Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






При осуществлении образовательного процесса по дисциплине




Основной дидактической концепцией, положенной в основу дисциплины является не просто широко распространенная, но и практически общепринятая в педагогическом сообществе концепция обучения посредством действия. Действие с приобретенным знанием всегда считалось неотъемлемой частью процесса обучения, в дидактике это определялось как применение знаний на практике, способствующее их закреплению. В современных условиях важным становится не только действие с полученными знаниями, но и приобретение знаний через определенные познавательные действия, отвечающие за поиск, анализ обработку информации. Такое понимание обучения через действия чрезвычайно актуально в информационную эпоху.Для повышения стимулирования и мотивации учебной деятельностинаиболее эффективны и предпочтительны коммуникативные методы,реализуемые в форме проблемных лекций, семинаров-дискуссий, семинаров-исследований, обсуждений проектных заданий, коллективного решениятиповых и ситуационных задач и т.п., отличительная черта которых – особыйкоммуникативный настрой, характеризующий индивидуальный способобщения, в ходе которого происходит обмен ценностями и опытом, придающий изучаемому содержанию личностный смысл.Организация и содержание работы по дисциплине включает три основные формы обучения:

-Лекции: обзорные, проблемные, информационные, лекция-визуализация, дискуссии;

-Практические занятия: семинар-дискуссия, семинар-практикум;

-Самостоятельная работа студентов: изучение литературы по проблемам курса, подготовка к семинарским занятиям, подбор техник и упражнений.

Лекция представляет одну из традиционных форм учебного процесса и является существенной его частью. Лекция имеет несколько разновидностей (например, традиционная, обзорная, проблемная), которые целесообразно используются в преподавании дисциплины. Самостоятельная работа студентов является главным звеном обучения. Самостоятельная работа носит внеаудиторный характер и включает следующие виды работ: конспектирование и работу с первоисточниками, выполнение рефератов и проектных заданий, рецензирование интернет-ресурсов, проработку материала по учебникам, учебным пособиям и другим источникам информации, разработку мини-брошюр по темам дисциплины и др. Для внеаудиторной подготовки предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен на учебных занятиях, темы реферативных работ, задания творческого и рефлексивного характера. Для укрепления преемственности между лекциями и самостоятельной работой студентов на лекциях задаются вопросы/задания для самостоятельной работы, рекомендуются источники ответа в литературе. Студентам предлагается сделать небольшие выступления, доклады или сообщения по ходу лекции, даются опережающие задания для подготовки к будущим лекционным темам и т.п. Для организации самостоятельной работы студента преподаватель: 1. Разрабатывает тематику самостоятельных заданий, составляет методические указания к ним, алгоритмы действий, показатели уровня достижения результата;2. Дает студентам четкий и полный инструктаж: цель задания, условия выполнения, объем, сроки, образец выполнения, система начисления баллов;3. Осуществляет консультации и общее руководство выполнением самостоятельных заданий;4. Разрабатывает контрольные (проверочные) задания, а также осуществлять текущий контроль и учет выполнения студентами самостоятельной работы;5. Оценивает, дает рецензию/обратную связь на работу, обобщает уровень усвоения навыков выполнения научных, исследовательских, самостоятельных, творческих и др. видов работ, мотивирует на достижение поставленных дисциплиной задач. При проведении практических занятий используется так называемая «циклическая модель обучения через опыт». Обучение через опыт происходит тогда, когда студент вовлекается в некую деятельность, затем анализирует ее, осмысливает и в результате такого осмысления изменяет определенным образом свое поведение. Такое обучение можно определить как изменения в поведении, происходящее в результате пережитого опыта. Наиболее ярко это проявляется в тренинге, но элементы присутствуют и при других формах обучения. Эффективность обучения через опыт определяется тем, что студент лучше запоминает те знания, которые он получил в опыте, чем то, о чем он узнал, читая книги или слушая лекции. Модель обучения через опыт предполагает вовлеченность личности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях за счет последовательного прохождения всех этапов цикла: «опыт» (фаза активности) – «описание» (обмен реакциями, наблюдениями) – «переработка» (обсуждение) – «обобщение» (соотнесение реального опыта с теоретическим материалом) – «применение» (планирование применения освоенных знаний). Таким образом, данная модель позволяет учащимся проработать существенные моменты, с которыми они встречаются в повседневной жизни, а исследование своих эмоций в учебных ситуациях помогает им расширить свое осознавание и понимание той роли, которую играют их переживания в их поведении. Обучение через опыт позволяет студентам принимать ответственность за свое обучение и поведение, что является «краеугольным камнем» для формирования профессиональной позиции психолога. Следуя циклической модели обучения через опыт, основной формой обучения является интерактивная, предполагающая: − межличностное, диалогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» и «обучающийся – обучающийся»; − работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; − активно-ролевая и тренинговая организация обучения. Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь со студентами, учет их запросов по поводу содержания, способов совместнойпознавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование и др.Целесообразным является тестовый контроль изучаемых тем, которыйотличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации по уровню знаний и эффективен при реализации рейтинговых систем. Применение тестового контроля знаний дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы; позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению дисциплине. Эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент имеет возможность сам проверить свои знания, в результате чего тестирование имеет не только контролирующие, но и обучающие функции. Необходимо отметить, что система тестирования – это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создания баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат преподавателей, однако при этом обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне освоения студентами обязательного учебного материала. Результаты текущего и рубежного тестирования – это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показатель качества работы преподавателя.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация данной программы предусматривает использование таких форм проведения учебных занятий как лекция, где используются:

- лекция-визуализация: учебная информация по теме лекционного занятия реконструируется в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (компьютерные презентации теоретического материала, схемы, рисунки, чертежи и т.п.);

- лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией; лекция-дискуссия: преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Программа по дисциплине предполагает организацию и проведение практических занятий:

- семинаров-конференций: выступления с докладами, презентация проетов, защита рефератов;

- семинаров-дискуссий: свободный обмен мнениями студентов по теме семинарского занятия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных