художественного, историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" в Москве (автор М.Е. Каулен, 1989г.) было предложено проектировать эту очень сложную территорию, сочетающую разновременные (с I тысячелетия до н.э. до нач. XX века) и разнохарактерные (от остатков деревень до строений царской усадьбы, от объектов язы­ческого поклонения до православных храмов) памятники, как не­прерывную систему экспозиций, каждая из которых реконструирует определенную совокупность явлений культуры русского народа, на определенном временном отрезке проявившихся в Коломенском, воссоздает образ этой культуры. Собранные воедино, очи должны были сформировать образ Коломенского как историко-культурного феномена. Было спроектировано 10 экспозиционных комплексов, в каждом из которых раскрытие темы происходит на 3-х уровнях: 1) экспонирование территории и памятников; 2) экспозиции в интерье­рах; 3) использование характерных для данного культурного среза нематериальных форм: обрядов, ремесел, музыки, театрализованно­го действа и т.п. Для каждого комплекса определялась своя "опти­мальная дата", на которую ориентировался экспозиционер.

Пример решения природной экспозиции под открытым небом - экспозиция "Европейский лес" в бельгийском парке Фланкенталь. Музеефицирован фрагмент заповедного широколиственного леса. Для посетителей проложены маршруты на 3-х уровнях-ярусах: на уровне земли - система тропинок и дорожек, под землей - туннели, на уровне крон - разновысокие мосты-переходы. Перемещаясь по этим ярусам, соответствующим естественной "ярусности" леса как биологической системы, посетитель имеет возможность непосред­ственно наблюдать жизнь животного и растительного мира от кор­ней деревьев до верхушек крон. Система указателей и текстов, по­могающая ориентироваться в экспозиции и интерпретирующая ее, дополняется отдельными экспозиционными комплексами, включа­ющими биогруппы, макеты, муляжи, раскрывающие информацион­ный потенциал основной "живой" экспозиции. Так, в стенах под­земных туннелей прорезаны застекленные окошки-витрины, позво­ляющие заглянуть в скрытый "прикорневой" мир леса, в надземной части расположены муляжи встречающихся здесь представителей фауны в комплексе со следами их жизнедеятельности (например, на стволе дерева сделано вскрытие-зондаж, внутри которого размеще­ны обитающие под корой насекомые, а снаружи на стволе находится муляж дятла, выполненный так, что посетители получают представ­ление о том, как дятел долбит дерево, языком достает спрятавшихся насекомых и т.п.)

Метод искусственного моделирования среды применяется при создании музеев под открытым небом на базе свезенных памятни­ков. Идея таких музеев родилась в Скандинавии в XIX в. и связана со стремлением закрепить элементы традиционной культуры в ус­ловиях модернизации и урбанизации. Уже на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. страны Шведско-Норвежской унии представляли экспозицию "Улица народов", где экспонировались макеты средне­вековых построек и манекены в национальных костюмах, а на меж­дународной выставке в Амстердаме в 1883 г. экспонировалась целая индонезийская деревня, в ее показе использовались такие компонен­ты, как музыка, вспашка земли на буйволах и т.п.

В 1891 г. А. Хазелиус приобрел холм Скансен в Стокгольме, где представил дома и целые фермерские хозяйства из различных реги­онов Швеции. Попытка восстановить естественную растительность, показать образ жизни людей в традиционной среде вытекала из идеи взаимодействия культуры и природы и отразилась в девизе — "По­знай себя". Была представлена даже стоянка саамов с обитателями, оленями и собаками, зверинец с традиционными для охотничьих промыслов животными. За 100 лет посещаемость Скансена соста­вила около 140 млн посетителей, а имя "скансен" стало нарицатель­ным для архитектурно-этнографических музеев на базе свезенных памятников.

В России первый "скансен" появился в конце 1920-х гг. (Коло­менское), наибольшее количество музеев этого типа было создано в 1960-80-е гг.

По сей день дискутируется проблема этичности включения жи­вых людей в экспозиции музеев под открытым небом. Многие спе­циалисты выступают против идеи "демонстрации привычек, обыча­ев и поведения, характерных для частной жизни узкого семейного круга" по причине боязни "сочувственно-снисходительного" отно­шения, праздного любопытства. Преобладает другая форма: песни, танцы, мероприятия на территории заповедника.

В 1990-е гг. в российском музейном деле определился круг нематериальных объектов наследия, становящихся объектами музеефикации. Это духовная культура (музыка, танец, фольклор); про­изводственные процессы (в промышленности, сельском хозяйстве, промыслы, ремесла и др.); традиционные действия, ритуалы, обычаи; элементы бытового уклада. Сегодня все эти многообразные эле­менты наследия современным музеем сохраняются, репрезентиру­ются и интерпретируются как полноценные музейные объекты и уже признаются в качестве таковых многими исследователями. На рубе­же нового тысячелетия ЮНЕСКО был впервые составлен список из 19 "неосязаемых" объектов, подлежащих охране как часть всемир­ного культурного наследия (в т.ч. культура старообрядчества Забай­калья). Музееведы обратились к проблеме нематериального насле­дия, обозначив ее на музейных форумах в Брно и Барселоне, а также заявив проблемы документирования нематериальных объектов для обсуждения на очередной сессии СИДОК в Порто-Аллегро в Брази­лии в 2002 г. В процессе дискуссий прозвучали термины "non-material" и "intangible". В материалах по культурной политике, опуб­ликованных ЮНЕСКО, говорится: "Наше определение культурного наследия требует серьезного пересмотра". Судьба "неосязаемого наследия, нематериальной культурной памяти, хранимой в челове­ческих умах, проявляющейся в традициях, мифах и ритуалах" вы­зывает сегодня глубокое беспокойство.

В РФ давно и успешно разрабатываются методы музеефикации нематериальных объектов традиционной (крестьянской) культуры. В конце 1980-х гг. появляются музеи, провозгласившие сохранение, поддержание, репре­зентацию тех или иных традиционных форм деятельности своей ос­новной задачей. Таков Пензенский музей на­родного творчества, в 1980-90-е гг. развер­нувший серьезную на­учную работу по поис­ку, выявлению и ревитализации очагов и поддержке мастеров народных промыслов. Концепция музея предусматривает его транс­формацию в форму музея - открытой мастерской для передачи навы­ков и традиций. Еще более необычен заповедник крестьянской пес­ни "Беляковский Катарач" в Свердловской области, провозгласив­ший своей основной задачей сохранение традиционной крестьянс­кой песенной культуры в единстве с окружающей средой, матери­альным и духовным производством.

Сегодня происходят изменения в подходах к музеефикации му­зеев-усадеб, дворянская усадьба начинает восприниматься и музеефицироваться как цельный организм. В ряде музеефицированных особняков моделируются традиции проведения балов, поэтических салонов, музыкальных гостиных и др. Традиции, относящиеся к куль­туре русского купечества, также еще только осваиваются музеями. Удачным примером может служить "Лавка Чеховых" в Таганроге. Ансамблевая экспозиция незаметно переходит в функционирующий прилавок, где происходит торговля традиционными для данного за­ведения товарами - чаем и кофе в воспроизводящих старые образцы упаковках; аромат этих благородных товаров дополняет экспозици­онный образ.

Религиозная культура в музеях представлена сегодня в основ­ном периодически проводящимися богослужениями в музеефицированных или находящихся в совместном использовании храмах, объединением в одном монастырском ансамбле функций христиан­ской обители и музейного учреждения. Сегодня музеи и церковные общины постепенно и трудно учатся сотрудничеству и взаимной тер­пимости. Интересен с этой точки зрения опыт Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1996 г. в связи с празднова­нием юбилея принятия ислама развалины древнего города Болгара стали местом многотысячного паломничества. Традиция родилась без участия музея и поставила под угрозу само его существование. Однако музею удалось найти общий язык с живыми и активными носителями исламской традиции и соединить ценностное отноше­ние к древнему Болгару как памятнику истории и культуры с покло­нением ему как религиозной святыне. Ежегодное паломничество стало новой традицией, родившейся на основе продолжения неког­да существовавшей здесь религиозной традиции.

Методы сохранения и актуализации объектов нематериального наследия многообразны. Среди них: фиксация, применяемая там, где явление культуры еще живо; ревитализация традиций, находящихся на грани полного угасания или угасших, но еще сохраняющихся в памяти социума; моделирование в случае, когда традицию приходит­ся восстанавливать на основании современных научных исследова­ний. В ряде случаев на основе элементов существовавшей традиции конструируется новая традиция, выступающая "правопреемницей" старой. Такова уже упоминавшаяся традиция паломничества в Болга­рах или возникшая несколько лет назад традиция проведения благо­творительных "губернаторских" елок на Рождество для детей-сирот и малоимущих в бывшем Губернаторском доме Ярославля (Ярославс­кий художественный музей). Следует отличать научную реконструкцию от попыток театрализованной имитации отдельных элементов исторической традиции (например, одевание экскурсовода в подобие исторического или этнографического костюма).

Там, где традиция не способна к самовоспроизведению, меха­низм ее сохранения и ретрансляции может осуществляться через музей. С 1970-х годов в российских музеях-заповедниках стало прак­тиковаться привлечение к музейной работе носителей традицион­ных культур, что могло обеспечить определенную преемственность и воссоздание (хотя и в искусственной среде музея) способов пере­дачи традиции.

Важнейшая отличительная черта музеефикации неосязаемых объектов наследия - необходимость наличия человека, "носителя традиции", посредством которого происходит актуализация объек­та. Методы актуализации будут зависеть в первую очередь от того, кто выступает в качестве носителя традиции. Возможны следующие варианты:

- Живы носители традиции. В этом случае актуализация осуще­ствляется методом фиксации. Музей обеспечивает возможность деятель­ности, материальное обеспечение и ретрансляцию традиции через уче­ников. Этот вариант актуализации обеспечивает сохранение макси­мальной подлинности объекта на­следия, хотя полной аутентичности достичь невозможно, так как быто­вание в искусственной среде музея в любом случае предусматривает долю условности.

- Роль носителя традиции при­нимают на себя сотрудники музея. В этом случае обеспечивается максимальная научность или модели.

- В качестве действующих лиц выступают посетители. Такой ва­риант актуализации обеспечивает наибольшую интерактивность. В этом случае элемент наследия оказывается в наибольшей степени на­делен коммуникативностью. При первом приближении кажется, что такая форма актуализации наиболее далека от подлинности, однако это не совсем так. Возможности приближения к подлинности опреде­ляется тем, насколько участники действия оказываются близки под­линным носителям традиции. Характерным примерам может служить музейный клуб "Игры Гагарина", с середины 1990-х годов действую­щий в Объединенном мемориальном музее Ю.А. Гагарина (г. Гага­рин, Смоленская обл.). На основе собранной коллекции подлинных предметов детских игр и изучения последних были выполнены точ­ные воспроизведения этих предметов, и дети из городских школ и интерната с огромным интересом (о чем свидетельствуют данные со­циологического опроса) играют в "калечину-малечину", "гигантские шаги" и другие игры своих бабушек и дедушек. Начав с игр 1930-40-х годов, сотрудники музея затем включили в эту работу и более ранний пласт детской игровой культуры. Установление связи между поколе­ниями, приобщение к культуре старшего поколения и понимание его через игру - пример подлинной музейной коммуникации.

Принимая участие в фольклорных праздниках, работе мастерс­ких народных промыслов, традиционных трапезах и т.п., посетитель участвует в своеобразной мистерии, ритуале приобщения к тради­ции. В музее-заповеднике мы воспринимаем традиционную культу­ру в максимально приближенной к естественной среде, в гармонии с окружающим миром. Наконец музей стремится к наиболее точной реконструкции традиции именно в ее исторических формах.

Традиционная культура представляла собой целостное явление, определяя и нормируя все аспекты жизнедеятельности человека, в эту сферу входили сам жизненный уклад, формы хозяйственной де­ятельности и природопользования, регулирование социальных вза­имоотношений, семейный уклад и многие другие аспекты. Реконст­рукция их в полном объеме в музее невозможна. Мы вправе гово­рить о восстановлении через музеефикацию только отдельных аспектов культуры. Более того, музеефикация не обеспечивает (да и не ставит своей целью) возвращение традиций в массовое сознание. Приблизиться к решению этой задачи возможно в системе экомузея. Экомузеология - сравнительно новая отрасль музееведения, в пос­ледние полвека получившая развитие во многих странах. Ее определя­ющие особенности - тесная связь с социокультурными процессами в регионе, установка музеев на решение социальных и природоохранительных задач. Экомузей способен возродить механизм самовоспроизводства жизненных ценностей и культурных традиций для конкретного места. Именно в экомузее возможно достижение определенного равно­весия между "музейностью" и "жизненностью". Воспроизведение тра­диции в этом случае является потребностью и решением самого обще­ства, что может обеспечить возрождение характерных для традицион­ной культуры форм наследования. Наконец, экомузей способен воссоз­дать синтетичность и целостность традиции, включая освоение окру­жающего пространства, формы хозяйственной деятельности, воспита­ние детей, семейные отношения и т.п. Формы экологичного историчес­кого природопользования могут представлять собой часть историко-культурного наследия и являться объектом музеефикации. Признаком "естественности" существования традиционной культуры в экомузее должно стать постепенное накапливание изменений, говорящее о дей­ствительной актуализации, включении в современную культуру. Сегод­ня на наших глазах происходит эволюционирование некоторых тради­ционных музеев-заповедников в направлении экомузея, создаются мно­гочисленные переходные, промежуточные формы.

При создании экомузея применяют многообразные методы и подходы исходя из специфики музеефицируемых объектов. Необхо­димым этапом создания экомузея является исследование потенциала хозяйственного развития территории, выявление видов деятель­ности, способных оказывать позитивное и лишенное вредных по­бочных эффектов воздействие на состояние природы и человека и пригодных для данной местности, средства достижения этого и эко­номический эффект. Разрабатываются научно-практические рекомен­дации, организуется работа с жителями, проводятся социологичес­кие исследования, создаются образовательные программы.

В России экомузеи появились много позднее, чем в других стра­нах. В настоящее время идут работы по созданию экомузея "Тазгол" в Горной Шории, разрабатывается проект татарского экомузея "Кал-маки" в поселке Юрты-Константиново, в перспективе - экомузеи "Чолкой" в телеутском пос. Беково (Кемеровская обл.) и др. Все эти экомузеи создаются в местах компактного проживания коренных народов. Очень важно, что благодаря теоретическим музееведчес­ким разработкам в институтах и музеях Сибири проблема получает солидную научную и теоретическую базу.

Экомузеи способен возродить механизм самовоспроизводства жиз­ненных ценностей и культурных традиций для конкретного места. Он способен инициировать изменения в социально-экономической сфере (рабочие места, инфраструктура, туризм, создание социально-экономи­ческих структур, способных к самовосстановлению и саморазвитию). Главная задача экомузея - "оптимальная организация окружающей сре­ды", выполняя которую, экомузеи приобретает статус регулятивной системы, направленной на охрану памятников истории, культуры, при­роды и определяющей режим использования территории.

Литература:

1. Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников ис­тории и культуры. М, 1975 (Сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 3).

2. Воскресенская А.П. Организация открытого показа археоло­гических памятников в РСФСР. М., 1969.

3. Дмитриева Е.К. Язык архитектуры как один из путей расши­рения коммуникативных возможностей мемориального музея. // Му­зееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной дея­тельности. М., 1988. (Сб. науч. тр. НИИ культуры).

4. Д. Каллебаут, Дж. Сандерленд. Энам: новые технологии уве­ковечивают прошлое. // Museum №198 (№4), 1998.

5. Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое деся­тилетие советской власти. М., 2000.

6. Каулен М.Е. Музей или храм? // Музейная экспозиция. М., 1997.

7. Методика и практика сохранения памятников культуры. М., 1974.

8. Методика реставрации памятников архитектуры. Под общей ред. Е.В. Михайловского. М., Стройиздат, 1977.

9. Музеи-заповедники. М.,1991. (Сб. науч. тр. НИИ культуры).

10. Памятники в контексте историко-культурной среды. М., 1990. (Сб. научн. тр. / НИИ культуры).

11. Проблемы воссоздания утраченных памятников архитекту­ры: pro et contra. M., 1998 (Российская Академия архитектуры и стро­ительных наук).

12. Проблемы охраны и использования историко-культурного на­следия Сибири. Кемерово, Кузбассвузиздат, 1996. Сб. науч. тр. / Минобраз РФ, Кемеровский Гос. ун-т, РГНФ.

13. Пруцын О.И. Реставрация и реконструкция архитектурного наследия. Теоретические и методические основы реставраций исто­рического и архитектурного наследия. М., Академия реставраций. 1997.

14. Туманова Н.Е. Екатерининский парк. История развития и ме­тодика восстановления. СПб, 1997.

15. Уникальные территории в культурном и природном насле­дии регионов. М., 1994 (Сб. науч. тр. / РНИИ культурного и природ­ного наследия).

16. Шулепова Э. А. Региональное наследие: Опыт изучения и му-зеефикации памятников Дона. М., 1998.

17. Museum №138, 1983; №148, 1985;,№198, 1998; №210, 2000.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных