Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 1. Тема 1. Объект, предмет, задачи, функции и методы социальной психологии




1. Социальная психология как наука.

2. Предмет социальной психологии.

3. Объект. Задачи. Категории.

4. Функции социальной психологии.

5. Методология социальной психологии.

6. Программа социального исследования.

7. Методы социального исследования.

8. Этические проблемы социально-психологического исследования.

9. Социометрия, групповая оценка личности.

 

Со­цио­мет­ри­че­с­кое ис­сле­до­ва­ние стру­к­ту­ры вза­и­мо­от­но­ше­ний в груп­пе

Эта ме­то­ди­ка по­з­во­ля­ет оп­ре­де­лить по­ло­же­ние ис­следуемого в си­с­те­ме меж­ли­ч­но­ст­ных от­но­ше­ний той груп­пы, к ко­то­рой он при­на­д­ле­жит. Ис­сле­до­ва­ние груп­пы при по­мо­щи дан­ной ме­то­ди­ки обы­ч­но про­во­дит­ся то­г­да, ко­г­да груп­па вклю­ча­ет в се­бя не ме­нее 10 че­ло­век и су­ще­ст­ву­ет не ме­нее од­но­го го­да. Пе­ред на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния чле­ны груп­пы, со­брав­ши­е­ся в ка­ком-ли­бо по­ме­ще­нии, на­при­мер, в клас­се или в ау­ди­то­рии, по­лу­ча­ют ин­ст­рук­цию при­мер­но сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«Ва­ша груп­па (класс) су­ще­ст­ву­ет уже дав­но. За вре­мя со­в­ме­ст­ной жиз­ни и об­ще­ния друг с дру­гом вы, на­вер­ное, смог­ли не­пло­хо уз­нать друг дру­га, и ме­ж­ду ва­ми сло­жи­лись оп­ре­де­лен­ные ли­ч­ные и де­ло­вые от­но­ше­ния, сим­па­тии и ан­ти­па­тии, ува­же­ние, не­ува­же­ние друг к дру­гу и т.п. Не все, оче­вид­но, скла­ды­ва­лось глад­ко и об­ра­зо­вав­ши­е­ся ме­ж­ду ва­ми от­но­ше­ния да­ле­ки, по-ви­ди­мо­му, от иде­а­ла. С кем-то вам хо­ро­шо на­хо­дить­ся в од­ной груп­пе (клас­се), кто-то вас не очень ус­т­ра­и­ва­ет и с ним вы хо­те­ли бы рас­стать­ся. Те­перь пред­ставь­те се­бе, что ва­ша груп­па на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся сна­ча­ла и ка­ж­до­му из вас пред­ста­в­ля­ет­ся воз­мо­ж­ность вновь по сво­ему же­ла­нию оп­ре­де­лить со­став груп­пы (клас­са). От­веть­те в этой свя­зи на сле­ду­ю­щие во­п­ро­сы, за­пи­сав свои от­ве­ты на от­дель­ном ли­с­те бу­ма­ги. Его пред­ва­ри­тель­но не­об­хо­ди­мо под­пи­сать, что­бы мы мог­ли су­дить о том, кто и ко­го вы­би­ра­ет или от­вер­га­ет. Ко­го из чле­нов ва­шей груп­пы (клас­са) вы по сво­ему же­ла­нию вклю­чи­ли бы в со­став но­вой груп­пы (клас­са)? За­пи­ши­те этих лю­дей на ли­с­те бу­ма­ги под но­ме­ром 1 в по­ряд­ке пред­поч­те­ния. Ко­го из чле­нов ва­шей груп­пы вы, на­про­тив, не хо­те­ли бы ви­деть в со­ста­ве но­вой груп­пы (клас­са)? За­пи­ши­те их под но­ме­ром 2 в по­ряд­ке от­кло­не­ния».

Ли­с­ты с от­ве­та­ми на пред­ло­жен­ные во­п­ро­сы об­ра­ба­ты­ва­ют­ся, и име­ю­ща­я­ся в них ин­фор­ма­ция пе­ре­но­сит­ся в спе­ци­аль­ную таб­ли­цу (табл. 22), на­зы­ва­е­мую со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цей. Сле­ва по вер­ти­ка­ли и свер­ху по го­ри­зон­та­ли в со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­це пе­ре­чи­с­ля­ют­ся фа­ми­лии чле­нов ис­сле­ду­е­мой груп­пы в од­ном и том же по­ряд­ке, на­при­мер, в ал­фа­вит­ном или под шиф­ром с со­от­вет­ст­ву­ю­щи­ми но­ме­ра­ми. В стро­ках со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы, где ука­за­ны фа­ми­лии чле­нов груп­пы, циф­ра­ми от 1 и вы­ше ка­ким-ли­бо оп­ре­де­лен­ным цве­том, на­при­мер — си­ним, от­ме­ча­ют­ся вы­бо­ры, сде­лан­ные дан­ным чле­ном груп­пы. Со­от­вет­ст­ву­ю­щие циф­ры про­ста­в­ля­ют­ся в клет­ках пе­ре­се­че­ния его стро­ки со столб­цом, где ука­за­на фа­ми­лия вы­би­ра­е­мо­го им че­ло­ве­ка. В при­ве­ден­ном в табл. 22 фраг­мен­те со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы от­ме­че­ны, на­при­мер, вы­бо­ры, сде­лан­ные Ива­но­вым: вто­рой его вы­бор при­хо­дит­ся на Его­ро­ва, пер­вый — на Си­до­ро­ва, тре­тий — на Пе­т­ро­ва. То­ч­но так же, но циф­ра­ми дру­го­го цве­та,! на­при­мер, кра­с­но­го, от­ме­ча­ют­ся сде­лан­ные от­кло­не­ния. В том слу­чае, ес­ли вы­бо­ры или от­кло­не­ния яв­ля­ют­ся вза­им­ны­ми, то со­от­вет­ст­ву­ю­щий факт от­ме­ча­ет­ся в со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­це за­клю­че­ни­ем цифр в круж­ки то­го же са­мо­го цве­та, ко­то­рый ха­ра­к­те­ри­зу­ет вы­бо­ры или от­кло­не­ния. Край­ние пра­вые столб­цы и ни­ж­ние стро­ки со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы яв­ля­ют­ся ито­го­вы­ми. В них вно­сят­ся сум­мар­ные дан­ные о ко­ли­че­ст­ве вы­бо­ров и от­кло­не­ний, по­лу­чен­ных и сде­лан­ных ка­ж­дым из чле­нов груп­пы. Под­сче­том ко­ли­че­ст­ва си­них цифр в стро­ке ка­ж­до­го чле­на груп­пы ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся чи­с­ло сде­лан­ных им вы­бо­ров, и со­от­вет­ст­ву­ю­щие дан­ные за­пи­сы­ва­ют­ся в пер­вый пра­вый стол­бец со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы. Све­де­ния о сде­лан­ных от­кло­не­ни­ях по­лу­ча­ют­ся тем же пу­тем, но за счет оп­ре­де­ле­ния ко­ли­че­ст­ва кра­с­ных цифр, име­ю­щих­ся в стро­ке, от­но­ся­щей­ся к со­от­вет­ст­ву­ю­ще­му ис­пы­ту­е­мо­му. Эти све­де­ния за­но­сят­ся во вто­рой пра­вый стол­бец со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы.Для то­го, что­бы оп­ре­де­лить, сколь­ко вы­бо­ров по­лу­чил член груп­пы, на­до по­счи­тать ко­ли­че­ст­во си­них цифр, име­ю­щих­ся столб­це с фа­ми­ли­ей это­го чле­на груп­пы, и ре­зуль­тат за­пи­сать: пер­вую ни­ж­нюю стро­ку со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы. Ана­ло­ги­ч­ным об­ра­зом оп­ре­де­ля­ет­ся и от­ме­ча­ет­ся в ма­т­ри­це во вто­рой ее ни­ж­ней стро­ке чи­с­ло по­лу­чен­ных от­кло­не­ний. В за­клю­че­ние ycтанавливается об­щее чи­с­ло всех вы­бо­ров и всех от­кло­не­ний, дан­ных чле­на­ми дан­ной груп­пы, и эти ре­зуль­та­ты впи­сы­ва­ют­ся в те клет­ки со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы, ко­то­рые рас­по­ло­же­ны в пра­вом ни­ж­нем ее уг­лу (в табл. 22 они от­ме­че­ны зна­ка­ми Ма­те­ма­ти­че­с­кой сум­мы).Про­сма­т­ри­вая ни­ж­ние стро­ки за­пол­нен­ной со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­цы, мо­ж­но оп­ре­де­лить ли­де­ра в дан­ной груп­пе. Им бу­дет тот из ее чле­нов, ко­то­рый по­лу­чил наи­боль­шее чи­с­ло вы­бо­ров. По ко­ли­че­ст­ву от­кло­не­ний мо­ж­но так­же оп­ре­де­лить то­го, кто вы­зы­ва­ет к се­бе наи­боль­шие ан­ти­па­тии. На его до­лю при­дет­ся наи­боль­шее чи­с­ло от­кло­не­ний.

Об­ра­бот­ка и ин­тер­пре­та­ция ре­зуль­та­тов

Бо­лее де­таль­ную и на­гляд­ную кар­ти­ну от­но­ше­ний, сло­жив­ших­ся в груп­пе (клас­се), мо­ж­но по­лу­чить, по­стро­ив спе­ци­аль­ные диа­грам­мы, на­зы­ва­е­мые со­цио­грам­ма­ми. Это — вы­пол­нен­ные по оп­ре­де­лен­ной схе­ме ри­сун­ки, на ко­то­рых при по­мо­щи со­от­вет­ст­ву­ю­щих ус­лов­ных обо­з­на­че­ний от­ме­ча­ют­ся все вы­яв­лен­ные в ис­сле­до­ван­ной груп­пе вы­бо­ры и от­кло­не­ния. Ча­ще все­го стро­ят­ся так на­зы­ва­е­мые со­цио­грам­мы-ми­ше­ни (рис. 1) и ин­ди­ви­ду­аль­ные со­цио­грам­мы, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му ис­пы­ту­е­мо­му, к ли­де­ру и от­вер­га­е­мо­му боль­шин­ст­вом чле­нов груп­пы (рис. 2).Чи­с­ло кон­цен­т­ри­че­с­ких ок­ру­ж­но­стей, из ко­то­рых со­сто­ит со­цио­грам­ма-ми­шень, обы­ч­но со­от­вет­ст­ву­ет ма­к­си­маль­но­му ко­ли­че­ст­ву вы­бо­ров, по­лу­чен­ных в дан­ной груп­пе кем-ли­бо из ее чле­нов. На при­ме­ре со­цио­грам­мы-ми­ше­ни, пред­ста­в­лен­ной на рис. 1, мы мо­жем убе­дить­ся в том, что в дан­ной ги­по­те­ти­че­с­кой груп­пе ма­к­си­маль­ное чи­с­ло по­лу­чен­ных вы­бо­ров рав­ня­ет­ся один­на­д­ца­ти. Это — то чи­с­ло вы­бо­ров, ко­то­рое по­лу­чил ли­дер в груп­пе. Он ус­лов­но по­ка­зан на со­цио­грам­ме в цен­т­ре. Ос­таль­ные уча­ст­ни­ки груп­пы рас­по­ла­га­ют­ся на со­цио­грам­ме-ми­ше­ни на пе­ри­фе­рии в пре­де­лах тех ок­ру­ж­но­стей, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют чи­с­лу по­лу­чен­ных ими вы­бо­ров. От цен­т­ра к пе­ри­фе­рии это чи­с­ло умень­ша­ет­ся. На­ко­нец, за пре­де­ла­ми всех ок­ру­ж­но­стей, име­ю­щих­ся на со­цио­грам­ме-ми­ше­ни, рас­по­ла­га­ют­ся те чле­ны груп­пы, ко­то­рых не вы­брал ни­кто.

 

Рис. 1. Со­цио­грам­ма-ми­шень груп­пы, со­сто­я­щей из 20 че­ло­век;
▲ – маль­чи­ки; ● – де­во­ч­ки; → - вы­бо­ры; - → - от­кло­не­ния.

Это - изо­ли­ро­ван­ные от ос­таль­ных уча­ст­ни­ки груп­пы, не име­ю­щие по­ло­жи­тель­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний с дру­ги­ми чле­на­ми. Вы­бо­ры и от­кло­не­ния на со­цио-грам­ме-ми­ше­ни (та­кие со­цио­грам­мы стро­ят­ся от­дель­но для вы­бо­ров и для от­кло­не­ний или ком­би­ни­ро­ван­но) от­ме­ча­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но стрел­ка­ми си­не­го и кра­с­но­го цве­тов, на­пра­в­лен­ны­ми от то­го, кто вы­брал, к то­му, ко­го он вы­брал (или, со­от­вет­ст­вен­но, от­кло­нил).

Рис. 2. Ин­ди­ви­ду­аль­ные со­цио­грам­мы ди­аг­но­сти­ру­е­мо­го чле­на груп­пы (Д),
ли­де­ра груп­пы (Л) и от­вер­га­е­мо­го чле­на груп­пы (О);
► — вы­бо­ры; ----► — от­кло­не­ния.

 

В цен­т­ре ин­ди­ви­ду­аль­ной со­цио­грам­мы (рис. 62) рас­по­ла­га­ет­ся тот член груп­пы, чьи от­но­ше­ния дан­ная ин­ди­ви­ду­аль­ная со­цио­грам­ма пред­ста­в­ля­ет, а во­к­руг не­го круж­ка­ми обо­з­на­ча­ют­ся ос­таль­ные уча­ст­ни­ки груп­пы, с ко­то­ры­ми у дан­но­го че­ло­ве­ка ус­та­но­ви­лись оп­ре­де­лен­ные от­но­ше­нии (те, ко­го он вы­брал или от­кло­нил, и те, кто его са­мо­го вы­брал или от­кло­нил). Те чле­ны груп­пы, с ко­то­ры­ми сло­жи­лись бо­лее те­с­ные по­ло­жи­тель­ные, или от­ри­ца­тель­ные от­но­ше­ния, на ин­ди­ви­ду­аль­ной со­цио­грам­ме, рас­по­ла­га­ют­ся бли­же к цен­т­ру, а те, с кем сло­жи­лись ме­нее те­с­ные от­но­ше­ния, - даль­ше к пе­ри­фе­рии. Пер­вые изо­б­ра­жа­ют­ся при по­мо­щи круж­ков боль­шей, а вто­рые - мень­шей ве­ли­чи­ны. Пред­ста­в­ля­е­мые на со­цио­грам­мах дан­ные не­ред­ко для по­лу­че­ния бо­лее под­роб­ной ин­фор­ма­ции о по­ло­же­нии че­ло­ве­ка в си­с­те­ме вну­т­ри­груп­по­вых от­но­ше­ний до­по­л­ня­ют­ся чи­сло­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми - ин­де­к­са­ми. Наи­бо­лее из­ве­ст­ный из них ин­декс груп­по­вой спло­чен­но­сти, ко­то­рый ха­ра­к­те­ри­зу­ет си­с­те­му груп­по­вых от­но­ше­ний в це­лом. Его фор­му­ла вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

 

 

где: Сп - по­ка­за­тель груп­по­вой спло­чен­но­сти на эмо­ци­о­наль­но-меж­ли­ч­но­ст­ном уров­не;

К - об­щее чи­с­ло вза­им­ных вы­бо­ров, сде­лан­ных чле­на­ми дан­ной груп­пы;

Σвв - ма­к­си­маль­но воз­мо­ж­ное чи­с­ло вза­им­ных вы­бо­ров в дан­ной груп­пе.

По­ка­за­тель К ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся по со­цио­мет­ри­че­с­кой ма­т­ри­це,

а по­ка­за­тель Σвв оп­ре­де­ля­ет­ся, в свою оче­редь, по фор­му­ле:

где п — чи­с­ло чле­нов в изу­чен­ной груп­пе.

 

 

До­с­та­то­ч­но пред­ста­ви­тель­ную и раз­но­сто­рон­нюю ин­фор­ма­цию о по­ло­же­нии че­ло­ве­ка в си­с­те­ме груп­по­вых вза­и­мо­от­но­ше­ний мо­ж­но по­лу­чить, на­при­мер, при по­мо­щи сле­ду­ю­щих до­по­л­ни­тель­ных со­цио­мет­ри­че­с­ких ин­де­к­сов:

Раз­ни­цы ме­ж­ду чи­с­лом вы­бо­ров, сде­лан­ных дан­ным чле­ном груп­пы, и ко­ли­че­ст­вом сде­лан­ных им же от­кло­не­ний. Этот ин­декс сви­де­тель­ст­ву­ет об от­но­ше­нии дан­но­го че­ло­ве­ка к груп­пе в це­лом.

Раз­ни­цы ме­ж­ду чи­с­лом по­лу­чен­ных вы­бо­ров и ко­ли­че­ст­вом по­лу­чен­ных от­кло­не­ний. Это - оцен­ка от­но­ше­ния груп­пы к дан­но­му че­ло­ве­ку.

Ко­ли­че­ст­во вза­им­ных вы­бо­ров, име­ю­щих­ся у дан­но­го че­ло­ве­ка с ос­таль­ны­ми чле­на­ми груп­пы. Это - ин­декс по­ло­жи­тель­ных вза­и­мо­свя­зей дан­но­го че­ло­ве­ка с ос­таль­ны­ми чле­на­ми груп­пы.

Ко­ли­че­ст­во по­лу­чен­ных вза­им­ных от­кло­не­ний. Это - ин­декс вза­им­ной не­при­яз­ни, про­яв­ля­е­мой в от­но­ше­ни­ях дан­но­го че­ло­ве­ка с дру­ги­ми чле­на­ми груп­пы.

Пер­вые два ин­де­к­са мо­гут при­ни­мать как положительные, так и от­ри­ца­тель­ные зна­че­ния. Тре­тий и чет­вер­тый ин­де­к­сы так­же мо­ж­но пе­ре­ве­с­ти в по­ка­за­те­ли, име­ю­щие плю­сы и ми­нус: ес­ли со­от­вет­ст­ву­ю­щие ин­де­к­сы ока­жут­ся вы­ше сре­д­не­го их зна­че­ния по груп­пе, то им мо­ж­но при­пи­сать знак «+» (в слу­чае, ес­ли речь идет о вза­им­ных вы­бо­рах) или знак «-» (ес­ли де­ло ка­са­ет­ся вза­им­ных от­кло­не­ний).

Со­во­куп­ность плю­сов и ми­ну­сов, по­лу­чен­ных дан­ным че­ло­ве­ком, по­ка­зы­ва­ет его пер­со­наль­ный со­цио­мет­ри­че­с­кий про­филь. На­при­мер, про­филь ви­да + + + + сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что по­ло­же­ние дан­но­го ин­ди­ви­да в груп­пе яв­ля­ет­ся бла­го­по­лу­ч­ным во всех от­но­ше­ни­ях, а про­филь ви­да ------ о по­л­ном не­бла­го­по­лу­чии. Про­ме­жу­то­ч­ные, сме­шан­ные ва­ри­ан­ты про­фи­лей, со­дер­жа­щие в се­бе плю­сы и ми­ну­сы, да­ют диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную ха­ра­к­те­ри­сти­ку по­ло­же­ния че­ло­ве­ка в раз­ли­ч­ных под­си­с­те­мах си­с­те­мы груп­по­вых от­но­ше­ний.

Практические и семинарские занятия. Тип: кейс-метод, с применением затрудняющих условий, групповое решение творческих задач (метод развивающейся кооперации), проектирование.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных