Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития арт-терапевтического направления.




 

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.

Большое влияние на развитие арт-терапии оказал психоанализа. В соответствии с принципами психоаналитической концепции конечный продукт творчества пациента расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике (что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное пациентом).

Например, для К. Юнга терапия творчеством являлась способом изучения бессознательного. Идеи К. Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на арт-терапевтов.

Как терапевтическая техника, творчество впервые было применено Маргарет Наумбург, которая была воспитана в духе традиционного психоанализа, при этом акцент делался на свободные ассоциации и интерпретации. В ходе психоаналитических сессий М. Наумбург предлагала использовать спонтанный рисунок как вспомогательную технику. Возникающая в этом подходе экспрессия, благодаря искусству становилась фундаментом, на основе которого психологи проводили интерпретацию конфликтных ситуаций клиентов.

Сущность подхода М. Наумбург. В своей работе она опиралась на идею З. Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты, то есть те феномены, которые исследуют терапевты во время психоанализа [ А.А. Осипова. Общая психокоррекция ].

В начале 1950-х гг. продолжательницей работ М. Наумбург стала Эдит Крамер, которая представляла другое отношение к арт-терапии, работая исключительно с детьми. Э. Крамер утверждала, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора. Э. Крамер считала, что задача терапевта состоит в приобщении клиентов к творчеству и в предоставлении им эмоциональной поддержки. В такой арт-терапии ведущий играл роль скорее учителя и художника, нежели пассивного интерпретатора. Возник спор между двумя концепциями - одна подчеркивала творческий аспект художественного опыта, другая делала упор на терапевтический инсайт, полученный при помощи искусства.

Большое влияние на развитие арт-терапии оказала и Ханна Якса Квятковска, включившая ее в процесс диагностики и лечения семей.

Сущность ее подхода. Работая в Национальном институте психического здоровья,X.Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтически и укрепляет семейные отношения в целом. Семейные рисунки предоставляли большое количество диагностической информации о связях между членами семьи и о том, как они видят свои роли в семье.

Американский арт-терапевт Шон Мак-Нифф рассматривает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.

Ш. МакНифф описывает различные методы работы, включающие, в частности, работу с образами и эмоциональными реакциями участников групп, разговоры с образами в форме диалогов, их художественное описание, визуализацию и перформанс.

Британский арт-терапевт и художник Андриан Хилл утверждал, что изобразительная деятельность обладает способностью отвлекать пациента от болезненных переживаний и помогает ему концентрировать внимание на процессе выздоровления.

В 1960-х гг. арт-терапия уже считалась отдельной профессией. Стать самостоятельной терапевтической техникой арт-терапии позволило Гуманистическое направление в психологии; при этом в арт-терапии особенное внимание уделяется самому процессу творчества. Это позволило арт-терапевтам обрести новую профессиональную идентичность, и вскоре они начали работать в различных областях науки.

Современные арт-терапевты работают в поликлиниках, центрах социальной помощи, школах, больницах, домах престарелых, консультативных центрах для людей, зависимых от наркотических веществ, проводят индивидуальную и групповую психокоррекцию, участвуют в специальных образовательных программах, работают с детьми с ограниченными возможностями.

Современная арт-терапия делает большой акцент на самом процессе творчества, а не на его продукте, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия.

Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества), и посредством вербализации продукта творчества помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.

Основные понятия и принципы арт-терапии.

 

Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия - метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

Современная арт-терапия рассматривается как междисциплинарное явление.

Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин.

Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, таким как:

- решение проблем социальной и психологической дезадаптации;

- развитие человеческого потенциала;

- повышение уровня психического, соматического и духовного здоровья и т.д.

Методы арт-терапии предполагают использование клиентом различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.

 

В настоящее время арт-терапия рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, и реализующий на практике ряд функций социализации личности: адаптационную, коррекционную, мобилизующую, регулятивную, реабилитационную, профилактическую.

 

Арт-терапия, как метод психологической помощи, может применяться в работе с различными категориями граждан и способствует:

- развитию творческих способностей;

- повышению самооценки и росту самосознания;

- развитию эмоционально-нравственного потенциала;

- формированию умения решать внутренние и групповые проблемы;

- формированию умения выражать эмоции;

- формированию умения разрешать конфликтные ситуации, снятию напряжения, релаксации;

- развитию коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

- «включению» особого способа видения событий окружающего мира (способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым);

- развитию способности видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям;

- развитию способности воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле.

 

Арт-терапевтический процесс обладает рядом особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т.д.) и отражают процесс творческой экспрессии.

Творческие потенции заложены у каждого человека на разной глубине подсознания, и «вытащить» их в сознание возможно, только опираясь на личную индивидуальность [ Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества ].

Понятие творчества охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных