Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема «утечки мозгов» как новый вызов для экономики РК.

Пак В.Г.

 

В настоящий момент приходит осознание следующего факта: в сложившейся экономической, экологической ситуации, в период нехватки сырьевых ресурсов и борьбы за них, необходимо задействовать ресурс, потенциал которого раскрыт всего лишь на малую процентную долю – это трудовой потенциал или человеческий фактор. Однако в последние годы Республика Корея все чаще стала сталкиваться с проблемой нехватки специалистов в ведущих отраслях экономики. В связи с этим приоритетом ее иммиграционной политики становится привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа и снижение оттока своих, отечественных специалистов – то есть «утечки мозгов».

До последнего времени термин «утечка мозгов» носил только негативный характер, так как считалось, что важнейшие человеческие ресурсы «выкачиваются» из стран-доноров. Однако в настоящее время произошел сдвиг в восприятии этого явления. Учеными отмечаются следующие положительные моменты от утечки мозгов для стран-доноров:

1. Возвращение части мигрантов с накопленным опытом и более высокой квалификацией.

2. Многие уезжающие за границу учатся за счет финансовой поддержки принимающей стороны.

3. Отъезд квалифицированных работников иногда компенсируется прибытием таких работников из другой страны (эффект домино).

4. Суммы денежных переводов эмигрантов на родину являются достаточно крупным вкладом в финансовое состояние их семей.[1]

 

Но все-таки справедливо отметить, что отрицательных моментов для страны-донора, в нашем случае РК от «утечки мозгов» больше, чем положительных. Экономическая стратегия Республики Корея опирается на развитие наукоемких отраслей. Страна поставила перед собой задачу к 2025 г. подняться до седьмого места в мире по уровню конкурентоспобности в области науки и техники. Для этого РК развивает семь секторов (фундаментальные науки, IT, биотехнологии, мехатроника, охрана окружающей среды, новые виды энергии и материалов). [2]

Важность этих отраслей неоспорима. В частности, экспорт товаров IT-индустрии постоянно растет, если в 1988 году их объем в общем экспорте составлял 12,25, то в 2000 году уже 32%. В 2008 году экспорт этих товаров достиг 131 млрд. долл. США. РК известна как производитель высококлассной техники, электронных товаров, бытовых приборов, автомобилей, 2006 году Республика Корея занимала 4 место в мире по производству электроники после США, Японии и Китая. Все эти отрасли не могут развиваться без квалифицированных инженеров и ученых.

В процессе подготовки доклада автор поставил перед собой ряд вопросов. Когда начался процесс утечки мозгов, основные группы уезжающих, причины, конечный пункт движения человеческих ресурсов, последствия, возможности решения проблемы.

На наш взгляд, «утечка мозгов» из РК берет свое начало с середины 90-х годов. Да, в 60-80-е гг. существовал экспорт рабочей силы из РК, как отмечается в работе корееведа Шипаева для смягчения остроты социальных проблем государство стало поощрять экспорт рабочей силы. С этой целью в марте 1962 г. был принят Закон о переселении за границу, на основании которого и началась систематическая эмиграция граждан Республики Корея в самые разные концы света. Но вряд ли мы можем со всей ответственностью сказать, что это был процесс «утечки высоквалифицированной рабочей силы», так как основную массу составляли моряки, служившие на торговых судах под флагами разных стран, операторы и механики, обслуживающие станки и агрегаты в металлургической, машиностроительной и прочих отраслях обрабатывающей промышленности, водители, монтажники и наладчики электрооборудования, медсестры и работали они по временному контракту, после чего большинство возвращалось на родину.

Анализируя период 60-90-х гг., специалисты отмечали слабость образовательной системы РК в подготовке кадров, отсутствие программ для поддержки талантливой молодежи, отсутствие опыта по подготовке научных и инженерных кадров. В 90-е большой проблемой в системе образования Республики Корея являлся перекос в сторону «престижных» специальностей, таких как юриспруденция, психология, паблик рилейшнз, что характерно и для России, в то время как такие отрасли, как электроника, роботостроение, биотехнологии испытывали дефицит трудовых ресурсов.

Специалисты отмечают 4 основные причины «утечки мозгов» из РК:

1. Недостаточно эффективная политика по обучению талантливой молодежи;

2. Рост доходов населения и возможность получения образования заграницей. По данным NSO 48,3% родителей в РК, имеющих детей студентов хотели бы, чтобы они учились за рубежом. Основными причинами этого они назвали возможность детей испытать «культурное погружение» и высокие расходы на получение образования внутри страны (по данным NSO за 2008 год граждане потратили на частное образование 20,9 млрд. вон) с его недостаточно высоким качеством, которое уступает многим европейским ВУЗам.

3. Низкий уровень доходов начинающих инженеров и ученых на родине, чем за рубежом.

4. Кризис 1997-1998 гг. положил конец системе пожизненного найма в РК, оставив при этом его отрицательные черты: длинную карьерную лестницу, жесткую иерархию власти, низкий уровень заработной платы в начале карьеры, отсутствие четкой системы социальных гарантий.

Уезжающих из РК заграницу можно разделить на 3 основные группы:

1. уезжающие учиться;

2. уезжающие работать;

3. семьи первых двух групп.

Студенты не только РК, но и других стран с каждым годом характеризуются все большей мобильностью. С 2000 года примерно на 9% ежегодно увеличивается число студентов, получающих образование за рубежом. В 2005 году в странах ОЭСР насчитывалось 2.3 млн. иностранных студентов, большей частью в США (24% от общего числа), Великобритании (9%), Германии (7%) и Франции (6%). Во многих случаях подобные студенты находят работу в стране учебы – это согласуется со стратегией по привлечению высококвалифицированной рабочей силы, которую реализует большинство индустриально развитых государств. Не обошел этот процесс и южнокорейскую молодежь, которая предпочитает получать американское образование.

Анализ данных показал, что учебные заведения США занимают лидирующие позиции в мире, что конечно же влияет на выбор молодежи. В ВУЗах США учится 22% всех получающих образование зарубежом. Система образования США характеризуется своей высокой «фондовооруженностью». Затраты на 1 студента более чем в 2,5 раза превосходят средний показатель для стран ОЭСР.[3] По данным The Times Higher Education Supplement (тематическое приложение к британской газете Times), которое ежегодно публикует рейтинг лучших университетов мира, в первой десятке лидируют ВУЗы США и Великобритании. Один из лучших южнокорейских университетов СГУ занимает лишь 50-е место[4].

В 2007-2008 учебном году в учебных заведениях США обучалось более 600 тыс. иностранцев.[5] Граждан Южной Кореи среди них насчитывалось около 70 тыс. чел. Это 11,7% от общего числа иностранных студентов, аспирантов и школьников в США. [6]

По данным Корейского института по изучению проблем профессионального образования многие аспиранты из Южной Кореи, получающие докторские степени в области естественных и технических наук в американских вузах, предпочитают не возвращаться на родину, а оставаться в США. Согласно этому докладу, около 74% аспирантов из Южной Кореи, защитивших докторские диссертации в американских высших учебных заведениях по техническим и естественнонаучным специальностям в 2004 году, изъявили желание устроиться на работу в США, а не возвращаться в Корею.

С 80-х гг. утечка высокообразованных специалистов в упомянутых областях из Южной Кореи в США постоянно увеличивалась, достигнув своего пика в 2002 году, когда более 82% новоиспеченных докторов технических и естественных наук планировали продолжить свою деятельность в Америке. Среди тех корейцев, которые получили докторскую степень в 2002 году, лишь около 49% в итоге возвратились в Корею. [7]

2 группа: уезжающие работать. Страной, в первую очередь притягивающей высококвалифицированные кадры из РК, является США. Особенно много иностранцев среди математиков, специалистов в области компьютерной техники, физиков и биологов - они составляют половину всех работающих в США докторов наук названных специальностей.[8]

По данным журнала Business Week, который ежегодно публикует рейтинг лучших работодателей мира, такие американские компании как Ernst and Young, Deloitte и др. по условиям труда, уровню заработной платы, социальным гарантиям превосходят все другие компании. Среднегодовая заработная плата инженера или ученого в США равна 65-70 тыс. долл. США. В 2006 году среднегодовая заработная плата доктора наук (в течение 1-5 лет после получения степени) варьировалась от 50 до 80 тыс. долл. США.[9]

По данным NSF, за период с 1983 по 2003 гг. в США из РК на работу приехало более 17 тыс. докторов наук в инженерных специальностях[10]. А в 2005 году из 100 южнокорейских докторов наук в этих же областях 27 работало в США.[11]

Пример взращивания кадров в США показателен. В 80-е годы США пережили кризисный период, когда из активной деятельности ушло поколение специалистов, пришедшее в науку и технику под влиянием успехов Советского Союза в космической области. Резко упал престиж инженерных профессий, сократился прием на технические специальности в университетах. Однако благодаря тому, что проблему удалось вовремя выявить, ситуация в целом была нормализована. Сегодня, по результатам социологических опросов, инженерная профессия восстановила свою репутацию в глазах молодого поколения, а прием на инженерные отделения американских университетов в последние годы стабильно растет.[12]

Слаженно работает вся система подготовки инженерных кадров в США. В этой системе можно наблюдать четкое разделение функций между образовательными учреждениями, которые организуют и обеспечивают учебный процесс, и представляющими интересы рынка рабочей силы профессиональными инженерными ассоциациями. Именно последние формируют требования как к программам инженерного обучения, так и к получаемым результатам, то есть качеству знаний выпускников. В свою очередь, работа как первых, так и вторых находится под пристальным контролем независимых от системы образования государственных органов - Советов по лицензированию инженерной деятельности штатов. На все это накладывается личная юридическая ответственность профессиональных инженеров за результаты своего труда. В этой системе институты, количество которых постоянно увеличивается, обеспечивают образовательную часть процесса в соответствии с требованиями, которые формулируются профессиональным инженерным сообществом. Качество образования контролируется независимыми от университетов органами государственной сертификации профессиональных инженеров. [13]

Последствия «утечки мозгов» могут быть очень серьезными. Доказательством тому служит Россия. Из России ежегодно уезжает до 15% выпускников, уже уехало около 100 тыс. специалистов. Потери от этого оцениваются в 60 млрд. долл. США. Финансовые проблемы - основная причина почему молодые ученые уезжают в США. Кроме того, в США докторские гранты зачастую выдаются на более продолжительный срок (более чем на 2-3 года).

Выходом из проблемы дефицита кадров может быть привлечение иностранных специалистов, но очень часто возникает проблема адаптации этих работников к корейской культуре, системе трудового менеджмента. По данным на конец 2007 года, в экономике Республики Корея были заняты 476 тысяч иностранных граждан, и всего лишь 6% из них составляли квалифицированные специалисты. Если исключить из общего списка преподавателей иностранных языков, то квалифицированные кадры составят всего лишь около 2,5% работающих в Республике Корея иностранцев.[14]

В 2008 году в целях привлечения в Республику Корея иностранных квалифицированных специалистов, рассматривается вопрос о том, чтобы разрешить постоянно проживающим в Республике Корея иностранцам иметь двойное гражданство. Планируемые поправки в соответствующие законы, которые комиссия разрабатывает совместно с министерством юстиции, направлены на то, чтобы иностранцам стало легче жить и работать.

США в основу эффективности своей экономики ставит инновационный потенциал. Стратегия США нацелена на научно-техническое лидерство и поддерживает его за счет ресурсного обеспечения (в 2007 году затраты на НИОКР составили около 340 млрд. долл. США), высокого уровня оснащенности исследований и качества ресурсного обеспечения.[15] РК учитывает опыт США и для поддержки научных кадров РК ежегодно повышает государственные расходы на научно-технические разработки. Корея в 2006 году занимала пятое место в мире по расходам на научно-технические разработки (29,8 млрд. долл.) по отношению к ВВП. С 2008 года правительство РК планирует увеличить расходы на фундаментальные исследования (табл. 2)

Таблица 2

           
Расходы на фундаментальные исследования (трлн. вон) 2,8 3,7 4,9 6,2 8,1
% от общего бюджета на научно-технические разработки 25,6 30,6 36,0 42,4 50,0

Источник: The Ministry of Education, Science and Technology of ROK.

Основное бремя расходов на науку в Корее (21,13 трлн. вон, или 77,3% от общей суммы) несет корпоративный сектор, и лидерами в этом отношении являются такие компании как “Самсунг электроникс”, “Эл-Джи электроникс” и “Хёндэ мотор”. Различные исследовательские институты потратили в прошлом году на научно-технические разработки 3,5 триллиона вон (около 12,8%), а университеты – 2,72 трлн. вон (10%).

Есть положительные подвижки и в развитии совместных проектов с привлечением иностранных ученых. В 2002 году Министерство науки и технологий Южной Кореи пригласило для работы в местных государственных НИИ в общей сложности 106 научных сотрудников из России, Украины, Белоруссии, Румынии, Польши, Китая и Индии. По мнению министерства, в этих странах имеются высококвалифицированные специалисты в области электроники, телекоммуникаций, экологии и в других приоритетных для Южной Кореи областях. Конкретными вопросами, связанными с приглашением учёных из-за рубежа, занимается Корейский институт по выработке политики в области науки и технологий (STEPI).[16]

В настоящий момент Республика Корея взяла под особый контроль политику подготовки высококвалифицированных кадров. Жизненно важным является установление крепких связей между образовательными учреждениями и предприятиями, для того чтобы образовательный процесс носил более прикладной характер. В свою очередь это будет выгодно и для фирм, которые, участвуя в учебной подготовке, могут произвести набор наиболее талантливых выпускников в штат компании. Мероприятия в данном ключе должны быть направлены на развитие обмена специалистами между университетами, корпорациями и исследовательскими институтами, например, посредством привлечения специалистов в качестве лекторов, или проведения практических занятий непосредственно на предприятиях. Устаревшая система образования в стране может быть реконструирована путем превращения профессиональных школ в специализированные институты. Учебным заведениям по подготовке инженеров должно быть уделено особое внимание, так как они являются основным источником технических кадров.


[1] Э.Кириченко. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов». //Мировая экономика и международные отношения. Октябрь 2008 №10, с.5.

[2] Суслина С.С. Корейский полуостров в формате экономического сотрудничества с Россией. //Проблемы Дальнего Востока, №5, 2001, с.42-43.

 

[3] Г.К Никольская. Развитие глобального рынка образовательных услуг и участие России в этом процессе. Труд за рубежом №2, 2007, с. 57-74.

[4] www. Timeshighereducation.co.uk.

[5] www.regnum.ru

[6] Сеульский вестник 2005

[7] Сеульский вестник 2006

[8] Economic report of the President, Washington, 2006, p. 57.

[9] www.nsf.gov.

[10] По данным National Science Foundation www. Nsf.gov.

[11] сайт ОЭСР.

[12] Г.Кочетков. Инновационная экономика и инженерный корпус. Опыт США и уроки для России. // «Человек и труд», №6-7, 2008.

[13] Там же.

[14] 02.05.08. kbs world radio.

[15] Э.Кириченко. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов». //Мировая экономика и международные отношения. Октябрь 2008 №10, с.7.

 

[16] http.://vestniк.tripod.com./.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
медицинскойсестры_______________________________________________________________ | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных