Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






б) Внешние причины разрушения 8 страница




В конце XII – начале XIII в.в. было положено начало применения более твердого,чем железо, чугуна, из которого стали отливать различные изделия, а спустя еще почти пять веков -–строительные конструкции. Так, в 1685-1688 г.г. в палатах боярина В.В. Голицына в Москве были установлены литые чугунные столбы массой по 580 кг, а в 1725 г. – чугунные балки перекрытий и крыльцо дозорной башни Невьяновского завода на Урале. Эти балки снизу были усилены железными полосами, чем учитывалась высокая прочность на сжатие чугуна и на растяжение – железа.

До середины XIX в. чугун наравне с железом и в сочетании с ним применялся и в гражданском строительстве.

В 1827 г. конструкцией из чугунных отливок и железных поковок в виде трех независимых систем – арок пролетом 21 м, несущих пол чердака и подвешенный к ним потолок зала, ферм пролетом 22 м с треугольной решеткой, перекрывающих чердачное пространство, и сквозных арок пролетом 30 м с параллельными поясами и крестовой решеткой, поддерживающих кровлю, были перекрыты зрительный зал и сцена Александринского театра в Петербурге (архитектор К. Росси, инженер М.Е. Кларк).

Купол Исаакиевского собора, построенный в Петербурге в 1818-1858 г.г. архитектором О. Монферраном, образован 24 вертикальными чугунными ребрами. Вверху и посередине купола диаметром 24 м и высотой около 21 м располагались опорные кольца. Медная золоченая кровля собора поддерживается 48 железными криволинейными ребрами, которые соединяясь с конической частью железными стержнями, образуют с ней треугольные системы.

К концу XIX в. чугун применялся главным образом лишь в декоративных формах. Для создания жестких и прочных конструкций по типу наслонных стропил и деревянных ферм русские строители использовали железо в виде полос, прутков и брусков. В 1801-1811 г.г. в Петербурге по проекту архитектора А.Н. Воронихина было возведено здание Казанского собора, купол которого диаметром 17,7 м образован двумя рядами ребер из полосового железа сечением 70×15 и 120×15 мм. 120 ребер наружного ряда и 32 ребра – внутреннего опираются внизу на общее опорное кольцо. Между ребрами размещены горизонтальные элементы из таких же полос, образующие в плане кольцо.

Подлинное утверждение металла в строительстве связано с развитием стальных конструкций. В 1859 г. в Петербурге по проекту Д.И. Журавского был возведен стальной шпиль Петропавловского собора высотой 56,43 м, а в 1863-1865 г.г. русским инженером Г.Е. Паукером была разработана оригинальная стержневая конструкция в виде сомкнутого свода из четырех полуарок для купола высотой 20,33 м над церковью Екатерининского дворца в Царском Селе.

Крупным вкладом в теорию и практику стальных конструкций явились работы выдающегося инженера и ученого В.Г. Шухова в области сетчатых стальных конструкций. На Нижегородской выставке им впервые в строительной практике были сооружены сетчатый цилиндрический свод и сетчатое большепролетное покрытие, ставшие прообразом современных висячих конструкций.

В 1898 г. В.Г. Шухов запроектировал и выполнил в натуре покрытие прокатного цеха Выксунского чугуноплавильного завода в виде сетчатого свода двоякой кривизны пролетом 40 м, опиравшегося на трехшарнирные арки. Им же для покрытия галерей торговых рядов в Москве (ныне здание ГУМа) была предложена оригинальная система арочной фермы с лучевыми затяжками.

Позже в число металлических строительных материалов наряду со сталью прочно вошел алюминий.

Что касается использования металла в малых архитектурных формах, декоративном и монументальном искусстве, то оно восходит к античному периоду развития и освоения. Наиболее известными сооружениями этого времени являются – колосс Родосский, бронзовая скульптура – маяк высотой 40 м и бронзовая статуя Афины в ансамбле Афинского Акрополя.

Широкое внедрение в средневековую архитектуру многоцветных стеклянных витражей потребовало для их изготовления таких металлов, как свинец, ленточная латунь и медь.

Классическая архитектура богата примерами использования металла в создании высокохудожественных произведений малых форм – литых чугунных и кованых декоративных железных решеток, оград, фонарей, убранства старинных мостов. Их реставрация требует воспроизведения подлинных рисунков полностью или частично утерянных фрагментов и обязательного восстановления золоченых деталей.

Золочение и серебрение получило распространение в декоративной отделке не только металла, но и дерева, камня, гипса, штукатурки и других материалов. Для подобных работ использовались сусаль, амальгамация, гальваностегия и гальванопластика и др.

Отечественная архитектура имеет давние традиции синтеза с металлической – чугунной, медной, бронзовой – скульптурой, что требует при проведении соответствующих реставрационных работ использования различных методов защиты от разрушения этих элементов памятников зодчества.

 

8.1. Способы реставрации металлических конструкций, деталей и изделий

 

Основным недостатком металлоконструкций является их подверженность коррозии и низкая огнестойкость.

При реставрации изделий и конструкций из черного (железо, сталь, чугун) металла обязательным должно быть удаление с их поверхности ржавчины и других продуктов коррозии. Коррозионный слой в данном случае может состоять из смеси оксидов, силикатов, карбонатов, хлоридов и сульфидов железа, а в случае археологических предметов – и из солей кальция.

Для снятия продуктов коррозии с поверхности железа можно использовать растворы минеральных и органических кислот с добавлением 1-2% ингибиторов коррозии – препаратов резко замедляющих скорость разрушения металла. К таким ингибиторам кислотной коррозии относятся уротропин, таннин, ментол, двухатомные фенолы – гидрохинон и пирокатехин. Наиболее эффективным является раствор, содержащий 35% ортофосфорной и 5-10% соляной кислоты с небольшими добавками хромовой кислоты, обеспечивающей пассивацию обрабатываемой поверхности, что повышает ее стойкость к действию агрессивных агентов.

Хорошо растворяют оксиды и гидроксиды железа при достаточно медленном реагировании с металлом органические кислоты – тиогликолевая, лимонная, муравьиная, щавелевая. Введение в растворы этих кислот ингибиторов коррозии (уротропина) полностью подавляет разрушительные процессы.

Длительная защита поверхности черных металлов от коррозии обеспечивается предохранительными смазками – составами на основе природных и синтетических восков, лаковыми покрытиями на основе натуральных и модифицированных масел и полимерными покрытиями. Защитные смазки промышленного производства содержат нефтяные масла, церезин (смесь твердых парафиновых углеводородов), петролатум, нитрованные масла, литиевые соли, амины, амиды и др. Некоторые защитные смазки содержат кремнийорганические жидкости, силиконовые каучуки и другие компоненты.

Ингибиторами коррозии для черных металлов являются также бензоаты натрия или аммония (соли бензойной кислоты), которые вводят в углеводородные смазки, составы на основе синтетических восков, лаки и краски на полимерной основе.

Для удаления очагов разрушения железа используется обработка этих участков пастой, состоящей из порошка цинка и 15% раствора едкого натра загущенными очищающими композициями, например, смесью из поливинилового спирта с трилоном Б (дигидрат натриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты) и глицерином. Удаление загрязнений органического происхождения обычно осуществляется с помощью индивидуальных органических растворителей и их смесей. Так, очистка от жиров растительного или животного происхождения и восков производится растворами щелочей, а удаление масел и красок – водными растворами синтетических моющих средств.

 

8.1.1. Цветные металлы и сплавы. Методы их реставрации

 

Из цветных металлов достаточно широкое распространение в архитектурно-строительной практике получили медь, свинец, олово, цинк, а также их сплавы – бронза и латунь.

Медь в чистом виде мягка и тягуча, поэтому легко расплющивается в тончайшие листки (поталь). При введении в медь добавок цинка, алюминия, никеля, олова, получается поталь, которая используется для имитации золота. Медные сплавы, имитирующие серебро, имеют в качестве основных добавок никель и олово, а также цинк, алюминий, свинец и железо.

Медь является основой для получения таких распространенных в архитектуре и монументально-декоративном искусстве материалов, как бронзы и латуни.

Бронзы представляют собой сплавы меди с оловом (оловянная бронза) и другими металлами – алюминием, свинцом, бериллием, кремнием и др. (специальные бронзы).Оловянная бронза применяется как конструкционный материал, обладающий высокими литейными свойствами, что позволяет использовать ее для отливок сложной формы. В зависимости от содержания олова цвет бронзы изменяется от розового (1,5% олова) до стального (65% олова). Самая твердая бронза содержит 27% олова. С увеличением твердости сплава растет и его хрупкость, а с уменьшением содержания олова в бронзе возрастает ее пластичность и ковкость. Повышение твердости и упругости бронзовых отливок достигается их последующей проковкой. В Древней Руси (XII-XIV в.в.) отливка художественных изделий осуществлялась из бронзового сплава – спруды, в состав которого кроме меди и олова вводилась добавка цинка.

В XIX в. для отливки изделий стойких к агрессивным воздействиям среды широко использовалась обладающая хорошими литейными свойствами, сукрасная бронза – медный сплав медный сплав со значительным содержанием олова и 5% цинковой лигатурой.

Латуни – сплавы меди с цинком (3-5%) иногда с добавками других (свинец, олово, железо, никель) металлов – являются конструкционными материалами, превосходящими (при одинаковой пластичности) по прочности медь и обычно не требующими специальной защиты от коррозии. Наибольшей прочностью обладает обыкновенная латунь с содержанием 42-45% цинка, а наибольшей пластичностью – латунь, содержащая 30-32% цинка. В зависимости от количества цинка изменяется и цвет латуни – от красного (5%) до серебристо-белого (65%).

Медный сплав с 3-12% цинка называется томпаком, с 14-21% цинка – полутомпаком, с 40-50% цинка – муц - металлом. Все они с успехом используются для серебрения и золочения.

Специальные (сложные) легированные латуни с добавками никеля, алюминия, свинца и др. отличаются красивым цветом, интенсивным блеском, повышенной прочностью и коррозиостойкостью. Так, например, алюминиевая латунь (0,4-2,5% алюминия) по цвету похожа на золото и идет на изготовление знаков отличия. Обладающая высокими литейными свойствами латунь с добавками олова с давних пор используются для художественного литья (памятники Петру I в Петрограде, Минину и Пожарскому в Москве).

Для изготовления «серебряной фольги» и сусального серебра используются сплавы цинка, олова, свинца и железа, не содержащие меди.

Цинк, кроме присадок к различным сплавам с успехом применяется для защиты от коррозии железа и стали (цинкование). В прошлом из этого металла отливались и такие крупные строительно-декоративные элементы, как колонны в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.

Олово также использовалось для отливки ажурных рельефов, которыми, в частности, украшены деревянные панели иконостаса Благовещенского собора в Кремле и двери иконостаса Сольвычегодского собора.

Свинец известен с древнейших времен как основной материал, использовавшийся для изготовления водопроводных труб. Из свинца отливались украшенные позолотой (сусалью) скульптуры, маскароны, вазы фонтанов большого каскада Петергофа (1714 г.) Со временем в связи с постепенным разрушением этих элементов декора они были полностью (1817 г.) заменены на бронзовые.

Свинцовый сурик – свинцовая соль ортосвинцовой кислоты (Pb3O4) широко используется для грунтовки металлических поверхностей перед их окраской, из него изготавливаются замазки и шпатлевки по металлу, обладающие высокими антикоррозионными свойствами.

Медь и медные сплавы легко окисляются на воздухе кислородом, соединениями серы, оксидами азота. Поэтому после поверхностной очистки изделий из этих цветных металлов необходима их немедленная защитная обработка. При этом наносимая покровная пленка должна быть предельно тонкой и не изменять оптических характеристик поверхности. Это достигается применением ингибиторов коррозии, к которым, в частности, относятся различные пленкообразующие полимеры – полибутилметакрилат (ПБМА), поливинилбутираль (ПВБ), поливинилацетат (ПВА), а также нитроцеллюлозные лаки, пчелиный и синтетические воска. Высокими защитными свойствами обладают восковые покрытия с добавками бензотриазола – гетероциклического кислородосодержащего производного бензола. Эти покрытия получают смешиванием растворов воска в скипидаре и бензотиазола в этиловом спирте.

Для химической очистки изделий из меди и ее сплавов хорошо зарекомендовали себя растворы быстроиспаряющейся муравьиной кислоты, а также растворы лимонной и уксусной кислот, после обработки которыми обязательна тщательная промывка обработанной поверхности.

Для очистки бронзы с позолотой применяются нейтральные и щелочные растворы виннокислого тартрата калия – натрия (сегнетова соль). К пастообразным пленкообразующим очищающим составам относятся составы на основе поливинилового спирта(ПВС) и поливинилацетатной дисперсии (ПВАД), содержащие глицерин или другие многоатомные спирты в качестве антиадгезивов.

Жировые и смолистые вещества удаляются с поверхности бронзовых изделий с помощью органических растворителей и специальных водных обезжиривающих составов, активным компонентом которых является кальцинированная сода, обеспечивающая щелочность среды и оказывающая омыляющее действие на растительные и животные жиры.

Для придания поверхности изделий из меди и ее сплавов определенной окраски, фактуры и предохранения от коррозии на их поверхность наносится искусственная (оксидная или оксидно-солевая) минеральная пленка, называемая патиной. К патинирующим составам относятся такие серосодержащие соединения, как полисульфиды калия (серная печень),сульфиды натрия (Na2S), сульфиды аммония (NH4)2S, а также оксиды и нитраты меди, карбонаты алюминия, сульфаты железа и др. В зависимости от вида и концентрации патинирующих составов цвет патины может изменяться от черного и темно-коричневого до золотисто-коричневого, голубого и зеленого. Поскольку в процессе патинирования расчищенного металла происходит некоторое растворение его поверхностного слоя в патинирующем составе, то каждое перепатинирование неизбежно сопровождается постепенным сглаживанием микрорельефа, что обязательно необходимо учитывать при реставрации изделий из меди и ее сплавов. Перед патинированием производится декапирование, т.е. легкое травление для удаления ранее образовавшихся оксидных пленок и сообщения поверхности химической активности.

В качестве травильных составов используются 3-5% концентрации растворы азотной или серной кислот, хлорид натрия, сульфата цинка. С целью повышения атмосферостойкости пленок искусственной патины они обычно защищаются слоями воска, лака или олифы.

Под воздействием атмосферных условий на поверхности изделий может образоваться пленка и естественной патины.

Олово – мягкий, пластичный, легкоплавкий металл относится к категории стойких к большинству внешних воздействий материалов. Для улучшения технологических свойств, в том числе и повышения твердости в него вводятся добавки свинца, висмута, сурьмы, получая сплавы для изготовления различных изделий. Соединения олова хорошо защищают древесину от гниения и дереворазрушающих насекомых.

Свинец – самый мягкий изо всех обычных тяжелых металлов, отличается хорошей ковкостью и пластичностью. Именно высокая мягкость свинца требует особой осторожности при реставрации изделий из этого металла.

Обычные загрязнения на поверхности оловянных и свинцовых экспонатов легко удаляются горячей водой, мылом, мягкими щетками – органические растворители используются для удаления масел, лаков, воска, красок и др. При этом для свинца не следует применять растворители, содержащие хлор - ионы, ацетат - ионы и анионы органических кислот, которые вызывают коррозию металла. Основными продуктами коррозии в данном случае являются сульфиды свинца, а также его карбонаты и гидрокарбонаты с включениями оксидов и хлоридов. Весьма распространенный вид коррозии свинца связан с разрушающим действием жирных кислот и паров уксусной кислоты. Поскольку карбонаты свинца хорошо растворяются в кислотах, то для их удаления используется 10% раствор НСl, после обработки которой с последующей промывкой горячей водой производится дополнительная обработка теплым 10% раствором ацетата аммония.

Для очистки оксидно-солевых продуктов коррозии эффективен 10% раствор триалона Б.

Наиболее опасным видом разрушения для изделий из олова являются так называемая «оловянная чума» – полиморфное превращение металла в серый порошок («серое олово») при отрицательных температурах и особенно быстро при минус 33°С. Визуально этот процесс коррозии характеризуется образованием на поверхности изделий вздутий, рассыпающихся в черно-серый порошок.

Корродированные оловянные фрагменты можно очистить, обрабатывая их поверхность порошками цинка и алюминия, смешанными с концентрированным раствором едкого натра. Развитие подобного вида коррозии может быть остановлено также радикальными способами – удалением пораженных мест и дополнением новым металлом.

Для образования на поверхности олова и свинца защитно-декоративных покрытий рекомендуется использовать сложные композиции полимеров – составы на основе пчелиного и окисленного полиэтиленового восков с добавлением в качестве пластификаторов полиэтиленгликолей (ПЭГ); композиции на основе полибутилметакрилата (ПБМА) и поливинилбутираля (ПВБ) с метилфенилсилоксановыми олигомерами (К-9, К-47, К-42 и др.).

Эффективными ингибиторами коррозии для олова и свинца являются кремнийорганические соединения, содержащие в цепи атом азота, к которым, в частности, относятся аминоалкилсиликоны, аминоалкилполисиликсаны, полиорганосилазаны. Композиции этих веществ с метилфенилсилоксановыми олигомерами образуют на поверхности свинца и олова долговременные защитные покрытия.

 

8.1.2. Благородные металлы, сохранение и реставрация изделий

на их основе

 

Золочение и серебрение с давних пор используется в архитектуре и прикладном искусстве как специальный высокохудожественный способ декоративной отделки и украшения различных по происхождению и назначению материалов. Поскольку ценность благородных металлов достаточно высока, то применение их для изготовления больших и массивных декоративно-отделочных элементов памятников архитектуры весьма ограничено. Поэтому основным способом украшения изделий из металла, камня, дерева, гипса является их имитация под золото или серебро путем нанесения на поверхность данных материалов тончайших покрытий из этих драгоценных металлов.

Отличительными особенностями как золота, так и серебра наряду с малой твердостью и высокой пластичностью является их способность стойко сопротивляться воздействию внешней агрессивной среды, благодаря чему материалы, покрытые этими драгоценными металлами надежно защищаются от разрушения под воздействием различных атмосферных и других факторов.

Высокая пластичность благородных металлов, позволяющая хорошо поддаваться ковке, плющению и растягиванию, предопределила возможность получения из золота и серебра тончайших (толщиной 1-3 мкм) полупрозрачных листков – сусали, которая издавна применяются для декоративной отделки различных материалов, используемых для украшения дворцов, храмов, особняков и других уникальных памятников архитектуры. Из 1 г золота можно волочением получить паутиноподобную проволоку длиной около 3 км, или лист площадью 50 м2, а из 1 г серебра – проволоку длиной до 2 км.

Кроме чистого золота самой высокой пробы (от 910 до 990, обычно 960) для изготовления сусали используется и медь, тонкие листки которой размером 100×100 и 150×150 мм называются поталью. В качестве замены сусального серебра применяется сплав олова (91%) с добавками цинка, свинца и железа.

Сусальные покрытия обычно предназначаются для наружной и внутренней отделки дерева и металла, а поталь – только для внутренних работ, с обязательным покрытием поверхности бесцветным лаком с целью предохранения от потемнения. Поскольку при проведении реставрационных работ необходимо максимально воспроизвести изначальный облик предмета, то для создания определенного светового эффекта и придания позолоте необходимых декоративных качеств кроме чистого золота могут использоваться и различные его сплавы. Так красное золото представляет собой сплав золота с медью и серебром. При этом чем меньше содержание серебра и больше меди, тем и краснее сусаль. Желтое золото наоборот содержит большее количество серебра по сравнению с добавкой меди. Белое золото светло соломенного оттенка получают за счет введения в расплав присадок никеля или палладия, а голубое золото имеет в своем составе добавки кобальта. Зеленое золото представляет собой сплав серебра с золотом, в котором содержится не менее 75% основного (золота) металла. Иногда к золоту добавляют черное серебро (сплав с медью, свинцом, серой и бурой) или патинированную (оливково-зеленую) медь.

Все разновидности этих сплавов варьируются в реставрационных работах в связи с тем, что современная сусаль отличается по своим декоративным качествам от бытовавшей в XVIII в – она желтее и имеет менее выраженный металлический характер.

Ощущение красоты массивного золота или серебра достигается только тогда, когда декоративное покрытие наносится по идеально подготовленной гладкой и твердой основе. Процесс золочения (серебрения), в том числе связанный и с восстановлением утрат, включает такие операции, как подготовка поверхности, нанесение специальных грунтов и клеевых составов и декоративная отделка. В зависимости от состава связующего (левкаса) для закрепления фольги различают золочение клеевое и масляное.

Клеевое золочение используется для внутренних работ исключительно по дереву. В качестве клеевого левкаса (грунта) используется осетровый или желатиновый клей, либо сок чеснока в смеси с наполнителем – каолином, мелом, иногда с добавкой тонкомолотой мраморной пудры. В цветной левкас вводятся минеральные пигменты. Перед восстановлением утрат золоченых лепных украшений применяется мастика, состоящая из смеси столярного клея, порошкообразного мела, олифы, канифоли и тонкоизмельченной бумажной массы.

Разновидностью грунта при клеевом золочении является пастообразная смесь полимент, состоящая из отмученной жирной глины или осажденного болюса – железистой глины из Армении, замоченной и растертой в подогретой на водяной бане воде, с последующим добавлением в этот доведенный до кипения раствор добавок детского мыла, пчелиного воска, свиного жира и спермацета – воскообразного вещества, содержащегося в специальных полостях в голове кашалота. Готовый полимент хранится в холодном месте в хорошо закрытом сосуде. Его количество должно соответствовать одноразовому использованию.

Перед нанесением левкасного грунта реставрируемая поверхность расчищается, шлифуется с водой либо пемзой (при гладких и ровных поверхностях), либо высушенными стеблями хвоща, после чего подготовленная таким образом основа проклеивается 7% раствором животного клея. На высохшую поверхность мягкой (колонковой) кистью наносится 3-4 слоя полимента, который предварительно растирают курантом (конусообразным каменным инструментом) и разбавляют либо клеевым 7% концентрации раствором, либо водным «разводом» яичного белка, выдержанным несколько суток в теплом месте до сильного протухания. Каждый из наносимых слоев полицемента просушивается и протирается суконкой, после чего грунт смачивается небольшими участками 20% раствором этилового спирта и на них сразу укладываются листочки сусали, аккуратно притираемые кистью или тампоном. При клеевом золочении получают покрытия с разной степенью блеска – от зеркального до полуматового, с различными оттенками цвета.

Для масляного золочения, используемого для наружных работ (в том числе и по металлу), характерно образование темного покрытия, отличающегося высокой прочностью и водостойкостью, но однообразностью цвета и блеска. Основными грунтовыми составами при масляном золочении являются составы на основе гульфарбы или лака мордан. Гульфарба (гульфарбный лак) представляет собой смесь масляного лака с натуральной олифой (в соотношении 2:1) и добавкой сиккатива – ускорителя высыхания. Используются и другие составы гульфарбы, в том числе и с добавками янтарного лака.

До рабочей вязкости эти лаки доводятся скипидаром или уайтспиритом. Перед нанесением подобных грунтов подготовленная соответствующим образом поверхность трижды покрывается спиртовым шеллачным лаком. При золочении по металлу лакирование не применяется, но в ряде случаев после очистки основания от коррозии его дважды покрывают растертым на старой загустевшей олифе свинцовым суриком (Pb3О4) и потом подсвечивают под цвет золота золотистой охрой.

Масляный лак мордан (лак МА-594) наносится по предварительно подготовленному основанию, которое покрывается 2-3 слоями спиртового шеллачного лака. После их затвердевания и шлифовки дважды производится покрытие масляным или янтарным лаком, каждый слой которого просушивается в течение 3-5 суток, а потом на подготовленную таким образом поверхность наносится лак мордан и на него золото («на отлип»).

Так же осуществляется и золочение поталью, на поверхность которой обязательно наносится защитный слой 15-20% раствора желатины или светлого шеллачного лака. Такое же защитное покрытие используется и по серебру.

После золочения для нанесения глянца сусаль полируется специальными, выполненными из агата или кремня, инструментами – зубком и лощилом, а потом покрывается тонким защитным слоем лака. При матовом золочении поверхность не полируется, но после просушивания лакового и клеевого подслоя позолота подкрашивается светостойким шеллачным лаком. В качестве матового лака может также использоваться спиртовой раствор росного ладана, тщательно перемешанного с разведенным теплым раствором желатинового клея. Для придания покрытию нужного оттенка в раствор добавляется либо естественный краситель шафран (желтая окраска), либо сгущенный млечный сок тропических деревьев гумми-гут, или смола драцены – драконова кровь (красная окраска), либо спиртоводные вытяжки из красного дерева – палисандра, сандала.

При золочении гипсовых и деревянных рельефов для имитации сусального золота в качестве пигмента используются золотисто-желтые кристаллы дисульфата олова (SnS2).

Защитным покрытием по серебру служит так называемый «золотой лак», состоящий из смеси спиртовых растворов шеллачного лака, смолы сандарака (дерева семейства кипарисовых) и настоя шафрана. Этот лак наносится в несколько слоев (с просушкой каждого) до получения золотого оттенка сохранившихся участков реставрируемой поверхности или изначального (авторского) цвета.

Покрытие золотом архитектурных фрагментов может осуществляться не только листовым золочением (сусалью), но также золочением холодным – втиранием золотой пыли в изделие; золочением огневым (золотой наводкой) – нагреванием покрытого амальгамой (жидкий сплав золота с ртутью) фрагмента с его располированием в горячем состоянии; золочением золотой амальгамой («сортучкой») с последующим нагреванием декорируемых поверхностей до полного испарения ртути и полированием – метод примененный при золочении купола Исаакиевского собора диаметром 26 м, на которое пошло 100 кг золота.

Современным безопасным и дешевым способом золочения является гальваностегия – нанесение из специального раствора защитных и декоративных покрытий на поверхность металла методом электролитического осаждения.

Метод гальванопластики используется для получения точных позолоченных или посеребренных копий фигурной скульптуры и орнаментов путем электролитического осаждения благородных металлов на поверхность металлических или неметаллических оригиналов.

Электролитические способы могут применяться и при серебрении. При этом для получения более ровного покровного слоя серебра в наиболее эффективные пирофосфатные электролиты вводятся желатина, фторид натрия и др. Электролиты серебрения изготавливаются и на основе различных комплексных соединений – кремнефтористо-водородная кислота и ее серебряная соль с небольшой добавкой желатины; бромид серебра, растворенный в насыщенном растворе ацетата аммония; тиосульфат натрия (Na2S2O3 – соль тиосерной кислоты) в сочетании с хлоридом серебра, гидросульфатом натрия и уксусной кислотой и др.

Поскольку промышленное производство сусального серебра ограничено, то для серебрения гипсовых или деревянных изделий, не подвергающихся атмосферным воздействиям может использоваться способ химического серебрения (осаждения), основанный на их погружении в раствор комплексной соли серебра, соединенной с восстановителем из инвертированного сахара и сегнетовой соли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных